Autism.Ru

 

Наша группа VK

Каган В.Е.
ПРЕОДОЛЕНИЕ: НЕКОНТАКТНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12 

10. ШАГ ЗА ШАГОМ

ОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБРАЩЕНИЕ?

Неконтактность создает вызывающий растерянность барьер для общения. Она совсем не то молчание, которое подчас красноречивее всяких слов. Попытки общения с неконтактным ребенком часто оставляют впечатление разговора с куклой, которая никак не реагирует на человека. Обычные вопросы родителей: "Что мне с ним делать? Как себя вести? Как с ним обращаться?". Психиатр может дать такие советы. Он может рассказать, "что делать, когда..." и "что делать, чтобы.... Но даже самое прилежное выполнение этих рекомендаций похоже на выполнение любых других лечебных назначений тем, что сами рекомендации лежат за пределами общения и не приносят родителям как раз того, чего очень не хватает. Общение с ребенком и обращение с ним — это не пустая игра словами. Мартин Бубер очень точно писал о диалогах "Я — Ты" и "Я — Оно". Диалог "Я — Ты" — это общение субъекта с субъектом, общение двух "Я" с их переживаниями, внутренним миром, проблемами. Диалог "Я — Оно" — это общение субъекта с объектом, общение "Я" с его миром переживаний (субъект) и "Оно" с его характерными чертами и закономерностями (объект). Ни один из них не лучше и не хуже другого. В 1 любом человеческом взаимодействии они тесно переплетаются. Родители не рассуждают о философии и психологии общения, а интуитивно знают—когда действовать так и когда этак. Да и различия общения и обращения скорее внутренние, чем внешние. Погладить ребенка, зная, что поглаживание вызывает такой-то эффект, и стремясь этого эффекта достичь,— это обращение с ребенком. Сделать то же, но выражая этим свое отношение и принимая отношение ответное,—это общение. Обращение сосредоточено на результате, и общение для него — лишь средство, инструмент — с таких позиций писал свои книги Дейл Карнеги. Общение же сосредоточено на процессе взаимодействия и ценно само по себе. Переход от обращения к общению можно представить так: воздействие—взаимодействие—взаимосодействие — бытие вместе — диалог как обмен переживаниями, значениями и смыслами. Неконтактность как бы самой своей сутью побуждает к обращению, манипуляциям. Было предложено много методов манипулирования поведением неконтактных детей. Предлагалось, например, "наказывать" слабым, но достаточно болезненным электрическим разрядом за проявления особо нежелательного поведения — разрабатывались специальные игрушки и даже предлагалось сделать пол чем-то вроде электрической панели, включаемой наблюдателем. Даже понимая, что это "методы отчаяния", их невозможно принять как лечебные — уж слишком помогающий человек похож на надсмотрщика с дубиной. Противоположные метода строились уже на "положительном подкреплении" кажутся более приемлемыми: трудность их применения у неконтактных детей связана с тем, что иногда приходится во имя прогресса в одной области подкреплять симптомы в другой. Единственное, что определенно любил один из моих пациентов, это завороженное кружение под старинную клавесинную музыку; родители использовали это как поощрение, пытаясь научить его умываться — через неделю он умывался по много раз в день и приходил к маме, чтобы она включила проигрыватель. . И все-таки полностью избежать обращения, манипулирования невозможно. Да это и не нужно, так как очень многие манипулятивные методы эффективны. Но принципиально важно, чтобы жизнь с ребенком строилась как общение. Лишь в исключительно редких случаях неконтактность бывает абсолютной, полной, закрывающей все возможности общения. Конечно, это всего лишь приоткрытая, а не настежь распахнутая дверь в душу ребенка, но она есть! Воспользоваться ею — нелегкая задача, требующая от родителей немалых гибкости, терпения и импровизации. Она вознаграждается тем, что при налаживании возможного общения с ребенком мы создаем более широкие возможности для лечебного обращения с теми или иными нарушениями. Блестящий пример общения с совершенно неконтактными детьми — музыкотерапия по Нордоффу — Роббинсу, которой благодаря усилиям Алана Витенберга начинают все шире пользоваться работающие в Санкт-Петербурге специалисты. Общение с ребенком и включаемые в общение методы управления поведением невозможно свести к одним только техническим приемам. Ни один прием, даже тщательнейшим образом отработанный, не будет эффективным сам по себе, вне общей системы помощи ребенку. Тело такой системы — приемы, методики, техники работы с ребенком (обращение), но душа системы — общение, движимое любовью — любовь, выражающая себя в общении с ребенком. Один из демонстративных примеров соединения общения и обращения... холдинг — терапия, о которой мы поговорим позже.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK