Autism.Ru

 

Наша группа VK

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

ОГЛАВЛЕНИЕ || 1| 2| 3| 4| 5|

3. Синдром Asperger (аутистическое расстройство личности)

3.1. Характерные симптомы

Это расстройство, как правило, диагностируют позднее, тем ранний детский аутизм (синдром Kanner). Впервые его описал Hans Asperger в 1944 г. независимо от Leo Kanner. Если следовать определению (Asperger назвал его аутистической психопатией), этот синдром нужно относить к расстройствам личности. Однако в современных классификациях психических заболеваний (МКБ-10 и DSM-4) его, как и ранний детский аутизм, причисляют к "общим расстройствам развития".

Симптомы, характерные для синдрома Asperger, перечислены в табл. 6 как диагностические критерии МКБ-10 и DSM-4. Из таблицы следует, что обе классификации во многом сходны. Ведущими признаками синдрома Asperger, согласно обеим классификациям, являются перечисленные ниже симптомы.

  • Качественные нарушения социального взаимодействия. Они предполагают, что больные дети и подростки имеют отклонения в невербальном поведении (жесты, мимика, манеры, зрительный контакт) и не в состоянии устанавливать непринужденные контакты со своими сверстниками или людьми более старшего возраста. Такие дети не способны к эмоциональному сопереживанию и не могут разделить радость, раздражение и гнев окружающих.
  • Необычные, специфические интересы и стереотипные формы поведения. Под этим понимают, например, мономанический интерес к весьма специфическим областям знаний, чаще всего не являющимся объектом всеобщего интереса, например, к температурам плавления металла, динозаврам, церковным башням, сортам пива или стиральных машин. При этом необычны не только интересы, но и степень увлеченности пациентов. Они постоянно вовлекают лиц из своего ближайшего окружения в разговоры на волнующие их темы, так как не могут говорить ни о чем другом.

    Таблица 6. Критерии диагностики синдрома Аспергера по МКБ-10 и DSM-4 (в сокращенном виде)

    МКБ-10
    DSM-4
    1.Отсутствие задержки речевого или когнитивного развития. Для установления диагноза требуется, чтобы ребенок произносил отдельные слови в возрасте двух лет или раньше 1.Качественные нарушения социального взаимодействии в нескольких (по меньшей мере в двух) сферах (например, при невербальных способах поведения, в отношениях со сверстниками, проявлении ответных эмоциональных реакций)
    2.Качественные нарушения двусторонних социальных коммуникаций (соответствующие критериям раннего детского аутизма) 2.Специфические повторяющиеся и стереотипные формы повеления (например, интересы, привычки или движения)
    3.Необычные и сильно выраженные специфические интересы (особые стереотипные интересы) и стереотипные формы поведения 3.Клинически значимые на рушения социального или профессионального функционирования
    4.Расстройство не укладывается в рамки какого-либо иного общего нарушения развития 4.Отсутствие клинически выраженного отставания в развитии и задержки когнитивного развития
      5.Расстройство не отвечает критериям какого-либо иного общего нарушения развития

  • В отличие от раннего детского аутизма при синдроме Asperger отсутствуют задержка речевого развития, а также нарушения когнитивного развития. Обычно лети с синдромом Asperger начинают учиться относительно рано и учатся хорошо, иногда для них характерны довольно необычные речевые обороты, а их интеллект соответствует возрастной норме. Во всяком случае средний уровень их интеллектуального развития явно выше, чем у детей и подростков с синдромом Kanner.

    По сравнению с больными синдромом Kanner у детей и подростков с аутизмом Asperger реже наблюдаются выраженные нарушения контактов; нередко уровень интеллектуального развития у них хороший или выше среднего. Отклонения выявляются позднее, чем у детей с синдромом Kanner, прежде всего в ситуациях, когда предъявляются особые требования к их способности интегрироваться в социум, т.е. при посещении детского сада и позднее — школы. Степень выраженности расстройства может значительно варьировать.

    Наблюдается раннее речевое развитие, дети часто начинают говорить раньше, чем ходить, у них достаточно сложная речь с богатым словарным запасом и в ряде случаев — оригинальным словообразованием. Коммуникативная сторона речи имеет иные особенности, чем у детей с синдромом Kanner. Они говорят тогда, когда хотят, не обращая внимания на слушателей (спонтанная речь) и нередко ведут беседу сами с собой. У них отсутствуют такие характерные для раннего детского аутизма речевые особенности, как зхолалия, неправильное употребление личных местоимений, а также задержка речевого развития. Для таких детей типичны своеобразные отклонения интонационного оформления речи. Им свойственны оригинальные идеи, они обладают хорошим логическим и абстрактным мышлением. Далекие от практической деятельности, узко специфические, особые интересы больных аутизмом всегда воспринимаются социальным окружением как необычные. Иногда они сосредоточивают внимание на определенных научных областях теоретического плана, где знания не могут быть применены; преобладает чисто теоретическое накопление знаний. Несмотря на хороший интеллект, они часто плохо успевают в школе, так как, подобно детям с ранним детским аутизмом, имеют выраженные нарушения внимания, возникающие не за счет внешних, а за счет внутренних отвлекающих факторов, т.е. поглощенности самими собой.

    Бросается в глаза также неуклюжесть в движениях больных аутизмом. Нередко у них наблюдается так называемая диспраксия, характеризующаяся тем, что планируемое действие может быть осуществлено лишь не полностью, в виде конкретного акта. Дети с синдромом Asperger плохо ориентируются в людях или в социальных ситуациях и бывают бесцеремонны в реализации своих желаний. Они часто радуются, видя раздражение окружающих, и не соблюдают дистанции, а также не понимают юмора. Их эмоциональная сфера качественно отличается от таковой окружающих: они дисгармоничны по характеру, в них часто сосуществуют поразительные противоречия. Правда, такие дети бывают способны и на глубокие переживания. Из-за отклонений в поведении они легко становятся посмешищем в школе, на что реагируют весьма неадекватно, иногда чрезмерно агрессивными действиями. Из-за такого поведения их иногда удаляют из школы. Дети с синдромом Asperger явно стремятся к социальным контактам, но не знают, как их установить.

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK