|
Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать предметом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и подумайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связанную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за неделю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один навык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме порядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуманные занятия и большая практика. Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в настоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробовал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако , ограждать детей и подростков с особенностями развития от домашних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах. ОценкаПрежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.
При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:
Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками. Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка "Проблема"), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка "Не проблема"). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства. После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме "Навыки ухода за домом, выбранные для отработки" (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела "Степень владения" выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку "Проблема" раздела "Мотивация", выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.
На пути к независимости в делах, связанных с домашним хозяйствомУборка дома, стирка белья, готовка, использование инструментов, мелкий ремонт. Как видите, мы затронули широкий круг вещей, связанных с уходом за домом. Но как начать учить ребенка столь многочисленным и столь разным умениям? Вы уже хорошо начали, тщательно оценив умения ребенка в этой области. И теперь ваша работа будет заключаться в том, чтобы применить общую стратегию, которая была рассмотрена в главе 12, к конкретным задачам, сформулированным вами в форме "Навыки ухода за домом, выбранные для отработки". Стратегия предусматривает создание мотивации к применению навыков, обучение умению принимать решения относительно применения навыков и разработку цепочки конкретных дел. Поскольку примеры, которые приводятся в этой главе, не могут охватить все группы навыков ухода за домом, вам придется самим решать, как наш пример уборки комнаты приложить к другим задачам, например к стирке, к приготовлению пищи и т.п. Мотивация к применению навыкаНавыки ухода за домом, записанные вами под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ, - это навыки, которые ребенок умеет применить самостоятельно, но не делает этого без настойчивого понуждения. На самом деле большинству из нас мысль о необходимости выполнить ту или иную работу по дому не приносит особой радости. Поэтому, как и в главе 12, мы обратимся к поощрению как к средству создания мотивации. Все рассмотренные в предыдущей главе способы создания мотивации к применению навыков ухода за собой можно использовать и в ситуациях, которым посвящена данная глава. Чтобы вознаградить усилия ребенка по уходу за домом, хороши будут и ваше внимание, и любимые занятия, и жетончики. Примеры, относящиеся к работе по дому, продолжают иллюстрировать этот общий подход, а также, в дополнение к нему, "стратегии", касающиеся непосредственно навыков ухода за домом. Работа по дому важна и для вас, и для ребенка. Выполняя ее, он не только начинает чувствовать себя членом семьи, вносящим свой вклад в ее жизнь, но и приобретает привычки и умения, которые в дальнейшем смогут помочь ему с трудоустройством. Как выбрать для ребенка повседневные обязанности? Во-первых, обратитесь к навыку, основными шагами которого он овладел. Во-вторых, выберите работу, полезную для семьи, а не просто для того, чтобы чем-нибудь его занять. Просмотрите таблицу оценки состояния навыков ухода за домом и определите те виды работ, которые удовлетворяют этим требованиям. К ним можно добавить одну или две обязанности, потребность в которых возникает не так часто. Например, ребенок может выносить мусор или раскладывать по местам продукты. После завершения этой работы вам нужно будет пройти еще три шага, которые позволят как следует подготовиться к работе над программой развития навыков ухода за домом.
Как можно больше обсуждайте с ребенком различные виды трудовой деятельности. Вы можете предлагать ему конкретную работу и спрашивать, что хотел бы делать он. По ходу такой дискуссии следует составлять нечто вроде договора относительно каждого вида деятельности: как часто он будет это делать и как вы с ним будете "расплачиваться". Можно договориться, что сначала он будет выполнять определенную работу неделю. В течение этой недели важно беседовать с ним о том, "как идут дела". Вы должны быть уверены также, что ребенок понимает, что вы возложили на него реальную ответственность и что любая работа важна.
Начертите таблицу, которую можно повесить на стену, или сделайте карточку, которую ребенок будет носить с собой в портмоне. Вы (а желательно, он) каждый день после выполнения условленной работы можете делать в этой таблице отметки. Таблица станет ему наглядным напоминанием о том, что нужно сделать, а в дни "зарплаты" - важным свидетельством того, что работа выполнена. Еще лучше ввести балльную систему оценки сделанной за день работы, например:
Большинство детей и подростков, на которых рассчитана эта глава, способны понять такого рода балльную систему, а вам она даст хорошую возможность обсуждать с ребенком качество работы. Ему всегда нужно объяснять, почему он заработал ту или иную оценку (что он сделал хорошо, а что мог бы сделать лучше). Спустя некоторое время он сумеет достаточно хорошо изучить эту систему и сможет выставлять себе оценки сам, сообщая вам, почему он оценил свою работу так, а не иначе.
Система оплаты трудаВыдача зарплаты как вознаграждения за выполненную работу не только усиливает мотивацию, но и предоставляет ребенку естественную возможность развивать умение обращаться с деньгами. Если вы разрешаете ему тратить деньги, вместо того, чтобы разрешить заработать их, вы ему не помогаете. Вы сумеете лучше подготовить его к будущему, если будете регулярно давать ему возможность выполнять работу по дому и поощрять его ответственное отношение к ней. Несмотря на то, что существует общая тенденция не очень-то рассчитывать на подростка с особыми нуждами, иногда для его же блага лучше установить планку повыше.
Разумеется, вы можете решить, что будете расплачиваться не деньгами, а чем-нибудь еще. Не забывайте, что ваша похвала всегда будет желанной наградой и хвалить нужно независимо от того, что еще вы даете ребенку. Вы можете также угостить ребенка, когда он закончит работу, сыграть с ним в какую-нибудь игру или дать жетончик, чтобы он смог накопить на что-то, что ему очень хочется. Чем вы будете расплачиваться, зависит, главным образом, от возможностей и желаний вашего ребенка. Но что бы вы ни выбрали, вы должны быть уверены, что это будет воспринято им как награда. Ведь он, безусловно, заслужил ее. Если вы уже готовы начать приучать ребенка к работе по дому, ответьте на следующие вопросы: Какой вид работы по дому вы с ребенком выбрали в качестве его повседневной обязанности? Другая постановка вопроса: какие виды работ вы будете выбирать с помощью "рулетки"? ___________________________________________________
Как вы будете расплачиваться с ребенком? ___________________________________________________ Когда вы собираетесь обсуждать оценки и достижения ребенка, а также выдавать ему зарплату? ___________________________________________________
Принятие решений относительно применения навыкаЧтобы помочь ребенку научиться принимать решения относительно того, когда и как применять навыки ухода за домом, вам нужно сделать две вещи:
Чтобы помочь вам понять, как можно приложить эти принципы к работе со своим ребенком, мы приводим примеры взаимодействия Лиз с мамой во время мытья окон. Это умение Диз освоила настолько, что может сделать все основные шаги. Теперь, для того чтобы научить ее пользоваться им самостоятельно, мама ведет с ней беседу в форме вопросов и ответов.
Мама Лиз тратит свое время на вопросы и ответы. Она учит дочку обходиться без своей помощи, что тоже требует времени. Но этим она делает бесценное дело - ведет Лиз к независимости. Рассмотрим еще один пример использования четырех основных вопросов для обучения ребенка умению самостоятельно применять свои навыки. Здесь мы увидим, как эти вопросы помогают правильно подмести пол.
Разработка цепочки повседневных хозяйственных делПод цепочкой мы понимаем применение на практике двух или более навыков в должном порядке и без каких-либо напоминаний со стороны. Когда ваш ребенок научится правильно задавать вопросы и принимать решения относительно применения нескольких навыков ухода за домом, например будет знать, когда надо подмести пол, вытереть пыль, пропылесосить, значит, он уже готов объединить эти действия в единую цепочку (которую можно назвать уборкой комнаты). Цепочки хозяйственных дел во многом напоминают цепочки действий по уходу за собой. Критическими моментами являются моменты соединения отдельных "звеньев". Например, момент, когда пол подметен и нужно начинать вытирать пыль. Главное отличие состоит в том, что здесь "звенья" цепочки более сложные. Они часто требуют применения нескольких разных материалов и принятия большего числа решений по поводу начала работы, ее качества и окончания. Поэтому вам придется более систематически заниматься с ребенком, обучая его гладкому выполнению всей цепочки действий по уходу за домом. Первым шагом ваших занятий станет совместное с ребенком составление полного перечня всех видов работ, образующих цепочку. После того как вы определите каждое отдельное действие, составьте список необходимых материалов (эти списки могут состоять не из слов, а из картинок). Ниже приводится один из вариантов последовательности навыков, которые нужно пустить в ход, чтобы убраться в комнате. Этим примером можно воспользоваться как руководством для составления других цепочек хозяйственных дел. Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате
Возвращает мебель на место Работа, записанная в скобках, не должна выполняться во время уборки каждый раз. На самом деле, вы может начать всего с двух или трех действий. Когда их последовательность будет отработана, можно добавить остальные. Заметим, что некоторые звенья вашей цепочки, например уборка с помощью пылесоса, могут быть усвоены еще не до конца. Ребенок станет выполнять соответствующие действия совершенно самостоятельно только после дополнительных занятий. Например, в таком случае, как наш, вы можете решить, что ребенка нужно научить выбрасывать полный мешок от пылесоса. Когда ваш перечень будет готов, побудите ребенка сделать первый шаг. Ему необходимо научиться выполнять работу самостоятельно. Когда он будет заканчивать ее, пусть об этом сообщает вам, чтобы вы могли вместе проверить, насколько он продвинулся, сделать отметку в таблице и определить следующий шаг цепочки (с необходимыми для него материалами). Со временем вы начнете отказываться от своего участия в его деятельности. Ребенок сможет сам оценивать свои достижения, делать отметки в таблице и сверять по ней свой следующий шаг. А спустя еще какое-то время он уже будет в состоянии убрать комнату, не заглядывая в таблицу вовсе. Помните, главное в этой стратегии то, что каждый шаг цепочки становится сигналом к выполнению следующего. Сначала помогать распознать этот сигнал будете вы ("Что ты будешь делать дальше?"), но по мере освоения ребенком цепочки вы будете делать все, чтобы свести свое участие к нулю.
Помните о вознагражденииАнализируя вместе с ребенком каждый сделанный шаг, учите его проверять все шаги, чтобы в дельнейшем он смог самостоятельно оценивать качество исполнения работы. Не забывайте, что в деле развития самостоятельности очень важны не только поощрения в виде жетончиков или других наград, но и ваша похвала и ваше одобрение. Позовите остальных членов семьи взглянуть, как хорошо он сделал свою работу, и похвалить его. Посмотрим, как работает Лиз, которая уже научилась мыть окна и пылесосить, помогая себе вопросами и ответами.
Мелкий домашний ремонтМы еще раз коснемся темы мотивации и развития самостоятельности на примере другой группы навыков ухода за домом - навыков, связанных с мелким домашним ремонтом. Обычно в течение дня то и дело возникает необходимость что-то подрегулировать (закрыть окно, включить отопление), выполнить какие-то действия по поддержанию должного состояния (полить растения). Но часто мы сталкиваемся с неожиданными, неповседневными проблемами: перегорела лампочка, перегорели пробки, треснула штукатурка. Скорее всего, именно вы занимаетесь решением таких проблем. Однако привлечение к ним ребенка не только поможет ему овладеть соответствующими навыками, но и покажет, что выявление неполадок и их устранение является неотъемлемой частью повседневной жизни. Ребенок, способный сделать самый простой ремонт, не попадет в ситуацию, подобную следующей.
Большинство из нас учится производить мелкий ремонт в ходе повседневной деятельности. Но для некоторых детей умение справляться с возникающими проблемами не приходит так легко. Пустяковая поломка может стать причиной серьезного огорчения, если вы не понимаете, почему данная вещь не работает должным образом, или не знаете, как подступиться к этой поломке. Поэтому важно показать ребенку подходы к решению непредвиденных проблем. А навыки, связанные с умением производить мелкий домашний ремонт, должны формироваться намеренно, впрочем, как и любые другие.
Процесс обучения умению делать простой ремонт очень напоминает процесс обучения самостоятельному использованию навыков вообще, по крайней мере, основные шаги (или вопросы) и там, и там одинаковые.
Мы видим, что в таблице "Оценка состояния навыков ухода за домом" фигурирует много навыков, необходимых для поддержания должного порядка, и навыков, необходимых для мелкого ремонта. Когда вам нужно будет выполнять одну из таких работ, попробуйте для начала привлечь к ней ребенка как наблюдателя или помощника. Со временем вам захочется, чтобы он стал одним из ее исполнителей. А пока мы предложим вашему вниманию один из методов проведения структурированных практических занятий по обучению ребенка умению поддерживать порядок и производить мелкий домашний ремонт.
Для того чтобы ребенок лучше усвоил шаги, которые нужно сделать, чтобы произвести маленький ремонт, попробуйте поиграть в игру "Что-то не так". Сначала заниматься нужно будет регулярно, не реже трех раз в неделю, пока ребенок не поймет, в чем она состоит. На это может уйти несколько недель. Затем вам нужно будет заменить специальные занятия включением некоторых идей и вопросов из серии "что-то не так" в повседневную жизнь. 1. Что мне нужно сделать, и когда мне нужно это делать? Распознавание проблемы "Что-то не так". Цель игры - побудить ребенка распознать неполадку, которую вы нарочно создали в какой-либо комнате или другом помещении вашей квартиры. Например: Загляните в раздел, касающийся мелкого домашнего ремонта, таблицы "Оценка состояния навыков ухода за домом" (стр. 101-104). Подумайте, какие еще неполадки вы можете создать в своем доме. Одну из проблем запишите сюда: ____________________________________________________ Затем поставьте ребенка на середину комнаты, в которой появилась неполадка, и скажите: "Что-то не так. Можешь найти что?" Если потребуется, покажите ему то место или предметы, с которыми не все в порядке. Покажите, как исследовать это место. Научите проверять, работает ли тот или иной предмет или механизм, замечать, где находятся эти предметы, проверять под вещами и т.п. Вначале вам, возможно, придется направлять ребенка, сообщая, на правильном ли он пути. Оказывайте ему любую помощь, которая приведет его к обнаружению проблемы. Задавайте наводящие вопросы. Например: "Что нужно было бы сделать, если бы мои руки были грязные?" (нет мыла); "Представь, что мне захочется посидеть на диване и почитать?" (нет света, нет диванной подушки). Похвалите его, если он определит, что не так, сделайте очередную отметку или вознаградите как-нибудь иначе. Спустя некоторое время повторите игру с той же проблемой и с другими простыми неполадками. Занимайтесь, пока ребенок не научится быстро определять, что не так. Понять, что нужно делать. Когда ребенок распознает проблему, похвалите его и спросите: "Что нужно исправить?", "Как мы это исправляем?", "Мы сможем это сделать?" Если ответом на последний вопрос будет "да", то вы спросите дальше: "Что нужно сделать сначала?" Эти и другие вопросы мы представляем всякий раз, когда речь идет о попытке разрешить ту или иную проблему. Помогайте ребенку найти правильный ответ, а затем понемногу переставайте помогать. Определить, когда нужна профессионалъная помощь и кого вызвать. Хотя решение этих вопросов не войдет в вашу структурированную учебную программу, заниматься ими нужно, но по мере их возникновения. Вы можете обсуждать с ребенком возможные поломки в тех или иных системах, сами системы: как они называются, что они делают, где они, почему именно там, что может в них сломаться и кого вызвать, чтобы починить их. Речь идет о таких системах, как:
Удобным пособием для обучения ребенка умению пользоваться профессиональной помощью может стать набор карточек, на каждой из которых изображается одна из вышеперечисленных "систем" или один из тех, "кого надо вызвать" (с номером телефона, если нужно). Игра будет заключаться в подборе карточек, соответствующих друг другу. У вас может отнять много времени поиск таких картинок в журналах, но это задание можно поручить брату или сестре ребенка, с которым вы занимаетесь. Скорее всего, они возьмутся за него с энтузиазмом, довольные тем, что вносят конкретный вклад в процесс обучения. 2. Какие материалы мне понадобятся? Спросите: "Что тебе понадобится, чтобы исправить __________?", "Тебе понадобится отвертка?" (да/нет), "Где ты сможешь взять ___________?" После того как ребенок ответит на эти вопросы, побудите его принести необходимые вещи. Если нужно, покажите, где их взять, но со временем вам придется перестать помогать ему. Хвалите его, если он вспоминает, где лежат необходимые материалы. Вам легче будет перестать помогать ему, если вы заведете книжечку (или карточки) с иллюстрациями или описанием всего, что нужно для выполнения простых работ по дому или мелкого ремонта. 3. Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом? Выполнить последовательно все необходимые действия. Спросите ребенка: "Что мы делаем сначала?", "Хорошо, что дальше?" Задавайте такие вопросы на всем протяжении вашей совместной работы. Побуждая его называть каждый шаг, вы помогаете ему запомнить их последовательность. Для обучения многим видам мелкого ремонта можно пользоваться описанным в главе 9 методом инверсии. Пройдите первые шаги вместе с ребенком, а последний шаг позвольте ему сделать самостоятельно. Постепенно "отступайте назад", делая за него все меньше шагов. Пусть он учится все большую часть их выполнять самостоятельно, пока не дойдет до самого начала. Если вы выбрали для отработки два или три навыка из рассматриваемой области, то, наверное, стоит составить список главных шагов, из которых они состоят. Мы представим вам образец списка, составленного для такой простой операции, как замена электрической лампочки.
Почему бы вам сейчас не попробовать составить свой список действий по устранению неисправностей? 4. Когда работу можно считать выполненной и выполненной хорошо? Проверить, что получилось. Спросите ребенка: "Ты правильно сделал это?" (или "Все получилось?") Добавьте: "Откуда ты знаешь?" При необходимости побудите его проверить результаты и если неисправность все еще есть, пусть попробует снова. Убедите его не бросать дело, а если надо, звать вас на помощь. Важной частью умения разрешать возникающие проблемы является способность определять, когда и как обращаться за помощью. Ребенок, который научился просить о помощи в том случае, когда в результате попытки что-то починить убедился, что задача слишком трудная, действует как гораздо более самостоятельный человек, чем тот, кто хнычет, бросает дело или безуспешно пытается вновь и вновь. Пусть он испытает легкую досаду, которую во время работы иногда испытываем мы все. Здесь-то вам и надо побудить его задать самому себе соответствующие вопросы. Умение самостоятельно оценивать свою работу - это то, чему важнее всего научить. Почаще просите его проверять то, что он сделал, и говорить, правильно выполнена работа или нет. Убрать на место материалы. О каждом предмете, которым он пользовался во время работы, спросите: "Куда ты это положишь?" Затем побудите его убрать его в нужное место, Ребенку будет легче, если инструменты у вас хранятся в должном порядке - каждая вещь на своем месте. Если какой-то инструмент или другой необходимый в хозяйстве предмет вышел из строя, сделайте себе заметку, чтобы не забыть заменить его новым. Еще раз настоятельно советуем вам использовать лишь намеки, если ребенок в них нуждается. Помните, ваша цель -добиться того, чтобы он выполнял работу совершенно самостоятельно. Комментарии. Не каждый навык, отрабатываемый ребенком во время игры в "Что-то не так", потребует выполнения такого количества действий, как умение заменять лампочку. Например, для того, чтобы закрыть окно в холодный день, не нужны никакие материалы, и эта работа, возможно, не должна разбиваться на отдельные шаги. Но для такого занятия как, скажем, стрижка газона, потребуется много материалов и систематический подход. По прошествии нескольких недель ребенок, очевидно, будет разбираться в игре "Что-то не так" достаточно хорошо. И тогда ее можно будет уже включить в повседневную жизнь менее формально. Когда бы вы ни заметили, что что-то нуждается в регулировке, поддержании или починке, зовите ребенка и включайте его в игру. Спустя некоторое время вы уже сможете вполне успешно меняться ролями. Пусть ребенок создаст для вас какую-нибудь проблему, а затем проведет по всем этапам процесса ее разрешения. Почти каждый день дает нам возможности для развития навыков, относящихся к данной группе.
Несколько полезных советов
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||