Autism.Ru

 

Наша группа VK

Экслайн В.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  13  |  14  |  15  |  16  |  17  |  18  |  19  |  20  |  21  |  22  |  23  |  24 

Глава 16

Дибс вошел в игротеку, радостно улыбаясь и осматриваясь. Он изучил остатки стены, которую другой ребенок построил посреди песочницы. Потом он взял пистолет и положил его в ящик стола. Он заметил сломанный кукольный домик на полке, взял его в руки и осмотрел.
- Я починю его, - сказал он. - Где у тебя скотч?

Я достала скотч.
- Как ты думаешь, сколько тебе понадобится? - спросила я.
- Двадцать пять сантиметров, - сказал он быстро, и это было примерно столько, сколько ему действительно было нужно.

Я оторвала примерно двадцать пять сантиметров ленты и протянула ему.
- Отлично, - сказал он. - Спасибо.
- Пожалуйста, - ответила я.
- Вот здорово! И тебе тоже, пожалуйста, - воскликнул Дибс. - А теперь я открою окно, чтобы свежий ветерок мог попасть сюда.

Он открыл окно.
- Ветерок, входи, - крикнул он. - Давай, побудь с нами. - Он усмехнулся, - папе не нравится, когда я говорю с ветром, но здесь я могу разговаривать с ним, если мне это нравится.
- Если тебе нравится, разговаривай, - подтвердила я.
- Папа говорит, что люди разговаривают только с людьми, - сказал Дибс. И моргнул. - Папа говорит, что я должен говорить с ним, но я не говорю с ним. Я слушаю его, но не говорю с ним. Я часто не отвечаю ему. Это его очень сильно раздражает.

Разговоры были основным предметом разногласий между ними, и, чтобы избежать критики отца, Дибс стал специалистом по уходу от таких разговоров.
- "Доброе утро", - говорит он мне, - продолжал Дибс. - Я не смотрю на него. Я не отвечаю ему. "Что с тобой происходит? - спрашивает он. - Я знаю, что ты можешь говорить". Но я не говорю ничего. Я не смотрю на него. Я не отвечаю. - Дибс засмеялся. - Его это так расстраивает!

Он вернулся к столу, выдвинул ящик и достал пистолет. Потом он пересек комнату, подошел к окну и выглянул наружу. Он смотрел на большой грузовик, проезжавший мимо.

Повернулся и посмотрел на меня.
- Выбросить этот пистолет? - спросил он.
- Если ты это сделаешь, мы не сможем забрать его назад, - сказала я.
- Он упадет прямо под окном, - сказал он.
- Я знаю. Но мы не сможем выйти на улицу и забрать его сейчас.
- Потом он может пропасть, - сказал Дибс. - Кто-нибудь может найти его и забрать себе.
- Да. Такое возможно.
- Ладно, тогда я не буду его выбрасывать, - решил Дибс.

Он обошел вокруг кукольного домика и осмотрел кукольную семью. Он поставил куклу-отца и прицелился в него.
- Молчи, или я застрелю тебя, - сказал он кукле. - Не смей больше открывать рот. - Он взвел курок. - Я готов. Если ты не побережешься, я застрелю тебя.

Он открыл нижнюю часть дома.
- Я спрячу пистолет здесь, в подвале, - сказал он. - И никому не смогут причинить боль. - Он положил пистолет в нижнюю часть дома и закрыл ее.

Затем он подошел и встал прямо передо мной, слабая улыбка зажглась на его лице.
- В моем классе много ребят, - сказал он после долгой паузы. - Джек, Джон, Дэвид, Карл, Бобби, Джеффри, Джейн и Кэрол. В моем классе много ребят.
- С тобой в школе учится много ребят? И некоторых из них ты знаешь по именам?
- Я знаю по именам всех, - сказал Дибс. - И девочек и мальчиков. Они очень интересные.

Это было первое упоминание о каких-либо определенных мальчиках и девочках в его классе. Впервые он выразил к ним интерес.

Я и раньше думала, что в какой-нибудь момент мы могли бы создать терапевтическую группу для Дибса, чтобы дать ему возможность стать частью небольшой, тесно взаимодействующей группы. Но у меня не было никакой связи со школой, и у меня не было возможности, чтобы узнать, как там идут дела или даже просто что он там делает. Тогда я решила спросить Дибса, что он думает о том, чтобы пригласить еще кого-нибудь вместе с ним в игровую.
- Дибс, ты бы хотел, чтобы вместе с тобой по четвергам сюда приходил поиграть какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка? - спросила я.

Дибс чуть не подпрыгнул. Он посмотрел на меня зло и в упор.
- Нет! Нет! - закричал он. - Никого больше не хочу видеть здесь!
- Ты не хочешь, чтобы здесь с тобой находился кто-нибудь из детей? - спросила я. Дибс казался удрученным.
- Никто не придет, - сказал он мрачно.
- Ты думаешь, что никто не придет? Поэтому ты ответил "нет"?
- Да, - пробормотал Дибс. - Никто не любит меня. Никто не придет.
- Но если кто-нибудь придет, и захочет приходить еще, и будет играть с тобой, это что-нибудь изменит? - спросила я, пытаясь внушить ему эту идею.
- Нет! - закричал Дибс. - Это только мое! Я хочу, чтобы это было только моим! Я не хочу, чтобы кто-нибудь еще когда-нибудь сюда приходил! Я хочу, чтобы здесь были только я и ты! т- Казалось, он сейчас разрыдается. Он повернулся ко мне спиной.
- Я понимаю, Дибс, - сказала я. - Если ты хочешь, чтобы здесь были только ты и я, так и будет.
- Так и будет, - сказал Дибс. - Я хочу, чтобы здесь был только я, и чтобы никто никогда сюда не приходил.
- Что бы ты ни решил, так и будет, - сказала я.

Дибс подошел к окну и стал смотреть на улицу. Мы оба молчали.

После долгого молчания он сказал:
- В моем классе много ребят. Мне... - он запнулся, потом повернулся и посмотрел на меня. - Мне... они... нравятся, - сказал он, слегка заикаясь. - Мне хочется, чтобы и я им нравился. Но я не хочу, чтобы кто-нибудь из них пришел сюда к нам. Ты только моя. Что-то специально для меня. Только мы двое.
- Тебе нравятся другие ребята, но ты хочешь, чтобы это время мы проводили только вдвоем?
- Да. Правильно. Пробили часы.
- Четыре часа, - сказал Дибс. - Четыре часа на часах и четыре часа на цветах. Солнце в небе. А здесь подсолнухи. Так много всего разного.
- Да, - сказала я,

Он пошел к раковине и включил воду на полную мощность. Затем он прикрыл кран и оставил тонкую струйку. Посмотрел на меня и сказал очень серьезно:
- Я могу сделать так, что вода будет течь или маленькой струйкой, или стремительным потоком. Будет так, как Я хочу.
- Да. Здесь ты можешь управлять водой так, как ты захочешь.
- Я могу остановить ее. Я могу пустить ее, - сказал он.
- Ты можешь контролировать ее, - заметила я.
- Да, - сказал он медленно и многозначительно. - Я могу. Я. Я. Я...

Он обошел игротеку, поглаживая себя по груди и выкрикивая: "Я! Я! Я! Я!" Остановился напротив меня.
- Я - Дибс, - сказал он. - Я много чего могу. Мне нравится Дибс. Я люблю себя. - Он счастливо улыбнулся и пошел играть с водой.

Он положил детские бутылочки в воду и включил воду на полную мощность. Брызги полетели по всей игротеке. Он отпрыгнул назад, смеясь от души.
- Меня не обрызгало! - крикнул он. - Я отпрыгнул, и меня не обрызгало. Я еще много чего могу. - Он поднял одну бутылку высоко в вытянутой руке и лил из нее воду в маленькую бутылку, которая стояла на полу. - Вот что я могу! - воскликнул он. - Я могу делать вот так, и вот так, и вот так! Я могу экспериментировать. - Он проводил свои эксперименты с водой и разными емкостями.
- Как весело, - кричал он. - Можно устраивать всякие веселые штуки. Здесь я могу быть большим, как весь мир. Я могу делать все, что я хочу. Я большой и сильный. Я могу заставить воду течь. Все, что я захочу сделать, я смогу. Привет, маленькая бутылочка. Как дела? Тебе весело? Не разговаривай с бутылкой. Эта бутылка - просто вещь. Разговаривай с людьми, я сказал. Привет, Джон. Привет, Бобби. Привет, Карл. Разговаривай с людьми. Но я хочу поздороваться с маленькой бутылочкой, и если я хочу, то здесь я могу это делать.

Он быстро взял бутылочку и соску.
- Надень это для меня, - попросил он. Я надевала соску, а он придерживал бутылочку. Он стал пить из бутылки и смотрел на меня.
- Когда я хочу быть ребенком, я могу им быть. Когда я хочу быть взрослым, я могу им быть. Когда я хочу говорить, я говорю. Когда я хочу молчать, я молчу. Это так?
- Да. Так и есть, - сказала я. Он снял соску и глотнул из горлышка.
- Я покажу тебе кое-что интересное, - сказал он. Он достал несколько стаканов, поставил их в ряд, потом налил в них разное количество воды. Взял ложку и слегка ударил по каждому стакану. - Слышишь, разные звуки? - закричал он. - Я могу сделать так, что у каждого стакана будет свой звук. Так получается из-за разного количества воды в стаканах. Слушай, когда я ударю по трубе. А это коробка. Все звуки разные. А есть звуки, которые я не делаю, а они Делаются сами по себе. Например, гром. И когда вещи падают, получается шум. Бутылки гремят. Да. Я могу сделать любой звук. И я могу быть таким тихим. Я могу вообще не шуметь. Я могу сделать тишину.
- Ты можешь делать звуки и тишину, - сказала я.

Его руки уже долго находились в воде. Он показал их мне:
- Смотри. У меня сморщились руки.
- Я вижу.
- Так, теперь я сделаю что-то очень важное, - сказал он. Он поставил баночки с разными красками на край мольберта.
- Смотри сюда. Красный, синий, желтый, серый, оранжевый, фиолетовый, зеленый, белый. Все вперемешку. И я положил в банки кисти другого цвета. - Он только что это сделал. Потом отступил на шаг, посмотрел на мольберт и засмеялся. - Вот так. Все перемешалось. Не та кисть не в той банке. Вот так я сделал. Я все сделал неправильно. - Он засмеялся.
- Ты все перемешал - и банки и кисти, - сказала я.
- Да, - сказал он. - Очень большой беспорядок. Беспорядок вперемешку. Возможно, это первый настоящий беспорядок, который я сделал. Но теперь я должен расставить их в правильном порядке, вытащить кисти и разложить их правильно. - Он начал переставлять баночки с краской и приводить их в порядок.
- Ты считаешь, что ты должен поставить их в определенном порядке? - спросила я.
- О, да, - сказал он. - Здесь двенадцать кистей и двенадцать цветов. - Он засмеялся.
- Давай, Дибс, сделай все, как нужно, - сказал он весело. - Есть правильный способ все делать, и ты наведешь здесь порядок.
- Ты считаешь, что они всегда должны находиться в определенном порядке? - спросила я.
- Да, - сказал Дибс с усмешкой. - Если только они не перемешаны.
- И то и другое хорошо?
- Только здесь. Запомни, только здесь все будет хорошо.

Он подошел ко мне и погладил меня по руке.
- Ты понимаешь, - сказал он с улыбкой. - Пойдем вниз, в офис. Давай навестим тебя в твоем офисе.

Мы стремительно спустились в мой офис. Здесь на письменном столе лежала упаковка наклеек-маркёров для книг. Он взял их в руки.
- Могу я открыть их и куда-нибудь наклеить? - спросил он.
- Если хочешь.

Он пошел к книжным полкам и стал внимательно рассматривать книги. Он выбрал одну и прочитал название: "Ваш ребенок встречается с окружающим миром". Подошел к окну и посмотрел на улицу.
- Привет, окружающий мир, - сказал он. - Что ж, это прекрасный день для окружающего мира. И пахнет там так хорошо. Ага, а там едет грузовик, с которым мы подружились.

Он долго смотрел и молчал.
- Привет, грузовик, - сказал он тихо. - Привет, водитель. Привет, мир. - Он улыбнулся.

Потом он вернулся к столу и взял "Малый Оксфордский словарь".
- В этой старой книжке полно слов. Я наклею сюда парочку. Мой маленький словарик. Книжка слов в синей обложке. - Он наклеил на словарь пару маркёров. Потом он сел на стул и откинулся на спинку. Он широко улыбался.
- Скоро будет пора идти домой, - сказал он. - И когда я пойду, я буду также счастлив. Потом я опять приду в следующий четверг. И помни: только я. Никого кроме меня. И тебя.
- Я буду помнить, - сказала я. - Если ты хочешь, чтобы это было только твое время, я не буду возражать.
- Я хочу, чтобы это было наше время, - прошептал Дибс. - Но не еще кого-нибудь.
- Тогда так и будет, - сказала я. - Для нас и ни для кого больше.

Я бы удивилась, если бы посеянная мной идея о друзьях так быстро дала всходы, и он мог хотя бы только предположить, что ему было бы приятно завести друга. Если не здесь, то, возможно, в школе у него появился бы друг.

Прозвенел звонок, сигнализируя о приходе его матери.
- До свидания, - сказал он. - Я приду опять в следующий четверг и опять буду полон счастья.

Он вышел к матери и весело взглянул на меня.
- До свидания, еще раз, - сказал он, затем повернулся и сбежал вниз по лестнице холла так быстро, как только мог, взбежал обратно и с разбегу обнял мать.
- Мама, я люблю тебя, - крикнул он, крепко ее обняв.

Мы обе были удивлены неожиданным выражением чувств Дибса. Глаза его матери неожиданно наполнились слезами. Она кивнула мне на прощанье и ушла, крепко сжимая его руку в своей руке.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK