Autism.Ru

 

Наша группа VK

Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12 

10. ШАГ ЗА ШАГОМ

ОБУЧЕНИЕ И НАУЧЕНИЕ

Сможет ли ребенок пойти в школу? Как его обучать? — вот еще один пласт волнующих родителей вопросов. Они совершенно закономерны, потому что в современной жизни образование расценивается как один из важнейших элементов подготовки к ней. Усилия родителей направляются прежде всего на те стороны развития, которые кажутся необходимыми для подготовки к школе. В слове "обучать" видится прежде всего его школьный5 смысл — обучать письму, чтению, счету и т. д.

Такому "академическому" крену способствует в сама неконтактность с присущим ей западением, в первую. очередь, практических навыков. При этом даже у детей с задержками психического развития механическая память, склонность рассуждать и анализировать становятся знаками, обнадеживающими родителей и как бы подсказывающими им, что обучение в этом направления будет идти легче. Но диктуемое этим обучение создает в основном видимость успеха" а не сам успех.

Обучить и научить — не одно и то же. Обучить — значит предоставить информацию, объяснить. Научить — значит выработать навык практического действия. Огромному количеству вещей в жизни мы именно научая емся, а не обучаемся. Научение предполагает наработку в совершенствование собственного опыта достижений и неудач. Так мы учились качаться на качелях, прыгать, целоваться...

Крен в сторону обучения неконтактного ребенка создает для него двойственную ситуацию. Во-первых, потому что отдельные предпосылки интеллекта и способности (память, счет и др.) еще не интеллект в полном, смысле слова, и академические нагрузки могут оказаться ребенку просто "не по зубам". Во-вторых, даже при обладании достаточно широкими академическими знаниями неконтактный ребенок рискует остаться не- или малоприспособленным к жизни в самом простом бытовом смысле. Самому одеться и раздеться, поддерживать порядок в своем уголке, помочь накрыть на стол, участвовать в покупках вместе со взрослым, убираться в доме - все это такие "простые", далекие от обучения вещи! Но ведь это не просто научение жизненным навыкам первой необходимости, а и важная школа двигательной координации, практической сообразительности, самостоятельных действий и отношений. И это — игра, в которую очень легко ввести элементы обучения, не усаживая ребенка "за парту". В мире информации технического прогресса мы забываем, что умный — это, как сказал Ганс Фаллада, не тот, кто знает, как делаются макароны, почему летают самолеты и другие подобные вещи, а тот, кто умеет жить с людьми. Вот этому-то умению —самостоятельно жить и жить с людьми— как раз я приходится уделять самое большое внимание. Строго говоря, это не специфика воспитания только неконтактного ребенка. Ведь и здоровью дети, прежде чем научиться читать и считать, осваивают множество навыков практической жизни. Обучение неконтактного ребенка гораздо легче и эффективнее, когда оно "растворено" в обычной жизни и игре к сочетается с научением. Мало просто сказать: "Это правая рука, а это левая"; может оказаться необходимым много раз подмять при этом руку ребенка своей рукой, дотронуться но нее и т. д.

Механическая память может и помогать, и мешать в обучении и научении. Она определенно помогает освоить не только элементарные звания в навыка, но и довольно сложные последовательности одевания и раздевания, рисования, подметания, пользования столовыми приборами и т. д. Господи, это же так просто —держать в руках карандаш или вилку и действовать ими! Просто, если мы уже умеем это. Учиться сложнее. Вот как говорит об этом Милтон Эриксон — один из крупнейших психотерапевтов: "Я учился вставать дважды: первый раз ребенком, а второй — когда мне было 18 лет. В семнадцать меня полностью парализовало. У меня была совсем крошечная сестренка. Я наблюдал, как она ползала и как встала на ножки...

Первым делом надо ухватиться за что-то и, подтянувшись, выпрямиться. Затем рано или поздно... вы обнаруживаете, что можете частично перенести вес на ногу. Затем выясняется, что колено подогнулось и вы шлепаетесь. Тоща вы снова подтягиваетесь и пытаетесь встать на другую ногу, но и его колено подгибается. Еще немало времени пройдет, прежде чем вы научитесь распределять вес на обе ноги и выпрямлять колени. Предстоит научиться расставлять ноги и не скрещивать их, потому что на скрещенных ногах не встанешь. Надо научиться расставлять ноги как можно шире. Но когда вы выпрямите колени, ваше тело вас опять подведет — вы прогнетесь в тазу.

Потребуется изрядное время и усилия, чтобы научиться выпрямлять колею, расставлять ноги, держать прямо таз и все это — ухватившись за край манежа. У "ас четыре точки опоры—две ноги ж две руки.

А что произойдет, если вы поднимете левую руку? Вы шлепнетесь на мягкое место. Это большой труд — научиться поднимать эту руку и еще больший труд — вытягивать руку вперед, потому что тело следует за рукой. Потом вы двигаете рукой так и эдак. Нужно научиться удерживать равновесие при любом движении руки.

Потом вы учитесь управлять другой рукой, а затем надо научиться координировать движения рук с движениями головы, плеч и всего тела. И, наконец, вы стоите и обе руки свободны.

Теперь скажите, как вы встаете на одну ногу? Это сложнейшая задача, потому что, когда вы пытаетесь сделать это в первый раз, вы забываете держать колени и таз прямо — и шлепаетесь. Через какое-то время вам удается переносить весь ваш вес на одну ногу и вы выставляете другую вперед, центр тяжести в результате перемещается — и вы падаете. Вы долго еще учитесь выставлять одну ногу вперед. Наконец, вы делаете первый шаг, и, право, это выходит у вас весьма недурно. Тогда вы делаете второй шаг, но уже не так удачно затем третий и опускаетесь на пол. Придется еще не мало потрудиться, чтобы научиться топать правой, левой, правой, левой..."

Каждое внешнее простое действие требует такого научения, в котором механическое запоминание двигательных "шаблонов" играет большую роль. Неконтактны ребенок, у которого и целостное восприятие страдает, вестибулярный аппарат часто несовершенен, и двигательная координация не слишком хороша, запоминает целостные комплексы движений труднее и нуждается детальном разучивании — как учат гаммы. Можно даже просто совершать нужные движения его руками и делать это до тех пор, пока вы не почувствуете, что пальцы (или руки, ноги) подключаются к вашим движениям и начинают опережать их.

Но механическая память может становиться и помехой, создавая лишь видимость усвоения, овладения навыком. Обычно это происходит с теми видами действиями, где важны не только сами действия, но и некоторые правила действования, понимание. Если например, мы пытаемся научить ребенка строить несложные фигуры из кубиков или собирать пирамидку и показываем, это сделать, он может очень быстро начать воспроизводить показанное. Но замените размер кубиков или другой формы пирамидку, поменяйте их окраску — и, возможно, вас будет ждать разочарование. Он не. понял принципа или правила! Чтобы научить им, требуется бездна терпения для "подстройки" к ребенку, стимуляции "то собственной активности, как это рекомендуют приводимые дальше обучающие игры. Отдельным навыкам можно и нужно учить. Но жизнь требует колоссального количества таких навыков, и научить им, разучивая каждый по отдельности, едва ли возможно: в мозаике самостоятельного поведения будет все время не хватать то одного, то другого. Однако гибкое сочетание обучения и научения, взаимодействия и воздействия, урока и игры позволяет создавать такую атмосферу, в которой ребенок может сам связывать знания и навыки, выводить правила, помогающие осваивать новые навыки.

Никто не знает историю развития ребенка так хорошо, как родители. Это знание может помочь родителям уделять внимание развитию тех навыков, которые у этого ребенка ложатся в основу формирования цепочки новых, и поддерживать это формирование. Когда удается достичь сдвигов в общении, такие действия, как приветствие, прощание, выражение чувства осваиваются много легче — ребенок подхватывает мелодию обучения, заданную взрослыми. В начале школьного обучения у многих детей возникают трудности с расположением заданий в тетради, соблюдением полей и проч. Каждый из этих моментов может стать предметом специального обучения и научения, которое потребует много времени. В то же время, помощь в освоении пространственной ориентации (право — лево, знание окрестностей, оценка расстояния до предмета, бросание мячика в цель) способна сделать специальное обучение работе в тетради гораздо более легким.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK