Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   1 |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   10  |   11  |   12  |   13  |   14  |   15  |   16  |

Раздел II
Формирование навыков

Глава 11

Игровые навыки

Однажды кто-то попросил Луи Армстронга дать определение джазу. "Слушайте, - ответил тот, - если вы задаете такой вопрос, вам никогда этого не узнать".

Мы могли бы то же самое сказать об игре. Есть сотни определений игры, но ваше будет самым точным. Ведь игра - это то, в чем мы все прекрасно разбираемся. Почему же вам все-таки нужно специально заниматься с ребенком игровыми навыками? Приведем две причины, которые могут ускользнуть от вашего внимания.

Во-первых, навыки, которые ребенок приобретает, осваивая новые приемы игры, могут пригодиться ему и в других ситуациях. Так, ребенок, который учится сидеть за столом и собирать головоломки из пяти элементов, лучше подготовится к усвоению навыков, требующих умения сидеть, концентрировать внимание и выполнять указания. А ребенок, который учится самостоятельно играть в компьютерную игру, сможет впоследствии приобщиться к миру своей старшей сестры. Игра приносит детям не просто удовольствие. Игра - важный вид их деятельности.

Во-вторых, и ваши новые навыки, и ваша уверенность в себе - все, что вы приобретаете в процессе обучения ребенка, - найдут применение и в других областях. Это явится наиболее убедительным свидетельством того, что вы вполне справляетесь с ролью учительницы на ваших домашних занятиях.

И, конечно, самое важное: когда вы учите своего ребенка играть, вы помогаете ему находить новые источники радости. Игра дает бесчисленные возможности для взаимодействия с другом, с другими членами семьи, возможность приобщиться к тому, что происходит вокруг. Это - тот вид занятий, когда ошибки воспринимаются не как провал, а как естественная часть игры.

Кроме того, игра - это всегда некий вызов и шанс достойно принять его. Овладение искусством игры помогает ребенку приобрести большую уверенность в себе и в собственной значимости. Наконец, игра помогает заполнить свободное время. Если у ребенка есть подходящие игрушки, и он знает, как с ними играть, то он сможет заняться ими на досуге. Это хорошо для вас обоих!

Поскольку мы говорим о навыках (в данном случае - игровых), то для их формирования мы будем пользоваться ПОШАГОВЫМ методом. С этим методом вы познакомились в первых семи главах. Итак, вы решили учить ребенка играть. Первым делом, вы выберете для работы один или два игровых навыка. Затем вы определите отдельные шаги (этапы овладения этими навыками) и тип поощрения (хотя вы уже делали это). Потом вы оборудуете сцену для занятий и, таким образом, будете готовы начать учить. В процессе обучения вы будете наблюдать за прогрессом и, если дела пойдут плохо, преодолевать трудности.

Вот и все! В этой главе рассматриваются примеры использования ПОШАГОВОГО метода формирования игровых навыков, даются некоторые дополнительные рекомендации. Наши примеры, главным образом, относятся к маленьким детям с особенностями развития и простым играм, но те же принципы применимы и к обучению более сложным играм детей постарше. Стоит только напомнить, что в любом случае вам потребуются материалы, соответствующие возрасту вашего ребенка, то есть игрушки, с которыми играют его сверстники.

Итак, какой бы по счету ни была ваша попытка - первой или 51-ой, - если вы решили учить ребенка играть, пора начинать!

Джейсон и Мэри Бет

Миссис Салливан смотрит в окно на Мэри Бет, которая спокойно играет в песочнице со своим новым совком и ведерком. Поворачиваясь снова к своему компьютеру, миссис Салливан успевает заметить, что в калитку вошел Джейсон. Он кричит:

- Эй, Мэри Бет, поиграешь со мной в мяч? Пойдем проверим, сумеешь ли ты поймать его!

Мэри Бет поднимает взгляд от песочницы как раз в тот момент, когда теннисный мячик отскакивает от ее плеча. Джейсон идет за ним через двор.

- Он славный мальчик, - думает о своем племяннике-подростке миссис Салливан. - Он знает, что Мэри Бет отстает в развитии, и всегда старается помочь ей. Если бы только он лучше разбирался в педагогике! А так он только усложняет ей задачу.

Мэри Бет снова занялась совком и ведерком. Кажется, она не успела осознать появления своего гостя, вернувшегося с теннисной тренировки.

- Что за день у меня сегодня был, Мэри Бет! Я пропустил мяч, наверное, миллион раз. Может, мне нужен мячик побольше, а?

Мэри Бет бросает взгляд наДжейсона, по-прежнему насыпая песок в ведерко.

- Давай, попробуй поймать мяч!

На сей раз бросок с другого конца песочницы был точнее: мяч ударился прямо о кисть Мэри Бет, когда та поднимала руку.

- Уже лучше, Мэри Бет. Ты почти поймала его. Я вижу, у тебя новое ведерко. Эй, хочешь еще раз попробовать поймать мяч?

Мэри Бет даже не взглянула на него.

Какие игровые навыки выбрать для работы

Джейсон решил поиграть с Мэри Бет в мяч: он будет бросать его, а она ловить. Сам Джейсон хороший игрок. Но если бы он подумал не о себе, а о действиях, которые умеет выполнять Мэри Бет, он, вероятно, выбрал бы другую игру, а если и мяч, то предложил бы играть в него как-нибудь иначе.

Конечно, что спросишь с юного кузена? Но задать один вопрос себе (и получить ответ на него) нужно, причем до того, как вы начнете свои занятия. Это вопрос об уровне развития навыков вашего ребенка.

Как вы будете выбирать для работы игровой навык? Решить эту задачу вам поможет анализ контрольного списка, составленного специально для определения текущего уровня развития игровых навыков. Сделав отметки в его колонках, вы сможете выбрать для работы три новых подходящих для вашего ребенка навыка и установить примерные сроки усвоения каждого из них.

Обзор игровых навыков

В приведенном ниже контрольном списке представлены три категории игровых навыков. К категории А относятся базовые игровые навыки, большая часть которых ребенку необходима для того, чтобы осваивать новые способы игры. К категориям Б и В относятся навыки, необходимые для того, чтобы играть одному, и навыки, необходимые для того, чтобы играть с другими.

Сделайте отметки в контрольном списке прямо сейчас. На это стоит потратить время. Ваши ответы станут основой для обучения. Возможно, для того чтобы точно понять, что ваш ребенок умеет делать, в некоторые игры вам придется поиграть вместе с ним.

Выбор задач

Выбирая примеры для рассмотрения в данной главе, мы остановились на таких играх, которые требуют, чтобы использовались базовые навыки. Из этих навыков постарайтесь выбрать три, над которыми работать понравится и ему и вам.

Контрольный список игровых навыков.

Список содержит навыки, использующиеся во многих типах игр. Против каждого навыка сделайте отметку в колонке, которая отвечает степени владения ребенком соответствующим навыком.

     
Не
делает
Делает,
когда ему
оказывают
существенную помощь
Делает,
когда ему
оказывают
некоторую
помощь
Делает
сам
КАТЕГОРИЯ А.
БАЗОВЫЕ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ
Обращает внимание на говорящего    
Обращает внимание на музыку    
Хватает или держит в руке крупную игрушку или предмет    
Хватает или держит в руке мелки или карандаш    
Толкает, тянет и поворачивает игрушки    
Называет игрушки и предметы предназначенные для игры    
Называет части тела    
Играет в простые игры - в прятки ("ку-ку", ищет спрятанные игрушки)    
Выполняет указания: дает или берет игрушки    
Выполняет указания: открывает и закрывает крышки или двери    
Выполняет указания: выстраивает в ряд игрушки на столе или на полу    
Выполняет указания: переносит игрушки с места на место    
Сидит один не меньше 5 минут    
Имитирует жесты    
КАТЕГОРИЯ Б.
НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ИГРЫ В ОДИНОЧЕСТВЕ
Сидит без какого бы то ни было внимания со стороны в течение 5 - 10 минут    
Надевает кольца на стержень    
Строит башню из трех кубиков    
Строит башню из шести кубиков    
Переливает или пересыпает (ложкой, стаканчиком) воду или бусинки из одной емкости в другую    
Опускает бусинки в емкость    
Нанизывает бусинки на нить    
Режет ножницами    
Приклеивает картинки    
Рисует мелком на бумаге каракули    
Раскрашивает картинки в книжке раскраске, в основном не выходя за линии    
Собирает простые головоломки, состоящие из отдельных картинок    
Собирает головоломки, состоящие из 4-6 элементов одной картинки    
Собирает головоломки, состоящие из 7-15 элементов одной картинки    
Собирает головоломки, состоящие из более чем из 18 элементов одной картинки    
Справляется с играми на подбор карточек по цвету и форме (типа ЛОТО)    
Играет в лото на подбор картинок    
Играет в компьютерные игры    
КАТЕГОРИЯ В.
НАВЫКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЯ ИГР С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ
Бросает мешочек с бобами в груповой игре    
Бросает мешочек с бобами     
Бросает и ловит средних размеров мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров    
Бросает и ловит маленький мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров    
Бросает и ловит средних размеров мяч, если дистанция между игроками превышает 3 метра    
Бросает и ловит маленький мяч, если дистанция между игроками превышает 3 метра    
Ударяет по мячу ногой, как в футболе    
Ударяет по мячу рукой, как в волейболе    
Сбивает битой мяч с метки в бейсболе    
Катается на 3 колесном велосипеде    
Катается на коньках    
Плавает    
Рисует красками вместе с другими ребятами (когда двое или больше детей рисуют одну большую картину)    
Лепит из глины вместе с другими ребятами общее произведение    
Учавствует в драматическом представлении: изображает кого-то другого (например маму, супермена)    
Танцует    
Поет вместе с другими детьми    
Исполняет простую пантомиму    
Принимает участие в постановке пьесы для кукольного театра вместе с другими детьми    
Учавствует с другими детьми в шуточном представлении    

Было бы правильно обсудить выбранные вами навыки с педагогом (и, если возможно, со специалистом по ЛФК). Он (или она) не только будет рад приветствовать в вашем лице партнера, но, вероятно, и поделится с вами некоторыми соображениями относительно того, чему нужно в данное время учить ребенка. Эти соображения могут повлиять на ваше окончательное решение. Запишите в специально для этого оставленном месте три навыка, которые вы избрали (пункт "Срок окончания работы" пока оставьте; чуть ниже мы его обсудим). Записывая свою задачу, старайтесь быть максимально конкретными. Формулировка должна точно определять, во-первых, то действие, которому вы хотите обучить ребенка (не "играет в мяч", а "ловит мяч"), во-вторых, условия, при которых он должен выполнять это действие ("ловит мяч, когда его бросают с расстояния 1 м"), и в-третьих, качество или степень самостоятельности, с которой он должен выполнить это действие ("без посторонней помощи ловит мяч, когда его бросают с расстояния 1 м"). Включение в формулировку условий выполнения нужного действия (когда) и качества или степени самостоятельности при его выполнении (насколько хорош) даст вам возможность оценивать прогресс.

Задача (навык) 1: ______________________________________
Срок____________________
Задача (навык) 2: _____________________________________
Срок_____________________
Задача (навык) 3: _____________________________________
Срок____________________

О сроках

Возможно, вы уже принимали участие в разработке индивидуальных программ обучения (ИПО) для своего ребенка в детском саду или школе. Помимо навыков, которые должен усвоить ребенок, в ИПО указываются сроки их усвоения. Конечно, эти сроки всегда отражают лишь ваши предположения. Ребенок может учиться быстрее или медленнее, чем думаете вы и педагог. Но указание сроков позволяет лучше отслеживать прогресс.

Поэтому вернитесь к трем своим задачам и прикиньте, в какие сроки их можно было бы реально выполнить. Например:

Задача: Строит башню из пяти кубиков, направляемый моими указаниями.
Срок: к 1 марта.

Задача: Ездит на трехколесном велосипеде вокруг нашего жилого массива без посторонней помощи.
Срок: к концу летних каникул.

Минутку! Вы проделали все, что мы вам порекомендовали. Если нет, пожалуйста, найдите несколько минут, чтобы проанализировать вашу ситуацию с помощью контрольного списка и выбрать из него игровые навыки для работы.

Определение шагов или составление учебной программы

Дети с особенностями развития не так легко и не так часто, как другие, демонстрируют свои успехи в освоении нового навыка. Даже самая простая игра может показаться вашему ребенку непреодолимо трудной или просто еще одним поводом проявить свое неумение. Все это вряд ли станет побудительным мотивом для того, чтобы попробовать еще раз. Вам ведь тоже не очень захочется потерпеть очередную неудачу в попытке научить его чему-то новому.

Теперь, когда вы выбрали три игровых навыка, которые ваш ребенок готов осваивать, для обеспечения успеха вам придется сделать еще три шага. Во-первых, вам необходимо составить учебную программу. Во-вторых, выбрать подходящий тип поощрения и, наконец, оборудовать сцену, на которой вы будете заниматься.

Предположим, вы решили научить ребенка ловить мяч. Предположим также, что вы ясно видите картину того, как это происходит. Чтобы составить максимально эффективную учебную программу, эту картину лучше всего забыть. Поначалу ваши действия совершенно не будут напоминать ее.

Может быть, вы станете катать мяч вперед-назад по столу или полу. Может быть, вы будете просто класть мяч в подставленные и сложенные лодочкой руки ребенка и сразу забирать его, прежде чем он упадет. Здесь не важно, с какого навыка вы решите начать процесс обучения; для того, чтобы ребенок овладел навыком наверняка, главное - вернуться к его основам.

Что такое основы? Это - отдельные шаги, которые ведут к успешному выполнению того, что обозначено в вашей программе как задача. Перечень этих маленьких шагов и составит вашу учебную программу.

Прежде чем приступить к составлению своей учебной программы, вспомните о попытке Джейсона вовлечь Мэри Бет в игру с мячом. Для Джейсона умение ловить мяч - нечто настолько естественное, что, может быть, он даже не помнит, учился ли он ему когда-нибудь специально. А для Мэри Бет все это совсем не просто. Ее этому необходимо обучить, причем начиная с основ.

Предположим, папа Мэри Бет решит помочь Джейсону научить Мэри Бет ловить мяч. Учебная программа мистера Салливана могла бы выглядеть примерно так:

Шаги, которые нужно сделать, чтобы научить ее ловить мяч:

  • Скажи ей, чтобы она подставила руки и …
  • Положи ей в руки мяч.
  • "Урони" ей в руки мяч.
  • Закинь ей в руки мяч с расстояния 30 см.
  • Закинь ей в руки мяч с расстояния 60 см.
  • Брось ей мяч с расстояния 1,2 м.
  • Брось мяч…

    Откуда взялись эти шаги? Как мистер Салливан определил, с чего начать и что делать дальше? Продумывая учебную программу, мистер Салливан, скорее всего, сделал две вещи: во-первых, чтобы напомнить самому себе все шаги, составляющие умение ловить мяч, он сам поиграл в мяч, возможно, с Джейсоном; во-вторых, он спросил себя (а также миссис Салливан и Джейсона), как можно некоторые из шагов упростить или разбить на еще более мелкие.

    Давайте более тщательно проанализируем перечень шагов мистера Салливана. Обратите внимание, что он начинается действием, которое, как мистер Салливан знает, Мэри Бет выполнить в состоянии (Мэри Бет подставляет руки). Начав учебную программу с самой основы выбранного умения, мистер Салливан гарантировал, что Мэри Бет испытает радость успеха с самого начала. Заметьте, что первые несколько шагов позволяют папе находиться рядом с Мэри Бет, и при необходимости он может в любую минуту оказать ей помощь. Отметьте для себя также, что каждый предыдущий шаг постепенно подводит к следующему.

    Значит ли это, что если речь идет об обучении ребенка умению ловить мяч, программа, составленная мистером Салливаном, является единственно правильной? Разумеется, нет. Если вы собираетесь составить свою программу, вы можете включить в нее больше или меньше шагов. Для обучения большинству игровых навыков можно составить более одной программы. Важно, однако, чтобы ваш список шагов - ваша программа - начинался с шага, который вашему ребенку заведомо по силам, и чтобы шаги усложнялись постепенно. Помните, каждый игровой навык ваш ребенок будет осваивать не скачком, а шаг за шагом.

    В приложении Г мы приводим примеры того, как можно разбить на шаги некоторые игровые навыки. Может быть, сейчас - самое время просмотреть их. Кроме того, книги или специальные материалы, в которых уже содержатся учебные программы для формирования определенных игровых навыков, могут оказаться у вашего педагога (попросите его или ее поделиться с вами этими материалами).

    Будьте готовы начать свою работу над первым выбранным вами навыком с составления учебной программы. Достаньте то, что вам нужно для проведения занятий: головоломку, ножницы, мелок, трехколесный велосипед. И улучив момент, когда ребенка нет рядом, проделайте необходимые действия сами. Отметьте шаги, из которых состоят ваши действия, и подумайте о том, в каких случаях ребенку будет требоваться помощь.

    Составьте короткий список выделенных вами шагов. Сначала запишите формулировку ЗАДАЧИ (шаг 6, в самом низу).

    МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС

    Шаг 1 _______________________________
    Шаг 2 _______________________________
    Шаг 3 _______________________________
    Шаг 4 _______________________________
    Шаг 5 _______________________________

    ЗАДАЧА
    Шаг 6 _______________________________

    Затем впишите формулировку первого шага, то есть действие, которое ребенок в состоянии выполнить сейчас. Свой урок вы начнете с этого шага. Это позволит вам обоим быстро добиться успеха. Теперь впишите формулировку второго шага, то есть немного усложните задание, уменьшив помощь со своей стороны. Затем обозначьте шаги 3-5. С каждым последующим шагом ваша помощь должна постепенно сводиться на нет. (Возможно, вы сочтете, что количество шагов должно быть больше.)

    Если вы составили учебную программу, ОТДОХНИТЕ.

    Если нет, пожалуйста, составьте ее сейчас. Наш опыт показывает, что те родители, которые сами проделали один за другим все шаги, а затем записали их, обычно занимаются с детьми более успешно.

    Маленькие шаги

    Сегодня это были кошки. Кошки средних размеров. Папа сидел с Лимом, рисовал кошку и показывал, где у нее должны быть глаза, нос и рот. Затем Лим раскрашивал ее.

    Зверюшки в книжке-раскраске Лима были закрашены полностью. Их почти не было видно за красными каракулями Лима, которые покрывали не только пространство, ограниченное линиями, но и все вокруг них. Когда папа с Лимом начали сами рисовать животных, работы Лима изменились.

    Неделю назад папа начал рисовать смешных толстых кошек, таких огромных, что они занимали почти весь лист. Лиму просто негде было красить, кроме как внутри кошки. Теперь кошки, такие же забавные, как и раньше, были меньше, чем на прошлой неделе. И Лим почти не выходил за линии.

    Довольно скоро он уже сможет начать раскрашивать котят.

    Поощрение

    Теперь, возможно, стоит еще раз вернуться к разговору о поощрении, который мы вели в главе 4. Есть игры, которые сами по себе становятся наградой, особенно после того, как мы осваиваем их. Ваш ребенок может получать удовольствие от катания на трехколесном велосипеде, от строительства башни из кубиков, от игры в теннис, и он будет заниматься этими вещами без каких-либо других поощрений (кроме, конечно, вашего живого внимания). Но поначалу, пока игровая деятельность ему представляется просто еще одним испытанием, грозящим провалом, уместными могут оказаться другие виды поощрений.

    Подготовка сцены

    Вы разбили игровой навык на простые шаги, и теперь ваши шансы на успех возросли. Они станут еще выше, если вы хорошо оборудуете "сцену" для занятий. Как говорилось в главе 5, оборудовать сцену - значит решить, когда и где вы будете заниматься и какими материалами будете пользоваться. Подумайте о том, как вы оборудуете сцену для обучения ребенка первому из выбранных вами игровых умений.

    1. Когда вы будете заниматься? ____________________
    2. Где вы будете заниматься?___________________
    3. Какими материалами вы будете пользоваться?_______________

    Обучение игре. Инструктирование

    Как вы будете вести себя во время урока? Говоря упрощенно, ваши действия должны выглядеть так:

    Инструктирование: Вы пытаетесь побудить ребенка выполнить задание.
    Реакции: Вы реагируете на его действия.

    Это и есть обучение. Повторение этих последовательностей снова и снова образует урок. Обычно, чем тщательнее вы выполняете каждую часть этой последовательности, тем большего вы достигаете.

    Инструкции должны быть четкими

    Часто кажется, что ребенок не справляется с заданием, тогда как в действительности, он просто не уверен, что делает то, что от него хотят. Его запутали инструкции. Вы знаете, чего вы от него хотите; вы просто не смогли это ему объяснить достаточно понятно.

    Мы уже рассказывали о трех способах инструктирования ребенка: скажите ему, покажите ему и проведите его. Давайте вкратце повторим их.

    Скажите ему. Наиболее эффективными словесные указания бывают в тех случаях, когда они:

    1. Начинаются с произнесения имени ребенка.
    2. Коротки.
    3. Включают в себя только те слова, которые ребенок понимает.
    4. Произносятся четко и твердо.

    Раз составив словесное указание к выполнению какого-нибудь задания, не меняйте его. Если ребенок сразу не реагирует на ваше указание, повторите его. Не прибавляйте к нему никаких "вспомогательных" фраз в надежде, что они лучше донесут до ребенка то, что вы хотите. Они не помогут. Чаще всего такие фразы больше отвлекают, чем направляют.

    Не делайте так: Делайте так:
    "Ладно, держись крепче, чтобы не упасть, и подними ногу вот сюда!"

    "Джейсон, поставь ногу на, педаль!"

    "Ты видишь, здесь много картинок, верно? Где картинка, похожая на эту?"

    "Кэролайн, найди картинку, похожую на эту!"

    Может получиться, что одно, даже самое короткое, простое и ясное словесное указание не даст вашему ребенку достаточной информации для того, чтобы выполнить задание правильно. Возможно, ему не до конца ясно, чего на самом деле вы от него хотите, и для того, чтобы он смог понять это, потребуется дополнительная помощь. Вы сможете помочь ему, если покажите, что вы имеете в виду, и если проведете его через все задание.

    Покажите ему. Покажите ребенку, что ему нужно сделать, путем демонстрации навыка. Привлеките к себе его внимание и медленно, очень выразительно продемонстрируйте, как выполняется задание, так, чтобы он смог легко повторить за вами ваши действия.

    Можно также подсказывать ему жестами - говорить руками. Продемонстрируйте ему движение, показывая, как вы садитесь, покажите, куда нужно поставить элемент головоломки, и т.п. Здесь также ваши движения должны быть очень выразительными.

    Проведите его. Когда словесного объяснения и демонстрации оказывается недостаточно, положите свою руку на его кисть, предплечье, если надо, ногу и физически помогите сделать то, что нужно. Помогите ему взять кубик, размахнуться битой, нажать на педаль. Когда он освоит соответствующий вид деятельности, откажитесь от физической помощи.

    Помните: Заканчивать урок нужно в момент, когда ребенок добивается успеха. При необходимости вернитесь в самом конце урока к более легкому шагу.

    Формирование навыка

    - Сэл, надень кольцо на стержень!

    Миссис Верелла положила перед своим 4-летним сыном рядом с основанием пирамидки всего одно кольцо, самое большое. В последние несколько дней у него стало неплохо получаться, почти без физической помощи. Теперь, после того, как один раз она слегка помогла ему физически, она решила, что ему пора попробовать выполнить заданное действие с одной лишь подсказкой.

    Показывая на кольцо, она сказала:

    - Сэл, сделай это. Надень кольцо на стержень!

    Сэл протянул руку к кольцу, неловко повертел его и уронил на пол.

    Миссис Верелла отломила от шоколадного печенья кусочек, но пока не давала его Сэлу, так как знала, что он способен выполнить ее задание лучше.

    Она взяла кольцо и снова положила его перед стержнем.

    - Сэл, надень кольцо на стержень!

    Сэл посмотрел на кольцо, потом на свое любимое печенье. Он схватил кольцо, поднял его обеими руками и широко улыбнулся маме.

    - Вот это хорошо, Сэл, - сказала она, видя, что на сей раз он занял лучшую исходную позицию, - а теперь надень кольцо на стержень!

    Она легонько постучала пальцем по верхушке стержня. Но пока никакого печенья.

    - Ай да мальчик! Как хорошо ты его несешь! - с чувством сказала она, когда его пальчики поднесли кольцо к верхушке стержня. И почти за мгновение до того, как кольцо заскользило вниз, кусочек печенья оказался у Сэла во рту.

    Обучение игре.
    Реакция на действия ребенка

    Вот здесь мы опять вспоминаем о поощрении. К этому моменту, прочитав предыдущие главы, вы уже стали довольно хорошим специалистом по поощрению. Устроим небольшую проверку основных сведений, касающихся этого предмета. Заполните пропуски словами, которые в соответствующих контекстах приходят вам на память.

    Для того чтобы создать у ребенка мотивацию, вам нужно прибегнуть к (1) _____________.

    (2) _____________ всего ребенок повторит те поступки, которые поощряются.

    Одним из типов поощрения является ваше живое (3) ________________, проявляющееся в улыбке, объятии и похвале.

    Возможно, вам захочется прибегнуть к более осязаемому типу поощрения. Им может быть (4) ____________, например еда или питье.

    Их следует давать (5) _____________ после того, как ребенок во время урока успешно выполнит задание или сделает удачную попытку.

    К другому типу поощрения относятся (6) ___________, такие, как игра в мяч или прогулка.

    "Бабушкин закон" гласит: 7) ________________ занятие может стать наградой за менее любимое.

    Отметки в таблице, звездочки и монетки - примеры (8) вознаграждения с помощью _____________.

    Жетоны можно зарабатывать каждый день и (9) ___________ их позже на вещи или занятия, которые любит ваш ребенок.

    Нельзя ожидать от ребенка, что он сразу начнет выполнять все здание так как надо. Напротив, вы будете вознаграждать его за каждый маленький шаг, ведущий к цели, и эту процедуру мы называем (10) ___________ навыка.

    Со временем, когда ребенок усвоит навык, вы сможете (11) _______________ от таких вознаграждений, как лакомства и любимые занятия, но забывать дарить ему свое (12) ___________ за успешное выполнение задания нельзя.

    Ответы: (1) поощрению; (2) скорее; (3) внимание; (4) лакомство; (5) сразу; (6) любимые занятия; (7) любимое; (8) жетоны; (9) обменивать; (10) формированием; (11) отказаться; (12) внимание.

    Как научить ребенка играть самостоятельно

    Наверное, вы уже говорите себе то, что другие родители высказали вслух: "Эти рассуждения, конечно, прекрасны, но я же не могу играть с ним целыми днями! Как мне научить его самому занимать себя - хотя бы ненадолго?" Вопрос хороший! Давайте обсудим две стратегии, которые помогают научить ребенка играть самостоятельно: 1) замечать и одобрять его самостоятельную деятельность и 2) отучать его от вашего постоянного присутствия и внимания.

    Одобрение самостоятельной деятельности. Мы склонны "оставлять ребенка в покое, когда он играет один". То есть, мы обычно стараемся не "спугнуть" его, боясь, что наше внимание может положить конец тому занятию, которое он инициировал сам. Это значит, что мы, понимающие всю эффективность поощрений на уроке, легко забываем, что те же самые поощрения оказывают не меньший эффект, если их использовать по отношению к спонтанной игре ребенка. Одобрение или похвала, высказанные в его адрес сегодня, хоть немного, но повысят вероятность того, что завтра он опять попытается играть сам.

    Выражение одобрения

    Миссис Чу только присела выпить чашечку кофе, как тут же замерла от удивления: Джейнис взяла журнал и стала рассматривать картинки. Раньше миссис Чу старалась не прерывать ее занятий в те редкие моменты, когда она что-то делала сама, но теперь она уже научилась ценить силу похвалы.

    - Джейнис, ты умница. Ты смотришь картинки. Джейнис поднимает голову, улыбается и тут же возвращается к своему журналу.

    Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы.

    Играя, ребенок самое большее удовольствие получает от того факта, что с ним всегда вы, ваше внимание и поощрение. Для многих детей (особенно сначала) самое интересное при этом не игрушка, но постоянное внимание "педагога". Если вы хотите научить своего ребенка игре независимой, вам придется постепенно начать лишать его своего внимания.

    Когда он начнет чем-то заниматься сам, отойдите от него немного. Можно даже сидеть рядом, но "читать" журнал, отрываясь от него не чаще, чем нужно, чтобы чуть-чуть ободрить его. Чем дольше он будет сосредотачиваться на своем занятии, тем дальше и на более продолжительный срок удаляйтесь от него. Придет время, когда вы сможете привлекать его к какой-то игре, уходить из комнаты и через несколько минут возвращаться, чтобы похвалить его и, может быть, даже наградить чем-то вкусным.

    Но что делать, если ребенок бросит свою игру, захочет пойти с вами или начнет вести себя плохо, как только вы покинете его? Вы можете отчитать его или побудить пойти назад, но эти меры только поощрят такое его поведение, и в следующий раз вероятность того, что он опять пойдет за вами, будет еще выше. Тот факт, что ребенок повел себя нежелательным образом, наводит на мысль, что либо вы не достаточно хорошо структурировали задание, либо слишком быстро удалились. Попробуйте еще раз. Немного упростите ему задачу и объясните снова, что ему нужно закончить свое задание и тогда вы на него посмотрите. Скажите это спокойным тоном, чтобы его следование за вами и ваше объяснение правил не стали для него своего рода игрой, которой вы его вознаграждаете. Несколько таких мер с вашей стороны, и ребенок начнет слушаться.

    Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы

    Майкл и его мама прошли длинный путь! Сначала они занимались всего лишь подбором одной карточки с изображенным на ней яблоком к другой такой же.

    Затем были деревья и птицы. Довольно скоро поощряемый маминой похвалой Майкл научился подбирать друг к другу целую стопку карточек.

    Недавно мама перестала давать ему в руку каждую карточку. А еще через некоторое время стала немного отходить от него, хваля его усилия не чаще, чем нужно. А сейчас она лишь побуждает его начать это занятие и уходит из комнаты - Майкл слишком занят, чтобы заметить это!

    Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей

    Перечень шагов которые ребенок должен сделать, чтобы усвоить выбранный навык, послужит вам средством измерения прогресса. Можно записывать даты, когда ребенок овладевает тем или иным шагом. Можно вести дневник, делая в нем заметки о прошедших уроках, и следить за вехами на пути к усвоению этого навыка. Что бы вы ни делали, записывайте его - и ваши - успехи.

    Дойдя до этого места, вы, может быть, захотите еще раз просмотреть главу 7 и вспомнить наши соображения по поводу того, что нужно делать, когда учебный процесс идет хорошо... и когда этого не происходит.

    Примеры занятий

    Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включили два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.

    Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмотрим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузины, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.

    Джейсон и Мэри Бет

    Джейсон открывает калитку, входит, улыбается Мэри Бет и направляется в угол двора. Мэри Бет играет со своим совком и ведерком, наблюдая за тем, как Джейсон убирает игрушки и веточки в "учебном углу".

    Миссис Салливан наблюдает за этой сценой из окна гостиной. В течение последних пяти дней ее племянник Джейсон приходит сюда после своих теннисных тренировок учить Мэри Бет играть в мяч. И каждый раз так похож на все предыдущие: тот же убранный угол двора, тот же резиновый мяч средних размеров, те же 10-15 минут, даже тот же набор угощений.

    Джейсон идет к песочнице и говорит:

    - Пойдем, Мэри Бет, пора играть - ловить мяч. Джейсон уже больше не водит Мэри Бет за ручку в "учебный угол". Это приходилось делать только в первые два дня занятий. Сегодня она охотно идет за ним.
    - Умница, Мэри Бет. Ты сама пришла сюда. - Он тут же дает ей кусочек печенья.

    Держа в руке мяч, Джейсон становится прямо перед Мэри Бет на расстоянии, чуть больше ее вытянутой руки.

    - Хорошо, Мэри Бет. Лови мяч!
    - Мэри Бет протягивает руки и складывает ладони лодочкой. (Джейсон не может удержаться от мысли, как быстро она научилась этому. Физическая помощь ей для этого потребовалась только в первый день.)

    Он осторожно бросает - почти опускает - мяч ей в руки.

    - Хорошо, Мэри Бет! Ты поймала мяч.
    - Майкл Джордан из нее не получится, - думает Джейсон, - но она определенно на верном пути.

    Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вернулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.

    Пошаговый принцип организации занятий

    Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми игрушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае полезнее будут регулярные занятия.

    Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме того, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой.

    Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...)

    Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс будет держать наготове шарики сухого завтрака, которые Дэрил любит больше всего.

    Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве "классной комнаты".

    - Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно убрать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодвинуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвлекать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий.

    Она кладет на чистый стол головоломку, а немного поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только войдет в кухню).

    Процесс обучения. Вот теперь все готово, и миссис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на "своем" стуле, крутя в пальцах ложку.

    - Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман.

    Когда они вошли в кухню и приблизились к столу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть.

    - Дэрил, сядь сюда!

    Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за руку и подвела его к стулу.

    - Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик.

    Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом головоломку и вынула почти до конца один из ее элементов.

    - Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил!

    Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его.

    Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: "Вложи его!" Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку.

    Следующий шаг программы - вынимать два элемента головоломки, затем по одному давать их Дэрилу со словами: "Вложи его!" Дэрил берет первый элемент головоломки, нацеливается на нее и... промахивается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается.

    Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей. Такое случилось впервые, и миссис Уоткинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила неудаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его "гнезда" и помогает Дэрилу вложить его на место).

    - Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер.
    - На сегодня хватит!

    Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит:

    - Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!

    В приложении Г вы найдете наши предложения по составлению некоторых программ обучения. Там есть разделы "Навыки, необходимые, чтобы играть одному" и "Навыки, необходимые, чтобы играть с другими".

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK