Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение
ОГЛАВЛЕНИЕ ||
1|
2|
3|
4|
5| 3. Синдром Asperger (аутистическое расстройство личности)3.6. ЛечениеВ настоящее время нет эффективных методов терапии, которыми можно было бы воздействовать на причины расстройства. Поэтому лечение всегда носит поддерживающий и симптоматический характер. Если используется медикаментозная терапия, то при лечении раннего детского аутизма препараты дозируют с учетом возраста, развития пациента и индивидуальных особенностей, характерных для конкретного случая. Основные принципы лечения синдрома Asperger и "high-functioning"-аутизма в обобщенном виде представлены в табл. 7.
Разумеется, существуют разные подходы к применению приведенных в таблице компонентов терапии. Лечебный подход, выбранный для лечения конкретного пациента, необходимо интегрировать в единую терапевтическую концепцию, которая должна соответствовать потребностям данного пациента и его семьи. В ряде случаев не удается избежать перевода в другое специализированное учреждение (например, психотерапевтический интернат) или в обслуживаемую группу, прожигающую совместно.
Таблица 7. Терапевтические вмешательства при синдроме Asperger и аутизме "с высоким уровнем функционирования" ("high-fimclioning"-аутизме) [Mcsibov, 1992]
1) Индивидуальная терапия Стимулирование процессов обучения с целью определения собственной жизненной перспективыУкрепление отношений и чувства доверияСтимулирование анализа и организации процессов собственного мышленияАнализ взаимосвязи событийТренировка в преодолении повседневных проблем2) Тренировка социальных навыков в составе группы Стимулирование интереса к социальному взаимодействиюПоощрение соблюдения социальных нормПередача социального опыта3) Профессиональная подготовка и занятость Использование специфических интересов пациента с целью получения им профессионального образованияСоздание условий для профессиональной деятельности, соответствующих способностям больногоОтказ от видов деятельности, требующих интенсивных социальных контактов4) Медикаментозное лечение Целенаправленное медикаментозное лечение в соответствии с симптоматикой или нарушениями поведенияМедикаментозное лечение представляет собой лишь один из компонентов общего терапевтического плана |
Лишь в немногочисленных исследованиях анализировались компоненты, перечисленные в табл. 7 [Gillberg, 1989; Klin, Volkmar, 1977; Mesibov, 1992].
Можно выделить ряд принципов, которые эффективны и применимы в лечении большинства пациентов. Например, структурированный подход при раннем детском аутизме более эффективен, чем стратегия вседозволенности ("laissez-faire"). Такие педагогические мероприятия, как, например, программа ТЕАССН {Лечение и обучение детей с аутизмом и нарушениями общения), достоверно результативны и полезны в лечении многих пациентов [Schopler, 1990]. С самого начала терапии целесообразно учитывать особые способности пациента и направлять их на более широкий спектр деятельности [Bourgondien, Woods, 1992]. Ряд авторов отмечают, что полезно подключать к учебному процессу здоровых сверстников, чтобы способствовать социализации пациента [McHale et al., 1981]. Также предпринималась попытка обучать подростков с "high-functioning''-аутизмом в соответствии с концепцией "theory of mind". Обследование пациентов показало, что это вмешательство оказалось эффективным, однако опрос родителей и учителей выявил отсутствие изменений в социальных навыках [Ozonoff, Miller, I998]. Это подтверждает результаты многих терапевтических попыток, когда не удавалось добиться переноса знаний, усвоенных пациентом в экспериментальной ситуации, на его повседневную жизнь.
Лишь небольшое число исследований посвящены медикаментозному лечению синдрома Asperger и "high-funclioning''-аутизма. Это противоречит тому факту, что более 3/4 аутичных детей и подростков принимают психостимуляторы и более 1/3 - другие препараты, включая нейролептики и антидепрессанты [Klin, Volkmar, 1997]. Получены положительные результаты в области применения кломипрамина при лечении навязчивых состояний и ритуалов [Gordon et al,, 1993]. Кроме того, имеются данные, что с помощью психостимуляторов можно улучшить тяжелые расстройства внимания [Strayhorn, 1989]. В целом можно посоветовать следовать терапевтическим рекомендациям, сформулированным Rutter (1985) и Gillberg (1998).
|
|