Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ || Приложение||  А |   Б  |   В  |   Г  |   Д  |

Приложение А

Подготовительные навыки

Данное приложение содержит программы обучения подготовительным навыкам. Самые важные из них относятся к умению концентрировать внимание. Первый раздел приложения расширяет и конкретизирует представленные в главе 8 рекомендации по формированию умения концентрировать внимание. Затем мы рассматриваем более сложные подготовительные навыки, тоже связанные с умением концентрировать внимание. Это - умение узнавать предметы по их названиям, умение выполнять указания, умение подражать действиям. Ребенок, который знает, что такое мяч и корзинка (узнает предметы), может стать "вот на эту линию" (выполняет указания) и бросить мяч "вот так" (подражает простому действию), уже готов учиться играть и осваивать другие навыки.

Во втором и третьем разделах содержаться советы по развитию навыков, соответственно, общей и тонкой моторики, так как именно в них естественным образом строятся навыки самообслуживания и игры. Но приводимые примеры - только иллюстрации; педагог или специалист может помочь сформировать у ребенка множество других умений.

Не нервничайте. Наберитесь терпения и занимайтесь с ребенком по этим программам. Уроки должны быть короткими - около 5 минут. Конечно, обучение подготовительным навыкам - трудное дело, но если ваш ребенок освоит их, то перед ним откроется возможность учиться самым разным вещам.

Умение концентировать внимание

Смотрит, когда его зовут

Оборудование сцены. Посадите ребенка на стул прямо перед собой, на таком расстоянии, чтобы ваши и его колени почти касались друг друга. Если вам кажется, что он не усидит на одном месте, вы можете поставить стул в угол.

Восторженно хвалите его за каждую успешную попытку. Произносите простые и приятные ребенку фразы (например: "Молодец! Ты сидишь!").

Прорабатывайте каждый шаг до тех пор, пока ребенок не повторит успешно 4-5 раз подряд. Помните, что здесь нельзя спешить.

Программа. Держа то, что вы выбрали в качестве вознаграждения, у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу сторону, и скажите: "Денни, посмотри на меня!" Похвалите его и дайте ему награду. "Отлично! Денни смотрит на маму!" Держа награду у своего лица, скажите: "Денни, посмотри на меня!" На этот раз направляйте его голову с меньшим усилием. Похвалите его и дайте награду. Держа награду у своего лица, скажите: "Денни, посмотри на меня!" Удержите внимание ребенка на несколько секунд и только потом вознаградите его. Скажите: "Денни, посмотри на меня!" Награду держите наготове, но так, чтобы он ее не видел. Похвалите его и дайте ему награду.

Приходит, когда его зовут

Для того, чтобы вы смогли приступить к этой программе, малыш уже должен уметь самостоятельно ходить.

Оборудование сцены. Поставьте ребенка в угол, к себе лицом. Станьте в однм-двух шагах от него. Каждый раз, когда он пойдет к вам, радостно хвалите его и вручайте награду. Прорабатывайте каждый последующий шаг до тех пор, пока малыш не повторит его успешно 4-5 раз подряд.

Программа. Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно скажите: "Ник, иди сюда!" Легко конитесь его плеча и скажите: "Ник, иди сюда!" Протяните к нему руки, говоря: "Ник, иди сюда!" Скажите: "Ник, иди сюда!"

Теперь, когда в ответ на ваш зов малыш проходит расстояние в два шага, отойдите от него подальше - сначала на метр, потом на полтора, потом на три, а потом и до самой двери (три с половиной - пять метров).

Каждый раз, когда вы отходите от ребенка на большее чем раньше расстояние, зовите его и сначала протягивайте к нему руки, а затем, после того как он успешно пройдет это расстояние пять раз, начинайте звать, не протягивая рук.

Прогресс в освоении этого навыка может быть как очень медленным, так и довольно быстрым. Это будет зависеть от того, сколько времени потребуется вашему малышу, чтобы понять, что он получит вознаграждение только в том случае, если придет на ваш зов.

Не расстраивайтесь, если сначала все будет идти хорошо, а потом неожиданно вы "наскочите на мель". Это может означать, что вы взяли слишком большой темп либо что вам пора заменить вознаграждение. Вернитесь назад к шагу, который ваш малыш уже хорошо освоил, чтобы он почувствовал, что может успешно справиться с заданием. Затем перейдите к следующему шагу и с этого момента освоению каждого последующего шага уделяйте немного больше времени. Разнообразьте вознаграждения, чтобы ребенок всегда получал то, что ему хочется. Очень важно, чтобы каждый урок заканчивался для него успехом.

Узнает предметы по их названиям

Умение узнавать предметы - одежду, части тела, игрушки - поможет вашему малышу легче научиться выполнять указания. В приводимых здесь примерах мы главное внимание уделяем умению узнавать игрушки и части тела по их названиям, однако вы можете использовать этот же подход и по отношению к другим вещам, например предметам одежды и домашнего обихода.

Названия игрушек.

Материалы. Начните с простых игрушек, с которыми ваш ребенок уже скоро будет играть, например с мяча, куклы, книжки, плюшевого мишки, кубика, пирамидки.

Оборудование сцены. Сядьте за стол напротив ребенка. На столе не должно быть ничего, кроме игрушки, которую ребенок должен научиться узнавать. Если ваш малыш, в принципе, не склонен отвлекаться, можно сесть с ним на пол друг против друга. Начните с одной игрушки. Для нашего примера возьмем плюшевого мишку.

Программа. Поднимите плюшевого мишку так, чтобы ребенок мог видеть его. Затем отчетливо произнесите: "Мишка. Посмотри на мишку!" Потом положите мишку на стол и попросите: "Дай мне мишку!" Если малыш не реагирует, возьмите его руки, обхватите ими мишку, помогите поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой и кусочком его любимого лакомства.

Примечание: Если ребенок не реагирует, пусть кто-нибудь другой поднимет мишку и даст вам в руки. Повторите это несколько раз. Проследите, чтобы ваш малыш наблюдал за этими действиями и видел, что вы наградили этого человека за успешное выполнение вашего указания.

Вы ясно показали ему, что означает фраза: "Дай мне мишку". Вы облегчили ему задачу, так как:

  • выбрали простой предмет;
  • положили на стол только этот предмет;
  • ясно сказали ребенку, что нужно сделать;
  • показали ему, что нужно сделать;
  • направили его руки своими руками;
  • вознаградили его усилия.

    Следующие шаги. После того как малыш научится давать вам мишку с вашей помощью, начните помогать меньше, чтобы он в конце концов научился давать вам мишку сам. Затем таким же образом научите его названи другой игрушки. Пусть следующая игрушка значительно отличается от первой и название ее звучит совершенно иначе. Если первой игрушкой был плюшевый мишка, то второй может стать волчок или пирамидка.

    После того как малыш научится давать вам вторую игрушку самостоятельно, положите на стол перед ним обе игрушки и попросите дать вам одну из них. Сначала это может оказаться для него трудным. Поэтому будьте готовы упростить задание, и если увидите, что малыш растерялся, вернитесь к одной игрушке.

    Меняйте последовательность, в которой вы представляете ему игрушки, в случае необходимости помогайте и не забывайте о вознаграждении.

    Где твой носик?

    Оборудование сцены. В тихой комнате или в другом спокойном месте сядьте напротив ребенка на пол или устройтесь с ним на стульях так, чтобы оказаться примерно на одном уровне.

    Программа. Скажите ребенку: "Клинтон, покажи, где твой носик?" Продемонстрируйте, как это делается, дотронувшись своим пальцем до его носа. Скажите снова: "Клинтон, покажи, где твой носик?" - и, взяв его кисть в свои руки, направьте ее так, чтобы он дотронулся до своего носа. Вознаградите его, похвалив и дав кусочек любимого лакомства. Повторите эти шаги три или четыре раза, но так, чтобы не утомить его.

    Следующие шаги. Скажите: "Клинтон, покажи, где твой носик?" - и продемонстрируйте, как это делается, дотронувшись до его носа. Положите свою руку на кисть малыша и поднимите ее к носу, но свою руку уберите как раз перед тем, как он коснется пальцем носа. Вознаградите его похвалой и кусочком любимого лакомства. Повторяйте это до тех пор, пока он не выполнит это действие успешно 3-4 раза подряд.

    Дальнейшие шаги. Скажите: "Клинтон, покажи, где твой носик?" При этом только покажите пальцем на его нос. На этот раз лишь чуть-чуть поддержите своей рукой предплечье ребенка, напрвляя его руку к носу. Вознаградите его после того, как он сам коснется пальцем носа.

    Повторяйте это до тех пор, пока он не сможет коснуться пальцем носа 3-4 раза подряд.

    Финальные шаги. Скажите: "Клинтон, покажи, где твой носик?" - и покажите пальцем на его нос. Совсем не помогайте ему. Вознаградите его, как только он правильно отреагирует. Повторяйте это до тех пор, пока он не сможет коснуться пальцем носа 3-4 раза подряд.

    И, наконец, перестаньте указывать пальцем на нос малыша; он должен дотронуться до своего носа лишь с помощью словесной подсказки.

    Продолжайте учить ребенка показывать различные части тела (по одной).

    Примечание: Если вы движетесь к финальным шагам, но ребенок все еще не может без вашей помощи показать пальцем, где его нос, вам следует подольше поработать над предыдущим шагом. Убедитесь, что ваш малыш достаточно потренировался и уже почти не нуждается в вашей помощи.

    Незапланированные занятия

    Вы можете продолжать отработку указанных навыков всякий раз, когда для этого представляется возможность. Но и здесь старайтесь, чтобы ваши указания и подсказки были простыми, а реакция на действия ребенка - ясной и конкретной. Например, когда папа замечает, что Дэн смотрит на рожок с мороженым, он говороит: "Хорошо! Дэн смотрит на мороженое!" Ник и его сестра перед ужином подходят к столу, и мама говорит: "Замечательно! Ник подошел к столу!" Брат Клинтона берет бумажный носовой платок и говорит ему: "Давай вытрем твой нос". Обратите внимание, что во взаимодействиях такого рода вы поощряете понимание и применение ребенком языковых средств.

    Выполняет простые указания

    Вам обоим будет легче, если ребенок научится выполнять разнообразные простые указания, типа: "Посмотри на самолетик", "Положи свитер в ящик", "Принеси папе куклу" и т.п.

    По мере того как ребенок учится узнавать названия различных игрушек, предметов одежды и других вещей, его готовность к выполнению соответствующих указаний возрастает.

    Вы можете научить своего ребенка понимать несколько команд и различать их. Большинство указаний, которые ваш малыш должен научиться выполнять, требуют простых действий: положи, дай, возьми, сядь, встань, подними, посмотри, брось.

    Процесс обучения ребенка умению выполнять указания строится в соответствии с подходом, который вам уже, наверное, знаком. Перечислим несколько главных его моментов. Выберите для работы одно простое указание. Используйте предметы, названия которых ребенок уже знает (мишка, кубик, рубашка и т.п.). Сначала физически помогайте ему выполнить указание. Постепенно отказывайтесь от физической помощи и все больше заменяйте ее жестами, демострирующими необходимое действие. Тогда ребенок будет видеть и слышать, чего вы от него ждете. Подкрепление словесной информации зрительной поможет ему понять указание.

    После того как ваш малыш научится понимать и выполнять простые указания, он сможет начать учиться различать их. Сначала покажите ему, в чем состоит различие между двумя конкретными указаниями. Когда он научится различать их, добавьте еще одно указание и т.д. Каждый раз добавляйте к уже усвоенным указаниям не более одного нового.

    После того как ребенок научится различать несколько указаний, составьте из них краткий список и побудите его выполнить их в определенной последовательности. Например:

  • "Посмотри на мяч".
  • "Дай мне мяч".
  • "Брось мне мяч".
  • "Дотронься до мяча".
  • "Дай мяч папе".

    Возможно, вы обнаружите, что вашему малышу нравится выполнять это упражнение с разными предметами. Тогда в завершение урока можно перемешать как предметы, так и указания. Например:

  • "Посмотри на книжку".
  • "Дай мне рубашку".
  • "Брось мне мяч".

    Подражает действиям

    Когда ваш ребенок научится подражать, ему будет легче учится новым играм, наблюдая за тем, как действуют другие люди.

    Хлопает в ладоши

    Оборудование сцены. Вы и ваш ребенок должны сесть лицом друг к другу на полу или на стульях примерно на одном уровне.

    Программа. Скажите: "Грэг, хлопни в ладоши" - и хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки и хлопните ладошкой о ладошку. Скажите: "Хорошо похлопал!" - и дайте ему кусочек его любимого лакомства (он еще ничего не сделал, только позволил вам похлопать его ладошками, но он видит, что за это вы угостили его).

    Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не увидите, что ребенок понял идею, то есть сам начинает двигать руками, стремясь похлопать в ладоши. Тогда переходите к следующим шагам.

    Следующие шаги. Скажите: "Грэг, хлопни в ладоши". Похлопайте в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Помогайте меньше - лишь прикоснитесь к его рукам, чтобы направить их, и напомните ему, что надо "хлопнуть в ладоши". Похвалите малыша ("Молодец!") и дайте ему награду.

    На этот раз задание оказалось потруднее. Чтобы получить лакомство, Грэгу придется проявить больше самостоятельности. Через некоторое время перестаньте помогать совсем. После того как ребенок сумеет в подражание вам похлопать в ладоши 3-4 раза подряд, научите его таким же образом имитировать другие действия. Вот список простых действий, которым можно научить ребенка подражать:

  • встает;
  • прыгает;
  • дотрагивается до головы;
  • хлопает в ладоши (один раз);
  • хлопает ладошкой по столу (один раз);
  • хлопает ладошками над головой;
  • кладет обе руки на стол;
  • Дотрагивается до игрушек.

    Что еще можно попробовать сделать

    После того как ваш ребенок научится узнавать предметы и части тела, выполнять указания и подражать нескольким простым действиям, его можно будет познакомить с игрой на подражание, которая похожп на игру "Саймон говорит", но только легче. Назовем эту игру "Папа говорит", "Мама говорит" или "Сестра говорит" (в общем, кто угодно). Со временем ваш малыш сможет даже стать ведущим в этой игре.

    Практикуйтесь, просто проходя по списку все действия, которые ваш ребенок умеет имитировать. Постарайтесь, чтобы ему было интересно, - пускайте в ход награды, почаще смейтесь и не скупитесь на похвалы.

    Папа говорит: "Хлопни в ладоши!"
    Папа говорит: "Дотронься до головы!"
    Папа говорит: "Подпрыгни!"
    Папа говорит: "Сядь!"

    И так далее.

    Базовые навыки общей моторики

    Садится

    После того как ваш ребенок будет физически способен сидеть на стуле и стоять с поддержкой, вы, естественно, захотите научить его сидеть на стуле самостоятельно и реагировать на вашу просьбу сесть.

    Материалы. Используйте стул таких габаритов, чтобы в сидячем положении ребенок мог поставить ноги на пол. Поставьте стул достаточно близко к столу, чтобы малыш мог на него опереться. Это может быть низкий журнальный столик, прочный ящик, табуретка или что-нибудь еще. Главное, чтобы его поверхность находилась на уровне, удобном для опоры.

    Программа. Работайте по этой программе в те периоды, когда ваш ребенок обычно сидит (например, во время приема пищи, во время игры).

    Подведите ребенка к стулу и усадите так, чтобы его ноги сзади (как раз за коленками) прикасались к краю стула.

    Станьте позади стула и положите левую руку ребенка на поверхность стола. Положите свою руку на спинку стула, чтобы тот стоял прочно и неподвижно. Другую руку положите на плечо ребенка.

    Скажите: "Йоко, сядь!" - и мягко нажмите сверху на ее плечо, чтобы помочь сесть.
    Горячо похвалите ее ("Умница, Йоко, ты садишься!") и немедленно вознаградите.
    Постепенно ослабляйте физическую помощь. Сначала лишь легонько нажимайте сверху на плечо ребенка, затем только касайтесь его и говорите: "Йоко, сядь!". Через некоторое время, когда вы будете подводить ее к стулу, она будет садиться сама.

    Встает со стула

    Когда ваш малыш физически будет способен вставать со стула самостоятельно, вам захочется научить его должным образом реагировать на вашу просьбу встать и вставать со стула без вашей помощи.

    Материалы. Используйте стул, сидя на котором, ребенок достает ногами до пола.

    Программа. Стоя за спинкой стула, одной рукой поддержите снизу предплечье ребенка, а другой рукой - его спину, и помогайте ему встать. Как только он встанет на ноги, похвалите его ("Молодец! Ты встаешь!") и вознаградите.

    Проделывайте это до тех пор, пока малыш не поймет вас и не начнет поддерживать собственный вес, после того как вы помогли ему привстать со стула.

    Постепенно начинайте все меньше и меньше помогать ребенку, чтобы он научился самостоятельно вставать на ноги в ответ на ваше указание: "Билл, встань!"

    Поставьте стул так, чтобы его спинка упиралась в стену и он не двигался с места.

    Затем станьте прямо перед ребенком, когда тот сидит на стуле. Протяните к нему руки и сделайте ими движение вверх, но не поднимайте ребенка. Скажите: "Билл, встань!" Как только он встанет, похвалите и вознаградите его.

    Через некоторое время вам уже не нужно будет показывать ему жестом, что нужно встать; ребенок будет реагировать уже просто на просьбу: "Билл, встань". Так он усвоит еще один новый навык, который позволит ему стать более самостоятельным.

    Ходит

    После того как ваш ребенок научится стоять без поддержки и ходить, держась за вашу руку, начните учить его ходить самостоятельно.

    Материалы. Любимый предмет ребенка или лакомство. (Можно, впрочем, и просто обнять его.)

    Программа. Поставьте ребенка в угол к себе лицом. Сами станьте в одном шаге от него, держа в руке его любимую игрушку или лакомство. Сделайте движение, как бы приглашающее его подойти к вам, затем дайте ему игрушку или лакомство и восторженно похвалите за попытку подойти к вам.

    После этого поставьте ребенка спиной к папе или к старшему брату. Сами станьте на коление примерно в шаге от ребенка. Снова сделайте движение, приглашающее подойти к вам, вознаградите его игрушкой или лакомством и похвалите.

    Постепенно отодвигайтесь от ребенка все дальше, побуждая его пройти до вас еще несколько шагов самостоятельно.

    Поднимается и спускается по ступенькам

    Чтобы начать осваивать эти навыки, ребенок должен уже уметь стоять и ходить без посторонней помощи.

    Материалы. Нижняя ступенька лестницы или, еще лучше, порожек.

    Программа. Начните с умения подниматься на одну ступеньку. Поддерживайте ребенка и позволяйте опираться на вас, чтобы он чувствовал себя в безопасности, когда вы ставите на ступеньку сначала одну его ногу, потом - другую.

    Помогайте ему сохранять равновесие, чтобы он твердо стоял на ступеньке.
    Повторяйте это на каждом занятии до тех пор, пока ребенок не научится сохранять равновесие без вашей помощи.

    Со временем старайтесь все меньше поддерживать его ногу, когда помогаете поставить ее на ступеньку. Малышу придется поднимать свою ногу все более самостоятельно. Когда он научится поднимать и ставить ногу на ступеньку без вашей помощи, это будет означать, что настало время перейти к настоящей лестнице.

    Лестница. Начните с нижней ступеньки лестницы. Пусть ребенок держится за перила. Вы встанете позади него, помогая ему удерживать равновесие.

    Сначала, для того чтобы заработать вашу похвалу, ему нужно будет забраться только на одну ступеньку.

    Постепенно увеличивайте количество ступенек, которые ребенок должен пройти, чтобы получить награду. В процессе работы постепенно ослабляйте свою помощь, пока он, наконец, не научится подниматься по ступенькам без нее, держась за перила или за стену. Помните, что сначала дети учаться ставить на ступеньку одну ногу, потом вторую, и только после этого поднимаються на следующую ступеньку. Нужно время, чтобы ребенок научился подниматься по лестнице, ставя на каждую ступеньку поочередно только одну ногу.

    Спускается вниз по лестнице. Научиться спукаться по ступенькам труднее, чем подниматься, поэтому, спускаясь, ваш малыш будет чувствовать себя менее уверенно. Здесь потребуется более развитое умение сохранять равновесие и большая осторожность.

    Когда ваш малыш научится без посторонней помощи подниматься вверх по настоящей лестнице на 1-2 ступеньки, можно начать учить его спускаться вниз. Начинать нужно с нижней ступеньки. Помогайте столько, сколько требуется. Постепенно следует отказываться от своей помощи.

    Помните, что вашему ребенку может потребоваться довольно много времени, для того чтобы овладеть этим умением. Конечно, вам хочется побыстрее научить ребенка, но все-таки надо набраться терпения. Ваше терпение и готовность продвигаться вперед маленькими шагами - залог его будущих успехов!

    Основные навыки тонкой моторики и соответствующие занятия

    Толкает, тянет, держит и поворачивает

    Есть множество базовых навыков тонкой моторики, которые ребенок будет учиться применять в самообслуживании и игровой деятельности. Для формирования этих навыков можно использовать игрушки. Например, игрушки на колесиках - грузовики, автомобили, самолеты - идеально подходят для того, чтобы продемонстрировать ребенку, что значит толкать. Нужно просто показать ему, как толкнуть машинку, чтобы она поехала по полу.

    В магазинах продается много игрушек, с помощью которых можно учить ребенка тянуть (и все они лучше подходят для этой цели, чем хвост вашей кошки или собаки). Обычно такие игрушки делаются из пластмассы или дерева, и их можно тянуть по полу на веревочке. Это могут быть либо животные, которые на ходу подпрыгивают, пританцовывают или покачиваются, либо машинки, которые можно катить по полу. Вы можете сделать такую игрушку сами - нужно только привязать веревочку к любой игрушке на колесиках.

    Есть еще один веселый и интересный способ научить ребенка тянуть. Обвяжите бечевкой его любимую набивную игрушку, сядьте с ним за стол и опустите игрушку на бечевке вниз, за противоположный край стола. Затем потяните за бечевку, чтобы игрушка неожиданно появилась. Сядьте так, чтобы малыш мог рукой дотянуться до бечевки, и посмотрите, потянет ли он за бечевку. Если нет, то немного помогите ему.

    Умение держать предмет относится к тем базовым навыкам тонкой моторики, которые ребенку необходимо усвоить. Сначала покажите и помогите малышу физически сделать это, выбрав для занятий его любимую игрушку, которую к тому же легко удержать в руке. Некоторые дети могут и не проявить к игрушке такого интереса, чтобы действительно подержать ее в руке. Поэтому не упустите момент, когда ребенок только прикоснется к игрушке и схватит ее, и сразу вознаградите его.

    Умение поворачивать или крутить - еще одно базовое умение, относящееся к области тонкой моторики. Вы можете учить этому ребенка, используя игрушки и различные предметы домашнего обихода. В магазинах продаются игрушки, требующие вращательного движения. К ним относятся, например, "Джек из коробочки" и развивающий центр. Покажите ребенку, как поворачивать ручку, чтобы Джек выскочил из коробочки. Сначала покрутите ручку сами, но лишь до того момента, пока не покажется клоун. Затем помогите малышу повернуть ручку еще немного, чтобы клоун выскочил. Скоро, когда вы уже совсем перестанете помогать ему, он станет крутить ручку сам - снова и снова! Развивающий центр можно положить горизонтально на стол или на пол или прислонить к стене. Почти у всех развивающих центров есть несколько ручек разных форм, которые можно крутить (а также тянуть или толкать, что делает такую игрушку полезной для обучения нескольким базовым навыкам тонкой моторики). Для занятий можно также использовать кухонные приборы, например ручную сбивалку для яиц. Не забывайте также, что большинство дверей имеют круглые ручки, которые тоже можно поворачивать.

    Вот еще несколько простых занятий, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации. Рассмотрим их в порядке нарастания трудности. Каждый раз после выполнения ребенком нужных действий, восторженно хвалите и вознаграждайте его. Помогайте ему физически. Когда он сумеет успешно выполнить нужное действие с вашей помощью 4-5 раз, начните постепенно помогать ему все меньше и меньше, пока он не сможет сделать все самостоятельно.

    Берет и выпускает из рук предметы

    Материалы. Несколько разных предметов и пустая коробка из-под обуви.

    Занятие. Начните с легких, достаточно маленьких предметов, которые ребенок сможет легко удержать в руке (можно взять, например, мягкий поролоновый или тряпичный мячик, круглую губку для ванны).

    Положите предмет ребенку на ладошку, подведите его руку к коробке, отпустите свою и его руку, чтобы предмет упал в коробку.

    Когда малыш научится держать и отпускать такие легкие предметы без вашей помощи, начните давать ему вещи разных размеров и разной степени твердости (например, кубики, игрушечные карты, прищепки для белья), каждый раз по одному предмету.

    Когда ваш малыш научится держать и выпускать из руки предметы (то есть ронять их в коробку, после того как вы вкладываете их в его руку), начните класть эти предметы на стол, чтобы он учился сам брать их. И здесь тоже начните с предметов, которые ребенок может легко обхватить пальцами. Помогите ему взять предмет со стола, но затем он должен сам опустить его в коробку, ведь он уже умеет это делать.

    Когда ребенок научится брать, держать и выпускать из рук предметы, начните учить его брать предметы из коробки.

    Игра с водой

    Материалы. Пластмассовые емкости, мерная чашка, пластмассовый стакан, воронка, пластиковая бутылочка, которую можно сжимать и тем самым выпускать воду, газеты и пластмассовый тазик.

    Занятие. Поставьте пустой тазик на стул или стол, в зависимости от роста ребенка. Под тазик подложите газеты.

    Наполовину наполните водой одну из емкостей. Поставьте ее и другую, пустую емкость в тазик (воду можно окрасить, добавив пищевой краситель).

    Помогите малышу (если надо) перелить воду из одной емкости в другую. Постепенно отказывайтесь от своей помощи и добавляйте в емкость все больше и больше воды. Меняйте емкости.

    Это не только веселое занятие, но и хорошее упражнение на внимание и координацию. Оно послужит основой для будущего умения наливать в стакан напиток.

    Опускает предметы в коробку через отверстие в ее крышке

    Материалы. Коробка из-под обуви с квадратным отверстием в крышке. Длина каждой стороны отверстия - 7-8 см. Несколько небольших предметов (например, бельевые прищепки, большие пуговицы, маленькие кубики, катушки из-под ниток).

    Занятие. Побуждайте ребенка опускать предметы в отверстие в крышке. Помогайте ему столько, сколько нужно. Это занятие требует большего контроля над своими движениями, чем предыдущее, когда ребенок просто держал предмет над коробкой и потом выпускал его из руки.

    Берет предметы указательным и большим пальцами

    Материалы. Ореховое масло, мед, желе, сухие хлопья, кусочки печенья и т.п.

    Занятие. Намажьте маслом, медом или желе кончики большого и указательного пальцев малыша. Прижмите их друг к другу пару раз; затем попросите ребенка облизать их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к совместной работе большого и указательного пальцев.

    Перед едой, когда вы знаете, что малыш проголодался, поместите маленький, на один укус, кусочек пищи между его большим и указательным пальцами. Пусть он съест этот кусочек перед настоящим приемом пищи. Если потребуется, помогите ему удержать этот кусочек между двумя пальцами, пока он подносит его ко рту. Начните с пары кусочков, которые ребенок съедает перед основным приемом пищи; затем постепенно увеличивайте их количество.

    Когда малыш научится держать кусочек двумя пальцами и подносить его ко рту, после того как вы даете ему этот кусочек в руку, начните класть по кусочку пищи на подставку его высокого стульчика, на тарелку или стол и побуждайте его брать этот кусочек двумя пальцами. Если потребуется, помогайте ему.

    Этим движением мы пользуемся, когда берем маленькие предметы вроде пуговиц, ключей, фишек или монеток.

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK