Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   1 |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   10  |   11  |   12  |   13  |   14  |   15  |   16  |

Раздел I
Основные принципы обучения ребенка

Глава 5

Оборудование сцены

Если в кухне есть два свободных стула, вы, скорее всего, не сядете на пол. Куда сесть "подскажет" мебель. Даже удивительно, как много из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Стулья говорят: "Сюда можно сесть". Плита вам этого не скажет.

Ребенок, который учится подметать пол, вряд ли сможет сосредоточиться на этом занятии, если комната захламлена, если включен телевизор, если за окном играют его друзья или поблизости лежит новый мяч. Мяч не удержится и скажет: "Брось меня!", и голос его будет громче, чем голос мусора!

Как бы ни был талантлив актер и как бы ни был хорош сценарий, спектакль получится хуже, если сцена не будет оборудована должным образом. Если костюмы подобраны плохо или декорации мешают актерам свободно двигаться, спектакль ни за что не получится таким, как задумывалось.

То же самое происходит и с процессом обучения.

Как бы тщательно ни был разработан на бумаге учебный план, ваша "постановка" не будет успешной до тех пор, пока вы столь же тщательно не ОБОРУДУЕТЕ СЦЕНУ. Иногда даже самый прекрасный учебный план терпит фиаско, если его приходится реализовывать в неподходящих для обучения условиях. Если не дать себе труда подумать об этом, ребенка будет отвлекать шум, игрушки и прочие вещи. Ваша задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ему, что можно, а что нельзя, чего от него ждут, а чего - нет. Не ставьте себя в заведомо трудное положение, когда вы будете пытаться донести до ребенка одно, а все вокруг будет говорить о другом.

Иными словами, обстановка должна облегчить ребенку выполнение заданий и обеспечить условия, при которых влияние отвлекающих факторов будет минимальным.

Организация среды

Для того, чтобы понять, как сделать, чтобы среда способствовала эффективному усвоению материала, прежде, чем начать урок, нужно ответить на три вопроса:

1. КАКОЕ ВРЕМЯ подойдет для занятий лучше всего?

2. ГДЕ проводить занятия?

3. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ потребуются для занятий?

Какое время подойдет для занятий лучше всего?

Постарайтесь в течение дня найти для занятий 10-15 минут и спланировать свои дела так, чтобы такие уроки можно было проводить 3-5 раз в неделю. Это, конечно, усредненные цифры. Есть дети, способные концентрировать внимание только на 5 минут, а есть дети, которые могут, не отвлекаясь, заниматься 20 минут и дольше. Некоторыми вещами, скажем, катанием на трехколесном велосипеде, достаточно заниматься вообще раз в неделю и при этом добиваться прогресса. Но есть навыки, такие, как, например, умение пользоваться туалетом, чему необходимо уделять внимание каждый день.

Нельзя сказать, что существует определенное время дня, наиболее приемлемое для занятий. Правильнее всего ориентироваться на те часы, когда вы более всего способны целиком посвятить себя ребенку. Понятно, что это будет время, когда вы сможете позволить себе забыть хозяйственные заботы, время, когда остальных детей поблизости нет, то есть, относительно спокойное время. Подумайте также о самом ребенке и не занимайтесь тогда, когда он может быть усталым или голодным.

Сначала все это может показаться нереальным. Сколько у вас вообще бывает свободного времени? И откуда вам знать, когда вам захочет позвонить ваша подруга? Да, конечно, идеального времени не существует, но все же постарайтесь выбрать наиболее подходящее, а в случае необходимости внесите коррективы.

Помните!

Эти рекомендации мы даем вам только для того, чтобы помочь выбрать наиболее подходящее время для плановых уроков. На них ваш ребенок будет осваивать новые навыки.

Но для их совершенствования и для того, чтобы научиться получать от них удовольствие, требуется дополнительное время. Что ж, в течение дня бывает множество удобных моментов (две минуты тут, 10 минут там), когда вы (или другие члены семьи) можете вовлечь ребенка в незапланированные, пришедшиеся к случаю занятия. Эти моменты также очень важны.

Где заниматься?

Успех занятий в большой степени будет зависеть от места их проведения. Поэтому его нужно выбирать очень внимательно. На чем бы вы ни остановились - спальне, уголке гостиной или заднем дворике - место должно быть как можно дальше от повседневных отвлекающих факторов и помех в занятиях. Кроме двух вещей - вас и учебных пособий - ничто не должно привлекать внимания ребенка. Поэтому, как это часто бывает и с другими родителями, вы увидите, что придется убрать подальше лишние игрушки, клетку с птичкой, телевизор, а может быть, даже дядюшку Эда.

После того как вы выберите место, позанимаетесь там пару дней и убедитесь в правильности своего выбора, именно там нужно будет заниматься каждый раз. Ваш ребенок скоро привыкнет к тому, что именно туда он приходит учиться.

Какие материалы потребуются для занятий?

Для большинства занятий требуются определенные материалы. Попробуйте взглянуть на них с точки зрения ребенка. Интересны ли они, приятно ли на них смотреть? Легко ли их держать в руке и передвигать? Не слишком ли они малы? Не слишком ли тяжелы? Безопасны ли они? Сломаются ли они, если их случайно уронить? Выбор материалов определяется целью занятий. Но вообще, всегда приходится задавать себе вопрос: "Сможет ли мой ребенок с помощью этих материалов сделать то, чего мы от него ожидаем? И не вырастут ли его шансы на успех, если их заменить другими?"

Например, когда вы начинаете учить ребенка играть, то понимаете, что большой мяч ловить легче, чем маленький, крупные бусины нанизывать легче, чем мелкие, а везти легче пустую тележку. Позже вы перейдете к теннисным мячикам, меньшим бусинкам, а в тележку посадите младшего братишку. Головоломка из трех элементов проще, чем из пяти, которая, в свою очередь, проще, чем из девяти. Работать за столом удобнее, если и стол, и стул подходят ребенку по росту. Что же до умения одеваться, то поначалу легче справляться с одеждой, которая немного велика.

Не стоит ли подумать и о том, как сделать, чтобы ребенку удобнее было иметь дело с предлагаемыми материалами. Что можно сделать, например, если цветная бумага скользит по столу? Если вешалка для пальто находится слишком высоко? Или если мешочек с бобами не попал в лунку в картонной коробке?

Некоторые дети имеют несколько физических или сенсорных нарушений. Если у вашего ребенка нарушение опорно-двигательного аппарата, то вы знаете, что некоторыми игрушками или предметами одежды ему нелегко будет пользоваться. Что ж! Надо искать, надо заменить их другими предметами, если вам (или педагогу и специалисту по ЛФК) известно, что с этим ему трудно справляться. Если ребенок плохо слышит, то все равно можно следовать программе - просто добавьте знаки, жесты или элементы любого другого языка общения, который больше всего подходит вашему ребенку. Если ребенок плохо видит, можно пустить в ход материалы более крупные, ярче окрашенные или имеющие выпуклости по типу шрифта для незрячих. Здесь важно, что именно Вы лучше всех знаете своего ребенка. Вы знаете как сильные, так и слабые его стороны. Пользоваться можно любыми игрушками, материалами, "играть" на любой сцене, которая, на ваш взгляд, будет способствовать наибольшему успеху.

Последний штрих к разговору об оборудовании сцены

Мы сознаем, что классная комната, о которой мы говорили, на самом деле - не класс в школе или детском саду, а комната или часть комнаты в вашем доме. А в доме, каждый знает, могут случаться и неожиданные вещи: звонки соседей, шумные игры детей под окном, ломающиеся учебные пособия, головная боль.

Такие вещи не только отвлекают, но и раздражают, однако избежать их вряд ли возможно. И тем не менее, раз вы выбрали время, место и материалы, непредсказуемые помехи все-таки не будут такими уж частыми. Они могут нарушить порядок одного-двух уроков, но ни в коем случае не расстроят ваш учебный план.

Терпение

Нам трудно писать о том, как организовать среду для ваших занятий. Нетрудно только признать ту истину, которую вы знаете и так, - обучение ребенка с особенностями развития - процесс медленный. Конечно, важно приступить к занятиям с уверенностью в успехе, но в то же время не следует отрываться от реальности. Набраться терпения. Ваша готовность постепенно и неуклонно продвигаться вперед, несмотря на возможные откаты и разочарования, сослужит ребенку хорошую службу.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK