Autism.Ru

 

Наша группа VK

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

ОГЛАВЛЕНИЕ || 1| 2| 3| 4| 5|

2. Ранний детский аутизм (синдром Kanner)

2.4. Дифференциальная диагностика с другими расстройствами

Ранний детский аутизм следует прежде всего отличать от синдрома Asperger (аутистического расстройства личности). Различия между этими аутистическими синдромами заключаются прежде всего но времени начала заболевания, в сферах речевого и интеллектуального развития, а также в особенностях двигательной сферы: дети с синдромом Asperger начинают говорить раньше, их речь часто хорошо развита, а уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. Нередко такие дети имеют выраженные специфические интересы, которым они посвящают почти все свое время, а когда становятся старше, то часто страдают навязчивыми идеями.

Следует проводить дифференциальную диагностику также с синдромом Rett. При этом синдроме в отличие от обоих вариантов аутизма отмечается регресс с утратой приобретенных способностей, что сочетается с разнообразной неврологической симптоматикой, а также с классическими стереотипными движениями (вращательными движениями рук).

Аутистические синдромы следует дифференцировать также с дефектами органов чувств и умственной отсталостью. Первые можно исключить путем детального исследования органов чувств. При умственной отсталости аутистическая симптоматика не является центральной в клинической картине, а сопутствует интеллектуальному недоразвитию. Кроме того, у умственно отсталых детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам окружающего мира. Часто также не отмечается речевых и двигательных проявлений раннего детского аутизма.

Практическое клиническое значение имеет дифференциальная диагностика с шизофренией. Ее можно проводить как на основе симптоматики, так и на основе анамнеза и динамики. У детей с шизофренией, в отличие от детей-аутистов, часто выявляют бредовую симптоматику или галлюцинации, но до момента их появления анамнез обычно без особенностей; во всяком случае это касается собственно психотической симптоматики.

Наконец, аутизм необходимо дифференцировать с госпитализмом (депривационным синдромом). Под госпитализмом понимают расстройство, развивающееся вследствие резко выраженной запущенности и дефицита факторов, стимулирующих развитие. У этих детей тоже может нарушаться способность к контакту, но это проявляется по-другому: чаще в форме депрессивной симптоматики. Иногда отсутствует дистанция в поведении, но нет типичных симптомов детского аутизма.

Постановка диагноза бывает затруднена по перечисленным ниже причинам.

  • У некоторых детей выявляются только отдельные, но не все, симптомы аутизма.
  • Психопатологическая картина раннего детского аутизма постоянно меняется в процессе развития. Например, страх перед переменами возникает впервые на втором году жизни, когда устанавливаются связи с предметным миром. После 6 лет, особенно у детей с несильно выраженными расстройствами, многие особенности сглаживаются или исчезают совсем и все больше можно наблюдать нормализацию процессов развития.
  • Степень выраженности расстройства бывает различной.

    В табл. 2 представлены важнейшие симптомы, позволяющие отличить ранний детский аутизм от синдрома Asperger.

    Таблица 2. Дифференциальная диагностика синдромов аутизма (синдрома Kanner, синдрома Asperger)

      Ранний детский аутизм (синдром Kanner) Аутистическая психопатия (синдром Asperger)
    Начальные отклонения Чаще всего в первые месяцы жизни Заметные отклонения, начиная примерно с 3 лет
    Зрительный контакт Вначале часто отсутствует, позднее устанавливается редко; кратковременный, уклончивый Редко, кратковременный
    Речь Дети поздно начинают говорить, часто речь не развита (примерно в 50 % случаев) Раннее развитие речи
    Речевое развитие значительно задержано Раннее развитие грамматически и стилистически правильной речи
    Речь вначале не выполняет коммуникативной функции (эхолалия) Речь всегда выполняет коммуникативные функции, которые все-таки нарушены (спонтанная речь)
    Интеллект Чаще всего значительно снижен, характерна определенная структура интеллекта Интеллект достаточно высокий и выше среднего, редко низкий
    Моторика Не нарушена, если нет сопутствующего заболевания Отклонения моторики: двигательная неловкость, координационные нарушения грубой и тонкой моторики, неловкие и неуклюжие движения

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK