Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   1 |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   10  |   11  |   12  |   13  |   14  |   15  |   16  |

Раздел II
Формирование навыков

Глава 14

Независимость.
Умение оперировать информацией

Представьте на мгновенье, что вы попали в незнакомую страну, где символы на часах, указатели, дорожные знаки, ценники и значки на телефонном аппарате ничего вам не говорят. Для вас это просто картинки и шумы, не несущие никакой информации. Вы почувствуете не то что замешательство, а полную беспомощность. К счастью, в том мире, где вы живете, вы умеете определять время, знаете, что означают дорожные знаки, как прочитать ценники и позвонить по телефону. Вы научились жить в определенной местности в окружении определенных людей и действовать день за днем, руководствуясь информацией из этих источников. Развитие соответствующих навыков у ребенка является важнейшим условием его независимости.

В настоящей главе представлена общая стратегия обучения ребенка умению оперировать информацией. Это умение поможет ему самостоятельнее функционировать в той среде, где он живет. Особое внимание мы здесь уделим использованию жетонной системы как средства, способствующего развитию и поддержанию соответствующих умений. В приложении Д приводятся программы пошагового формирования четырех умений, относящихся к обсуждаемой теме. Это:

  • умение читать слова, написанные на указателях и знаках дорожного движения;
  • умение пользоваться телефоном;
  • умение определять время по часам;
  • умение обращаться с деньгами.

    Есть, конечно, много других умений, с помощью которых ребенок сможет получать информацию: слушать магнитофон, смотреть телевизор или видео, пользоваться компьютером, читать карту. Каждое из этих умений можно сформировать, пользуясь тем же самым пошаговым методом, который в приложении Д иллюстрируется на примере четырех умений.

    Обучение умению пользоваться информацией у вас, возможно, ассоциируется со школьной программой - ведь разве в школах не учат читать, обращаться с деньгами? Конечно, учат, Но многие дети годами сидят в школе и все равно не могут овладеть этими умениями полностью. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что этим умениям обучают не систематически и не индивидуально, как они того требуют. Групповое обучение, когда в классе присутствуют все ученики, не позволяет уделить должного внимания каждому, а именно это является условием успеха.

    Дома же вы можете выделить специальное время для уроков и каждый день заниматься с ребенком всеми необходимыми навыками индивидуально. Важно заметить, что программы, представленные в нашей книге, не ограничивают вас только тем, что будет делаться дома. Они могут быть с успехом дополнены школьной программой или занятиями с репетитором. Покажите их педагогам, с которыми занимается ваш ребенок, и согласуйте ваши учебные планы.

    В отличие от навыков ухода за собой и домом, о которых говорилось в двух предыдущих главах, для обучения умению оперировать информацией обычно лучше всего подходят структурированные, регулярно проводимые занятия. Продолжительность их может быть 10-20 минут, и заниматься нужно не меньше 3-4 дней в неделю. После того как ребенок на таких уроках в основном усвоит навык, нужно будет начать отрабатывать его в ходе повседневной жизни.

    В этой книге мы уже успели описать многие составляющие стратегии обучения. Задержимся ненадолго, чтобы коротко изложить эти сведения.

    Решите, чему учить

    Какой навык, связанный с умением пользоваться информацией, важнее всего? Есть ли хотя бы что-то одно, чему ваш ребенок хотел бы научиться? Понаблюдайте за ним повнимательнее и определите, что он уже пытается делать. Может быть, он говорит вам, что хотел бы уметь делать.

    Выберете навык, который, по вашему мнению, он может освоить. Одновременно это должен быть навык, к которому ребенок хоть как-то подступается или уже делает первые шаги. Мы упоминаем эти подробности всегда, потому что именно они обеспечивают успех.

    Разбейте навык на маленькие шаги

    Сам по себе выбор подходящего навыка еще не дает гарантии, что ребенок сможет освоить его. Успех возможен только в том случае, если вы будете обучать его отдельным шагам, логически следующим друг за другом, и не требовать, чтобы весь навык был усвоен сразу.

    В учебных программах, приведенных в приложении Д, каждый навык разбит на несколько маленьких шагов. Некоторые из них, тем не менее, могут оказаться недостаточно маленькими. Если ваш ребенок будет испытывать трудности, вам придется разбить их на еще более мелкие шаги.

    Для того чтобы добиться успеха, оборудуйте должным образом сцену

    Внимательнейшим образом отнеситесь к созданию учебной ситуации, которая способствовала бы успешной работе. Особенно важно подумать о том, в какое время вы будете заниматься, где будете заниматься и какими материалами будете пользоваться.

    Когда вы будете заниматься?

    Выберите такое время, когда вам не нужно будет заниматься другими детьми, когда нет любимой телевизионной передачи и суеты, связанной со сборами в школу и на работу. Подумайте заранее о том, что нужно сделать, чтобы вероятность возможных помех в выбранное вами время была минимальной.

    Где вы будете заниматься?

    Отработкой некоторых умений (скажем, умения пользоваться телефоном) вы будете заниматься там, где они обычно применяются. Для обучения другим вам нужно будет организовать занятия в таком месте дома, где меньше всего отвлекающих факторов. Со временем у вас начнутся практические занятия (посвященные, например, чтению указателей и знаков дорожного движения либо счету денег), и их вы будете проводить вне дома, где-нибудь неподалеку.

    Какими материалами вы будете пользоваться?

    Сейчас вы уже знаете, что, чем лучше приготовиться к занятиям, тем более вероятно, что ребенок будет учиться. Каждая учебная программа, касающаяся умения оперировать информацией, предполагает использование определенных материалов: карточек с напечатанными на них словами, учебных часов, монет. Приготовьте специальную коробку для этих пособий и держите все материалы в одном определенном месте.

    Каким будет ваше отношение?

    Обучение ребенка или подростка с особенностями развития может оказаться процессом медленным, а порой и требующим особой выдержки. Если вы настроены оптимистически и одновременно реалистически, то это дело может оказаться достаточно благодарным. Не следует ожидать слишком многого. Это чревато разочарованием для вас обоих. Следуйте принципу пошагового обучения и будьте готовы к неизбежным задержкам и регрессу. Успех вашего предприятия во многом будет зависеть от способности действовать последовательно и неотступно, даже перед лицом неприятностей и разочарований. В то же время нельзя слишком занижать свои требования. Когда ребенок научится делать тот или иной шаг, нужно настроиться на то, что он будет делать его регулярно.

    Скажи - покажи - подскажи

    Итак, вы выбрали навык, разбили его на маленькие шаги и подготовили сцену, обеспечивающую максимальную эффективность. Что дальше? С чего именно вы начнете свои занятия и как включите ребенка в свой грандиозный замысел?

    Ребенок может просто не знать, чего вы от него хотите. Поэтому ему необходимо сказать, что конкретно он должен делать (словесное указание), показать, как это делать, (моделирование) и, может быть, для начала провести его через все, что нужно сделать (физическое руководство).

    Словесные указания - скажи

    Объясните ребенку как можно проще, что он должен сделать чтобы пройти шаг. Давая ему указания, пользуйтесь словами которые он знает, и выражайтесь как можно проще. Прежде чем сказать ему, что нужно делать, убедитесь, что он внимательно смотрит на вас и слушает. Дав указание один раз, формулируйте его точно так же и дальше. Пользуйтесь на занятиях одними и теми же словами.

    Моделирование - покажи

    Одного словесного указания может оказаться недостаточно. Покажите ребенку, как пройти данный шаг, медленно, утрируя свои движения. Когда вы увидите, что он выполняет необходимые действия все более самостоятельно, начните постепенно отказываться от моделирования. Со временем будет достаточно одних словесных указаний.

    Оказание помощи - подскажи

    Подсказать - значит помочь ребенку не больше, чем намеком, который, по вашему мнению, нужен ему, чтобы успешно справиться с задачей (указать, дотронуться, сказать). Например, когда вы учите ребенка отсчитывать на часах по пять минут, вы можете показать пальцем, откуда начать и начать считать с ним (5 минут, 10 минут...). От подсказок, как и от моделирования, нужно постепенно отказываться.

    Поощрение

    В конце этого раздела мы во всех подробностях представим пример использования жетонной системы для поддержания мотивации к освоению умения оперировать информацией. Нужно помнить, однако, что искренняя похвала и одобрение всегда будут необходимым дополнением к жетонной системе.

    Добивайтесь, чтобы навыки стали для ребенка функциональными

    Теперь, держа в голове все данные вам педагогические советы, вы должны приготовиться сделать последний шаг - НАЧАТЬ! Чтобы подбодрить вас, напомним, что, приступая к формальным занятиям, родители почти никогда не чувствуют себя полностью уверенными в своих силах. Но если вы хотите добиться успеха, в какой-то момент необходимо сделать решительный шаг.

    Итак, вы приступаете к работе, и напоследок нам хочется сделать одно последнее замечание. Умение оперировать информацией мало чего будет стоить - и вряд ли будет поддерживаться, - если оно не станет для ребенка функциональным, если он не будет практиковаться и пользоваться им в повседневной жизни. Поэтому, если в течение дня вы увидите какую-нибудь возможность пустить в дело вновь приобретенное умение ребенка, воспользуйтесь этим и сразу вовлекайте его в работу. Пусть он оплатит счет в ресторане и вместе с вами подсчитает сдачу. Пусть ответит на телефонный звонок. Во время поездки в машине упражняйтесь в чтении знаков дорожного движения. Спрашивайте его, который час.

    Жетонная система вознаграждения

    Мы понимаем, что вам может быть трудно разложить по полочкам все сведения и методы, изложенные в предыдущих главах, и решить, каким образом приложить их к работе над выбранным вами конкретным навыком. В таких случаях часто помогает рассмотрение реальной учебной ситуации. Поэтому сейчас мы познакомимся с семьей Харрисонов, чтобы посмотреть, как они учат своего сына определять время и как они пользуются жетонной системой вознаграждения.

    Умение определять по часам время

    Наконец, настал этот день. В течение двух недель Брайан копил жетоны на покупку модели самолета класса "люкс" в магазине Neville's Hobby Shop. Мистер Харрисон вспомнил время, когда они с Брайаном решили внести его в список возможных вознаграждений. Кажется, он совсем недавно впервые решился испробовать у себя дома жетонную систему...

    Несколько недель назад

    Обед закончен, посуда вымыта. Это сигнал к началу вечернего урока. Сейчас Брайан учится определять время. Мистер Харрисон взял свои обычные учебные пособия - игрушечные часы, две контрольные карточки с восемью строчками для отметок и карандаш. Но сегодня к ним добавятся новые материалы - две красные фишки от игры в покер, которые Брайан может заработать после заполнения карточек. Заработав эти жетончики, он сумеет обменять их либо на вторую порцию десерта, либо на стакан сока.

    Начинайте урок с вопросов, ответы на которые ребенок знает очень хорошо, и для начала предоставляйте ему простой выбор наград.

    - Ну, Брайан, похоже, ты готов начать. Посмотрим, сможешь ли ты заполнить карточку. Ты готов?
    - Да.
    - Хорошо, который час показывают часы?
    - Восемь часов.
    - Есть, сын! Вот твоя первая галочка.

    Поначалу обменивайте галочки на жетоны и жетоны на награды немедленно. Мистер Харрисон поставил в первую строчку карточку-галочку и продолжил проверку знаний Брайана, спрашивая его о том, что он должен был знать. Через 10 минут первая контрольная карточка была заполнена.

    - Очень хорошо, Брайан. Ты потрудился на славу и заполнил всю первую карточку. Если ты дашь мне карточку, я тебе дам жетон.

    Видя, что Брайан колеблется, папа подсказывает ему, что нужно обменять контрольную карточку на жетон.

    Объясняйте смысл жетонной системы просто. Мистер Харрисон объяснил:

    - Это твой жетончик. Он как монетка, и ты можешь купить на него какое-нибудь угощение. Ты хочешь купить стакан сока или вторую порцию десерта?
    - А можно и то и другое?
    - Пока нет. Смотри, каждое угощение стоит один жетон. Поэтому сейчас ты можешь купить только одно. Позже, если мы продолжим нашу работу, ты сможешь заработать еще один жетончик и купить себе что-нибудь еще.
    - Хорошо, тогда сок.
    - Договорились, Брайан. Дай мне твой жетончик, а я дам тебе стакан сока.

    Таким образом, они совершили еще один обмен. Брайан выпил сок с удовольствием, и мистер Харрисон почувствовал облегчение - его первая попытка использовать жетончики увенчалась успехом.

    Придерживайтесь установленных вами правил. После сока мистер Харрисон напомнил Брайану о второй порции десерта и спросил, хочет ли тот поработать за второй жетон. Они решили, что продолжат занятия, и через несколько минут, после более трудных вопросов, Брайан заработал второй жетон, который он обменял на шоколадный пудинг.

    Продолжайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и за заработанные жетончики. Папа похвалил Брайана за прилежную работу и за то, что он заработал еще один жетончик. На этом их урок закончился, и оба - папа и сын - были удовлетворены, что закончился он маленькой победой.

    Воодушевленный тем, что у Брайана быстро проснулось желание зарабатывать жетоны, мистер Харрисон решил, что он сможет пользоваться ими в течение дня как средством мотивации к освоению многих других навыков. Вместе с миссис Харрисон и Брайаном он составил список повседневных обязанностей Брайана. Эти обязанности Брайан заведомо был в состоянии выполнить, но все же тут существовала одна загвоздка. Брайану нужно постоянно напоминать о необходимости сделать ту или иную работу. Поэтому, постановив, сколько жетонов будет выдаваться за каждое из перечисленных в списке дел, они добавили еще одну колонку. В этой колонке они обозначили размер премии, которую Брайан получит, если выполнит соответствующую работу без напоминаний.

    РАБОТА
    КОЛИЧЕСТВО ЖЕТОНОВ
    напоминания
    С напоминанием
    Без
    Застелить утром постель
    2
    3
    Положить в раковину тарелки после завтрака
    1
    2
    Собрать материалы на весь день
    1
    2
    Накрыть на стол перед обедом
    2
    2
    Вечерний урок
    2
    2
         
    ИТОГО
    8
    12

    Мистер и миссис Харрисон внимательно просмотрели получившуюся таблицу вместе с Брайаном. Они знали наверняка, что необходимыми навыками он овладел. Совсем недавно им удалось научить Брайана стелить постель и накрывать на стол без посторонней помощи. Родители удостоверились, что ему понятно, как определяется стоимость всех видов работ в жетонах, и ясно, как заработать премиальные ("Ты должен это сделать сам"). Таблицу повесили Брайану на стену так, чтобы она была на виду.

    Теперь им предстояло сделать следующий шаг - составить список призов. Как и раньше, для того чтобы выяснить, что, по мнению Брайана, "было бы здорово" получить или сделать, собрались всей семьей. Немного поторговавшись относительно призов, впрочем, вполне дружески, немного разочаровавшись (поход на большую арену стадиона просто немного откладывается), Брайан получил еще одну настенную таблицу, которая представляла собой следующее:

    НАГРАДА
    ЦЕНА
    0,5 часа перед ТВ
    4
    Лишняя порция десерта
    5
    Игра в мяч с папой
    8
    Боулинг - одна партия
    25
    Поездка в закусочную за гамбургерами
    30
    Поход в кино
    50
    Модель самолета класса "люкс"
    70

    Обратите внимание на то, как заранее была определена жетонная система: какие виды работы были включены и сколько жетончиков можно заработать за выполнение каждого из них. Затем были оговорены "цены" призов. Харрисоны не возвращались больше к спорам о них. Некоторые призы можно заработать в течение дня, а на другие придется копить жетончики не один день (или неделю).

    Работоспособная жетонная система четко определяет все правила, так что решение, зарабатывать или не зарабатывать жетоны, остается за ребенком. Конечно, успех вашей жетонной системы будет зависеть и от того, насколько выбранные призы для него желанны. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок всегда принимал участие во всех обсуждениях, как это было у Харрисонов.

    Введение жетонной системы в вашей семье потребует некоторого времени, и, по всей вероятности, дело не пойдет так гладко, как у Харрисонов, по крайней мере с самого начала. Но если вы будете настойчиво проводить в жизнь программу использования жетонов, в результате, польза от этого будет огромной.

    Вопросы и ответы, касающиеся жетонной системы вознаграждения

    Могу ли я изменить свою жетонную систему, если уже начала по ней работать?

    Да! И мы призываем вас обсуждать свою жетонную систему вместе с ребенком как минимум раз в неделю. Во-первых, это нужно, чтобы проследить за его достижениями и определить, какие навыки он усвоил или какую работу он стал выполнять без подсказок. Эти (последние) виды деятельности можно будет со временем вывести за рамки жетонной системы. Во-вторых, вы сможете увидеть, какие навыки еще трудны для него, и тогда подстроите либо свои "требования" (принимается маленький шаг, сделанный в отведенное для данного вида работ время), либо "оплату" (выполнением той же работы можно заработать больше жетонов). Когда ожидаются какие-нибудь особые события - цирковое представление, местные спортивные соревнования, показ по телевизору особенно интересной программы, - не колеблясь, добавляйте эти развлечения к своему списку наград. Ваша жетонная система будет достаточно гибкой, чтобы откликаться на любые изменения в потребностях ребенка. Помните, тем не менее, что пока все стороны, участвующие в договоре, не согласятся на изменение, следовать установленным правилам нужно неукоснительно.

    Как быть с вещами, которые мой ребенок привык получать "бесплатно"? Можно ли теперь сделать их наградами, которые он должен будет зарабатывать?

    Да, конечно, можно. Важно понимать, что жетонная система находится полностью под вашим контролем - правила устанавливаете вы. Прослушивание любимого компакт-диска, продолжительность сидения перед телевизором, возможность провести часок с папой в его мастерской, лакомство - все это может быть включено в жетонную систему вознаграждения. Многие из перечисленных вещей действительно могут стать самыми эффективными призами, которые можно будет использовать каждый день. Так пользуйтесь ими!

    Как мне решить, сколько будет стоить каждый приз?

    Здесь нет определенных правил. Некоторые рассматривают жетоны просто как разновидность денег (скажем, один жетончик равен 5 центам), но к каждому случаю это неприменимо. Вообще же, как и Харрисоны, вы можете составить целый список разнообразных наград, стоимость которых будет колебаться в широких пределах. Призы, которые легко достаются, должны и зарабатываться относительно легко, а особые вознаграждения, такие, как поход в кино, должны зарабатываться в течение нескольких дней или недели.

    Что делать, если ребенку не хватит всего одного или двух жетончиков, чтобы получить то, что ему действительно хочется?

    Это трудная ситуация, только ответ все равно прост. Определив однажды цену приза, лучше всего ее не менять. Помните, в деле обучения последовательность и постоянство - ключ к успеху. Но если все же вы должны уступить (например, если билеты на представление уже куплены), сделайте так, чтобы ребенок в последний момент перед выходом выполнил одно или два задания и тем самым заработал жетоны и право на награду.

    Мой ребенок, кажется, не понимает, в чем смысл жетонной системы. Что мне делатъ?

    Конечно, естественно поверить в действенность жетонной системы, если с самого начала один-два эксперимента оказались успешными. Иногда после такого старта родители слишком быстро начинают ее расширять. Это неправильно. Важно на какой-то период оставить ее простой. Не забывайте, что ребенок будет пользоваться ею с наибольшим эффектом, если вы будете представлять ее шаг за шагом. Во многих случаях, прежде чем перейти к использованию списка наград, необходимо в течение нескольких недель обменивать жетончики на награды немедленно. Если вы чувствуете, что ребенок запутался и жетончики потеряли для него свое значение, вернитесь к немедленному обмену их на небольшие призы типа лакомств.

    Не могли бы вы посоветовать мне, как побудить ребенка копить жетончики?

    Главной задачей каждой жетонной системы вознаграждения является постепенный уход от необходимости немедленного обмена. Вместо этого устанавливается определенное время (каждый раз в конце дня или в субботу утром), когда будет совершаться обмен жетончиков, заработанных ребенком за определенный период, скажем за неделю. Для того чтобы день выдачи зарплаты действительно стал таковым, ему придется копить свои жетоны. Учить этому надо постепенно. Для начала побуждайте ребенка покупать приз сразу; потом - сохранить хотя бы один или два жетончика. Через пару дней (не больше) он уже сможет совершить торговую сделку - обменять свои "сбережения" на призы. Постепенно увеличивайте число накапливаемых жетончиков и время накопления. Для большей наглядности полезно сделать специальную диаграмму, на которой столбцы определенной величины будут закрашиваться по мере увеличения накопленных жетонов. Тогда ребенок сможет "увидеть", насколько он продвинулся и сколько еще жетонов ему понадобится для получения особой награды.

    Придется ли моему ребенку "сидеть" на жетонной системе всегда?

    Нет! Цель использования жетонной системы - создать мотивацию для освоения новых навыков и для применения уже усвоенных, но не использующихся регулярно. Как только ребенок овладеет необходимыми навыками и научится пользоваться ими регулярно, жетонную систему можно будет отменить. Но не рассчитывайте, что сможете отказаться от нее за одну ночь. Вспомните, как медленно вы ее строили. Так же аккуратно и постепенно вам придется от нее отходить. Например, когда ваш ребенок усвоит один из навыков, указанных в таблице, дайте ему понять, что теперь за то же вознаграждение этим навыком следует пользоваться все более и более самостоятельно. Когда же этот навык и умение применять его будут отработаны полностью, вы сможете вывести его из жетонной системы совсем в надежде, что его самостоятельное использование теперь станет частью повседневной деятельности ребенка. Ваша цель - заменить жетонную систему вознаграждения более "естественными" наградами (похвалой, удовлетворением от сделанной работы).

    Здесь стоит напомнить, что для многих детей и подростков некоторые виды работ никогда не станут источником удовольствия. Факт остается фактом, но и нас не очень-то вдохновляет необходимость застелить постель, вынести мусор, помыть посуду. Многие дети получают карманные деньги, выполняя какую-то работу по дому. Возможно, и ваш ребенок, когда усвоит некоторые навыки ухода за собой и домом, а также умение обращаться с деньгами, сможет перейти от жетонов к обычным карманным деньгам.

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK