Autism.Ru

 

Наша группа VK

Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12 

9. СЕМЬЯ И ВРАЧ

9.6. КРИТЕРИИ УСПЕХА

Помогая ребенку, очень важно научиться видеть не только явные его достижения и большие победы, но и маленькие успехи — ростки будущих достижений. Они нуждаются в умелой и бережной поддержке, стимулирующем поощрении в направленном развитии. А если мы еще я умеем извлекать уроки из ошибок вместо того, чтобы бояться их, то окажется, что отдельные звенья маленьких побед спаяны в цепь победы этими пережитыми ошибками. Мы не можем поддержать ребенка в том, чего мы не заметили, и тогда, он подолгу топчется на месте там, откуда мог бы продолжать путь преодоления. Но как разглядеть, увидеть эти маленькие победы, эти робкие побеги, чтобы не наступить, а поддержать?

Мерой улучшения удачнее считать не то, насколько состояние ребенка приблизилось к "норме", а то, насколько удалось преодолеть существующие нарушения. Возможно, ребенок так никогда и не нагонит здоровых сверстников —это совсем не основание для прекращения движения. Возможно, список того, чего ребенок не достиг, будет укорачиваться очень медленно. На вопрос "Чего он не достиг?" всегда найдется способный повергнуть в уныние ответ. "Дорога длиной в тысячу миль начинается с одного маленького шага",— говорят на Востоке. Добавим: вся она складывается из маленьких по сравнению с ней шагов. "Чего ребенок достиг?" — за прошедшие день, неделю, месяц, год. Точкой отсчета должно быть прошедшее "вчера", а не желаемое "завтра". Сегодня не модно цитировать В. И. Ленина, но именно ему принадлежат слова о том" что каждая эпоха оценивается не по тому, чего она не дала по сравнению с будущим, а по тому, что она дала по сравнению с прошлым.

Такое изменение точки отсчета дается нелегко. Даже при существенном улучшении родители могут оставаться подавленными, а все их рассказы о ребенке начинаются и кончаются тем, что "плохо", "трудно" и т. д. Можно ли помочь себе? В этом пригодятся несколько несложных приемов.

Постарайтесь каждый вечер припомнить и перечислить все, чем ребенок вас порадовал, что ему удалось, что вам было приятно в общении с ним.

Если найдете время, попробуйте писать дневник, описывая в нем все, что кажется вам заслуживающим "внимания в поведении ребенка, а также фиксируя свои переживания и размышления. Делайте это хотя бы раз в два-три дня и время от времени перечитывайте. Любой рассказ о ребенке начинайте с того, что изменилось к лучшему, что, на ваш взгляд, хорошо. Только после этого можете сказать — что осталось прежним. И лишь затем — об ухудшениях и огорчениях за это время. Первое время это будет трудно—вас будет тянуть к привычному обсуждению проблем, как курильщика к сигарете. Не поддавайтесь! Это вполне в ваших силах!

Возможно, вы сами найдете для себя еще какие-то приемы. Помните, что они не "запудривание мозгов", а способы выработки реалистического и продуктивного подхода к оценке развития ребенка, да и к жизни в целом. Они не заслонят от вас конечную цель ваших усилий, но помогут ставить промежуточные цели и достигать их. В конечном итоге, помогать себе и ребенку мы можем только тогда, когда, ясно понимаем и знаем — в чем именно нужна помощь, и умеем закрепить достигнутый результат, сделать его новой реальностью, от которой мы и будем двигаться дальше.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK