|
Общая схема посещения туалета такова:
Разумеется, вы не можете "требовать", чтобы ребенок сходил по большому в унитаз. Это лишь стеснит его и сделает успех менее вероятным. Вначале такие события нужно воспринимать как случайные, которые от него и не очень то требовались, ведь требовалось только посидеть. В течение 20 минут дайте ребенку две возможности сходить по большому. Два раза с перерывом в 10 минут сажайте его на унитаз на 5 минут. Так ребенок сможет избежать разочарования и неудобства от слишком продолжительного сидения на унитазе. Даже если и при этом он не сделает больших дел, он успешно выполнит часть задания, и для начала вознаградите его просто за то, что он посидел.
Важно, чтобы постепенно вы начали приучать ребенка оставаться в туалете без вас. Начать делать это можно тогда, когда вы убедитесь, что он может продолжать сидеть на унитазе без вашей помощи и без словесных напоминаний. После того, как вы привели ребенка в туалет или проследили за тем, чтобы он сел (в зависимости от степени его потребности в помощи), оставайтесь в туалете все меньше и меньше времени. Приучайте его к этому постепенно. Сначала сделайте вид, что вас интересуют в туалете какие-то другие вещи. Затем стойте в дверях и, наконец, выходите из помещения совсем. Даже тогда, когда вы больше не остаетесь с ним в туалете, вам нужно по-прежнему проявлять свое внимание к нему и награждать его в случае успеха. Возвратитесь назад, чтобы похвалить и вознаградить его, и при необходимости помогите ему завершить процесс. Когда ваш ребенок станет ходить в туалет постоянно, можно будет начать отказываться от поощрений, как и при обучении любым другим новым умениям.
Ведение записей продолжается в течение всего периода обучения ребенка умению делать большие дела в туалете. Прикрепите таблицу к стене недалеко от унитаза. Обведите кружочками часы, которые обозначены в вашем расписании как часы похода в туалет. Каждый раз, приводя его в туалет, отмечайте в таблице, сухой он или мокрый, испачкал ли штанишки (С, М, Ст) и что он сделал в туалете (С, М, Ст). Эта таблица имеет тот же вид, что и таблица, которой вы пользовались в течение двухнедельного периода. Отличие ее будет лишь в том, что теперь вы не будете делать отметки каждый час. Если вы ведете ребенка в туалет (или если он испачкал штанишки) не в то время, которое фигурирует в вашем расписании, запишите время и результат в той же таблице. Тщательная запись достижений важна не менее чем обсуждаемая сейчас стратегия обучения. Ежедневное ведение записей будет служить вам не только свидетельством того, как идут дела, но и напоминанием о том, что нужно следовать учебной программе регулярно.
Просматривая неделя за неделей свои записи, вы сможете получать ответы на некоторые важные вопросы. Водите ли вы его в туалет в наилучшее для этого время? Помните, мы предлагали вам придерживаться только что составленного расписания одну неделю, а затем проверить, не нуждается ли оно в каких-нибудь изменениях? Если каждый раз, когда в соответствии с расписанием вы приводите ребенка в туалет и обнаруживаете, что его штанишки грязные, вам следует сдвинуть время похода в туалет на 15 минут назад. Если же он пачкает штанишки вскоре после того, как вы его водили в туалет, вам нужно изменить расписание так, чтобы впредь водить его в туалет на 15 минут позже. Вы можете также обнаружить, что с того момента, как ребенок начал демонстрировать владение обсуждаемым умением, он стал делать большие дела только один раз в день. В этом случае вы можете в своем расписании отменить походы в туалет, которые следуют за успешным походом. После внесения изменений в расписание работайте по нему минимум одну неделю, прежде чем изменить его вновь. Изменяйте его только в том случае, если ваши записи в течение не менее чем пяти дней ясно указывают на изменение графика. Заметен ли прогресс? Одной из наград за ваши усилия станет подтверждение, что ребенок учится. Бывает, что, занимаясь с ним каждый день, мы не замечаем явных изменений. Увидеть реальные сдвиги, произошедшие за последние недели, вам помогут ваши записи. В конце каждой недели по данным своей таблицы вы можете подсчитать: 1) сколько раз он сделал свои дела в штанишки и 2) сколько раз он сделал это в унитаз. Записывайте эти суммарные значения каждую неделю. Если число "аварий" будет уменьшаться, а число случаев, когда он делает большие дела в унитаз, увеличиваться, значит, прогресс есть! В приводимом ниже примере вы увидите, что в первые четыре недели особого прогресса не наблюдалось, но потом ситуация постепенно стала улучшаться. Иногда прогресс бывает более быстрым, чем в данном случае, иногда - гораздо более медленным. Аккуратное ведение записей позволит вам заметить сдвиги, которые без этого вы могли бы и не увидеть. Говорящие о прогрессе объективные данные ваших записей - награда вам!
Последние замечанияЭту программу гораздо легче описать, чем провести в жизнь. Заниматься по ней на деле - значит помнить расписание и бросать свои дела, чтобы вовремя повести ребенка в туалет. Это значит каждый день по несколько раз, когда приходит время, дважды снимать и надевать подгузники (из-за того, что нужно высадить его на 5 минут, потом, через 10 минут - опять на 5 минут). Это значит продолжать менять грязные подгузники и в другое время, стараясь при этом отнестись к "аварии" как к свершившемуся факту. И, главное, это значит быть полной энергии и готовой похвалить ребенка за каждый шажок. Конечно, временами вы будете терять надежду, испытывать разочарование, неуверенность и грусть. У вас будут дни, когда другие события не позволят вам соблюдать расписание. Вам будет казаться, что что-то вы делаете неправильно, если ваш ребенок пачкает штанишки и расписание эти моменты не "улавливает". У вас часто будет появляться непреодолимое желание изменить расписание, не дожидаясь, пока пройдет неделя. Вы будете... стоп! Не будем больше углубляться в возможные проблемы. Если вы будете упорно придерживаться программы, несмотря на то, что это нелегко, вы добьетесь успеха.
Продолжайте пользоваться подгузниками Пусть ребенок носит подгузники до тех пор, пока вы не сумеете начать учить его делать в туалете малые дела. Распознавайте сигналы, подаваемые ребенком Отслеживайте сигналы ребенка, которые он может подавать не только в те периоды, которые отмечены в расписании, но и в другое время. Подготовьте сцену Сажайте ребенка на унитаз Оставляйте ребенка в туалете одного Оценивайте прогресс Обучение ребенка умению делать в туалете малые делаСчитать ребенка готовым к обучению этому умению можно в том случае, если: 1) у него бывает стул во время первого пятиминутного высаживания (так что второй раз высаживать его не нужно) и 2) в течение обычной недели у него бывает не больше одной "аварии". Вы готовы приступить к работе, если вы только что закончили ведение двухнедельных наблюдений за большими и малыми делами и составили расписание походов в туалет. Но если вы до этого учили ребенка делать в туалете большие дела, а сейчас нашли, что он готов учиться делать там малые дела, значит, вам нужно еще раз провести двухнедельные наблюдения точно так же, как перед началом работы по первой программе. Определите время, когда вы будете водить ребенка в туалет по малым делам, и непременно включите в свое новое расписание время походов в туалет по большим делам. Программа обучения умению делать в туалете малые дела с небольшими изменениями повторяет состоящую из семи шагов программу обучения умению делать в туалете большие дела. Поэтому мы не будем повторяться, а лучше поясним, чем новая программа будет отличаться от той, которую вы уже изучили. Пользуйтесь в течение дня тренировочными штанамиИтак, пришло время освободить в дневное время вашего ребенка от подгузников и непромокаемых штанишек и перейти на тренировочные штаны. Поначалу это будет создавать для вас дополнительные неудобства, так как повлечет за собой множество "аварий" и появление луж. Однако пройти через все эти неудобства необходимо. С точки зрения ребенка, подгузники всегда существовали для того, чтобы их мочить. Лишая его подгузников, вы как бы говорите ему, что то время прошло. Тренировочные штаны носят дети, которые учатся ходить в туалет! Ночью, тем не менее, по-прежнему надевайте на него подгузники. Сажайте ребенка на унитазПри обучении умению делать малые дела в унитаз ребенка нужно побуждать сидеть на нем 5-10 минут. Если он ничего не сделает, уведите его из туалета до следующего отмеченного в расписании раза, если, конечно, он не подаст сигнала о том, что ему нужно по маленькому раньше.
Пользуйтесь в течение дня тренировочными штанами. Освобождайте своего ребенка на день от подгузников и непромокаемых штанов. На ночь подгузники по-прежнему надевайте. Учитесь распознавать сигналы, подаваемые ребенком. Отслеживайте сигналы ребенка, которые он может подавать не только в те периоды, которые отмечены в расписании, но и в другое время. Подготовьте сцену Сажайте ребенка на унитаз Оставляйте ребенка в туалете одного Ведите записи Оценивайте прогресс Умение самостоятельно ходить в туалетГотов ли к этому ваш ребенок?Вы водите ребенка в туалет по расписанию. Когда он освоит умение делать свои дела в унитаз до такой степени, что аварии будут случаться не чаще одного раза в неделю, это будет означать, что он, возможно, готов ходить в туалет сам. Если же в ответ на все приводимые ниже вопросы вы скажете "да", значит, ваш ребенок готов к этому определенно.
Помните, мы говорили в начале этой главы, что ребенок, который полностью отработал умение пользоваться туалетом, способен выполнить довольно много отдельных действий. Вот перечень этих действий:
Итак, теперь ваш ребенок умеет садиться на унитаз и делать свои дела. Возможно, он в состоянии выполнять еще несколько действий. Как вы видите, если он научился делать шаги с 4 по 11, значит, уже можно говорить о самостоятельном поведении в туалете. Если ваш ребенок не умеет делать какие-нибудь из перечисленных шагов, ваv следует начать учить его этому так, чтобы после того, как он распознает момент, когда нужно идти в туалет, и войдет в туалет, он смог сам проделать там все, что нужно. Возможно, вы как раз сейчас занимаетесь обучением ребенка этим навыкам, но все-таки стоит коснуться некоторых из них. Спускает штаны (шаг 4). Это действие, также как надевание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вытирание рук - к умению ухаживать за собой, и для самостоятельного пользования туалетом ребенок должен владеть ими. Прочитайте главу 9 и обратитесь к приложению В, в котором даются указания по составлению конкретных программ обучения навыкам, относящимся к умению одеваться и умению ухаживать за собой. Использует туалетную бумагу по назначению (шаг 7). Этот шаг во всей процедуре осваивается детьми, пожалуй, в последнюю очередь, хотя учить их пользоваться туалетной бумагой следует на всем протяжении периода обучения умению делать в туалете большие дела. Ребенок должен научиться не только делать туалетной бумагой "короткий взмах". Вам нужно будет показать ему, сколько туалетной бумаги отрывать (больше одного листочка, но меньше целого рулона). Вам придется следить за тем, как он вытирается, призывая его делать это помедленнее, может быть даже направлять его физически и заставлять повторять свои действия до тех пор, пока он не будет чистым. Поскольку использование туалетной бумаги по назначению - наименее привлекательный шаг (которому, тем не менее, все равно приходится обучать), вам и вашему ребенку будет легко как бы не замечать его. Однако не надо поддаваться этому соблазну! Надевает штаны (шаг 8). Вернитесь снова к шагу 4. А затем, для того чтобы ваш ребенок сумел ходить в туалет совершенно самостоятельно, займитесь умениями, связанными с застегиванием: молнии на брюках, пуговиц и кнопок, пряжки ремня. Однако пока после завершения процедуры в туалете помогать ему справляться с этими действиями можете вы. Когда вы решите, что пора заняться всеми этими молниями-пуговицами-пряжками, обратитесь к главе 9 и приложению В. Спускает воду (шаг 9). Это самый легкий и самый любимый детьми шаг. В течение всего времени обучения умению делать в туалете большие и/или малые дела вы будете побуждать его спускать воду после того, как он сделает свои дела в унитаз. Вполне возможно, это легко станет частью всей процедуры, хотя напоминания, возможно, и будут требоваться. Моет и вытирает руки (шаги 10 и 11). Обучать ребенка этим навыкам нужно, но не ждите, пока они будут полностью освоены, чтобы приступить к шагам 1-3: Идет в туалет.
Следует иметь в виду, что ребенок может научиться хорошо делать каждый отдельный шаг и, тем не менее, не уметь выполнять всю их последовательность гладко и без ваших повторных указаний. Но для того, чтобы он стал по-настоящему независимым в том, что касается отправления естественных нужд, ему необходимо уметь проделывать самостоятельно всю процедуру. Вам нужно будет постепенно отказываться от напоминаний. После того, как он сделает шаг, удержитесь на минутку от напоминания и посмотрите, не сделает ли он следующий шаг сам. Если вы увидите, что ему требуется напоминание, попробуйте вместо прямого указания спросить: "Что ты делаешь дальше?" Со временем вы будете напоминать все меньше и меньше, а уходить из туалета на все более длительное время.
Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете все, что нужно, можно начать учить его - сначала самостоятельно входить в туалет, а затем распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на унитаз. Как научить ребенка ходить в туалет. Каждый из перечисленных ниже шагов отрабатывайте до тех пор, пока ребенок не научится правильно делать его во время 3-4 походов в туалет. После этого переходите к следующему шагу.
Оттягивает момент мочеиспускания или стула до тех пор, пока не окажется на унитазе. Когда придет время обычного похода в туалет, прежде чем повести туда ребенка, немного подождите. Для начала минут 10. (Необходимость таких мер объясняется тем, что при достаточно частом высаживании ребенок может никогда не научиться чувствовать, как наполняется мочевой пузырь.) Он должен узнать, что такое ощущение натяжения является сигналом, означающим: "Пора идти в туалет". Откладывая поход в туалет, вы тем самым даете ему возможность почувствовать это наполнение. Во время такой задержки может случиться всякое:
Помимо моментов, отмеченных в расписании, ребенок может давать вам понять, что ему нужно в туалет, и в другое время. Он может тянуть вас туда, показывать на туалет, произносить соответствующее слово или издавать звук. Когда он делает это, ведите его в туалет и сразу награждайте, независимо от того, сделает он свои дела там или нет. Позже, когда он регулярно будет показывать вам, что ему нужно в туалет, вы будете поощрять его, только если он сделает свои дела. Когда бы ребенок ни пошел в туалет сам и ни воспользовался унитазом по назначению, хвалите и награждайте его. Мы часто слышим от родителей, что их ребенок полностью обучен, потому что он всегда делает свои дела по расписанию. Воспитательница, занимающаяся с тем же ребенком, может найти его необученным совсем, потому что она никогда не водит его в туалет по расписанию. Разумеется, ни то, ни другое неверно. Истина заключается в том, что он освоил некоторые шаги, но не все. Он может до сих пор зависеть от взрослого, который должен отвести его в туалет. Родители часто не решаются начать учить самостоятельному поведению ребенка, который прекрасно следует расписанию. Можно понять, почему снова начнутся случайные "аварии". Однако конечный результат стоит ваших усилий! Вопросы и ответыВас не удивит, если, начав заниматься с ребенком умением пользоваться туалетом, вы обнаружите, что не все идет так гладко, как должно, если судить по этой главе. Наш опыт выявил ряд вопросов, которые часто задают родители. Нужно ли для достижения успеха заниматься по этой программе каждый день? При обучении умению пользоваться туалетом непрерывность и постоянство важнее, чем при обучении любым другим навыкам. Ребенок, который учится делать свои дела в унитаз, будет сбит с толку, если в какие-то дни вы будете терпеливо водить его в туалет и проделывать там с ним все, что нужно, а в другие дни не станете с этим спешить. Конечно, иногда обстоятельства в вашей семье будут ставить на первое место другие вещи, иногда ребенок может быть болен или вы сами по каким-то причинам не будете чувствовать себя в состоянии водить его в туалет. Случайный сбой не повлечет за собой провала. Но несоблюдение принципа непрерывности вообще может свести на нет ваши усилия добиться успеха. Всегда ли один и тот же человек должен заниматься с ребенком по программе обучения умению пользоваться туалетом, или его могут подменять другие члены семьи? Постарайтесь, по возможности, привлечь к решению этой задачи остальных членов своей семьи. Однако, прежде всего, им необходимо будет понять, что вы делаете. Для этого им нужно провести с вами некоторое время. Им следует прочитать данную главу и вместе с вами обсудить программу. Кроме того, каждому из вас следует понаблюдать за остальными, чтобы убедиться в том, что вы действуете единообразно и требуете от ребенка одного и того же. Мой ребенок занимается по программе обучения умению пользоваться туалетом в детском саду. Не собью ли я его с толку, если дома буду пытаться учить его тому же, пользуясь подходом, описанным в этой книге? Да, сбить с толку можно, но только если ваши требования к нему будут отличаться от требований воспитательницы. Обучать умению пользоваться туалетом лучше всего дома, и ваша воспитательница должна радоваться, что вы пытаетесь делать это. Поговорите с ней, покажите книгу и согласуйте свои требования. Более того, если вы уже научили ребенка самостоятельно делать некоторые шаги, составляющие главное умение, а воспитательница или другие члены семьи продолжают выполнять соответствующие действия за него, поговорите с ними о вашей программе и объясните, что нужно позволять ему делать самостоятельно. В этой главе говорится, что, когда ребенок сделает свои дела в унитаз, я должна дать ему награду. Значит ли это, что я должна давать дочке еду, когда она еще сидит на унитазе? Поначалу важно поощрять ее успехи сразу, как только она сделает свои дела, то есть пока она еще сидит на унитазе. В этом случае ей будет ясно, за что именно ее наградили. Позже, когда она научится делать свои дела в унитаз, вам захочется дать ей возможность сделать следующий шаг (надеть штанишки, вымыть руки и т.п.) и наградить за его успешное выполнение. Важно помнить, что после того, как ребенок освоит тот или иной шаг, хвалить его за этот шаг, если он сделан правильно, все равно нужно. Когда я сажаю своего ребенка на унитаз, он тут же начинает проявлять интерес к туалетной бумаге - разматывает ее и запихивает в унитаз. Что я должна делать: убирать туалетную бумагу из туалета на время, пока он там, или учить его не играть с ней? Пока бумагу следует убрать. Она отвлекает ребенка, а это значит, что все свое внимание вы вынуждены отдавать его игре с ней. Если же вы сможете сосредоточиться на том деле, которое он должен сделать, убрав отвлекающие его вещи, вы создадите для него такую учебную ситуацию, которая обеспечит более высокие шансы на успех - облегчит задачу сделать свои дела в унитаз. Когда и как я должна учить своего сына мочиться стоя? Сначала большинство детей лучше всего сажать на унитаз. Если мальчики будут сидеть на унитазе спиной к вам, им потом легче будет учиться делать малые дела стоя, так как они научатся понимать разницу между двумя процессами - стулом и мочеиспусканием. Если ваш ребенок уже научился мочиться сидя на унитазе и если он уже достаточно подрос для того, чтобы делать это стоя (если же он еще мал ростом, может понадобиться широкая скамейка), используйте наглядный пример - попросите папу или брата показать ему, как это делается. Я пыталась учить своего ребенка делать в унитаз большие дела, но она не хочет даже садиться на него. Плачет, слезает с унитаза и убегает из туалета. Как мне убедить ее? Вообще, если программа не работает, этому могут быть определенные причины. Вам следует подумать, нет ли их в вашем случае. Если вы уверены, что дочка готова учиться делать большие дела в туалете, проверьте еще раз:
Кроме того, важно ответить на вопрос, часто ли вы сталкиваетесь с подобной реакцией на свои требования, отчего эти требования приходится снимать. Если это типичная реакция, старайтесь не замечать ее, не обращать внимания на такое поведение. При этом настаивайте, чтобы ребенок оставался сидеть на унитазе. Попробуйте подойти к этой проблеме и с другой стороны. Спросите себя, вдруг она не хочет вашей награды. А может быть она испытывает вас - не наградите ли вы ее и так. Не забывайте, что эта программа для нее - нечто совершенно новое. Ее может изумлять тот факт, что вы уже больше просто не меняете ей подгузники. Сделайте для нее задачу как можно легче. Вы увидите, что ей часто будет нужна дополнительная поддержка и замедление темпа. Вам следует потребовать от ребенка даже меньше, чем предполагает первый шаг (сделать свои дела в унитаз), и поработать над вовлечением ее в решение вашей общей задачи - сделать так, чтобы она научилась сидеть на унитазе. Обдумав то, что происходило, и убедившись, что вы предъявляете ей такие требования, которые она может выполнить, будьте тверды и настаивайте, чтобы она делала то, что вы от нее хотите. Будьте готовы немедленно наградить ее. Ей не так уж сильно захочется убежать, если она будет знать, что она получит свое любимое угощение только в том случае, если будет сотрудничать с вами в ситуации, когда нужно сделать в туалете большие (или малые) дела. ОТДОХНИ!
| ![]()
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|