Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.
ОГЛАВЛЕНИЕ ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 10. ШАГ ЗА ШАГОМСТРАХИПугать и напугать неконтактного ребенка может все ("даже то, что не может",— добавил в разговоре со мной один из отцов). За большинством страхов так или иначе кроется неспособность достаточно объемного видения мира. Столкнувшись с предметом или даже его свойством и испытав неприятные ощущения и переживания, ребенок начинает их бояться и избегать. Повышенная готовность к образованию стереотипий быстро закрепляет страховое поведение. Часто и страх сам по себе давно прошел, а страховое поведение сохраняется. В три года мальчик споткнулся и ушибся, он падал и ушибался потом много раз, но в тот двор, где он впервые ушибся, его ввести было невозможно: "Я физически ощущаю его ужас", — говорит мать, уже сама обходя этот двор.
Если страх стал просто привычкой, то справляться с ним приходится так же, как с любой другой привычкой. Способность родителей наблюдать и понимать ребенка, импровизировать, используя ресурсы ситуации здесь-и-сейчас —играют решающую роль.
Один из детей панически боялся открытого портфеля. Этот страх очень помешал установлению контакта между нами: к несчастью, на. первом приеме около моего стола стоял открытый портфель, и на последующих приемах мальчика с трудом удавалось ввести в кабинет.
Начало страха было связано со временем, когда у него установился симбиотический контакт с матерью, а она как раз должна была выйти на работу. Перед уходом она открывала портфель, чтобы сложить необходимые вещи и бумаги. Уже на второй день ее работы мальчик отреагировал на открытый портфель сильным страхом. Когда мать возвращалась с работы, он всячески стремился убрать портфель в шкаф. Давно уже он мог спокойно оставаться без матеря, но страх открытого портфеля сохранялся. Я не стал прятать от него свой портфель, но каждый paз из портфеля выглядывало или | вынималось что-то, что могло быть интересным для него — веревочка (од очень любил веревочки) или конфета.
Мать стала собирать портфель вечером, когда мальчик уже слал, и оставлять его в прихожей. Утренние сцены вокруг открытого портфеля прекратились. А возвращаясь, она каждый раз приносила и на глазах у мальчика доставала из портфеля что-нибудь, что ему нравилось. Сначала он при этом жался к бабушке, а у меня на приемах — к матери, но любопытство брало свое, и открытый портфель привлекал его все больше. Он осмелел и стал сам подходить к портфелю, чтобы достать веревочку. Видимо, мы с матерью переусердствовали — он стал открывать любые портфели в ожидании приятного сюрприза, а не найдя его, плакал. Кроме того, далеко не всем нравилось такое его поведение. Пришлось пойти на решительное пресечение покушений на чужие портфели, а дома организовать игры с "фокусом" — портфель можно было открывать сколько угодно, но сюрпризы в нем были все реже и реже, а потом исчезли. Зато они стали "находиться" где-нибудь в другом (каждый раз — разном) месте. Проблема "открытого портфеля была решена.
Когда ребенок понимает речь, можно прибегнуть к внушению с использованием механизма запечатления (у неконтактных детей это может быть даже легче, чем здоровых, благодаря прекрасной механической памяти и склонности к формирования" стереотипов). Девочка к возрасту 5 лет и 9 мес. ни разу не дала остричь себе ногти без скандала, да и со скандалом это удавалось лишь изредка. Время от времени, не обращаясь специально к девочке, родители "подвешивали в воздухе" слова о том, что все дети, которым исполнилось 6 лет, с удовольствием стригут ногти. Через день после своего шестилетия девочка сама попросила постричь ей ногти и протянула руку.
К страхам ребенка присоединяются страхи родителей, и не всегда известно, что сильнее. Меры: по предупреждению страхов у ребенка норой достигают гигантских масштабов и сами способны поддерживать страх. Некоторые родители воспринимают страх как предвестник или симптом "психоза" — у них развивается такой сильный страх страха, они так тревожно-настороженны в отношении ребенка, что создают буквально перенасыщенную тревогой атмосферу вокруг него. Между тем, ребенку часто достаточно один раз переступить страх, чтобы он никогда больше не возвращался. Лорна Винг приводят блестящий пример мальчика, который панически боялся ванны. Новая няня, ничего не знавшая об этом, в первый же день окунула, его в ванну. Удивленная раздавшимся из ванны смехом вместо крика мать обнаружила его радостно плещущимся в воде. Так же легко няня научила его пользоваться туалетом. У этой няни был лишь один секрет успеха — она ничего не звала о страхах мальчика, а потому не была напряжена сама и вела себя совершенно естественно.
В зависимости от происхождения, выраженности и содержания страхов возможна одна из трех тактик:
— сразу доказать ребенку, что бояться нечего;
— постепенно, используя аккомпанирование, десенсибилизацию и другие методы, научить его не бояться;
— позволять ж помогать ему взбегать того, что его пугает, ожидая, что с течением времена удастся найти удачный подход или страх угаснет сам.
При любой выбранной тактике очень важна уверенность родителей в том, что они делают. Труднее веете качать, но по мере продвижения вперед уверенность возрастает.
Удивительно, что нередка захлестываемые страхами дети не чувствуют реальной опасности и ведут себя до безрассудства неосторожно — могут шагнуть в яму, выйти на дорогу, повиснуть на подоконнике, пытаться трогать проходящий поезд. Это псевдобесстрашие держится на незнании и непонимании окружающего мира., Безусловно, это требует не только усиленного надзора за склонным к импульсивным поступкам ребенком, но и обучения элементарным навыкам безопасности — избегать огня, высоты, правильно переходить улицу. Мало рассказать и даже показать—всегда надо убедиться, что ребенок в состоянии делать то, чему мы учили, том числе и тогда, когда мы за ним не смотрим. Даже это не может быть абсолютной гарантией безопасности, а потому дополнительные меры предосторожности не будут лишними. Важно учить безопасному поведению, не запугивая и не формируя новые страхи.
|
|