|
Когда мы что-то сделаем хорошо, то признание и похвала тех, кого мы уважаем, бывают нам так приятны! И если сделанное влечет за собой что-то приятное, мы наверняка захотим сделать это еще раз. В этом - смысл и назначение поощрений. Роза расчесала волосы потому, что ей нравится, когда Алисия ее хвалит, а еще больше ей нравится награда в виде резиночки. Если побуждать ребенка таким позитивным образом, эффект будет больше, чем от негативных вещей - криков и препирательств. Они не нравятся никому. И что самое важное, если ребенок ожидает поощрения за совершение какого-нибудь действия, то и в следующий раз он захочет выполнить хорошо то, чего от него хотят. Но как именно срабатывает поощрение, делая учебный процесс эффективным? Поведение ребенка на занятии может носить характер, соответствующий, в общем, одному из четырех типов. Он может:
Два последних типа поведения можно расценить как хорошие (желательные). Их следует поощрять сразу. Два первых - как плохие или нежелательные. Они не должны поощряться вообще. Как будто просто? И тем не менее, одна из самых распространенных ошибок - поощрение на занятиях ВСЕХ описанных выше типов поведения. Это происходит из-за неполного понимания назначения поощрения и неумения им пользоваться. Давайте рассмотрим различные типы поощрений и подумаем, как каждое из них может использоваться или не использоваться во время проведения занятия. Виды поощренийВнимание Для ребенка самая главная награда - ваше внимание, а проявить его вы можете разными способами. Вы можек улыбнуться, обнять его, поаплодировать, подбодрить похвалить, но это еще далеко не все. Вы дадите ребенку понять что у него получается хорошо, если просто похлопаете его по спине и воскликните: "Отлично!" И именно потому, что ваше внимание - столь могущественная сила, которая способна закрепить модель предшествующего ей поведения, вы должны пользоваться ею особенно разумно. И потом, разве не являются проявлениями вашего внимания крик, недовольство, уговоры? Они, конечно, не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что вы обращаете на него внимание, а значит, и они могут быть восприняты как поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к повторению того, что он уж сделал, как бы это ни было плохо. Что, по-вашему, произойдет, если ребенок решит не сотрудничать с вами во время занятий и вы станете его за это ругать? Или уговаривать? Или оправдывать? Правильно! Поскольку вы поощрили его отказ сотрудничать с вами, следует ожидать, что он откажется и в следующий раз, и, скорее всего, в будущем тоже. Ведь если он получает от вас так много, не работая над освоением нового, с чего бы вдруг он теперь начал работать? Вот почему мы так стремимся убедить вас баловать ребенка своим вниманием разумно. Если он выполнит задание или сделает успешную попытку, вот тогда сразу и с энтузиазмом похвалите его или поощрите другим способом, лишь бы это было естественно и искренне. И когда он увидит, как легко oн может заслужить ваше внимание со знаком плюс, он более охотно будет продолжать делать то, о чем вы его просите. Тогда и занятия станут приятным времяпрепровождением для вас обоих. Лакомства Если вы поощряете ребенка его любимым лакомством, давайте только маленькие кусочки или глоточки. В качестве угощения можно взять любимые большинством детей кусочки печенья, мюсли, глоток сока или виноградинку. Давайте ребенку то, что он любит, а когда заметите, что одно лакомство ему надоело, замените его другим. Лучше всего иметь под рукой на уроке несколько любимых им вещей. Такой наградой следует пользоваться, когда ваш ребенок голоден или хочет пить. В этом случае она будет особенно желанной. И, наконец, всегда сопровождайте угощение похвалой. После успешного выполнения задания лакомство (вместе с похвалой) давайте немедленно. Иногда родителям кажется, что проще и быстрее всего самим класть угощение ребенку в рот. Старайтесь давать ему очень маленькие кусочки, чтобы он мог прожевать их за считанные секунды и не наелся слишком быстро. Каждый раз, когда ребенок приступает к новой (а значит, и несколько более трудной для себя) ступеньке учебной программы, поощряйте его лакомством за малейшее достижение. А когда увидите, что он начал чувствовать себя увереннее, угощайте только после двух успешных попыток, затем - после трех и так далее. Прежде чем перейти к следующей ступеньке, убедитесь, что ребенок уверенно выполняет задание, поощряемый только вашим вниманием. Оставьте лакомства до более трудного этапа. Однако старайтесь никогда не приберегать "на потом" похвалу и вообще не переставайте хвалить его.
Любимые занятия Одним из способов поощрения может быть предложение позаниматься любимым делом (подойдет почти все из того, что доставляет ребенку удовольствие). Такие занятия можно перечислять бесконечно: можно слушать записи, играть в любимую игру, пойти на прогулку, испечь печенье, побороться на полу, подержать любимую куклу, повозить игрушечный грузовик, посмотреть телевизор... Обычно поощрение такого рода лучше всего подходит более "продвинутым" детям, которые могут немного подождать обещанной награды. Использование занятий, которые ребенок любит, в качестве побудительного мотива для выполнения чего-то менее приятного, вещь известная - это так называемый "бабушкин закон". Мудрая бабушка всегда скажет: "Сначала съешь кашу, а потом уж - мороженое". В нашем случае это значит, что любимое занятие может стать хорошей наградой за менее любимое. Рассмотрим, например, такую ситуацию. Вероника любит смотреть телевизор, особенно мультфильмы. Она не слишком любит физические упражнения, хотя склонна к полноте. Старшая сестра решает научить ее кататься на роликах. Как вы думаете, что нужно сказать сестренке, чтобы соблюсти "бабушкин закон"?
Конечно, "бабушкиному закону" отвечает первый вариант: сначала менее приятное дело, а только потом - более приятное. Если вы выберете второй вариант, вы совершите довольно распространенную ошибку. Второй вариант как бы мягче, и в некоторых случаях он позволяет ненадолго отсрочить легкую бурю, но гораздо чаще все-таки влечет за собой довольно крупную истерику. Если вы намерены поощрить ребенка каким-нибудь занятием, не забывайте о "бабушкином законе". В нем заключен хороший побудительный мотив. Как в большинстве бабушкиных высказываний, в нем есть глубокий смысл. Жетончики Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощрять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период "зарабатывания" награды. Для того, чтобы в этот период поддерживать мотивацию, они используют "накопительную" систему - жетоны. Реально жетончиками может служить что угодно. Их ценность, как и ценность денег, определяется тем, на что они могут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, талончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями ("галочками"), которые ставятся за выполнение определенных заданий, как у Билли (см. главу 1). Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как части торговой сделки. У Билли, если выпомните, 20 "галочек" - это цена участия в боулинге, чего Билли, насколько известно его маме, очень желал. Если ваша учебная программа предполагает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется наградой. Введение жетончиков в качестве поощрения - процесс нехитрый, но постепенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объясните, что это значит, скажем: "Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты выбросил мусор" (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что такое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстрировать ему их обменную стоимость, например, так: "А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, любимое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку)". И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.
Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достижения вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чувствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик, как только он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более существенную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое). Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удобна для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:
Поощрение ускоряет процесс обучения и делает его более интереснымКогда вы учите своего ребенка делать что-то новое, наградой, достаточной для поддержания его интереса и желания пробовать что-то новое, может стать радость свершения. В большинстве случаев все же обучение идет более гладко, если эту радость вы дополняете похвалой, любимыми занятиями или лакомствами и, если это оказывается кстати, жетонной системой. Поначалу, когда учиться труднее и навыки еще немного шатки, достижения значат для ребенка больше, если они признаются окружающими. Лаура училась застилать постель, чтобы заслужить мамину похвалу и йогурт, особенно клубничный. Эти награды побудили ее с большим рвением взяться за задание, а успех принес больше радости. Позже, когда она овладеет этим умением, йогурт как стимул к выполнению задания ей больше не потребуется; даже похвал нужно будет меньше - теперь у нее будут другие радости. Застилание постели стало удовольствием, умением, которым можно гордиться, которое можно выставить на показ, которому можно даже учить других. Прежде чем приступить к следующей главе, запишите, какие поощрения вы могли бы использовать, занимаясь со своим ребенком. Список начнем мы. Похвала______________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
|
| |||||||||||