Autism.Ru

 

Наша группа VK

Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12 

10. ШАГ ЗА ШАГОМ

ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ И НЕ МЕШАТЬ СЕБЕ

Обучение всегда обращено к новому, а неконтактность связана с сопротивлением новому и сохранением привычного в жизни. У взрослых есть две противоположных возможности преодолевать это. Одна — очень постепенный ход обучения, продвижение маленькими прощупывающими шагами с замедлением темпа пря первых признаках сопротивления. Другая — помощь ребенку во взятии барьера неконтактности одним прыжком, чтобы он сразу мог убедиться в том, что новое не только не страшно, но и приятно или интересно. Ни одна из этих возможностей не лучше и не хуже другой — лучше гибко использовать обе, сообразуясь с состоянием ребенка и особенностями момента.

"Он упрям, как осел,— говорят родители,— его с места не сдвинуть". Нет сомнения, что и среди неконтактных детей много упрямых, но все же не больше, чем среди детей вообще. То, что кажется упрямством, часто просто следствие непонимания. По мере продвижения в развитии оно уменьшается. Для ребенка, не понимающего в достаточной мере происходящего вокруг и с ним, упрямство может оказаться одним из немногих способов избежать столкновения со всем тем, что вызывает напряжение.

Повторяющиеся неудачи (а они особенно часты в обучении, напоминающем школьное, с негативными реакциями и принуждением со стороны взрослых) приводят к тему, что ребенок избегает всего того, что напоминает ему обучение.

Повышенная истощаемость — она чаще возникает при перегрузке общением, длительной произвольной концентрации внимания — выражается в крике, плаче, топании ногами, самонаказании и отказе от занятия. Взрослых это не должно приводить к отказу от обучения, но должно подсказать переход к более щадящим занятиям, поиск именно тех моментов, которые утомляют ребенка, в избегании их. Порой сопротивление занятию уменьшается, когда взрослые увеличивают дозы поддерживающего внимания и поощрения. В конце концов, всегда есть за что похвалить ребенка — не за конечный результат, так за старание или удачно сделанный фрагмент. Даже если мы нарисуем квадрат его рукой и похвалим, это может адресовываться его участиию в общем деле. Иное дело, когда без отчетливых причин ребенок отказывается делать то, что определенно умеет. Здесь уместнее побуждение, стимуляция, неявная поддержка, помогающие выполнить задание самому и получить поощрение.

Как у любого человека, у неконтактного ребенка бывают периоды подъема и спада, хорошего и плохого настроения, готовности быть с людьми и потребности в уединении. Иногда родители могут предвидеть изменения — у метеолабильных, реагирующих на изменения погоды; у детей с подчеркнутыми суточными ритмами эмоциональности и работоспособности; у детей с потребностью в определенном количестве сна или не переносящих ощущений голода. Когда это так, колебания можно предупредить или смягчить. Но в каких-то случаях ребенок имеет право похандрить без того, чтобы мы непременно добивались от него радующего нас поведения.

У здоровых детей в 2—3 года начинается "кризис трехлетних", проявляющийся в упрямстве (ребенок настаивает на том, что он сказал потому лишь, что он сказал это) и негативизма (ребенок отвергает сказанное" взрослым только потому, что это сказал взрослый). Этим кризисом заявляет о себе появление "Я". Любое сопротивление взрослых этим реакциям приводит к бунту, подчинение чревато неуправляемостью ребенка, от которой он и сам часто страдает.

У неконтактных детей "Я" появляется позже, и эти реакции кажутся несоответствующими возрасту и нередко понимаются как очередные проявления самой неконтактности. От взрослых это требует не только гибкости, но и очень большого терпения — негативизм и упрямство приходятся на период уже значительного развитие делая поведение ребенка особенно трудным.

Стремление обучить ребенка как можно большему и как можно скорее — понятно. Но ни один ребенок не проходит с полной отдачей последующий этап развития, если предыдущий пройден не полностью, остался незавершенным. Это вносит искажения, новые элементы неравномерности в и без того неравномерное развитие неконтактного ребенка. Начало обучения с занятий более высокого уровня, чем реально доступный ребенку, чаще затрудняет, чем облегчает работу с ним: "Торопись не спеша", — говорили древние.

В диалоге с неконтактным ребенком всегда участвуют двое — взрослый и ребенок. Все трудности диалога не могут быть объяснены одним только состоянием ребенка. Наше поведение с ним бывает более и менее удачным. Оно — наш инструмент помощи ребенку. Забота о нем без самобичевания за допущенные ошибки расширяет наши возможности.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK