Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение
ОГЛАВЛЕНИЕ ||
1|
2|
3|
4|
5| 2. Ранний детский аутизм (синдром Kanner)2.4. Дифференциальная диагностика с другими расстройствамиРанний детский аутизм следует прежде всего отличать от синдрома Asperger (аутистического расстройства личности). Различия между этими аутистическими синдромами заключаются прежде всего но времени начала заболевания, в сферах речевого и интеллектуального развития, а также в особенностях двигательной сферы: дети с синдромом Asperger начинают говорить раньше, их речь часто хорошо развита, а уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. Нередко такие дети имеют выраженные специфические интересы, которым они посвящают почти все свое время, а когда становятся старше, то часто страдают навязчивыми идеями.
Следует проводить дифференциальную диагностику также с синдромом Rett. При этом синдроме в отличие от обоих вариантов аутизма отмечается регресс с утратой приобретенных способностей, что сочетается с разнообразной неврологической симптоматикой, а также с классическими стереотипными движениями (вращательными движениями рук).
Аутистические синдромы следует дифференцировать также с дефектами органов чувств и умственной отсталостью. Первые можно исключить путем детального исследования органов чувств. При умственной отсталости аутистическая симптоматика не является центральной в клинической картине, а сопутствует интеллектуальному недоразвитию. Кроме того, у умственно отсталых детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам окружающего мира. Часто также не отмечается речевых и двигательных проявлений раннего детского аутизма.
Практическое клиническое значение имеет дифференциальная диагностика с шизофренией. Ее можно проводить как на основе симптоматики, так и на основе анамнеза и динамики. У детей с шизофренией, в отличие от детей-аутистов, часто выявляют бредовую симптоматику или галлюцинации, но до момента их появления анамнез обычно без особенностей; во всяком случае это касается собственно психотической симптоматики.
Наконец, аутизм необходимо дифференцировать с госпитализмом (депривационным синдромом). Под госпитализмом понимают расстройство, развивающееся вследствие резко выраженной запущенности и дефицита факторов, стимулирующих развитие. У этих детей тоже может нарушаться способность к контакту, но это проявляется по-другому: чаще в форме депрессивной симптоматики. Иногда отсутствует дистанция в поведении, но нет типичных симптомов детского аутизма.
Постановка диагноза бывает затруднена по перечисленным ниже причинам.
У некоторых детей выявляются только отдельные, но не все, симптомы аутизма.
Психопатологическая картина раннего детского аутизма постоянно меняется в процессе развития. Например, страх перед переменами возникает впервые на втором году жизни, когда устанавливаются связи с предметным миром. После 6 лет, особенно у детей с несильно выраженными расстройствами, многие особенности сглаживаются или исчезают совсем и
все больше можно наблюдать нормализацию процессов развития.
Степень выраженности расстройства бывает различной.
В табл. 2 представлены важнейшие симптомы, позволяющие отличить ранний детский аутизм от синдрома Asperger.
Таблица 2. Дифференциальная диагностика синдромов аутизма (синдрома Kanner, синдрома Asperger)
|
Ранний детский аутизм (синдром Kanner) |
Аутистическая психопатия (синдром Asperger) |
Начальные отклонения |
Чаще всего в первые месяцы жизни |
Заметные отклонения, начиная примерно с 3 лет |
Зрительный контакт |
Вначале часто отсутствует, позднее устанавливается редко; кратковременный, уклончивый |
Редко, кратковременный |
Речь |
Дети поздно начинают говорить, часто речь не развита (примерно в 50 % случаев) |
Раннее развитие речи |
Речевое развитие значительно задержано |
Раннее развитие грамматически и стилистически правильной речи |
Речь вначале не выполняет коммуникативной функции (эхолалия) |
Речь всегда выполняет коммуникативные функции, которые все-таки нарушены (спонтанная речь) |
Интеллект |
Чаще всего значительно снижен, характерна определенная структура интеллекта |
Интеллект достаточно высокий и выше среднего, редко низкий |
Моторика |
Не нарушена, если нет сопутствующего заболевания |
Отклонения моторики: двигательная неловкость, координационные нарушения грубой и тонкой моторики, неловкие и неуклюжие движения |
|
|