|
Мама Гэри прокомментировала эти записи так: "Неделя была довольно обычной. Правда, я удивилась, насколько раньше Гэри вскакивает во время ужина, чем во время завтрака и обеда. Думаю, не наблюдай я специально, я никогда бы не заметила, как велика эта разница. За завтраком или обедом он почти всегда остается на своем месте, пока не доест. Я задумалась над этим, и мне пришло в голову, что к ужину домой приходит мой муж, и мы часто разговариваем за столом... или пытаемся поговорить. За завтраком и обедом Гэри достается больше моего внимания. Знаете, я заметила, что Гэри вскакивает обычно в момент, когда мы с Джо как раз увлекаемся беседой". Итак, Гэри начинал плохо вести себя, когда внимание членов его семьи не было обращено на него. Другими словами, нежелательный поведенческий акт имел место в обстановке ужина, когда на Гэри не обращали внимания. Мама продолжала: "Когда он встает, мы, конечно, встаем вслед за ним и приводим его за стол. Если бы мы этого не делали, большая часть ужина осталась бы нетронутой, а кухню бы он просто разгромил". Реакцией на плохое поведение Гэри было внимание к нему со стороны всей семьи. "Всю неделю мы собирались вместе и думали, что нам делать. Дочка предложила больше обращать внимание на Гэри за ужином, так как обычно, пока с ним кто-нибудь беседует, он остается на своем месте. Мы согласились с ней. Кроме того, было решено, что его побег из-за стола будет отныне игнорироваться. Тогда получится, что завоевать наше внимание он сможет только за столом, и он предпочтет остаться на месте. Я поначалу не слишком одобрила эту идею, боясь, что Гэри может вообще не вернуться за стол. Муж заметил, однако, что он не выдержит долго и проголодается, а кухне он вряд ли сможет нанести слишком большой урон. Так что мы решили испробовать этот метод". Семье было дано указание продолжить ведение записей, но только во время ужина, так как именно в это время проблемы возникали особенно часто. В первое время Гэри вставал со своего места очень быстро и не садился за стол до конца ужина, пытаясь привлечь к себе внимание. Но через несколько дней он стал оставаться за столом дольше, а уйдя, через несколько минут возвращался сам. "Вначале я думала, что мы никогда не переживем этого. Не так-то уж легко не обращать на него внимания, когда он опустошает ящики или тянет меня за рукав. Помогло то, что мы замечательно поддерживали друг друга. Когда Гэри возвращался на свое место, каждый старался поговорить с ним и одарить его своим вниманием. Записи показали, что прежде чем встать, Гэри стал дольше сидеть за столом. По прошествии первой недели после принятия решения выяснилось, что за ужином Гэри сидел на своем месте, в среднем, 5 минут. В течение следующей недели он уже оставался за столом большую часть времени (13 минут). А еще через неделю записи показали, что он сидел, в среднем, 16 минут - столько, сколько длился ужин. Вставал он только в тех случаях, когда почему-либо задерживался десерт. Было решено повесить диаграмму прогресса Гэри на стену, чтобы каждый мог ее видеть. Мы поняли, что это мы, вся семья, сумели помочь Гэри справиться с трудностями и тем самым заслужили награду. Теперь можно пойти поужинать в ресторан. Даже Гэри может на сей раз пойти с нами".
Двух одинаковых детей на свете нет. Каждый какие-то вещи делает, а какие-то не делает, причем и то и другое - на свой манер. Поэтому мы не можем привести ни одного примера, который настолько точно описывал бы вашу ситуацию, что вы могли бы сказать: "Да, это, безусловно, мой ребенок!" И все же есть определенные общие подходы к рассмотрению, пониманию и изменению всех форм неприемлемого поведения, вне, зависимости от уникальных особенностей каждого ребенка. А теперь сведем воедино те меры, которые пришлось принять семье Гэри. Анализ поведения
Разработка и проведение в жизнь программы регулирования поведения
До конца этой главы мы поговорим о том, как оценивать поведение. В главе 16 мы расскажем, как приступить к проведению программы регулирования поведения и как по ней идти. Оценка поведенияЗакройте на минутку глаза и нарисуйте в своем воображении гиперактивного ребенка. Да, да. Отложите книгу и представьте... Что делал ваш воображаемый ребенок? Бегал кругами? Взбирался на книжные полки? Прыгал на диване? Стучал ложкой по тарелке? Гонялся за кошкой?
Возможно, вы не вообразили ничего такого. А может быть, наоборот, представили все эти варианты, и даже больше! Так или иначе, точно только одно: в вашем воображении не появился ни спящий, ни спокойно сидящий ребенок, так что термин гиперактивный до некоторой степени сужает диапазон возможных форм поведения, которые могут прийти в голову. Однако точного представления о том, что делает ребенок, этот термин не дает. Для того чтобы изменить поведение ребенка, вы должны точно определить, что он делает. Такие характеристики, как гиперактивный, агрессивный, упрямый или инфантильный, хороши для общих рассуждений, но для точного определения проблемы поведения они не годятся. Необходимо описать поведение более конкретно. Заметьте, мама Гэри описала его поведение так: "вскакивает со своего места и лезет под стол". Если мы действительно хотим изменить эту модель поведение, то такая формулировка для нас важнее, чем характеристика типа гиперактивный. Хорошая формулировка должна заключать в себе нечто, позволяющее увидеть и оценить. Приводимый ниже пример показывает, насколько важна точная формулировка при описании модели поведения.
Для того чтобы откорректировать поведение вашего ребенка, вам, точно так же, как начальнику в ситуации с Дженнифер, нужно будет точно знать, что именно вы хотите изменить. Вот описания нескольких проблем поведения. Первое - общее, второе - точное. Заметьте, только точное описание позволяет понять, над какой конкретной проблемой следует работать.
А сейчас пришло время четко сформулировать, в чем проявляется нежелательное поведение вашего ребенка. Вспомните, мы говорили, что поведение ребенка нежелательно, если оно 1) мешает учиться, 2) отрицательно влияет на уже усвоенные навыки или 3) разрушительно для семьи и наносит вред ребенку. Есть ли у вашего ребенка какие-нибудь модели поведения, которые можно было бы отнести к одной или более категориям? Запишите точное определение тех форм поведения, которые вы хотели бы изменить. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Минутку! Вы вписали сюда определения проблем поведения вашего ребенка? Достаточно ли конкретно они сформулированы? Если да, хорошо. Вы заслужили передышку, перед тем как читать дальше. Если же вы этого не сделали, пожалуйста, сделайте. Наш опыт показывает, что родители, которые заполняют предложенные нами формы, справляются с проблемами поведения своих детей гораздо успешнее, чем те, кто просто читает книгу. Измерения, необходимые для оценки поведенияЕсли вы дали своей проблеме точную формулировку, значит, можно измерить частоту ее появления. Услышав, что Гэри вскакивает из-за стола вскоре после того, как начинается ужин, мы мало что узнали. То же самое с поведением Илин, у которой вспышки раздражения бывают "часто". Но когда мы услышали, что Гэри остается за столом, в среднем, всего 4 минуты, а у Илин бывает две вспышки в день, мы уже можем представить их проблемы гораздо лучше. Пока мы не начнем оценивать эти события в цифрах, мы не сможем узнать, меняется ли со временем поведение ребенка. Если при описании модели поведения вы будете полагаться только на слова, то никогда не узнаете, изменилось ли что-нибудь, кроме вашего словаря! Несмотря на то, что мысль о ведении записей многих беспокоит, необходимо понять, что это - важная составная часть работы по корректировке поведения. И, по правде говоря, делать это, как вы увидите, не труднее, чем считать или определять по часам время. Способы регистрации нежелательных форм поведенияВо многих случаях вести наблюдения означает просто считатя сколько раз ребенок повел себя нежелательным образом, то есть определять частоту инцидентов. Например: В других случаях наблюдение требует хронометрирования: как долго ребенок ведет себя нежелательным образом. Иными словами, необходимо измерение продолжительности поведенческого акта. Например: Когда вы начнете свои наблюдения, вы будете записывать либо частоту инцидентов (сколько раз это случилось), либо их продолжительность (как долго это длится). В нашем первом примере родители Гэри измеряли время - как долго он остается за столом, прежде чем встать первый раз. Для того чтобы решить, что в вашем случае нужно записывать: частоту или продолжительность - задайте себе такой вопрос: "Какая величина покажет мне, приближаюсь ли я к своей цели?" Считать, "сколько раз" Сара одевается утром, конечно, бессмысленно. Это не даст нужной информации, потому что цель в этом случае - уменьшить продолжительность процесса одевания. Но в случае Илин подсчет, сколько раз в день она кричит и отпихивает от себя учебные пособия, поможет ответить на интересующий нас вопрос, потому что здесь цель - уменьшить количество таких инцидентов.
Первыми вашими записями будут недельные данные предварительных измерений - характеристик нежелательного поведения ребенка перед тем, как вы начнете проводить в жизнь конкретную программу, направленную на его изменение. Если вы продолжите измерение параметров поведения в последующие недели, вы сможете увидеть, работает ли ваша программа. В отчете о работе над проблемами поведения Гэри вы видели предварительные записи, которые его семья вела в течение недели. Во время каждого приема пищи записывалось, сколько времени Гэри оставался за столом, после того как садились остальные члены семьи. В течение этой недели семья никак не меняла своего отношения к нему. Ведение этих записей не составило для членов семьи Гэри особого труда, а результаты измерений оказались хорошими показателями его поведения. Если вы помните, к концу первой недели результаты измерений, сделанные за ужином, выглядели так:
Когда вы начнете проводить предварительные измерения, вы можете обнаружить, что в некоторых случаях бывает трудно решить, имел ли место нежелательный инцидент. Иногда это происходит оттого, что проблема еще не определена достаточно точно. Если в вашей семье записи ведет не один человек, вам нужно обсудить, что каждый из вас понимает под проблемой. Помните, вы будете измерять либо частоту (сколько раз), либо продолжительность (как долго). Семья Гэри измеряла продолжительность. Ниже приводится пример поиска точной формулировки нежелательного поведения и описание предварительных измерений, на сей раз частоты.
В этом примере миссис Лоу делала отметки каждый раз, когда Джонатан вмешивался в игру Эшли. Подсчитать количество таких случаев было легко, так как это случалось нечасто, раза три в день. Поэтому у мамы была возможность наблюдать, и записывать каждый раз, когда это происходило. Когда проблема возникает нечасто, то, что бы вы ни записывали - сколько раз или как долго, - делать это надо каждый раз. Вот другие примеры ярко выраженных и нечасто проявляющихся проблем поведения, параметры которых можно измерять в течение всего дня: Однако есть много проблем поведения, которые возникают так часто, что регистрировать их целый день просто невозможно. Вам пришлось бы все время ходить за ребенком по пятами делать отметки. Вряд ли у вас осталось бы время на что-нибудь еще. В таких случаях вам нужно вести записи только в течение некоторых промежутков времени. Бывают проблемы, возникающие только в определенное время или в определенных ситуациях, например за столом, во время укладывания в кровать, во время купания. В таких случаях решить, когда наблюдать, довольно легко. Но если ребенок ведет себя плохо в самое разное время дня, вам нужно будет установить для себя определенный период (или периоды) времени для наблюдений. Выберите время (обычно хватает 15-30 минут), когда вероятность возникновения проблемы довольно высока и у вас есть возможность проследить за поведением ребенка. Старайтесь организовать свои дела так, чтобы проводить наблюдения можно было каждый день в одно и то же время. Может быть, вы решите выделить для этого нескольких 20-минутных интервалов, скажем, в течение часа после ужина (или в любое другое время). Здесь решение принимаете вы. Главное, чтобы, во-первых, это было время, когда вероятность плохого поведения высока, во-вторых, чтобы это время подходило вам, и в-третьих, по возможности могло быть использовано для наблюдений каждый день. Важнее всего постоянство. Следите за тем, чтобы измерения проводились только в эти выделенные вами промежутки времени. Как же определить ту частоту инцидентов, при которой имеет смысл вести наблюдения лишь в определенные периоды времени? Очень приблизительно ответить на этот вопрос можно так: если нежелательное поведение наблюдается чаще, чем раз в 15 минут. Если это происходит реже, отметки нужно делать каждый раз в течение всего дня. Удобным и точным инструментом для рассматриваемых наблюдений может стать наручный счетчик или соответствующее устройство, какие бывают в супермаркетах. Кусок маскировочной ленты на вашем запястье (и ручка в кармане) прекрасно заменит бумагу и позволит постоянно записывать события дня, с тем чтобы позже вклеить эти записи в блокнот. Для хронометрирования подойдут наручные, настенные и даже напольные (если таковые имеются) часы.
В первый день Бобби бил, пинал и толкал своих братьев четыре раза. На следующий день - восемь раз, и так далее. В конце каждой недели папа вычислял среднее арифметическое и округлял его до ближайшего целого значения. Возможно, вы предпочтете большую точность.
За чем наблюдать
Запишите вашу формулировку сюда._____________________________ _____________________________________________________________ Как наблюдать
_______________________________________________________ Когда наблюдать
_________________________________________________________
Если вы собираетесь вести наблюдение в определенный промежуток времени, запишите, в какой.____________________________________________________ Когда вы заполните все представленные здесь графы, вы сможете приступить к недельным измерениям параметров поведения вашего ребенка. Впишите свои данные в таблицу, представленную на стр. 134, и с завтрашнего же дня начинайте ее заполнять. Ведите записи до тех пор, пока не будете готовы начать работу по изменению нежелательного поведения (только сначала дочитайте эту главу до конца.). Ведение записей должно продолжаться не менее одной недели. Не читайте дальше, пока не заполните обзор. Определение паттерна О-П-РВ начале этой главы мы представили вам понятие "паттерн О-П-Р". Раз вы сформулировали проблему поведения и начали проводить предварительные измерения его параметров, то теперь, для того чтобы начать программу регулирования, вам нужно будет определить паттерн О-П-Р. Вспомним пример, в котором рассказывалось о Гэри.
Эта схема показывает, насколько важно рассматривать поведение Гэри в его контексте. На проявление нежелательного поведения нельзя смотреть только как на проблему ребенка. В действительности это обмен между ребенком и окружающей средой. Если взглянуть на "нежелательное поведение" в таком свете, мы увидим, что для ребенка оно является эффективным средством получения от окружающей среды того, чего он хочет. И здесь нужно помнить, что важнейшими элементами этой окружающей среды являетесь вы и другие члены вашей семьи. Что узнал Гэри? Он узнал, что хорошим средством привлечения внимания за ужином является его побег из-за стола! Более того, каждый раз, когда этот паттерн О-П-Р повторялся, "нежелательное поведение" закреплялось еще больше. В следующий раз, когда во время еды он захочет внимания к себе, он вероятнее всего, прибегнет к способу, который наилучшим образом уже срабатывал раньше, - выскочит из-за стола. Получается, что проблема поведения Гэри для него вовсе не проблема. Для него - это решение вопроса о привлечении внимания. Вспомните правило, которое мы упоминали раньше: скорее всего ребенок повторит те поступки, которые поощряются. Каково точное определение поведения, за которым вы наблюдаете? __________________________________________________________ Когда вы проводите наблюдения? ____________весь день_______минут в день с______ до______ Вы считаете _____________ как часто это происходит? Или ____________ сколько времени это продолжается?
Не забывайте посмотреть на паттерн О-П-Р с точки зрения ребенка. Будучи взрослым, вы можете не ощутить удовольствия от того, что за вами гоняются, вас ругают и тому подобное, не воспринять это как поощрение. Для ребенка же все эти формы проявления внимания могут быть "приятны", Является ли ваша реакция на поведение ребенка поощрением, вы увидите впоследствии, когда станет ясно, реже или чаще он стал совершать поступки, на которые вы реагируете подобным образом. А вот еще один пример, показывающий, как важно выявить паттерн О-П-Р. Семья Джеки отнеслась к ее плачу как к нежелательному поведению и начала более внимательно присматриваться к тому, что ему предшествует (к обстановке) и к своей реакции на него. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что чаще всего Джеки ведет себя подобным образом два раза в день. Сначала она плачет в середине дня, когда мама пробует провести с ней коротенький урок по развитию речи. Плач ее настолько невыносим, что мама быстро прекращает занятия. Паттерн О-П-Р, по всей вероятности, выглядит так:
Кроме того, каждый вечер повторяется одна и та же история. Джеки - сама улыбка, но только пока не приходит время ложиться спать. Тут начинаются слезы. Плач продолжается до тех пор, пока мама не сдается и не позволяет Джеки снова спуститься в гостиную. Здесь паттерн О-П-Р таков:
Обратите внимание на то, что в обоих случаях поведение одно и то же: "Джеки плачет". На уроке это поведение приводит к тому, что "мама вынуждена отменить трудное задание". Ночью, когда нужно спать, это же поведение привлекает к Джеки внимание всей семьи со всеми вытекающими из этого приятными последствиями, включая сидение перед телевизором.
Только увидев, что в этих случаях контексты (паттерны О-П-Р) различны, мы сможем понять, что подходы также должны быть различны. На уроке по развитию речи мама могла бы упростить задание так, чтобы Джеки сумела легко выполнить его. Затем она могла бы продолжить занятия, несмотря на ее плачь, держа при этом награду наготове. Во время укладывания в постель семья Джеки могла бы изменить свою реакцию - перестать обращать внимание на ее слезы. Таким образом, в зависимости от контекста, работать над поведением можно множеством разных способов. Еще раз подумайте о своем ребенке. Вы дали точное определение той форме его поведения (или двум?), которую вы хотите изменить? Занимаетесь ли вы уже предварительным измерением параметров его поведения? Определили ли паттерн О- П- Р? Если да, то у вас уже, наверное, есть некоторые соображения о том, как начать проведение программы регулирования поведения. Так что приступайте к главе 16 и удачи вам!
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||