Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   1 |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   10 (далее) |   11  |   12  |   13  |   14  |   15  |   16  |

Раздел II
Формирование навыков

Глава 10

Умение пользоваться туалетом

Не будем лукавить. Вы и без нас прекрасно понимаете, что научить ребенка пользоваться туалетом - одна из самых важных задач. Не секрет также, что учить его этому - не самое большое удовольствие. Это занятие отнимает массу времени; оно требует готовности мириться с множеством возможных разочарований и возвратов к прошлому. Все это вам известно. Наверное, вы уже пробовали так или иначе побудить ребенка сделать в туалете все "как большой мальчик (или девочка)". Но бесконечные переодевания и случайные "аварии" не прекращаются. Может быть, ваш ребенок не посещает какое-нибудь детское учреждение или какие-нибудь занятия только потому, что условием приема является "полностью отработанное умение пользоваться туалетом".

Одним словом, учить ребенка пользоваться туалетом нелегко. Вам нигде не удастся "срезать" путь, да и занятие это, честно говоря, не слишком увлекательное. Здесь более всего нужна решимость довести дело до конца и систематическое проведение определенных процедур. Эта глава должна помочь вам и в том, и в другом.

Навыки, составляющие умение пользоваться туалетом

Нередко, думая об умении пользоваться туалетом, мы представляем себе сухие и чистые штанишки... Вряд ли что-нибудь еще. В действительности, если ребенок научился пользоваться туалетом должным образом, значит, он освоил не одно только умение делать свои дела в унитаз, а гораздо больше. Он овладел каждым из перечисленных ниже действий:

1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.
2. Умеет сдерживаться.
3. Входит в туалет.
4. Спускает штаны.
5. Садится на унитаз.
6. Делает свои дела в унитаз.
7. Использует туалетную бумагу по назначению.
8. Натягивает штаны.
9. Спускает воду.
10. Моет руки.
11. Вытирает руки.

Может быть, ваш ребенок уже умеет делать некоторые из этих вещей. Если это так, то, работая по данной учебной программе, всегда давайте ему возможность выполнять их самостоятельно. Может быть, наоборот, ваш ребенок не знает, как подступиться ни к одному из перечисленных действий. Однако волноваться по этому поводу не стоит.

Вашей первой задачей будет обучить ребенка всего лишь одному - делать свои дела в унитаз. Сначала, возможно, большинство остальных действий вам придется выполнять за него. Через некоторое время вы начнете учить его одному за другим остальным навыкам, которые вместе образует то, что мы называем полностью отработанным умением пользоваться туалетом.

Готов ли ваш ребенок?

Ребенка можно считать готовым к освоению умения пользоваться туалетом, если он:

1. Умеет выполнять простые указания ("Пойди сюда, Билли").
2. В состоянии просидеть на стуле 5 минут.
3. В состоянии сдерживаться в промежутке между двумя высаживаниями в течение минимум 1,5 часов (это нужно освоить, прежде чем начать учиться делать в туалете малые дела).

Примечание: Если ваш ребенок не умеет выполнять простые указания или не может усидеть в течение 5 минут, вам следует сначала обучить его этим умениям (см. главу 8).

Решайтесь!

Даже если вы никогда не пытались учить ребенка пользоваться туалетом или пытались, но неудачно, вам нужно прямо сейчас принять решение: освоить предлагаемый подход и упорно следовать ему. Многие родители могли бы подтвердить вам, что конечный результат доказывает, что эти усилия были не напрасны.

Помните, никто за вас не научит вашего ребенка пользоваться туалетом. Работа эта - круглосуточная, а он большую часть времени проводит с вами. Для достижения успеха, однако, необходима преемственность. Это значит, что нужно заручиться поддержкой тех, кто, как и вы, проводит с ребенком время: няни, соседей, воспитателя и, конечно, остальных членов семьи.

Родители друг другу

Мы хотели бы передать вам некоторые соображения наших родителей - нашей "группы поддержки".

Мама Уитни: "Мы недостаточно хорошо осознаем, насколько медленным и постепенным бывает процесс обучения умению пользоваться туалетом, как много бывает откатов назад. Иногда кажется, что вы просто стоите на месте, и вам так легко сказать себе: "Все, хватит!" Многие родители согласились с мамой Уитни, что важнее всего убедить вас в одном: "Не сдавайтесь!"

Мама Рафаэля, беседуя с несколькими родителями, вспоминала, какую большую роль в достижении успеха сыграло тщательное ведение записей. "Я страшно боялась цифр, но со временем даже подружилась с ними. Ведение записей представляется гораздо более трудной задачей, чем оказывается на практике... и, кроме того, без них просто невозможно ничего добиться".

Папа Скотта отметил, насколько полезным для всей семьи было участие в обучении малыша. "Мы делали это вместе - для Скотта и для себя. Мы просто обязаны были заставить программу заработать".

Ведение записей

Дневник наблюдений за большими и малыми делами

Если у вашего ребенка уже выработался определенный график, так, что при регулярном посещении туалета он может сделать свои дела в унитаз, и если днем с ним не случается "аварий", пропустите несколько страниц и перейдите прямо к параграфу "Умение пользоваться туалетом самостоятельно". Во всех прочих случаях вашим первым и самым важным шагом должно стать определение его графика мочеиспускания и стула, показывающего, в какие часы в течение дня он с наибольшей вероятностью намочит или испачкает штанишки.

Для определения этого графика вам придется вести соответствующие наблюдения в течение двух недель. Записывать следует и время мочеиспускания, и время стула. Начать заниматься вы сможете только по прошествии этих двух недель.

Что делать в течение двух недель

1. В течение двух недель продолжайте относиться к отправлению естественных нужд ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или унитаз, не начинайте делать это сейчас. Если вы его высаживали, записывайте, сделал или нет он свои малые или большие дела за время, пока сидел.
2. Когда ребенок просыпается утром, проверьте его подгузники - сухие они или мокрые, чистые или грязные.
3. Проверьте то же самое час спустя и продолжайте проверки каждый час, пока он не ляжет спать.
4. Каждый раз записывайте, сухой он или мокрый, грязный или нет. (Скоро мы поговорим об этом поподробнее.)
5. Переоденьте его, если во время проверки выяснится, что он намочил или испачкал штанишки. Сделав это, вы при следующей проверке будете знать, случилось ли что-нибудь за прошедшее время. Постепенно он будет привыкать оставаться сухим.

Как вести записи

В этом параграфе мы представим вам таблицу, которой удобно пользоваться в течение упомянутых двух недель. Кроме того, здесь вы найдете примеры заполнения такой таблицы. Прочитав до конца параграф, сделайте себе копию незаполненной таблицы "Дневник наблюдений за большими и малыми делами". Наверху, в шапке, впишите дни недели. Повесьте таблицу в туалете и с завтрашнего дня начинайте заполнять ее.

Графа "Штаны" (Ш) В графе "Штаны" вы каждый час будете отмечать состояние его штанишек. Условные обозначения:

С   если штаны сухие
М   если он помочился в штаны
Сm   если у него был стул
М/Сm   если произошло и то и другое

Разумеется, вам не нужно непременно ждать целый час. В любой момент, когда у вас появляется подозрение, что ребенок мокрый, надо проверить его штанишки и отметить в таблице время и результат проверки.

Графа "Туалет" (Т) Если вы водите ребенка в туалет, результаты его пребывания в нем записывайте в эту графу аналогичным образом. (Помните, не надо начинать высаживать его сейчас, если вы не делали этого раньше.)

С   если он не сделал малые дела в туалете и остался сухим
М   если он помочился в туалете
Сm   если у него был стул
М/Сm   если он сделал и то и другое

Вы видите, что ведение записей будет отнимать у вас не больше минуты в час. А ведь это - самая важная часть вашей учебной программы.

Возможно, вы уже когда-нибудь вели записи и чувствуете, что готовы приступить к ним прямо сейчас. Но, может быть, наоборот, вы принадлежите к тому разряду родителей, которые никогда не записывали подобные вещи и воспринимают такую задачу как трудную и не очень понятную. Хотелось бы верить, что вы не отвергните нашу идею, не испробовав ее на практике. Для того чтобы она стала еще понятнее, мы представим вам примеры ведения записей с помощью такой таблицы.

Дневник наблюдений за большими и малыми делами

ИМЯ РЕБЕНКА:________________________________
НАЧАТ:__________________________________

 День 1День 2День 3День 4День 5День 6День 7
       
ВремяШТШТШТШТШТШТШТ
               
7.00               
               
8.00              
               
9.00               
               
10.00              
10.25              
11.00               
               
12.00              
               
13.00               
               
14.00              
               
15.00               
               
16.00              
               
17.00               
               
18.00              
               
19.00               

Заполнение таблицы

Мама Джефа очень боялась приступать к программе обучения умению пользоваться туалетом. Когда ее спрашивали о графике мочеиспускания Джефа, она описывала ситуацию так: "Он обычно писает где-то в середине первой половины дня и пару раз во второй". Это недостаточно конкретная информация, и для уточнения картины было решено перейти к двух-недельному ведению записей. В этот период мама Джефа ничего не изменяла в своем обычном порядке ухода за сыном, за исключением введения ежечасных проверок и записи их результатов.

Ее таблица в первые несколько часов первого дня выглядела так:

 
День 1
Среда
Время
Штаны
Туалет
   
7.00
M
C
   
8.00
C
 
   
9.00
C
M
   
10.00
C
 
10.25
M/Cm
 
   
11.00
C
 

О чем говорят эти записи?

  • В 7.00 мама обнаружила, что пижамные штанишки Джефа мокрые (М). Она, как всегда, высадила его на унитаз, но он ничего не сделал (С).
  • Через час, в 8.00, она снова проверила его штанишки, и они оказались сухими (С). Она не стала высаживать его.
  • В 9.00 он был все еще сухим (С) но когда она посадила его на унитаз, он сделал свои малые дела (М).
  • В 10.00 штанишки снова оказались сухими (С).
  • В 10.25 штаны Джефа были и мокрыми и грязными (М/Ст); хотя перед этим мама заметила определенные сигналы, но высаживать его уже было поздно. Она отметила время происшествия в таблице.
  • В 11.00 он был сухим.

    В конце второй недели эти ежедневно заносимые в таблицу простые значки (С, М и Ст) дали маме Джефа информацию, которая была необходима для того, чтобы начать учебный процесс, способный принести положительный результат. Конечно, за эти две недели несколько раз она забывала сделать отметки, так как была очень занята. Вот тут и пришли ей на помощь остальные члены семьи, вместе с ней занимающиеся обучением Джефа.

    А сейчас проанализируем записи, которые делались на протяжении недели родными одной девочки, желавшими определить график ее мочеиспускания и стула. Мы приводим часть таблицы, соответствующую утренним часам (от 8.00 до 12.00). Вы удивитесь, увидев, как много ответов вы сможете получить на свои вопросы, рассмотрев эти данные.

     Понед-икВторник Среда   Четверг ПятницаСубботаВоскр-е
    ВремяШТШТШТШТШТШТШТ
                   
    8.00С С С  С     
                    
    9.00  M/Cm Cm 
                   
    10.00Сm  Cm Cm  Cm  Cm Cm   
                    
    11.00    
                   
    12.00       

    Ниже приводятся вопросы. Справа от них запишите свои ответы:

    1. Куда она сделала свои большие дела в субботу?
    _______________
    2. В какое время у нее был стул в среду?
    ______________________
    3. Сколько раз у нее был стул в четверг?
    ______________________
    4. Сколько раз у нее был стул в 9.00?
    _________________________
    5. В какое время у нее чаще всего бывает стул?
    ________________

    Общий вид таблицы может вас смутить. Но каждая отдельно взятая клеточка сообщает вам нечто достаточно простое. Проверьте правильность своих ответов.

    Ответы:

    1. В штаны
    2. 10.00
    3. Два
    4. Два
    5. 10.00

    Теперь вы готовы вести дневник наблюдений за большими и малыми делами вашего ребенка. Ведите записи в течение двух недель. За это время можно дочитать до конца данную главу и таким образом подготовиться к началу работы по учебной программе.

    Если вы не будете аккуратно вести записи в течение двух следующих недель, оставшаяся часть главы ничего вам не даст. Помните, что на протяжении этих двух недель у вас не будет ни успехов, ни неудач; вы будете лишь пытаться понять график мочеиспускания и стула своего ребенка, чтобы затем составить расписание, которое будет иметь для вас практический смысл.

    Для того чтобы ваши отметки дали вам представление о графике, вы должны знать, что делает ребенок на протяжении всего времени бодрствования. Это значит, что вам, возможно, придется передать полученные записи воспитателям в детский сад или бабушке и подробно объяснить всем членам своей семьи, а может быть, даже няне, как вести их. Руководитель этой программы - вы. Остальные помогут вам, если вы четко объясните им, что нужно делать, и если они увидят, что вы сами относитесь к программе серьезно.

    С чего начать: с больших дел или с малых?

    Если вы приступаете к обучению ребенка соответствующим умениям в первый раз, начать следует со стула. Однако ситуация, когда ребенок 1) ходит по большому всегда в туалете и 2) ваши записи показывают, что промежуток между двумя мочеиспусканиями составляет 1,5 часа и в течение этого времени он в состоянии удерживаться, говорит о том, что он готов учиться пользоваться туалетом для малых дел.

    Замечание: Некоторых детей иногда сначала учат ходить в туалет по маленькому, а не по большому. Если в вашем случае это именно так, то займитесь большими делами.

    Начинать обучение с больших дел лучше по многим причинам. Стул бывает реже и более систематически, чем мочеиспускание. Это значит, что в течение дня вы будете совершать меньше походов в туалет и процесс обучения отнимет у вас меньше времени. Меньше новых требований будет обращено и к ребенку. Еще важнее то, что, если вы ведете его в туалет по большим делам, то вероятность успеха этого предприятия выше. Кроме того, сигналы, подаваемые ребенком в таких случаях, распознать легче (он может, например, напрячься, покраснеть, затихнуть или присесть на корточки).

    Когда ребенок научится делать большие дела в унитаз, ему будет не так трудно заниматься малыми делами, поскольку он уже будет знаком с процедурой посещения туалета.

    После того, как 1) закончится двухнедельный срок ведения записей для определения графика мочеиспускания и стула и 2) вы примите решение относительно того, чему учить сначала, настанет момент, когда можно будет приступить к составлению расписания походов в туалет. Следующий параграф посвящен составлению расписания походов в туалет по большим делам. Даже если вы начинаете с обучения ребенка умению делать в туалете малые дела, вам все равно следует внимательно прочитать этот параграф, так как в обоих случаях процедура почти идентична. Позже мы обсудим незначительные расхождения между этими двумя процессами.

    Составление расписания

    1. Возьмите дневник, который вы вели в течение двух недель, и обведите кружочком (лучше цветным, чтобы выделялся) каждый случай Ст.
    2. Подсчитайте, сколько раз на протяжении этих двух недель у ребенка был стул в 7.00, 8.00, 9.00 и т.д. Для каждого часа запишите соответствующую цифру в левой графе рядом с часом, к которому это относится.

    На стр. 57 и 58 приводятся примеры записей двухнедельных наблюдений за большими и малыми делами одного ребенка. В каждой таблице уже сделаны отметки, в соответствии с только что приведенными указаниями 1 и 2. Прежде чем продолжить, потратим немного времени на анализ этого примера.

    Большинству детей присущ некоторый определенный график мочеиспускания и стула. В течение дня должно быть несколько периодов, когда стул более всего вероятен. В нашем примере это периоды, когда за две недели стул был чаще всего. Алекс более всего склонен ходить по большому от 9.30 до 10.00, от 11.30 до 12.00 и от 17.30 до 18.00.
    3. Если у вашего ребенка регулярный и легко определимый график, то составить расписание высаживания его на унитаз будет легче. Каждый раз, когда у него обычно ожидается стул, будьте готовы повести его в туалет за 15 минут до этого момента. В случае Алекса это нужно было бы в первый раз делать в 9.15 утра, второй раз - в 11.15, и третий раз - в 17.15.

    Если у вашего ребенка утром стул бывает только один раз и, высадив его в положенное время, вы убедитесь, что он сделал большие дела, не нужно тащить его в туалет до обеда второй раз. Если же он ничего не сделает, вам придется высадить его еще раз. Если и во второй раз у него не будет стула и в промежутках между проверками его штаны не запачкаются, его нужно будет высадить тогда, когда, в соответствии с вашим расписанием, придет время следующего похода в туалет (в случае Алекса это 11.15).

    О том, что нужно делать, когда вы ведете ребенка в туалет, мы подробно поговорим немного позже. Сейчас мы только стремимся наилучшим образом составить расписание ваших попыток приучить его ходить в туалет. Нам хотелось бы, чтобы на основании своих двухнедельных записей вы смогли сделать заключение, типа: "У него обычно бывает стул в 10.00. Если этого не происходит в 10.00, то, как правило, происходит между 11.30 и 12.30. Иногда у него бывает стул второй раз между 16.00 и 17.00".

    Такое заключение позволит вам наилучшим образом выбрать время высаживания. Как вы помните, вести ребенка в туалет нужно за 15 минут до момента, когда у него обычно бывает стул.
    4. Если у вашего ребенка нет регулярного или легко определимого графика, первый раз вам нужно повести его в туалет за 15 минут до первой записи о наличии стула. После этого следует высаживать ребенка каждые два часа. Если у него бывает стул только один раз в день, то после того, как он сделает свои большие дела, больше его водить в туалет не нужно.
    5. Итак, сейчас вам нужно выбрать 2-4 наиболее подходящих периода в течение дня, когда вы будете учить его делать большие дела в туалете. Определив это время, запишите его сюда:

    ____________________________
    ____________________________
    ____________________________

    Придерживаться этого расписания вам следует в течение одной недели. По прошествии этой недели изучите свои записи и при необходимости измените расписание так, чтобы оно было больше соответствовало графику стула ребенка. Например, если вам кажется, что он всегда делает свои дела через 25 минут после того, как вы его высаживаете на унитаз, вам следует отсчитать от этого момента 15 минут и проставить в расписании другие цифры. В течение первой недели не вносите в расписание никаких изменений! Вы сможете его подогнать в последующие недели, если ваши записи неизменно будут говорить о необходимости сделать это. (Не меняйте расписания только потому, в течение одного-двух дней стул у ребенка был в другое время.)

    Дневник наблюдений за большими и малыми делами

    ИМЯ РЕБЕНКА:______Алекс___________________
    НАЧАТ:___14_ноября________________________

     День 1День 2День 3День 4День 5День 6День 7
    Среда   ЧетвергПятница Суббота Воскр-еПонед-икВторник 
    ВремяШТШТШТШТШТШТШТ
                   
    7.00             
    7.30           
    8.00   
                   
    9.00       
    29.30Cm          M/C
    m
     
       
    110.00   Cm     
                    
    11.00     
    111.30  Cm            
    212.00       M/C
    m
     
      Cm  
                   
    13.00       
                   
    14.00        
    14.30             
    15.00       
                    
    16.00       
    16.30             
    17.00      
    117.30    Cm          
    18.00       
    18.30             
    19.00       

    Главной причиной неудачи родителей при обучении ребенка умению пользоваться туалетом бывает то, что они не относятся серьезно к составлению хорошего расписания и четкому следованию ему. Некоторые недооценивают важности ведения записей или не хотят потратить на внимательное прочтение этих страниц и анализ двухнедельных записей для определения графика ребенка. Другие делают это, но недостаточно строго следуют ими же самими составленному расписанию. И в том, и в другом случае научить ребенка пользоваться туалетом не удается, и от этого проигрывает вся семья. Однако большинство родителей добивались успеха, и вы можете оказаться среди них.

    Дневник наблюдений за большими и малыми делами

    ИМЯ РЕБЕНКА:_________Алекс___________________
    НАЧАТ:___14_ноября___________________

     День 1День 2День 3День 4День 5День 6День 7
    Среда   Четверг Пятница Суббота Воскр-еПонед-икВторник 
    ВремяШТШТШТШТШТШТШТ
                   
    7.00             
    7.30        
    8.00   
                   
    9.00       
    19.30  Cm            
    110.00    Cm   
    10.30              
    11.00       
                   
    112.00  M/C
    m
     
         
                   
    13.00      
                   
    14.00        
    14.30             
    15.00       
                   
    16.00        
                   
    17.00       
    117.30Cm             
    218.00    Cm    Cm  
                   
    19.00       

    В составлении оптимального расписания большую роль могут сыграть ваш муж (или жена), соседи или старшие дети. Поэтому полезно было бы обсудить планы обучения ребенка умению пользоваться туалетом с кем-нибудь еще. Вообще неплохо привлечь к работе над вашей программой кого-то из окружающих. Тогда с этим человеком вы сможете делиться своими впечатлениями о продвижении вперед.

