Autism.Ru

 

Наша группа VK

Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12 

10. ШАГ ЗА ШАГОМ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ

"Хорошо,— сказал мне один из отцов,— когда мы учим его всему, что нужно для общения, но как сделать, чтобы он хотел общаться?". Действительно, человек - существо не только познающее, но и чувствующее, эмоциональное, переживающее. И если говорить об общении, то самое его начало, самый первый, ветвящийся дальше корень — чувства. Они диктуют то или иное поведение и сигнализируют нам о его эффективности, притягивают нас к одним вещам и отталкивают от других; плохо идти у них на поводу, но еще хуже тянуть их как поводыря.

Чувства пронизывают и наше общение с неконтактным ребенком.

Осознание своих чувств взрослому человеку дается нелегко. Чаще мы подставляем на место того, что действительно чувствуем, то, что, как мы думаем, мыдолжны чувствовать. Поведением же руководят реальные чувства, которые мы не осознали. На одном из семинаров у меня произошел такой диалог с участницей.

Она: Скажите, с какого возраста мальчик должен проводить все время с отцом?
Я: Мальчики, вообще-то, любят быть с отцами...
Она: Я немножко не об этом. С какого возраста мальчика отец обязан взять на себя все общение с ним?
Я: А зачем отцу это делать?
Она: Как зачем? Чтобы сын, когда вырастет, не стал женственным.
Я: А что — он дает основания беспокоиться об этом?
Она: Да, он чересчур ласковый.
Я: Вы могли бы сказать, как это проявляется? Ну, хоть в последний раз — это было...
Она: Вчера. Он, как всегда, обнимал меня, говорил, как он меня любит, придумывая мне ласковые имена... долго-долго.
Я: А сколько ему лет?
Она: Шесть.
Я: Прекрасно! И что же вы чувствовали в этот момент?
Она: Я думала...
Я: Пожалуйста, что вы чувствовали в тот момент?
Она: Ну, как это — что я чувствовала? Любовь к ребенку.
Я: Скажите, как вы узнали, что это чувство любви? Что вы чувствовали в тот момент?
Она: Любовь к ребенку.
Я: Ну, хорошо. Что это было за чувство в тот момент, о котором вы знаете, что это любовь х ребенку?
Она: Чувство любви.
Я: Хорошо. Вот вы знаете, что вы боитесь потому, что у вас дыхание перехватило, руки похолодели, а сердце заколотилось — и вы говорите себе: "Я боюсь" или "Ой, мне страшно". Так ведь? А что вы чувствовали вчера, когда сын подошел к вам я ласкался...?
Она: (Пауза) Ну, мне хотелось... чтобы это кончилось как будто оттолкнуть... Раздражение! Он такой липучий!

Итак, подведем итог. Осознанное чувство раздражения позволяло бы находить приемлемые выходы, например, сказать сыну: "Мне очень приятно, что ты меня любишь. И я тебя тоже очень люблю. А сейчас, извини, я должна..." или попросить мужа уделять сыну чуть больше внимания, чтобы она могла передохнуть. Это был бы эффективный путь разрешения проблемы. Не осознавая своего раздражения, она выбирает иной путь: обязать мужа по таким-то и таким-то соображениям с такого-то времени (и вопрос ко мне — с какого, наконец?) освободить ее от общения с сыном; этот путь принесет множество конфликтов всем троим.

Ваши чувства, вызываемые ребенком и его проблемами, могут быть очень разными: от жалости до озлобленности, от нежности до раздражения... Они не плохи и не хороши — они таковы, каковы есть. Плохими и мешающими они становятся, когда не осознаются и должают вами руководить исподтишка, придавая вашим действиям иной, нередко противоположный, смысл.

Неконтактному ребенку осознание своих чувств чрезвычайно трудно — в силу маленького возраста, особенностей состояния. Тем не менее, чувства руководят им. Руководят намного сильнее, чем взрослыми. По мере развития дети проходят несколько уровней эмоционального регулирования поведения. "Проходят", пожалуй, не то слово; скорее, строят здание эмоционального регулирования слой за слоем, этаж за этажом. Первый уровень — самый общий. На нем происходит эмоциональная оценка самого общего плана — комфорта и безопасности ситуации. Это чувство часто определяет первое впечатление о ком-то или о чем-то. На этом уровне оцениваются наиболее общие особенности окружающего мира — переливы, переходы, динамика явлений (мелькание света, волны тепла и т. д.). В практике медитации об этом скажут "слушать дыхание мира", "ощущать душу воды... огня", чувствовать "гармонию мира".

Этот уровень действует на самых ранних этапах развития, обеспечивая жизненно важную ориентировку в мире. Поведение, которое руководится лишь этим первым уровнем, можно наблюдать на первом месяце жизни здорового ребенка — если он не спит, то взгляд его решение или зачарованно скользит. Если последую! уровни не включаются или включаются недостаточно, то поведение носит "полевой" характер — все, что попадает в поле зрения, привлекает внимание, но оно через миг переключится на что-то другое. У части неконтактных детей такое поведение можно наблюдать еще в 3-5 лет.

Помогающие приемы включают три типа действий:
1. Обеспечение чувства комфорта и безопасности. Если водить ребенка по комнате за руку, то вы сможете по руке чувствовать его попытку отойти от каких-то предметов. Эти предметы убираются из комнаты.
2. Гармонизация опыта. Она напоминает ландшафтотерапию, эстетотерапию и другие подобные. Прогулки в лесу, в парке, в старом городском районе, не застроенном стандартными серыми "коробками", у озера... или наблюдение из комнаты дождя, снегопада, деревьев на ветру... Ребенок оказывается очень чувствителен к такому окружению — успокаивается, становится менее шумным и агрессивным. Часто дети сами выкладывают разные узоры из попавших в руки материалов — в этом занятий и самих узорах есть что-то спокойно-отрешенное. Взрослый может мягко подключиться, что-то рассказывая или комментируя. Внимание ребенка проявляется коротким взглядом, брошенным на взрослого, или тем, что он возьмет взрослого за руку и подведет ближе к тому, что приятно.
3. Ритмизация чувств. Она достигается включением в жизнь ребенка искусственных ритмов - музыки, орнаментов. Особенно приятно детям сочетание музыки с раскачиванием, кружением. Взрослому уже довольно легко подключиться к этому, привлечь ребенка к зрительному контакту.

Второй уровень связан с психофизической адаптацией к окружению. На нем вырабатываются стереотипы удовлетворения психофизических потребностей, основанные на повторяемости внешних условий. Так усваивается ритмический режим питания, появляется готовность к взятию на руки. Ведущие эмоции здесь выражают себя как удовольствие-неудовольствие. Эмоциональная память закрепляет приятные связи и участвует в выработке привычек вставать в определенное время, отдыхать у моря, есть острую пищу... Для маленького ребенка на этом уровне, в первые месяцы жизни, источником удовольствия становится прежде всего собственное тело — он сосет (соску или палец), теребит руки и ноги, лепечет и т. д. Неконтактный живет на этом уровне гораздо дольше, "застревая" на самостимуляции и стереотипиях.

В работе с ними важны и помогают все способы наполнения привычных для ребенка стереотипий игровым житейским содержанием, как мы это уже обсуждали.

Третий уровень эмоционального контакта со среда в норме начинает действовать уже во втором полугодии жизни. Эмоциональные реакции здесь связаны уже не с чувством безопасности (1-й уровень) или удовлетворения-неудовлетворения потребности (2-й уровень), а с достижением желаемого. Препятствия не пугают, а вызывают любопытство, влекут. Преодоление их создает, накапливает опыт побед и поражений, ложится в основу чувства "Я могу" (или "Не могу"). С этим уровнем связаны многие игры: спрятаться, чтобы потом быть найденным, например. У неконтактных детей он заявляет о себе то в "бесстрашном исследовательском поведении", то в бесконечных прыжках со шкафа, то в маленьких игровых хитростях.

Прекрасное поле для помощи неконтактному ребенку на этом уровне — игры с драматизацией, с преодолением препятствий, достижением успеха. Это могут быть игры со взрослыми или — при достаточном развитии - в группе сверстников.

Четвертый уровень связан с формированием эмоционального контроля за ситуацией. Здесь уже эмоциональные реакция других, а не только реакции предшествующих уровней определяют поведение. Для неконтактных детей первым человеком, чьи реакции воспринимаются, становится и надолго остается мать. Затрудненное интуитивное восприятие человеческих эмоций неконтактными детьми требует описанной выше поддержки — разъяснение в тренировка узнавания проявления эмоций другими людьми, помощь в. понимании значения эмоций и т. д.

Неравномерность развития неконтактных детей проявляется не только в отношении отдельных функций, не только в соотношении познавательной и эмоциональной сфер, по и в соотношении этих четырех уровней. Они могут формироваться быстрее или медленнее, функционировать более или менее активно, предшествующие уровни могут преобладать в регуляции поведения последующими. Все это делает представления о них скорее схемой понимания, чем жесткой классификационной сеткой, в которой можно найти место для каждого ребенка и надеяться, что существуют и какие-то специальные, ключевые методы работы с ним. Реальность такова, что в развитии и состоянии неконтактного ребенка чаще всего причудливо неравномерно переплетаются особенности всех четырех уровней, не соединенные в той гармоничной системе, которая обеспечивается здоровым развитием.

Поэтому и психологическая помощь при неконтактности требует от родителей не следования жестким схемам, а гибкой импровизации, опирающейся на достаточно тренированную способность родителей смотреть и видеть - наблюдать поведение неконтактного ребенка не как удручающее сочетание "симптомов", а как отражение и выражение внутреннего состояния его психики и души. За большинством "симптомов" скрываются вполне определенные механизмы не только формирования, но и преодоления трудностей. Слушать и слышать, смотреть, и видеть, вчувствоваться в чувствовать, вдумываться и понимать — все это необходимо для того, чтобы наша помощь ребенку не вмела характера насилия, во поддерживала его в раскрытии существующих у него возможностей.

Принять ребенка душой таким, какой он есть, и принять разумом, осознавая его реальные затруднения и проблемы, а не лежащие на поверхности "симптомы" — значит сделать тот первый шаг, с которого начинается путь максимально возможной помощи ребенку.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK