|
Как лучше прореагировать на плохое поведение ребенкаЕсли поведение ребенка рассмотреть в свете последствий, которые они для него имеют, то понять, какую стратегию следует избрать, чтобы решить данную проблему, будет легче. Конечно, нетрудно сказать: "Чтобы изменить плохое поведение в лучшую сторону, нужно изменить последствия, к которым оно приводит". Но как это сделать? Давайте рассмотрим несколько способов проведения в жизнь такой стратегии управления поведением. Не замечатьНе замечать ребенка, когда он плохо себя ведет, - самый верный способ дать ему понять, что за таким поведением не последует никакого вознаграждения. Многие родители убедились, что это самая действенная стратегия. Трудность в том, правда, что советовать со стороны легко, а следовать этой стратегии самому очень трудно. Ребенок постоянно нуждается в вашем внимании. Если вы не замечаете его, когда он плохо себя ведет, то тем самым вы учите его, что ведя себя таким образом, он никогда не получит того, что хочет. Иными словами, если ребенок хочет, чтобы его поведение привело к приятным последствиям, он должен вести себя лучше. Вспомним случай с Гэри. Когда родители поняли, что своим вниманием они поощряют его побеги из-за стола, они приняли решение не замечать этого. Теперь рассмотрим еще один пример.
Конечно, важно понимать, что игнорировать можно только такое поведение, которое не причинит ребенку физического вреда. К примеру, мама Роберты знала, что Роберта не поранит себя (занавески были достаточно прочные!), поэтому она могла спокойно не замечать вспышек гнева Роберты. Но если бы Роберта выбегала на улицу, тогда ясно, что маме пришлось бы избрать иную стратегию, чтобы повлиять на ее поведение. Вскоре мы поговорим и об альтернативных стратегиях. Но сначала вкратце рассмотрим два вопроса, которые часто возникают в связи с проблемой игнорирования плохого поведения. Есть ли такой способ не замечать плохое поведение, который можно было бы назвать лучшим? Единственного лучшего способа нет. Вам, как и большинству родителей, придется изобрести свои самые действенные способы с учетом конкретных ситуаций. Но если вы знаете, почему вы не замечаете плохое поведение вашего ребенка, то вы должны делать это правильно: вы не замечаете плохое поведение, чтобы не поощрять его своим вниманием. Вы не будете смотреть на ребенка, кричать на него, спорить с ним и никоим образом не позволите ему увидеть, что заметили, как он себя ведет. Ваше послание ребенку должно быть ясным: "Твое плохое поведение больше не приведет к успеху!" Конечно, мы понимаем, что когда плохое поведение выходит за определенные рамки, к примеру, если ваш ребенок вопит или колотит ногами по полу, то кажется почти невозможным не замечать этого. В таких случаях лучший способ проигнорировать это - выйти из ситуации, то есть уйти в другую комнату, включить радио, взять в руки журнал или как-то еще отвлечься от того, что вы видите и слышите. Вы же не хотите подвергнуться риску волей-неволей обратить внимание на такое поведение? Ваш малыш может попытаться привлечь к себе внимание, прерывая ваш разговор с кем-то, забираясь к вам на колени, дергая за одежду. Если он так ведет себя часто и вы считаете, что с этим что-то надо делать, то попробуйте не замечать приставаний ребенка. В таких ситуациях трудно просто уйти, да у вас и нет достаточных оснований для этого. Попробуйте не смотреть на ребенка, продолжайте делать то, чем вы заняты в эту минуту. Если нужно, мягко отведите от себя его руки. Что будет делать мой ребенок, если я не буду обращать на него внимание ? Ваш ребенок знает, что до сих пор его плохое поведение позволяло ему получать то, что он хотел. Таким образом он научился привлекать к себе ваше внимание всегда, когда хотел. Как он будет вести себя теперь, когда старые приемы неожиданно перестанут действовать на вас? В большинстве случаев можно предвидеть, какова будет реакция ребенка, когда вы не обращаете на него внимание. Он будет пытаться достичь желаемого еще сильнее. Представьте себе ребенка, который впервые оказался в такой ситуации. Он подумает: "Я не получил того, что хотел. Может быть, я кричал не достаточно громко? До сих пор мама старалась успокоить меня, когда я начинал вопить. Не поплакать ли мне и не подрыгать ли ногами побольше - сделать что-то, что привлечет ее внимание?" Так он и поступит. Скорее всего, ваш ребенок начнет вести себя еще хуже, пока не поймет, что это не дает желаемого результата. Чтобы ребенок смог извлечь для себя урок из вашей новой стратегии, он должен столкнуться с ней на практике. Поэтому с самого начала необходимо проявить твердость. Вам придется продолжать игнорировать плохое поведение ребенка, даже тогда, когда он начнет вести себя еще хуже. Потерпите - это не продлится очень долго. Перестаньте поощрятьС той минуты, как вы отстранили себя и отвели свое внимание от плохого поведения ребенка, вы сможете также начать лишать его любимых занятий. Обе вышеуказанные стратегии являются гарантией того, что вслед за плохим поведением ребенка не последует ничего приятного для него. В некоторых случаях делать это просто необходимо. Вот типичные ситуации: Когда вы лишаете ребенка вознаграждения, вы всегда должны обеспечить для него легкий способ снова получить его. Именно поэтому в большинстве случаев вознаграждение нужно убирать на короткое время, а затем возвращать его, как в нижеследующем примере:
Если ребенок ведет себя настолько плохо, что уже трудно или бессмысленно игнорировать его поведение, и в то же время нет ничего похожего на вознаграждение, чего можно было бы его лишить, полезно применить стратегию "тайм-аута". Это означает, что ребенка на время (не более 5-10 минут) помещают в ситуацию, в которой совершенно исключается возможность получения какого бы то ни было удовольствия. Можно, например: Никак особенно не подчеркивая свои действия, ребенка просто следует переместить из того места, где он ведет себя плохо, в обстановку, где для него нет ничего приятного или интересного. Период времени всегда должен быть коротким и должен быть определен заранее. "Тайм-аут" - это не спонтанная реакция в состоянии гнева или под влиянием момента. Напротив, это заблаговременно спланированная стратегия, предназначенная только для строго определенного поведения. Такая стратегия не должна быть неожиданной для ребенка. Родители обычно отсылают ребенка в его комнату или сажают в угол, когда он ведет себя плохо. Многие прибегают к этой стратегии, когда сердятся или когда не знают, что еще можно сделать. Они просто хотят, чтобы проблема, в буквальном смысле слова, исчезла. И она исчезает. Но такое решение - не является стратегией "тайм-аута", и маловероятно, что плохое поведение, устраненное подобным образом, вскоре не повторится снова.
Ниже мы приводим ряд советов, которые помогут вам применять стратегию "тайм-аута" дома. Внимательно ознакомьтесь с этими советами и обсудите их с членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка. Если по прошествии не более чем двух недель вы обнаружите, что поведение вашего ребенка почти не изменилось в лучшую сторону, еще раз внимательно проанализируйте свои действия. Все ли члены семьи одинаково реагируют на поведение ребенка, как вы условились? Не нашел ли ребенок возможность получать удовольствие во время "перерыва"? Достаточное ли внимание он получает, когда ведет себя хорошо? Как проводить стратегию "тайм-аута"
"Вы совсем не упоминаете физическое наказание как один из способов управления поведением ребенка. Я всегда обнаруживал, что своевременное наказание в виде шлепков оказывается достаточно эффективным. Может, я ошибаюсь?" Нет, вы не ошибаетесь. Многие родители находят, что если своевременно отшлепать ребенка, то можно быстро положить конец раздражающему нас или опасному для самого ребенка поведению. Мы не касаемся физического наказания, поскольку хотим, чтобы вы научились систематизированному подходу к управлению поведением ребенка. Систематизированный означает запланированный, а не импульсивный. В данном случае мы имеем в виду прежде всего постоянство, а не "случайность". Это предполагает решения, принимаемые на длительный период, а не на время. Конечно, родителям может показаться, что если время от времени шлепать ребенка по рукам, то это приводит к желаемому результату. Но если вы стремитесь выработать постоянный подход, а не реагировать бездумно на плохое поведение ребенка, мы бы предпочли, чтобы вы всегда следовали одной из методик, описанных в данной книге. На это есть несколько причин. Во-первых, когда вы бьете или шлепаете ребенка, вы ясно демонстрируете ему такой стиль поведения, которому он, с большой вероятностью, захочет подражать. И хотя трудно сказать, когда и где ребенок получает первые уроки такого рода агрессивного поведения, вполне возможно, что подобная ваша реакция будет способствовать тому, что в дальнейшем он сам будет вести себя так же. Во-вторых, родители, которые часто и бездумно прибегают к физическому наказанию, могут начать казаться ребенку опасными или страшными. Эффективное обучение ребенка или просто приятное общение с ним в течение дня, конечно, вряд ли возможно, если он ждет, что его в любую минуту могут отшлепать. И, наконец, как мы уже говорили, то, что вы считаете обычным физическим наказанием, ваш ребенок может воспринимать как своего рода проявление внимания. В таком случае физическое наказание, которому вы его подвергли, приведет скорее к закреплению плохого поведения, а не наоборот. В отличие от других стратегий, которые мы рассмотрели выше, физическое наказание учит ребенка только плохому. Больше того, всегда существует опасность, что вы перейдете разумные рамки и нанесете ему увечье. Поэтому ради вас и вашего ребенка не прибегайте к физическому наказанию и подумайте об альтернативной стратегии.
"Вам-то легко говорить. Не замечай. Не шлепай. Хотел бы я, чтобы вы оказались на моем месте. Порой я так злюсь на своего ребенка". Можно понять, что вас иногда посещают подобные мысли. Многие могли бы присоединиться к вам. Самое трудное в управлении поведением ребенка - это научиться справляться со своим гневом. Все это давно известно. Ваш ребенок что-то делает - швыряет пищу, плачет, когда его укладывают спать, разражается гневом, лжет, - и вы чувтвуете сильное раздражение и злость. Вы реагируете, возможно, не так спокойно и обдуманно, как следовало бы. Ранее мы уже рассмотрели эту проблему. Возможно, потом вы будете переживать, что не сдержались и рассердились на ребенка. То, что мы вам сейчас скажем, может быть, удивит вас, но выслушайте нас до конца. Когда вы реагируете, то отчасти вы реагируете на то, что делает ваш ребенок, а отчасти на то, что вы говорите себе о его поведении. Часто то, что вы говорите себе, - ваш "диалог с собой" - выходит за рамки разумного и приводит к тому, что вы срываетесь и злитесь. Есть ли в этом смысл? Предположим, что ваш ребенок плачет, когда вы укладываете его спать. Вы сердитесь. Но если бы ему было только полгодика, то вы не сердились бы. Почему? Ведь он плакал бы точно так же. Вы не сердились бы потому, что тогда в своем внутреннем диалоге вы произнесли бы совсем другие слова. Вы, наверное, сказали бы себе: "Он совсем маленький. Он еще не понимает. Днем он веселый. Когда подрастет, он не будет плакать". Но в своем внутреннем диалоге о более старшем ребенке вы, наверное, скажете: "Почему он не ведет себя, как другие дети в его возрасте? Он не дает мне ни минуты спокойно посидеть. С ним так много хлопот. Так и жди, что он что-нибудь да натворит". Про себя вы можете начать ругать ребенка за то, что он плачет. Такие мысли приведут к тому, что вы начнете злиться. От размышлений о плаче вы можете перейти к обобщающим пессимистическим умозаключениям относительно других выходок вашего ребенка и вообще о том, что же ждет его в будущем. В конце концов, вы впадете в отчаяние. То, что вы говорите себе о поведении своего ребенка, может вызвать множество противоречивых чувств, но если изменить содержание внутреннего диалога, то многих из этих чувств можно было бы избежать или смягчить их остроту. Беда в том, что большинство людей не осознают до конца суть своих внутренних диалогов. "Он плачет, я злюсь. Я все время думаю об этом". Это так, но внутренний диалог обычно длится недолго. Найдите несколько минут и подумайте об этом, особенно когда ваш ребенок снова будет вести себя плохо. Вполне возможно, что вам удастся распознать, что вы чувствуете и думаете, то есть содержание вашего внутреннего диалога. Одна мама очень сердилась, когда ее четырехлетний сын не делал того, что ему было велено. Она знала, что сердится больше, чем следовало бы, но не могла понять, почему так происходит. После того как она проанализировала свой внутренний диалог, она поняла, что плохое поведение сына вызывало в ней примерно такие мысли: "Он ведет себя совсем как его отец". Дело в том, что отец мальчика неоднократно совершал антиобщественные поступки. Несколько лет назад он покинул семью, а затем оказался в тюрьме. Распознав содержание своего внутреннего диалога, эта женщина смогла направить свои мысли о поведении сына в более конструктивное русло и справиться с приступами гнева. ("Почти все дети в этом возрасте не делают того, что им велят. Я постараюсь следовать той программе, о которой говорится в этой книге".). Подобный процесс ведения более конструктивного внутреннего диалога иногда называют изменением представления о поведении ребенка. Вы научитесь справляться с плохим поведением ребенка, когда научитесь думать по-другому, когда измените содержание своих мыслей о его поведении. Учитесь переходить от отрицательных чувств и мыслей к нейтральным или даже положительным. Вместо того чтобы думать: "Он ста-ет преступником", вы лучше скажите себе: "Ему нужно научиться контролировать некоторые свои действия". После такого успешного изменения своего представления о поведении ребенка вы успокоитесь, а значит, будете готовы к конструктивным действиям по решению проблемы поведения вашего ребенка. Одно из преимуществ программы, разработанной для решения той или иной проблемы поведения, состоит в том, что она предполагает альтернативный внутренний диалог с самим собой. И теперь, столкнувшись с проблемой поведения, вы сможете сказать себе: "Это проблема поведения. Мне нужно реагировать на нее так-то и так-то (как вы заранее наметили для себя). Еще я должна зафиксировать это в своей таблице". Когда вы следуете намеченной программе и вместо того, чтобы думать негативно о поведении ребенка, думаете позитивно о программе, то тем самым вы приводите в порядок свои чувства. Подумайте об этом или мысленно скажите это себе. Полезно также обсудить эту проблему с близкими, с другими родителями, с педагогом ребенка или с консультантом. Как побуждать ребенка вести себя по-другомуТеперь вы понимаете, что так называемое "плохое поведение", с точки зрения вашего ребенка, является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего "плохого" или "мучающего". Он знает, что эта стратегия позволяет ему получить то, что он хочет. И тут вдруг вы убираете этот желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы гонялись за ним, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы начали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом. Он только видит, что поведение, которое до этого успешно действовало на вас, теперь приводит к совершенно иному результату - без какого-либо вознаграждения. В итоге ему придется искать иные способы привлечения вашего внимания. С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным проводником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему поведению, такому, которое, помимо прочего, позволит ему получить то, что он хочет. Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей поведения, реакция на которые станет для него приятной наградой. Давайте вернемся к семье Гэри (см. главу 15). Мы видим, что изменение реакции на его плохое поведение (члены семи теперь игнорируют побег Гэри из-за стола) было только частью их подхода к решению проблемы нежелательного поведения Гэри. Члены семьи также условились уделять ему больше своего внимания, когда он сидит за столом, - чаще обращаться к нему, чаще говорить вслух, как хорошо он себя ведет, и вообще больше вовлекать его в процесс общения за обеденным столом. Они внимательно следили за тем, чтобы Гэри получал вознаграждение за то, что сидит за столом. Если вы действительно хотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое поведение вознаграждается. Мы понимаем, что и тут легко сказать, да трудно сделать. Но не забывайте, что людям свойственно привыкать к хорошему и они перестают замечать его. Как и в случае с Гэри, если вы привыкните к его хорошему поведению и станете обращать на него меньше внимания, то он постарается сделать так, чтобы заставить вас обратить на него внимание. Вы облегчите себе поиск модели поведения, которая может быть вознаграждена, если представите себе такую модель, которая несовместима с моделью нежелательного поведения. Например, Гэри не может бегать по комнате и одновременно сидеть за столом. Поэтому, если та форма поведения, которую можно назвать "сидение за столом" усилится, то "бегание по кухне" неизбежно ослабеет. Если мы хотим успешно решить проблему поведения Гэри, оба вышеуказанных паттерна О - П - Р должны существовать нераздельно.
Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу действительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способствовала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном. Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стратегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы проявить внимание и дать Роберте игрушку, как только та перестанет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О - П - Р.
Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отношению к плохому поведению принимаются неприятные для ребенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, чтобы оно было несовместимо с плохим) поощряется. Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку: _____________________________________________________
Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать ("садись сюда") и как вы "заплатите" ему за это поведение ("я дам тебе игрушку"). Заключать договоры можно просто устно, но иногда более сложные соглашения можно записывать на бумаге (мы уже рассмотрели этот вопрос в главе 13). Простые договоренности могут использоваться как для противодействия плохому поведению, так и для поощрения альтернативного поведения. Например, мама Дженнифер могла бы противопоставить ее плачу такую простую договоренность: "Я буду сегодня считать, сколько раз ты заплачешь. Если та будешь плакать не больше трех раз, то когда папа придет домой, он поиграет с тобой в мяч". Мама предлагает заключить такой договор, потому что знает, что игра с папой - это вознаграждение для Дженнифер. Мама могла бы сделать этот договор более наглядным, прикрепив на дверцу холодильника таблицу и делая в ней отметки всякий раз, когда Дженнифер плачет. По мере того, как Дженнифер станет успешнее выполнять условия контракта, мама сможет уменьшить число разрешенных плачей до двух, потом до одного и, может быть, даже до нуля. Но она может принять и другое решение - скажем, будет уходить из комнаты, когда дочка начинает плакать, но этот плач еще входит в число "разрешенных". Возможно, маме следует каким-то образом разнообразить вознаграждения, чтобы Дженнифер не наскучило играть в одну и ту же игру. Мама могла бы побудить Сару быстрее одеваться, если бы догадалась поощрить альтернативу - быстрое одевание - таким простым договором: "Сара, я включаю таймер. Звонок прозвенит через час. Если ты оденешься до того, как прозвенит звонок, мы с тобой сегодня вечером вместе проведем "наше особое время". В условия этого простого договора входят: 1) желаемое поведение; 2) вознаграждение. В последующие дни таймер можно устанавливать на все более короткие отрезки времени, пока Сара не начнет одеваться достаточно быстро. И сама Сара может принять участие в определении того, что будет наградой. "Особое время" - это 20 минут, в течение которых мама играет с Сарой, причем Сара выбирает, в какую игру они будут играть. Родители Хозе договорились с ним, что будут поощрять поведение, альтернативное дракам, и предложили ему заключить такой договор: "Хозе, если ты будешь хорошо играть с сестрой до обеда и не будешь драться, то получишь на десерт мороженое". Как видите, по условиям этих договоров ребенка вознаграждают: 1) за уменьшение числа случаев проявления плохого поведения, или 2) за то, что он ведет себя хорошо, или 3) за то и другое вместе. Постарайтесь заключать с ребенком простые договоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.
Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О - П - Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О - П. Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет "путаться под ногами", если его не замечают; он завизжит, если не может справиться с заданием; захочет подраться с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребенка к плохому поведению. В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой организации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению. Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к поощрению конкретного альтернативного поведения, несовместимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ребенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его "вскакивания с места", могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользоваться ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола, Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграждая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стратегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее. Например, если Марк отказывается помыть руки, скажите: "Иди сюда, папа, посмотри, как хорошо Джимми вымыл руки". Такая стратегия "вознаграждения другого" полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить альтернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое поведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка! Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам. Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения. Частое игнорирование плохого поведения или "тайм-ауты" не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет вашего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.). В предыдущих главах, посвященных формированию навыков, подчеркивалось, что вы должны создать условия, способствующие эффективному обучению, то есть условия, помогающие ребенку легко справиться с заданием. Мы уже говорили о необходимости учета уровня развития навыков ребенка при выборе задания и о постепенном, пошаговом повышении степени его трудности. Мы также указали на то, как важно выбрать материалы, удобные в обращении, ясно объяснить ребенку задание, убрать отвлекающие предметы и т.п. Все это и есть примеры оборудования сцены. Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных с поведением. В течение дня возникает множество моментов, когда едва заметное изменение ситуации помогает предотвратить плохое поведение - нужно лишь дать ребенку интересное задание, убрать предметы, которые легко ломаются, дать еще одну игрушку, чуть-что помочь... На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести день спокойнее. Возможно, пораньше накормили его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, например, укрепили полочку с зубной щеткой пониже, чтобы он смог дотянуться до нее, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговременно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения. Бывают ситуации, в которых вы можете предвидеть, что ваш ребенок расстроится сам или расстроит вас! Вы точно можете предсказать, чего он испугается - посещения врача, дантиста или даже парикмахера. Вы можете заранее сказать, в каких ситуациях он будет стесняться. Например, когда вы идете к кому-то на день рождения. Вы знаете, когда он будет вести себя требовательно (например, в магазине игрушек), шумно (в церкви), чрезмерно возбужденно (в ресторане). Для таких ситуаций применяйте систему раннего предупреждения. Прикиньте, как, скорее всего, будет себя чувствовать или вести ваш ребенок, и заблаговременно побеседуйте с ним о том, как ему следует вести себя. Если он боится, и объясните ему каждый шаг того, что будет происходить, и не обманывайте его. Это означает, что если боль неизбежна, то не следует говорить ребенку, что ему не будет больно. Подготовьте слова ободрения ("Все дети ходят к доктору. Все будет хорошо. Мама рядом.") Заранее придумайте для него какое-нибудь интересное занятие, которым вы могли бы вместе заняться после мероприятия, которого он так боялся. Если существует вероятность того, что ребенок будет смущаться при общении с другими людьми, заблаговременно побеседуйте с ним о том, кто будет, что будут делать, напомнив ему, как было весело на таких же вечеринках раньше. Придите на вечеринку пораньше и помогите ребенку познакомиться и начать играть с другими детьми. Если вы предвидите, что ребенок не будет слушаться вас, например, когда нужно будет идти домой из гостей, обязательно заблаговременно побеседуйте с ним о том, что его ждет и какое поведение вы ожидаете от него. "Мы пойдем в продуктовый магазин. Мы купим только то, что есть в этом списке. Ты можешь помочь мне сложить все в корзинку. Пожалуйста, не проси купить чего-нибудь еще, мы купим только то, что в списке. Ты меня понял?" Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но в любом случае, заблаговременно высказанное предостережение поможет предотвратить возможную неприятность.
Раньше мы уже говорили о том, как в течение недели вести записи, прежде чем начать проводить в жизнь программу регулирования поведения, вести записи. Не менее важно продолжать вести дневник и после того, как началась работа по программе. Эти записи "после" помогут вам определить, влияет ли программа на поведение ребенка. Измерять параметры поведения "после" нужно с первого дня проведения программы, причем делать нужно то же, что и при измерении "до" (ежедневно в одно и то же время). Отец Бобби (см. пример в главе 15) сделал такие записи "до" начала программы:
Записи, сделанные им после начала проведения программы, выглядели так:
В среднем, показатели плохого поведения Бобби (ударил, пнул, толкнул кого-либо) были такими: ДО начала программы:
ПОСЛЕ начала программы:
Средние арифметические значения позволяют сделать результаты сравнительного анализа более наглядными. Как мы видим, к третьей неделе с начала проведения программы нежелательное поведение Бобби проявлялось гораздо реже. Следует иметь в виду, что после того, как вы начали проводить программу и продолжили ведение дневника, ребенок может в течение какого-то времени вести себя еще хуже, прежде чем его поведение начнет улучшаться. На этой ранней критической стадии необходимо продолжить проведение программы и помнить, что очень скоро вы увидите в поведении вашего ребенка перемены к лучшему. После того как вы составили программу, неуклонно проводите ее в течение нескольких недель. Не спешите отказываться от нее, сначала проверьте ее на практике. ВыводыИтак, вы готовы начать программу, способствующую улучшению поведения ребенка. В этой программе шесть шагов:
И последнее. Управлять поведением ребенка - самое трудное из того, чему вам предстоит научиться. Поэтому советуем вам перечитывать эту и предыдущую главы. И обязательно обсудите и согласуйте вашу стратегию с другими членами семьи, а также, если нужно, с педагогом вашего ребенка или другие специалистом. Но после того как вы приняли решение относительно программы, неуклонно проводите ее в жизнь, и... желаем удачи! История Дэвида: обзор- Мама... Дэвид снова забрался наверх. Миссис МакКей и без крика Джуди все поняла, когда услышала, как книги падают на пол. Она уже бежала в гостиную, чтобы увидеть там знакомую картину: Дэвид карабкался вверх по книжным полкам и играючи сбрасывал вниз все, что оказывалось у его на пути. Ему нравилось забираться наверх. И вряд ли он замечал, какими разрушениями сопровождается его путь наверх. - Немедленно спускайся вниз, - приказала мама и, не дожидаясь ответа Дэвида, подбежала к полкам и стащила его вниз.
Но Дэвид только улыбнулся и покинул комнату, думая только о том, когда еще представится случай забраться по полкам наверх. В этот же вечер, уложив Дэвида спать, мама, папа и Джуди собрались на совет, как справиться с проблемой карабканья по книжным полкам. - Он проделывает это все чаще, - сказала мама. - Он не слушается, залезает на полки, все сбрасывает с них... Ужасно, когда он вытворяет такое. Я-то больше всех вас нахожусь дома, вам реже приходится видеть это безобразие. Мне кажется, что он делает это специально, чтобы расстроить меня (и ему это удается!), но я обнаружила, что мне становится легче, когда я говорю себе, что все это ко мне не относится - он просто очень непоседливый ребенок. Но надо же этому положить конец!
И папа начертил на листе бумаги таблицу "До". В конце первой недели таблица, в которой все добросовестно делали отметки, выглядела так:
- Похоже, вы обе были правы, - сказал папа. - Из таблицы видно, что Дэвид за неделю забирался на полки 39 раз, не считая воскресенья, когда мы были в гостях у бабушки. Разделим 39 на 6 дней, получается 6,5 раз в день. Да, он у нас совсем как альпинист.
Маме, папе и сестре потребовалось всего несколько минут, чтобы условиться о новой стратегии игнорирования выходок "маленького альпиниста". - Хорошо, я уберу с полок большую часть того, что на них стоит, но уверяю вас, что нам будет непросто удержаться и не побежать за ним. Я надеюсь, все же, что это подействует, и скоро мы увидим результаты. Миссис МакКей угадала. Порой казалось, что не обращать внимание на плохое поведение Дэвида невозможно. Особенно трудно это оказалось для Джуди, которая всегда волновалась, когда Дэвид забирался на полки. Но они делали все так, как договорились, и к концу второй недели отметки в таблице "После" были такие:
- А что теперь? Две недели мы изо всех сил старались не обращать внимания на лазание Дэвида по полкам, и вы только взгляните: он забирается на полки так же часто, как и раньше. Да еще к тому же, он там дольше сидит, потому что мы не заставляем его спускаться, - мама была готова сдаться. - Сказать по правде, я и не верила, что это поможет. Но я рада, что мы вели записи. Теперь вы видите, что так оно и есть.
Они еще долго обсуждали проблему плохого поведения Дэвида, и вдруг мама неожиданно нашла ответ на свой вопрос: - Всякий раз, когда мы застаем его на полках, мы отводим его в его комнату и заставляем там сидеть 5 минут, верно?
Семья двигалась в верном направлении, но при этом не замечала, что Дэвид был совсем не против того, чтобы побыть в своей комнате. Когда папа первый раз пришел сказать Дэвиду, что "тайм-аут" закончился, он обнаружил, что мальчик весело играл со своими солдатиками. Он даже не хотел выходить из своей комнаты. Если мы хотим, чтобы лазание по полкам имело для него неприятные последствия, тогда для "тайм-аута" следует поискать другое, менее приятное для Дэвида место. Членам семьи Дэвида потребовалось время, чтобы разработать эффективную программу по снижению интереса Дэвида к полкам. И, конечно, на это ушло не две недели, как они предполагали сначала, а гораздо больше. Но если бы вы заглянули к ним сегодня, вы бы увидели, что подсвечники миссис МакКей снова стоят на полках, на своем обычном месте. Семье пришлось проявить изобретательность, постоянно внося изменения в свою стратегию, и действовать единой командой. Но все это было не зря. Их усилия были вознаграждены сторицей. Что касается Дэвида, то в его поведении, наверное, возникали те или иные проблемы. Но у кого из детей их нет? Но если вы сегодня зайдете к Дэвиду в гости, то, скорее всего, вы обнаружите его играющим во дворике на тренажере, представляющем собой игрушечные джунгли. Этот тренажер установил для него папа.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||