    Особое замечание

    Составление расписания вождения ребенка в туалет для обучения его умению правильно делать малые дела

    Для того чтобы составить расписание походов в туалет по малым делам, вам следует проделать те же действия, что и для составления расписания походов в туалет по большому. Небольшие отличия заключаются в следующем:

    1. В своем двухнедельном дневнике нужно обвести кружочками время, когда ребенок мочится, и затем добавить эти моменты к первому расписанию.
    2. Малые дела случаются чаще, чем большие, и поэтому отметок в течение дня будет больше. Выберите из них 4-6 так, чтобы они отражали наибольшую вероятность события. Следующие друг за другом моменты не должны отстоять по времени меньше, чем на 1,5 часа.
    3. Составьте расписание так, чтобы уже определенное вами расписание занятий по обучению умению пользоваться туалетом для больших дел было его частью.
    4. Водите ребенка в туалет каждый отмеченный в расписании раз.

    Если вы собираетесь начать обучение ребенка с умения делать в туалете малые дела, запишите в оставленном специально для этого месте выбранные вами оптимальные часы (в соответствии с результатами анализа двухнедельных записей).

    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    Помните: Составление расписания - самая важная часть вашей программы.

    Использование поощрений

    Возможно, стоит еще раз заглянуть в главу 4, чтобы вспомнить, что в ней говорилось о поощрении. Для успешного обучения умению пользоваться туалетом поощрения очень важны, впрочем, как и для обучения любым другим умениям.

    Для начала потребуйте от ребенка сделать совсем маленький шаг, например просто сесть на унитаз. Вознаградить его усилия нужно немедленно: изюминкой, глотком сока - любым призом, который вы выбрали. Со временем ему не нужны будут никакие поощрения, чтобы сесть на унитаз по вашей просьбе.

    Будьте готовы вознаградить ребенка своим вниманием и особым отношением в момент, когда он сделает большие дела в туалете. После этого как можно скорее забирайте его оттуда, чтобы он там долго не ел и не играл. Не забывайте, что туалет - не игровая комната.

    Поощрение

    Миссис Джонсон решила научить Джамала ходить в туалет по большому, но ничего не получалось с самого начала: сын не желал сидеть на унитазе больше 30 секунд. Она знала, что Джамал любит ванильное печенье, любит, когда его хвалят, но как же он может заработать все это теперь, если даже не сидит в туалете! Значит, первое, чего необходимо добиться, это продлить время сидения на унитазе. Мы посоветовали миссис Джонсон похвалить и наградить Джамала сначала просто за то, что он просидел на унитазе 30 секунд, затем 40 секунд, затем 50, и так, пока он не научится сидеть в туалете 5 минут. В тех случаях, когда он будет вскакивать раньше, миссис Джонсон будет одевать его и выводить из туалета, уделяя ему минимум своего внимания, и, конечно, - никакого печенья. Скоро Джамал поймет, что есть только один путь получить мамино внимание и печенье - сидеть на унитазе.

    Когда Джамал научился дольше сидеть на унитазе, он начал делать там и большие дела, за что немедленно награждался похвалой и печеньем.

    Проблемы поведения

    Стремясь дать вам максимально ясное представление о шагах, которые ребенок должен сделать, чтобы научиться пользоваться туалетом, мы не останавливались на его поведении. А ведь оно так или иначе может помешать вашим планам. Наши рассуждения могут порой казаться идеалистическими, словно ребенок никогда не будет возводить препятствий на вашем пути. Будет!

    В конце этой главы мы обсудим несколько вопросов, которые родители чаще всего задают нам. Некоторые из них касаются проблем поведения, возникающих в процессе обучения. Кроме того, можно обратиться к главам 16 и 17, посвященным проблемам поведения и путям их решения.

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK