Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ || Приложение||  А |   Б  |   В  |   Г  |   Д (далее) |

Приложение Д

Программы формирования навыков по использованию информации

В данном приложении приводятся программы обучения ребенка умению оперировать информацией.

Умение читать указатели и знаки дорожного движения

С помощью этой программы вы сможете научить своего ребенка читать жизненно важную информацию, которая заключена в надписях на дорожных знаках и указателях. Это умение имеет огромное значение, так как обеспечивает ему возможность самостоятельно ориентироваться в своем районе. Программа призвана обучить ребенка чтению дорожных знаков, кратких указаний и названий блюд. Это самые простые слова (такие как, "Стоп", "Туалет", "Вход"), а иногда и фразы, состоящие из нескольких слов (например, "Вход воспрещен"). Программа не предусматривает обучения умению читать "связный текст" (то, что вы делаете сейчас), и она не очень подходит тем, кто уже умеет читать довольно хорошо. Программа учит ребенка просто узнавать отдельные слова, то есть для пользования ею ребенку необязательно уметь распознавать отдельные буквы.

Прежде чем начать заниматься, прочитайте этот раздел и полностью ознакомьтесь с предлагаемой программой.

Подготовительные навыки

Многим навыкам, необходимым для того, чтобы приступить к занятиям по данной программе, ребенка можно обучать по ходу дела. Однако с самого начала нужно, чтобы ребенок умел различать картинки. Если говорить конкретно, то от ребенка требуется следующее:

1. Он должен уметь подбирать картинку, на которой изображена какая-то фигура или знак, к такой же картинке, находящейся среди других трех или более картинок.
2. Он должен уметь подбирать слово к такому же, если ему даются на выбор три или более слов.


3. Он должен понимать смысл некоторых слов. Ему нужно научиться говорить или показывать вам, что значат определенные слова, которые вы произносите ("Идите", "Стоп", "Выход").

Пока ваш ребенок не овладел этими подготовительными навыками, поработайте над ними, прежде чем приступить к программе обучения чтению слов на указателях и знаках. При отработке каждого из двух первых умений сначала возьмите всего две одинаковые картинки или карточки. Научите ребенка по вашей команде: "Найди такую же!" класть одну карточку на другую. Постепенно начинайте выкладывать на стол больше карточек - так, чтобы он действительно узнавал нужный символ среди других. Не забывайте время от времени менять порядок, в котором карточки лежат на столе.

Оценка

Проще всего, вам нужно решить, с каких слов вы начнете свои занятия. Если ваш ребенок не умеет читать свое имя и фамилию, именно с этих слов нужно начать обучение. Список, представленный на стр. 212, состоит из слов, которые обычно пишутся на указателях (список используется для оценки знаний ребенка). Он поможет вам подобрать то, что необходимо для занятий. Добавьте к этому списку другие слова, с которыми ваш ребенок будет часто сталкиваться, например, названия и номера маршрутов автобусов, которыми он пользуется. Кроме того, вычеркните из списка слова, смысла которых он еще не понимает. Например, если ребенку пока совсем неведом смысл слова "опасно", оставьте это слово на потом. Таким образом, вам надо задаться целью обучить ребенка таким словам, обозначающим предметы, действия и свойства, которые он хорошо понимает и особенно часто может увидеть напечатанными. Вероятно, есть смысл попросить учителя добавить к этому списку слова, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в школе.

В список включены также цифры. Их важно знать, чтобы суметь определить, который час, правильно распорядиться деньгами и воспользоваться телефоном, найти дом и квартиру по адресу, а также, ориентироваться в других повседневных ситуациях. С цифрами многим детям легче разобраться после того, когда они усвоили определенное количество слов.

Материалы

Напечатайте или напишите печатными буквами на карточках слова, которым вы хотите обучить ребенка в первую очередь. Это могут быть карточки, типа каталожных, размером примерно 8 х 12 см. Буквы должны быть написаны жирным шрифтом, высота 1,5-2,5 см. Постарайтесь, чтобы буквы были одинаковой высоты и цвета.

Слова следует писать прописными буквами ("СТОП"), а не строчными ("стоп"), даже несмотря на то, что часто легче распознать строчные буквы. Дело в том, что на знаках обычно употребляются прописные буквы.

Исключения

Если слова, которые чаще всего встречаются ребенку, обычно пишутся строчными буквами, то вы также можете их писать строчными буквами (свое имя и фамилию ребенок должен уметь читать написанными как прописными, так и строчными буквами. Если он не усваивает слов, написанных прописными буквами, попробуйте первые несколько слов написать строчными буквами и пользоваться ими до тех пор, пока он не начнет хорошо воспринимать задание и делать то, что нужно; после этого перейдите на прописные буквы.

ОЦЕНКА ЗНАНИЯ СЛОВ НА ЗНАКАХ И УКАЗАТЕЛЯХ

 СЛОВО   Распознает   Понимает     СЛОВО   Распознает   Понимает 
ИДИТЕ       ВКЛЮЧИТЬ    
НЕ ИДИТЕ       ИДТИ    
СТОП       ПОД    
ПОЖАРНЫЙ ВЫХОД       ПОВЕРНУТЬ    
Ж/Д ПЕРЕЕЗД       В    
ОПАСНО       ИЗ    
ОГНЕОПАСНО       Любимая еда:    
ОСТОРОЖНО, ЗЛАЯ СОБАКА            
ЯД            
ОСТОРОЖНО!            
НЕ ВХОДИТЬ            
ТЕЛЕФОН            
МУЖСКОЙ (М)            
ЖЕНСКИЙ (Ж)       НЕ ВХОДИТЬ    
НЕ ВХОДИТЬ: ЧАСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ       НЕТ ПРИЕМА    
ОКРАШЕНО       АВТОБУС    
ВХОД       ТАКСИ    
ВЫХОД       Имена членов семьи:    
ТУАЛЕТЫ            
С ЕДОЙ НЕ ВХОДИТЬ            
НЕ КУРИТЬ            
ПОЖАРНАЯ КОМАНДА       Цифры:    
ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ       0    
БОЛЬНИЦА       1    
ПОЧТА       2    
ОТКРЫТО       3    
ЗАКРЫТО       4    
ПРАЧЕЧНАЯ-АВТОМАТ       5    
ВВЕРХ       6    
ОТ СЕБЯ       7    
НА СЕБЯ       8    
ЛЕВЫЙ       9    
ПРАВЫЙ       Имя:    
ПЕРЕД       Другие слова:    
ВЫКЛЮЧИТЬ            

Учите ребенка не ошибаться

Эта программа рассчитана на недопущение ошибок. Если вы будете заниматься правильно, ваш ребенок будет ошибаться редко. Не позволяйте ему гадать. Побуждайте его не спешить и лучше говорить: "Я не знаю", чем гадать. Учите его при необходимости просить помощи. По мере приобретения навыка постепенно переставайте помогать и добивайтесь того, чтобы ребенок умел правильно выполнить задание сам не менее пяти раз подряд. Всегда поощряйте правильные ответы, а если он случайно ошибется, просто повремените с наградой и переходите к следующей попытке. Ниже мы предложим вам несколько путей отучения ребенка от попыток угадать ответ.

Предварительный экзамен

Предложите ребенку поиграть с вами в игру. Сложите карточки со словами в стопку и начните по одной показывать ему, прося прочитать слово. Карточки со словами, которые он прочтет правильно, кладите под стопку, а карточки, которые он не сможет прочитать, - в отдельную стопку. Проходитесь по всем карточкам стопки, пока точно не определите слова, которые он все время читает правильно. Не отмахивайтесь от этого предварительного экзамена. Возможно, вы с удивлением узнаете, что ваш ребенок умеет делать больше, чем вы думали! Те карточки, которые вы сложили в отдельную стопку, потому что он не сумел их прочитать, станут материалом для последующих занятий.

Процедура I. Распознает слова

С помощью этой процедуры вы будете учить своего ребенка идентифицировать и распознавать предлагаемые его вниманию слова. Вы будете просить его произносить эти слова, но это не явится самоцелью, а лишь поможет ему научиться лучше распознавать их.

Сначала на занятиях вам нужно будет выкладывать по три карточки. Когда ребенок освоится с данной процедурой, можно начать одновременно выкладывать больше карточек - сначала четыре, потом пять. Однако если вы заметите, что увеличение числа карточек приводит к большому количеству ошибок, снова ненадолго сократите число карточек. Если вы начнете с трех карточек и увидите, что даже это вызывает большие затруднения, отступите назад и начните с двух, но постарайтесь как можно быстрее дойти до трех. Это будет способствовать более успешному прохождению программы.

Выберите три карточки так, чтобы слова, написанные на двух из них, он уже умел распознавать, а одно слово было ему незнакомо (если ваш ребенок не знает ни одного слова из приведенного выше списка, начните с одного слова; две другие карточки при этом должны быть чистыми). Старайтесь выбирать такие слова, которые выглядят по-разному. Например,

1. Выложите перед ребенком первые три карточки в ряд. Всегда выкладывайте их слева направо (так мы пишем, и нам хотелось бы, чтобы ребенок привыкал смотреть слева направо).
2. Называйте каждую карточку, кладя ее перед ребенком. Следите за тем, чтобы он смотрел на них, переводя взгляд слева направо.
3. Указывая на каждое слово, еще раз произносите его и побуждайте ребенка повторять его. Не нужно просить его медленно произносить слова; напротив, пусть он повторяет их быстро, ведь ваша цель научить его распознавать их как целые единицы. Затем, когда ребенок поймет, какое задание вы ему даете и не будет пытаться угадать, можно постепенно переставать указывать на слова и называть их (до этого момента может пройти несколько дней или даже недель).
4. Выберите первое слово, которое ребенок будет учиться читать. Скажите: "Найди [слово]!" Побудите его либо указать на нужное слово, либо взять в руку карточку и дать ее вам. Не забывайте принимать меры против его попыток угадать и помогайте выполнить задание, если это необходимо.
5. Когда он найдет нужную карточку с вашей помощью или сам, скажите: "Молодец! Ты нашел [слово]. Что оно говорит?" Подскажите, если надо, и подтвердите правильность его ответа: "Правильно нашел [слово]!"
6. Перемешайте карточки и повторите описанные действия. Когда ребенок научится всякий раз находить и произносить первое слово, вам нужно будет перестать называть слова, когда вы выкладываете карточки. (Чтобы облегчить ему этот переход, можно сначала просто менее выразительно произносить слова, с каждым разом понемногу, а не все сразу, убирая подсказки.) Выкладывайте перед ребенком карточки слева направо и просите его: "Найди [слово]!", а затем побуждайте произнести его.
7. После того как он научится находить и называть первое слово всякий раз, когда вы его об этом просите, начните точно так же учить его читать второе слово, потом третье, пользуясь при этом теми же тремя карточками. Затем попрактикуйтесь с ними: меняйте их порядок на столе и вопросы задавайте вперемешку. Помните, может потребоваться несколько уроков, прежде чем ребенок научится узнавать три первых слова. Наберитесь терпения и старайтесь, чтобы процесс обучения, также как и процесс усвоения материала, проходил без ошибок. Повторяйте задание до тех пор, пока ребенок не продемонстрирует умения свободно узнавать слова без вашей помощи.

А сейчас мы коротко изложим основные элементы процедуры обучения ребенка умению читать новое слово. Выберите несколько карточек со словами, из которых одно слово ваш ребенок не знает, а остальные знает.

1. Начните с того, что несколько раз вы будете называть карточки по мере их выкладывания. Работайте над одним словом до тех пор, пока ребенок не научится находить его всякий раз, когда бы вы не попросили его об этом.
2. Затем проведите следующую серию проб, в которой вы не будете называть слова перед тем, как просить найти их. Практикуйтесь до тех пор, пока ребенок не научится правильно выполнять задание без вашей помощи.
3. Наконец, еще одна серия учебных проб. Теперь вы будете иногда просить ребенка найти либо новое слово, либо одно из старых. Работайте над этим до тех пор, пока он не научится четко выполнять и это задание.

Помните: Необходимо добавлять к нескольким уже знакомым словам только одно новое и работать с этим набором до тех пор, пока новое слово не будет усвоено.

Следите за тем, чтобы каждый раз по окончании очередной попытки карты перемешивались и чтобы ребенок, найдя нужное слово, повторял его вслух. После того как некоторое количество новых слов будет выучено, сложите ставшие "старыми" карточки, которыми вы уже не будете пользоваться, в отдельную стопку. Время от времени перемешивайте ее и, вводя новые слова, иногда пользуйтесь старыми. Это не позволит ребенку забыть старые слова, пока он учит новые.

Процедура II. Произносит слова

После того как пройдена базовая процедура обучения (Процедура I) и ваш ребенок научился распознавать слова, ему нужно научиться самостоятельно произносить их. Это умение близко тому, которым он уже овладел, но оно немного сложнее. Основные шаги будут такими же, за исключением одного важного момента. Выложите на стол карты, укажите на новое слово и спросите: "Что это?" Задача ребенка - сказать это слово, то есть громко произнести его вслух, при этом вы сами не должны его произносить. Вводить новые слова нужно по одному и поэтапно, с помощью шагов, указанных в описании Процедуры I.

Здесь тоже нельзя разрешать ребенку угадывать. Лучше пусть он не спеша обдумает ответ и скажет: "Я не знаю", чем будет угадывать. Побуждайте его обращается к вам за помощью, если нужно. Здесь полезно прибегнуть к стратегии, которая предполагает, что вы будете приучать ребенка несколько секунд выжидать, прежде чем ответить (причем в любом случае: знает он правильный ответ или нет). Например, укажите на новое слово в ряду карточек и спросите: "Что это?" После этого подождите ответа три-четыре секунды. Это должно воспрепятствовать попыткам быстро угадать, и ребенок после небольшого промедления сможет либо дать правильный ответ, либо сказать: "Я не знаю".

Исключение

Если ваш ребенок не может произнести или достаточно понятно выразить жестом нужное слово, можно указать ему на это слово и предложить подобрать к нему такую же карточку из другого набора. Таким образом он сможет дать вам понять, что знает это слово.

Процедура III. Произносит все слова, написанные на карточках

Когда ребенок научится свободно называть слова, написанные на трех-пяти карточках, можно помочь ему закрепить эти навыки, организовав занятия с целой стопкой карточек. Сложите карточки со словами в стопку и начните показывать ему карточки по одной. Скажите: "Прочитай слово!" Когда он прочитает слово, написанное на верхней карточке, положите эту карточку в самый низ и покажите следующую. Показывать карточки следует с такой скоростью, с какой ребенок читает написанные на них слова. Карточки, которые он пропустит, складывайте для последующего повторения в отдельную стопку. Помните, что он должен читать каждое слово целиком, не пытаясь его прочитать по слогам или буквам.

Если раньше вы вознаграждали ребенка за каждый правильный ответ, то теперь перейдите к другой системе: начните вознаграждать его, после того как он прочтет правильно несколько слов подряд. Постепенно увеличивайте количество слов, которые он должен прочитать правильно, чтобы получить награду. Можно также увеличивать время занятия. Работайте по этой системе, пока ваш ребенок не изучит окончательно новые слова. Не исправляйте ошибки в процессе проработки серии слов, потом медленно и тщательно проработайте стопку, в которую вы сложили неправильно прочитанные карточки. При этом вознаграждать ребенка следует за каждый правильный ответ. Если вам покажется, что некоторые слова он забыл, вернитесь к Про-1 цедурам I и II и позанимайтесь этими словами снова. Затем положите соответствующие карточки в стопку вместе с другими.

Замечание

В принципе, вы можете воспользоваться этой программой для обучения ребенка большему количеству слов, которые пишутся на знаках, а затем поддерживать его умение с помощью периодически повторяющихся занятий со стопкой карточек. Если он усвоит таким образом более 100 слов и выкажет явное желание учиться дальше, вам стоит поискать формальное руководство, с помощью которого он будет учиться читать связный текст.

Процедура IV. Читает слова на знаках и указателях в реальных условиях

Когда ваш ребенок научится правильно называть какое-то слово на занятиях со стопками карточек, начните обращать его внимание на это слово, встречающееся в реальной жизни. Когда вы едете в машине или прогуливаетесь пешком, показывайте ребенку знаки или указатели и просите его определять, что за слова на них написаны. Поначалу это может показаться ему трудным, поскольку те же слова в реальной обстановке выглядят иначе, чем на карточках.

Выбор правильного слова, однако, облегчается подсказками, так как цвет, форма или местоположение знака уменьшают количество возможных вариантов. Например, шестиугольный знак на углу может означать "СТОП", знак на столбе светофора может быть либо "ИДИТЕ", либо "СТОЙТЕ", а на двери туалета будет написано либо М, либо Ж (или эквиваленты этих понятий).

Есть еще один вид занятий, на которых вы можете практиковаться в распознавании знаков. Сделайте блокнот, в который будете заносить знаки, встречающиеся в вашей местности. Туда можно поместить фотографии или картинки из журналов, представляющие разные знаки и указатели. Так же как и на занятиях в условиях реальной местности, показывайте ребенку каждое слово в блокноте только после того, как он усвоит его на занятиях со стопкой карточек.

Умение пользоваться телефоном

Цель представленной здесь программы - научить ребенка обращаться с обычным телефоном и телефоном-автоматом в различных ситуациях: отвечать на звонок, принимать сообщение, звонить домой и т.д. Некоторые части программы (Процедуры I и IV) предполагают, что обучение будет проводиться в ходе обычной повседневной деятельности, когда действительно необходимо воспользоваться телефоном. Другими частями программы (Процедуры II и III), по-видимому, легче заниматься на специально спланированных уроках.

Подготовительные навыки

Прежде чем приступить к данной программе, ребенку следует усвоить следующие навыки:

1. Он должен уметь распознавать цифры от ноля до девяти.
2. Он должен уметь говорить, по крайней мере, короткими фразами, так, чтобы другие были в состоянии без особого труда понять его.
3. Он должен понимать простую разговорную речь, состоящую из коротких недвусмысленных фраз.
4. У него должны быть настолько развиты навыки моторики и координация движений, чтобы он мог держать трубку в руке и набирать номер (либо он должен иметь приспособление, с помощью которого все это можно делать).

Оценка

Заполните представленную на странице 217-218 форму "Оценка навыков, необходимых для пользования телефоном". Каждый раздел этой формы соответствует одному разделу программы обучения. Таким образом результаты оценки укажут вам, какие части программы вам необходимо отработать. Программа построена так, что занятия должны проводиться последовательно - от части I к части IV. Однако в данном случае последовательность несколько менее важна, чем в других программах, и вы сможете, при желании, работать над несколькими навыками одновременно. Разумеется, если такой подход смутит ребенка или окажется для него слишком трудным, вернитесь к обычной пошаговой системе. Что касается последовательности шагов при освоении подготовительных навыков, то ими нужно с самого начала заниматься в том порядке, в каком они указаны.

Учите ребенка не ошибаться

Эта программа, как и другие программы обучения навыкам, связанным с использованием информации, содержит меры по предотвращению ошибок. Другими словами, если вы будете заниматься с ребенком правильно, то ошибаться он будет редко. Приступая к каждому новому шагу, вы будете говорить ему, что нужно делать, показывать, как это делается, и, при необходимости, подсказывать. Понемногу, по мере усвоения ребенком нового шага, переставайте помогать ему. Не позволяйте ему угадывать, побуждайте обращаться к вам за помощью в трудных случаях, вместо того, чтобы отвечать наугад. Вознаграждайте ребенка за правильные действия вне зависимости от того, помогали вы ему или нет.

Процедура I. Отвечает на телефонные звонки

Заниматься по этой части программы, вероятно, можно в течение дня в те моменты, когда для этого появляется реальная возможность. По мере освоения каждого из представленных навыков уменьшайте свою помощь.

А. Держит трубку. Обратите внимание ребенка на провод. Покажите ему, что он выходит из того конца трубки, который мы подносим ко рту. Затем помогите ему поднять трубку с рычага и поднести ее к уху. Практикуйтесь в любое удобное для вас время (для этого необязательно дожидаться звонка).

Б. Распознает звук телефонного звонка. Вашему ребенку необходимо научиться распознавать телефонный звонок, т.е. выделять этот звук из других звуков, раздающихся в доме, таких, как звонок в дверь и звонок будильника. Когда телефон звонит, привлекайте его внимание к этому звуку. Помогите узнавать такой звонок и походить к телефону. Помимо этого, учите отличать другие звуки, похожие на звонок телефона.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАВЫКОВ, НЕОХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНА

 
Нет
 
Да
с посторонней помощью
Да
самостоятельно
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ      
 1. Распознает цифры "0" - "9"      
 2. Разговаривает короткими понятными фразами      
 3. Понимает простой разговор      
 4. Владеет двигательными навыками, позволяющими держать трубку и набирать номер      
НАВЫКИ ОБРАЩЕНИЯ С ТЕЛЕФОНОМ      
 I. Отвечает на телефонные звонки      
  А. Правильно держит трубку      
  Б. Распознает звук телефонного звонка      
  В. Отвечает и говорит: "Алло"      
  Г. По окончании разговора правильно кладет трубку      
  Д. Записывает или обозначает символами простые сообщения      
 II. Звонит по телефону      
  А. Набирает отдельные цифры номера, когда вы показываете и объясняете      
  Б. Набирает 7-значный телефонный номер, который вы записываете для него      
  В. Знает, что делать, слыша сигналы:      
   1. непрерывный      
   2. телефон "молчит"      
   3. длинные гудки      
   4. сигналы "занято"      
   5. ответ оператора или записывающего устройства      
 III. Звонит по телефону, пользуясь стандартным аппаратом      
  А. Знает свой номер наизусть      
  Б. Имеет записную книжку для записи телефонных номеров или пользуется другими средствами для их запоминания      
  В. Знает, как набрать "ноль" и что сказать, если оказался в чрезвычайной ситуации      
 IV. Звонит из автомата      
  А. Правильно пользуется телефоном-автоматом      

В. Отвечает на телефонный звонок. Если ваш ребенок умеет подходить к звонящему телефону и брать трубку, он должен сказать: "Алло", или что-нибудь другое. Поначалу, для того чтобы он сказал: "Алло" в телефонную трубку, вам, наверное, придется как следует поработать с ним.

Если звонят не ему, он должен научиться говорить: "Одну минутку, сейчас я позову [имя]", класть трубку рядом с телефоном (не на рычаг!) и приводить вас или любого другого члена семьи, которого спрашивают. Для того чтобы помочь ребенку выработать этот навык, можно попросить кого-то из друзей или знакомых звонить вам и просить к телефону конкретных членов семьи. Начните со звонков к тем, кто находится в непосредственной близости от телефона, кто буквально виден с того места, где он стоит. Затем можно организовать занятия так, чтобы ребенок звал к телефону члена семьи, находящегося поблизости, но вне приделов видимости, и ,наконец, он должен будет идти за тем, кого просят к телефону, в другой конец дома.

А что если звонящий попросит к телефону того, кого в данный момент нет дома? Возможно, вам стоит научить ребенка звать к телефону кого-нибудь, кто находится дома, если он знает, что этот человек ушел. Если же в это время ребенок окажется дома один, он должен, как минимум, вернуться к телефону и сказать звонящему: "Боба сейчас нет". Отрабатывайте эти навыки не заранее организованных звонках.

Г. Вешает трубку. Ребенку важно уметь по окончании телефонного разговора класть трубку точно на рычаг, чтобы телефон продолжал нормально работать и желающие могли к вам дозвониться. Слова "До свидания" должны служить ребенку сигналом того, что он может повесить трубку.

Д. Принимает сообщение. Желательно, чтобы ребенок научился принимать сообщения для тех, кого во время звонка нет дома. Если он умеет писать, то прекрасно, он сможет записывать сообщения. Нужно будет только приготовить ему блокнот и карандаш, достаточно большие для того, чтобы ему было удобно пользоваться ими, или доску и мел, до которых легко дотянуться, разговаривая по телефону. Тем, кто часто звонит вам, следует представлять себе, какой длины сообщение способен принять ваш ребенок. Пусть они просят его повторить сообщение, которое он записал.

Начать работать над приемом такого рода сообщений можно и не используя телефон. Когда ребенок научится с этим справляться, можно начать практиковаться с реальными, но заранее спланированными телефонными звонками. Сообщения, которые мы слышим по телефону, гораздо труднее понять, чем те, которые передаются в живой беседе один на один. Убедитесь, что ребенок научился держать трубку и одновременно записывать (или класть трубку рядом, записывать и потом опять брать и подносить ее к уху).

Когда ребенок скажет вам, кто звонил, пока вас не было дома, вы можете перезвонить этому человеку. Однако это не всегда необходимо. Часто возникают ситуации, когда звонящего следует попросить передать простое короткое сообщение (например, "Я приду домой поздно") и прорепетировать с ребенком, чтобы он сумел без труда повторить его. Скажите своим знакомым, чтобы, позвонив, они передали ему сообщение и сразу попросили повторить его ("Что ты скажешь маме?"). Им следует помогать ребенку вспоминать слова, которые он забыл, и в конце хвалить за старание. Для тренировки и проверки точности, с которой он записывает сообщения, можно договориться с друзьями или родственниками, чтобы они звонили и оставляли заранее составленные сообщения. Не забудьте научить ребенка вешать трубку, когда после двух или трех его "Алло" на них никто не отвечает (это позволит избежать глупых шуток).

Теперь ваш ребенок усвоил все навыки, необходимые для того, чтобы отвечать на телефонные звонки. Для поддержания этих навыков почаще практикуйтесь. Один из способов, который мы можем предложить, заключается в том, чтобы сделать ребенка "ответственным за телефон" в семье. Это значит, что когда он дома и раздается звонок, подходить к телефону - его обязанность. Такие дежурства позволят ему вдоволь попрактиковаться и закрепить все навыки, которым посвящен данный параграф. Если ваш ребенок получает карманные деньги, вы можете поставить дело так, чтобы часть этих денег он зарабатывал своими дежурствами. Если описанный способ почему-либо вас не устраивает, вы можете договориться с друзьями и родственниками, чтобы они продолжали звонить ребенку, давая ему возможность практиковаться.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK