Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   1 |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   10  |   11  |   12  |   13  |   14  |   15  |   16  |

Раздел II
Формирование навыков

Глава 8

Подготовительные навыки

В этой главе мы поговорим о том, как заложить фундамент, на котором будут строиться навыки самообслуживания и игры. К самым важным подготовительным навыкам относятся: умение брать, сидеть, стоять, выполнять простые команды, а также умение координировать движения глаз, с одной стороны, и движения ног, рук и пальцев, с другой, для выполнения совместных действий (зрительно-моторная координация). Эти умения относятся к разряду тех, что появляются в раннем детстве почти автоматически. Пользуясь ими постоянно, мы обычно не думаем о них как о навыках.

Подготовительные навыки (к примеру, умение стоять без поддержки, держать чашку и приходить, когда тебя зовут) - это просто то, с чего начинаются многие более важные в практическом отношении умения (умение подниматься и спускаться по ступенькам, умение самостоятельно есть и играть в простые игры). Однажды освоенные, они становятся гигантским шагом на пути к успешному овладению другими навыками самообслуживания и игры.

Однако обычно эти вещи даются детям с особенностями развития нелегко. Поэтому обучать им необходимо специально и, конечно, прежде, чем приступать к другим видам деятельности. Развиваясь, ребенок учится постепенно и одни навыки осваивает раньше других. Поэтому, если он, к примеру, еще не умеет стоять без поддержки, то попытка научить его ходить окажется неоправданно преждевременной и обреченной на провал. Разумнее сначала научить его стоять.

Лучше всего, если обучать ребенка подготовительным навыкам будете вы. Вы самый близкий ему человек. Вы знаете, что он уже умеет делать и что до сих пор вам приходится делать за него. Ваш день полон возможностей научить его чему-нибудь еще. Вам потребуются специальные учебные пособия и материалы. Стулья и лесенки, чашка, стол, даже пол - вот материалы для освоения подготовительных навыков.

Приятные сюрпризы

Шарон может часами сидеть на полу, бесцельно раскачиваясь, теребя веревочку или глядя на свои пальцы, играющие в солнечном луче. Можно представить себе настроение мамы, не знающей, чем заполнить бесконечные дни дочки. Прошло много времени, прежде чем оно изменилось. И случилось это после того, как она научила Шарон сидеть за столом и играть в очень простую игру (класть в коробку маленькие предметы). Этот маленький успех придал ей уверенность в своих силах: она поняла, что сможет учить Шарон.

Конечно, то, что вам приходится делать за ребенка столько повседневных дел, а он большую часть дня ничем не занят, плохо и для вас, и для него. Многие родители рассказывали нам, насколько изменилось их состояние, когда они начинали систематически, каждый день понемногу заниматься со своими детьми. И порой для них становилось приятным сюрпризом открытие, что их дети делают то, на что родители никогда не смели надеяться.

Умение концентрировать внимание

Наверное, самым существенным из подготовительных навыков является умение концентрировать внимание. Читая эти строки, вы концентрируете внимание на том, что мы написали. Вы сосредотачиваетесь на книге. Вы в состоянии игнорировать, оставлять на периферии своего сознания многие прочие вещи, например шум дорожного движения за окном, обложку интересного журнала на столе. Способность к избирательному вниманию, сосредоточению на одной вещи в одно время, к большинству из нас приходит естественным образом.

Ребенку с особенностями развития трудно на некоторое время сконцентрировать внимание на задании. И тем не менее, это самое важное умение, которому его необходимо научить. Ребенка, неловко скорчившегося на стуле, постоянно озирающегося и не реагирующего на свое имя, нельзя считать готовым к занятиям.

Для того чтобы он смог учиться, ему необходимо сначала сконцентрировать внимание на задании и не обращать внимания на другие вещи. Он должен смотреть на вас, слушать то, что вы ему говорите, и быть в состоянии выполнять ваши инструкции.

Давайте посмотрим, как одна мама учила своего сына пить из чашки. Для того чтобы ребенок смог начать заниматься этим, его пришлось сначала обучить нескольким подготовительным навыкам. В данном примере мама Дэнни рассказывает о том, как она легко проверила способность сына концентрировать внимание и как она поступала, когда ей приходилось исправлять свои ошибки. Данный отчет касается одного из базовых умений умения концентрировать внимание.

Обучение умению концентрировать внимание

"Я почти две недели пыталась учить Дэнни пить из чашки, но все мои усилия кончались полным провалом, разочарованием, а иногда и слезами. Он ни разу не сосредоточился на том, что нужно было делать. Его взгляд блуждал по комнате, он не откликался, когда я звала его по имени, лез в чашку руками или опрокидывал ее".

Какому подготовительному навыку учить?

"Мне стало совершенно ясно, что пока Дэнни не научится концентрировать на мне свое внимание, научить его пить из чашки будет очень трудно, если не невозможно. Поэтому теперь я ставлю себе цель научить Дэнни смотреть на меня, когда я говорю: "Дэнни, посмотри на меня!"

Оборудование сцены. "Я решила заниматься с Дэнни каждый день в течение 5 минут, когда остальные дети в школе и у меня есть немного свободного времени, которое я могу полностью ему посвятить. Я убрала с кухонного стола сахарницу, салфетки и утренние газеты, чтобы ничто не отвлекало нас. Стулья я поставила так, чтобы мы могли сидеть близко и лицом друг к другу. Я хотела, чтобы он привык к этой обстановке, чтобы приход сюда стал для него обычным и предсказуемым делом. Это и будут наши ежедневные пятиминутные занятия на кухне".

Поощрение. "Составляя для Дэнни учебный план, я постаралась включить в качестве поощрения какое-нибудь любимое им угощение. Я знала, что он любит засахаренные сухие зерна и изюм. Поэтому я решила всегда держать наготове чашку с этим угощением. Я могла предположить, что процесс обучения сам по себе не захватит Дэнни настолько, чтобы он сконцентрировал на нем внимание, однако от послеполуденного угощения он не откажется ни за что.

Во вторник я приступила к программе. Все было готово: стол был чист, стулья стояли друг против друга, а в чашке - засахаренные зерна и изюм. Я привела Дэнни и усадила на стул. Как только он сел, я дала ему засахаренное зернышко и похвалила: "Хороший мальчик, Дэнни, вот ты и сел!"

Сначала, когда я сказала: "Дэнни, посмотри на меня!" - он ничего не сделал. С таким же успехом я могла разговаривать сама с собой - Дэнни, чтобы походить и исследовать кухню. Я поняла, что слишком много от него хотела и что в следующий раз нужно еще больше смягчить свое требование. Но сначала я должна придумать, как вернуть его на стул".

Формирование умения. "Когда в своих блужданиях по кухне он повернул в сторону стула, я встала и привела его обратно. "Дэнни, сядь!" - сказала я, помогая ему сесть на стул. Тут же я дала ему изюминку и сказала: "Хороший мальчик! Вот ты и сел".

Словесные указания, физическое руководство и поощрение. "Когда Дэнни снова сел на стул, я уже знала, что второй раз я не допущу такой же ошибки, я не стану просить его сделать то, что он пока не в состоянии. Сидели мы по-прежнему друг против друга, только теперь я придвинула свой стул поближе. Затем я наклонилась так, чтобы моя голова оказалась на уровне его глаз. Взяв зернышко и поднеся к своему лицу, я сказала: "Дэнни, посмотри на меня!" - и мягко направила его голову так, чтобы он увидел свое лакомство. Ни на что больше он смотреть не мог, только на зерно, и на мгновение он, несомненно, сосредоточил на нем свое внимание. Вознаградила я его немедленно, положив лакомство ему в рот. "Молодец, Дэнни!"

Заканчивайте урок маленькой победой. "Это был подходящий момент для того, чтобы закончить урок, хотя длился он всего несколько минут. Тот факт, что он окончился маленькой победой, было важнее его продолжительности. Дэнни посмотрел на лакомство, и пока это было все, о чем я просила".

Непрерывность обучения и постепенный отказ от физической помощи. "Мы продолжали заниматься каждый день. Каждое занятие длилось 4-5 минут. Я давала команду: "Дэнни, посмотри на меня!"- и несколько раз поощряла его усилия. По прошествии нескольких дней я начала направлять его голову не так твердо, как раньше, и потом все меньше и меньше помогала ему физически. Прошло много дней, и, наконец, я смогла привлечь его внимание, совсем не направляя голову. Когда мне удалось научить его устанавливать со мной зрительный контакт, я начала учить его с каждым разом удерживать внимание чуть дольше. Чтобы добиться этого, я на несколько секунд оттягивала вручение награды и только потом отдавала ее. Теперь, когда я говорю: "Дэнни, посмотри на меня!" - он на меня действительно смотрит!"

Занятия пошли успешнее. Когда Дэнни научился реагировать на указание "Дэнни, посмотри на меня!", маме стало гораздо легче привлекать к себе его внимание, а это совершенно необходимо для обучения всем навыкам. Конечно, это требует времени, терпения и постоянных, ежедневных усилий, но нетрудно догадаться, что бы ответила вам мама Дэнни, если бы теперь вы спросили ее, стоило ли все это делать. Она стала учить Дэнни пить из чашки, есть ложкой и играть в простую игру - класть бельевые прищепки в открытую коробку.

Как научить ребенка концентрировать внимание?

Почти все виды навыков требуют, чтобы при обучении ребенок сосредотачивал внимание: на вас, на игрушках, предметах, на других детях или правилах игры. Поэтому, прежде чем начинать рассказывать о работе над другими навыками, рассмотрим семь способов повышения способности ребенка концентрировать внимание.

Стойте рядом

Когда вы разговариваете с ребенком, помните, что он должен видеть и слышать вас. Поначалу он может испытывать трудности, даже если, разговаривая с ним, вы находитесь в другом конце комнаты.

Позаботьтесь о том, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз

Старайтесь расположиться так, чтобы ребенок видел ваше лицо. Ведь это именно то, на чем он должен сосредоточиться. Если малыш сидит на полу, присядьте на корточки, чтобы он мог вас видеть. Если он сидит за столом, сядьте напротив. Сделайте так, чтобы ребенку было как можно легче наблюдать за вашим лицом.

Зовите ребенка по имени

Есть слово, которое ребенок поймет скорее всего. Это его имя. Прежде чем попросить о чем-нибудь, привлеките его внимание, окликнув по имени. Тогда он поймет, что вы разговариваете с ним. Не продолжайте, пока он не повернется и не посмотрит на вас. Если он не поворачивается, позовите его по имени снова. По возможности, старайтесь называть именно имя. Понять личные местоимения (я, ты, мне) труднее. Если ребенок все же не откликается на свое имя, поверните его лицо к себе, нежно взяв за подбородок.

"Дженни, возьми мяч!"
"Дай папе мяч!"

Установите зрительный контакт

Когда вы позовете ребенка и он к вам повернется, посмотрите ему в глаза. Если его лицо будет перед вами, но взгляд устремлен в пол, он может сконцентрировать внимание скорее на полу, чем на вас. Если он не смотрит прямо на вас, возьмите его за подбородок и мягко направьте его лицо так, чтобы он посмотрел на вас.

Внимательно подбирайте слова

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями. "Пойдем играть" скажет ребенку именно то, к чему вы хотите его призвать. Это лучше, чем "перерыв" или "игровое время". Такие слова могут ничего не значить для вашего ребенка.

Будьте постоянны

Говоря о людях, местах и предметах, используйте всегда одни и те же слова. Отец всегда должен быть "папой". Не нужно звать его разными словами: "отец", "па".

Используйте жесты

Если вы будете дополнять свои слова соответствующими жестами, ребенок сможет легче понять вас и охотнее сконцентрирует внимание.

Игра со стаканчиками

Еще один способ повысить способность ребенка к концентрации внимания поиграть с ним в старинную карнавальную игру со скорлупками. Задача ребенка в этой игре следить за тем, как вы прячете что-то съедобное под одним из трех стаканчиков, наблюдать за перемещениями этих стаканчиков, а затем с первой попытки поднять нужный.

Материалы. Возьмите три бумажных стаканчика и маленькие кусочки любимого лакомства (орешки в шоколаде, кусочки печенья, виноград).

Программа. Продолжительность уроков должна быть небольшой (5-10 минут).

Начните с одного стаканчика. Спрячьте орешек в шоколаде (или другое угощение) под стаканчик. Скажите: "Найди конфетку!" Помогите ребенку поднять стаканчик и найти приз. (После первой попытки он найдет орешек и съест его.) Подвигайте стаканчик по столу и помогите ребенку найти приз. Продолжайте в том же духе: прячьте орешек под стакан и двигайте его по столу, пока ребенок не научится находить угощение самостоятельно. Затем добавьте второй стаканчик. Спрячьте угощение под один из стаканчиков и подвигайте его немного, оставив второй там, где он стоял. После того, как ребенок научится ориентироваться в такой ситуации, поменяйте стаканчики. Постепенно усложняйте задачу, двигая стаканчики быстрее или дольше.

Примечание: Проверяйте, следит ли ребенок за тем, что происходит. Для того чтобы эта игра оказала положительное воздействие, он должен выигрывать в большинстве "партий". Не позволяйте ему гадать или поднимать стаканчик всегда в одном и том же положении. Если ребенок ошибется, замедлите темп игры. Добавьте третий стаканчик, но сначала двигайте только тот, под которым спрятано лакомство. Затем можно начать двигать два стаканчика, и наконец, медленно, все три. Постепенно усложняйте задачу: двигайте стаканчики быстрее и чаще меняйте их.

Другие варианты. Для разнообразия попробуйте дать роль ведущего ребенку. Пусть он прячет угощение и меняет стаканчики.

Обучение другим подготовительным навыкам

В приложении А даются рекомендации по обучению другим подготовительным навыкам. Таких навыков чрезвычайно много, и педагог или другой специалист может посоветовать вам, как над ними работать. Подходы во многом будут одинаковыми. Вот несколько примеров.

Основные навыки, связанные с умением концентрировать внимание

Смотрит, когда его зовут
Приходит, когда его зовут
Узнает предметы
Выполняет простые указания
Имитирует

Основные навыки общей моторики

Садится
Встает со стула
Ходит
Поднимается и спускается по ступенькам

Основные навыки тонкой моторики

Толкает, тянет, держит и поворачивает
Держит и выпускает из рук предметы
Играет с водой
Опускает предметы в отверстие в коробке
Берет мелкие предметы двумя пальцами

Подход к обучению этим навыкам один. Он рассматривался в главах 1-7, и сформулировать его можно так: МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ. Возможно, прежде чем решить, каким подготовительным навыком вам заняться, стоит просмотреть приложение А.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK