Autism.Ru

 

Наша группа VK

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

ОГЛАВЛЕНИЕ || 1| 2| 3| 4| 5|

2. Ранний детский аутизм (синдром Kanner)

2.6. Терапия и реабилитация

В этом разделе будет дано краткое описание терапии и реабилитации при раннем детском аутизме. В главе 5 лечебные мероприятия будут изложены более подробно и применительно ко всем аутистическим синдромам.

Исследования, посвященные терапии и реабилитации при раннем детском аутизме, показали, что поведенчески ориентированные, директивные и структурированные методы лечения более эффективны по сравнению с методами, предоставляющими пациентам слишком большую свободу для собственного развития [Schopler, 1983]. Это обоснованно. Если не нацеливать детей и подростков, страдающих аутизмом, на решение определенных задач, то возникнет опасность их полного подчинения собственным стереотипным привычкам и все труднее будет их активизировать. В каждом случае терапия должна зависеть от индивидуального характера развития ребенка и быть направлена на вовлечение в лечебный процесс разных аспектов личности в зависимости от особенностей пациентов: например, формирования речевого развития, пищевого поведения, ослабления саморазрушающего поведения, социального поведения, развития практических жизненных навыков и терпимости к окружающим. Этот целенаправленный лечебный процесс должен подчиняться общей концепции и быть целостным, несмотря на стимулирование отдельных аспектов.

В детском возрасте решающую роль играет привлечение родителей и микросоциального окружения ребенка к терапии, так как родители могут дома продолжать важные мероприятия в рамках лечебного процесса или по крайней мере придерживаться в домашней среде выбранных терапевтических принципов.

Это касается и подросткового возраста в тех случаях, когда подростки живут дома. Первостепенными целями их терапии являются устранение поведенческих стереотипов и последовательное формирование трудовой установки, так как это в значительной степени определяет дальнейшие возможности интеграции больных и общество и обеспечение их самостоятельности.

В лечении некоторых пациентов как дополнительное средство хорошо себя зарекомендовали медикаментозные методы, например, при лечении гиперкинетических расстройств, чрезмерной двигательной активности (психостимуляторы), при склонности к агрессивному поведению и импульсивности (нейролептики) и выраженных формах саморазрушающего поведения, если его невозможно устранить другими методами. В ряде случаев хорошие результаты были получены при применении лития.

Насколько успешна пропагандируемая в течение последнего времени терапия принудительным удержанием, разработанная американским детским психиатром Welch (1984) и развиваемая супругами Tinbergen [Tinbergen, Tinbergen, 1984], пока неясно. При этом методе ребенка путем удерживания принуждают к вступлению в контакт, причем одновременно стремятся устранить чувство страха, утешая его. Ребенка удерживают до тех пор, пока его сопротивление не прекратится и он не расслабится. Этот процесс сходен с методикой наводнения (flooding), которая применяется при лечении страхов в поведенческой терапии. Описанные клинические наблюдения и другие исследования свидетельствуют о том, что в определенных случаях этот метод может с успехом применяться.

В последнее время многие родители возлагают надежды на методику "поддерживающих коммуникаций", когда аутичного ребенка или подростка побуждают к письменному общению с помощью специального алфавита или компьютера, поддерживая его доминантную руку. Несмотря на сенсационные сообщения о хороших результатах в отдельных случаях, эффективность метода до сих пор научно не подтверждена (более подробную информацию см. в главе 5).

Школьное обучение и терапия занятостью, или трудотерапия. Что касается школьного обучения, то здесь использовались разные подходы: обучение в малочисленных группах, спецклассах и спецшколах, а также интеграция в детские сады и школы, где одновременно учатся здоровые дети. Существуют разные мнения относительно развивающих подходов к обучению. Интеграция, активно пропагандируемая в настоящее время, имеет ограничения, обусловленные поведением аутичных детей, а часто недостаточным вниманием к полноценному развитию других детей, которое при слишком сильных различиях в группе не может быть обеспечено. Аутичных детей с наиболее высоким уровнем развития ("high-functioning"-аутизм, или аутизм "с высоким уровнем функционирования") в некоторых случаях можно направлять на работу на предприятия, готовые их принять. Однако такие дети постоянно требуют к себе особого отношения, так как почти всегда с трудом адаптируются в социуме или испытывают трудности в преодолении новых, незапрограммированных ситуаций. Аутичные подростки со средним или низким уровнем функционирования могут получать профессиональные навыки лишь в поддерживающей профессиональной среде, например в мастерских для инвалидов.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK