Autism.Ru

 

Наша группа VK

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

ОГЛАВЛЕНИЕ ||

Приложение Д

Использование доски с именами

Если ваш ребенок совсем не умеет писать, прием сообщений затрудняется. Что же он должен делать, если кто-то звонит, а он дома один? В этом случае вам поможет доска с именами, висящая возле телефона. Это доска с карточками (висящими на крючке или помещенными в кармашек) по числу наиболее часто звонящих вам людей. На каждой карточке пишется имя и, может быть, приклеивается фотография. (Ребенок может учиться узнавать имена этих людей по мере прохождения программы чтения указателей и дорожных знаков.) В верхней части доски закрепите крючок или кармашек с картинкой, изображающей телефон. Научите ребенка выбирать карточку, которая подходит к имени звонящего, когда тот назовет себя, и класть ее на картинку, изображающую телефон.

Расскажите ребенку, как пользоваться такой доской. Начать заниматься отработкой этого навыка можно без телефона, но когда он освоит его, непременно предоставьте ему возможность попрактиковаться с настоящими телефонными звонками, как с теми, которые вы подготовите специально, так и с настоящими, непредвиденными. Возможно, правильно будет начать всего с двух или трех карточек, а потом, когда ребенок поймет, как пользоваться доской, добавить еще.

В соответствии с уровнем развития ребенка, вы можете варьировать количество крючков или кармашков, устанавливаемых в верхней части доски. Например, можно установить крючок для сообщений типа "Перезвонит", "Придет домой поздно" и для любых других сообщений, которые ребенок сможет понять.

Процедура II. Звонит по телефону

Этот параграф программы легче проходить на специально организованных занятиях.

А. Набор номера. Замечание: Если ваш ребенок левша, замените в приводимых ниже указаниях право на лево и наоборот. Если у вас аппарат с диском, а не кнопками, приспособьте наши рекомендации соответствующим образом.

Напишите на листе бумаги цифру "1" и покажите ее ребенку. Попросите его найти эту цифру на аппарате и нажать на соответствующую кнопку. Покажите, как это делается, и, если надо, помогите ему физически. Постепенно переставайте помогать. Затем, не называя цифру, просто покажите ее ребенку и занимайтесь, пока он не научится нажимать соответствующую кнопку телефона, глядя на написанную вами единицу. Проделайте те же действия с каждой из цифр.

После того как ребенок научится нажимать на одну кнопку с цифрой, которую вы пишете ему, напишите на бумажке сразу две цифры на расстоянии примерно 2,5 см друг от друга. Научите ребенка держать указательный палец левой руки под первой из написанных на бумажке цифр, а пальцем правой руки набирать ее. Когда он наберет первую цифру, ему нужно будет, не отрывая пальца левой руки от бумаги, передвинуть его, установив точно под второй цифрой, и держать там, пока правой рукой не наберет вторую цифру. Помогайте ему все меньше и меньше, пока он не научится каждый раз правильно набирать (с помощью диска или кнопок) любую комбинацию из двух цифр.

Примечание: Если ребенок постоянно испытывает трудности с прочтением цифр в нужной последовательности (слева направо), то помочь может маркировка цифр яркими цветами. Например, зеленым маркером поставить кружочек слева над рядом цифр и побудить ребенка поставить на него палец, когда он начинает набор, а красным кружочком поместить цифру справа, это явится для него сигналом, что после этой цифры надо остановиться.

Таким же образом научите ребенка набирать последовательность из трех, четырех, пяти, шести и семи цифр. Когда он овладеет этими навыками, начните писать цифры ближе друг к другу, так, как обычно пишутся телефонные номера.

Примечание: Работая над каждым шагом, ребенок должен практиковаться с самыми разными комбинациями цифр. Хорошей практикой для ребенка явится усиленная работа с цифрами собственного номера телефона. Начните с проработки последних цифр: трех, четырех, потом пяти, шести, а затем и семи цифр.

Проверьте, не сможет ли ваш ребенок набрать семизначный номер, глядя на бумажку, но не указывая на каждую цифру пальцем. Если окажется, что он в состоянии самостоятельно и правильно набирать номера всякий раз, когда вы просите его это сделать, значит, можно начать учить его набирать номер одной рукой, держа при этом трубку другой. Если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, то придется продолжить отработку этого навыка: откладывать трубку в сторону, пока левая рука отмечает нужную цифру в серии из семи цифр, а правая набирает номер.

Б. Телефонные сигналы. Теперь ребенку пора учиться различать сигналы, которые он может услышать в телефонной трубке. Сначала научите его отличать непрерывный гудок от "молчания". Для того чтобы получить непрерывный сигнал, достаточно поднять трубку, а для того чтобы телефон замолчал, нужно поднять трубку, а рукой нажать на рычаг. Объясните ребенку, что прежде чем начать набирать номер, нужно услышать непрерывный сигнал.

После того как он наберет номер, он может услышать длинные гудки, короткие гудки "занято" или записанное на пленку сообщение.

  • Нажав на рычаг, сделайте так, чтобы телефон "замолчал". Научите ребенка, что надо вешать трубку и пробовать все сначала, если он слышит это после набора номера.
  • Набрав свой номер, сделайте так, чтобы ребенок услышал короткие гудки. Научите его вешать трубку, если после набора номера он их слышит, и пробовать набрать этот номер немного позже.
  • Набрав какой-нибудь служебный номер, когда на службе заведомо никого нет (и не подключен автоответчик), дайте ребенку услышать, что бывает, когда никто не отвечает. Научите его отсчитывать 10 гудков и затем вешать трубку.

    Если ваш ребенок постоянно путает два каких-то сигнала, побудите его выслушать их, узнать и быстро прореагировать на каждый. Это поможет ему определить разницу между ними. Задавайте ему такие упражнения столько раз, сколько потребуется. Побуждайте его практически проделывать необходимые действия в ответ на каждый из сигналов и при необходимости помогайте.

    Автоответчик Умение оставлять сообщение на автоответчике уже посложнее, но, когда ребенок усвоит все шаги, необходимые для того, чтобы сделать звонок, вы можете заняться формированием и этого навыка. Возможно, ему потребуется определенный опыт, для того чтобы научиться отличать голос живого человека, отвечающего на звонок, от голоса, записанного на пленку. Прорепетируйте с ребенком заранее, что он должен сказать на автоответчик. Объясните, каким бывает приветствие, записанное на автоответчик, и сыграйте в ролевую игру, в которой нужно оставить свое имя, номер телефона и короткое сообщение. Постарайтесь предоставить ему возможность получить опыт общения с автоответчиком.

    Процедура III. Объединяет усвоенные навыки и пользуется обычным телефоном

    А. Звонит домой. Организуйте для ребенка практические занятия. Пусть он звонит кому-нибудь из домашних не из дома. Научите его докладывать, где он, что делает, когда придет домой, и, конечно, рассказывать обо всех трудностях, с которыми он столкнулся. Следите за тем, чтобы он помнил свой номер, если может, или носил его с собой.

    Если ваш ребенок еще не запомнил свой номер, помочь ему можно следующим образом. Напишите ваш номер на листке бумаги и побуждайте ребенка упражняться в его чтении вслух до тех пор, пока он не научится с этим легко справляться. Кроме того, просите набирать этот номер, пока он не научится делать и это. Затем закройте последнюю цифру. Попросите ребенка сказать и набрать номер целиком, включая закрытую цифру. Подсказывайте при необходимости; затем начните постепенно отучать его от подсказок, пока, наконец, он не научится каждый раз выполнять это задание правильно. Теперь закройте сразу две последние цифры и повторите процедуру. Продолжайте в том же духе, пока не закроете все цифры - от последней до первой. Если ребенку удастся научиться называть и набирать номер своего телефона по памяти, закрепляйте этот навык, практикуясь как можно чаще, по возможности несколько раз в день.

    Б. Звонит по другим номерам. Вероятно, вам захочется, чтобы ваш ребенок умел звонить в некоторые другие места: вам или другим членам семьи на работу, родственникам, своим друзьям. Если вы четко следовали нашей программе, ребенок должен уже приобрести все необходимые для таких звонков навыки. Помогите ему завести записную книжку со всеми номерами, которые ему могут понадобиться. Записи в книжке делайте на большом расстоянии друг от друга, чтобы он не мог их перепутать. Пишите имя и соответствующий номер телефона. Научите ребенка пользоваться записной книжкой, дайте ему возможность попрактиковаться с ней. Если он еще не выучил наизусть свой номер, пусть именно этот номер станет первой записью в книжке.

    В. Чрезвычайные ситуации. Научите ребенка набирать номер службы экстренной помощи, если он попадает в затруднительное положение или больше никому не может дозвониться. Проигрывайте с ним чрезвычайные ситуации и побуждайте его на практике совершать необходимые действия. Научите его говорить: "Это служба экстренной помощи?" - и рассказывать, кто он, где находится и что случилось. Во время таких практических занятий нажимайте на рычаг телефона, чтобы звонок не прошел в службу.*

    Процедура IV. Пользуется телефоном-автоматом

    Учить ребенка пользоваться телефоном-автоматом для того, чтобы позвонить вам, можно без проведения специальных уроков, просто тогда, когда предоставится такая возможность.

    Для того чтобы воспользоваться телефоном-автоматом, ребенок должен суметь выбрать нужную монетку или комбинацию монет (см. "Навыки обращения с деньгами" в этом приложении). Объясните ребенку, в какую щель нужно бросать монеты. Практиковаться можно на настоящем телефоне-автомате. Чтобы не потерять монетку, вешайте трубку до соединения с номером.

    Учите также ребенка вынимать монетки из щели возврата в тех случаях, когда телефонный разговор не состоялся. Обратите его внимание на шум монет, падающих в окошко возврата.

    Если хотите, можете научить ребенка набирать "0", называть свое имя и номер телефона, который он хочет вызвать, и просить произвести соединение за счет вызываемого абонента, который живет в другом регионе. * * Этот навык, как и все остальные навыки в этой программе, лучше всего отрабатывать на деле. Оказывайте ребенку помощь до тех пор, пока он уверенно не научится выполнять соответствующие действия сам. И конечно, когда он успешно пройдет программу обучения умению обращаться с деньгами, вы сможете заняться с ним обычными междугородними звонками.

    ** В США есть служба оплаты телефонного звонка абонентом, которому звонят. В России такой службы нет.
    * Номера телефонов экстренных служб в США и России различны. (Прим. переводчика).
    Во всех остальных отношениях операции с телефоном-автоматом в Соединенных Штатах никак не отличаются от операций с обычным телефоном.

    Умение определять время по часам

    Цель данной программы - помочь вам научить ребенка определять время по обычным часам. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровые часы, на которых высвечивается текущее время, мы все-таки рекомендуем учить ребенка, используя стандартные часы. Глядя на циферблат, ребенок не только сможет определить, который час, но и получить ощущение времени. Многие дети механически реагируют на цифры, высвечивающиеся на электронных часах, но при этом чувство времени у них совсем не развивается. После того как ваш ребенок научится пользоваться обыкновенными часами, перенести этот навык на электронные цифровые часы не составит большого труда.

    Достижение успеха в этой области потребует от вас большого терпения. Но игра стоит свеч. Научиться определять время - значит сделать большой шаг на пути к независимости.

    Подготовительные навыки

    Для того чтобы узнать, владеет ли ребенок всеми необходимыми подготовительными навыками, нужно произвести оценку. Если выяснится, что он владеет не всеми, то очень важно сформировать их, прежде чем приступать к занятиям по программе обучения умению определять время. Если вы попытаетесь учить ребенка определять время, а счету от 1 до 12 будете обучать по ходу дела, то вас обоих постигнет разочарование.

    __________ Считает от 1 до 12
    __________ Распознает цифры 1-12
    __________ Выстраивает по порядку цифры от 1 до 12
    __________ Наносит цифры 1-12 на циферблат
    __________ Узнает часовую и минутную стрелки
    __________ Показывает, в какую сторону движутся стрелки
    __________ Считает до 30
    __________ Считает до 30 пятерками (5, 10, 15)

    Оценка

    Проведите ребенка по всем пунктам таблицы "Оценка навыков, необходимых для определения времени по часам" (стр. 223).

    Разделы этой таблицы идут в порядке возрастания сложности и по всем пунктам соответствуют разделам представленной ниже программы обучения.*
    * Здесь, однако, следует иметь в виду, что восприятие фраз, обозначающих время, в английском и русском языках имеет разную степень трудности. В частности, начало следующего часа, когда часовая стрелка только что миновала цифру, обозначающую предыдущий час [8:10] по-английски сформулировать ("10 минут после восьми") и понять довольно легко, поэтому в программе умение определять начало следующего часа идет сразу за умением определять часы. Русская формулировка в этом же случае ("10 минут девятого") труднее. (Прим. переводчика.)

    Занятия с ребенком начинайте с раздела программы, который соответствует тому разделу оценочной таблицы, в котором у него появляются первые ошибки.

    Материалы

    Вам потребуются большие учебные часы с двигающимися стрелками. Такие часы можно сделать из бумажной тарелки. Сначала нужно вырезать картонные стрелки и закрепить их в центре круга с помощью кнопки. Стрелки по длине должны сильно отличаться друг от друга, а минутную можно выкрасить в какой-нибудь цвет. Напишите на циферблате цифры и отметьте рисками минуты между цифрами 11 и 12, а также между 12 и 1. Поскольку обучение этому умению, очевидно, займет много времени, можно приобрести более долговечные учебные часы. Они продаются в магазинах учебных пособий и в магазинах игрушек.

    Оценка навыков, необходимых для определения времени

    Устанавливайте на учебных часах время, указанное в каждом пункте проверки. Спрашивайте ребенка: "Который час?"

    Маленькую (часовую) стрелку устанавливайте точно на цифры, обозначающие часы, за исключением особо оговоренных случаев.

    Считайте ответ ребенка правильным, только в том случае, если он ответит без вашей помощи. (Отмечайте те случаи, когда он дает правильный ответ с минимальной помощью.)

    Продолжайте испытания до того пункта, при выполнении которого ребенок ошибется несколько раз подряд.

    I. ЧАСЫ

    ____ 2:00____ 9:10 (10 минут десятого)
    ____ 7:00____ 6:20 (20 минут седьмого)
    ____ 6:00____ 11:25 (25 минут двенадцатого)
    ____ 11:00____ 5:15 (15 минут шестого)
    ____ 12:00

    II. НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕГО ЧАСА

    А. 5 минут следующего часа

    _____ 8:05 (5 минут девятого)
    _____ 4:05 (5 минут пятого)

    Б. 10-25 минут следующего часа

    _____ 3:15 (15 минут четвертого)
    _____ 1:05 (5 минут второго)

    В. Более трудный вариант:

    Часовая стрелка впереди

    -- 2:15 (15 минут третьего)
    -- 1:20 (20 минут второго)
    -- 3:25 (25 минут четвертого)

    Стрелки на одной и той же цифре

    III. ПОЛОВИНА ЧАСА (Установите часовую стрелку на четверти ее пути от одного часа до другого)

    _____ 10:30 (половина одиннадцатого)
    _____ 9:30 (половина десятого)
    _____ 7:30 (половина восьмого)
    _____ 1:30 (половина второго)
    _____ 4:30 (половина пятого)
    _____ 5:30 (половина шестого)
    _____ 6:30 (половина седьмого)
    _____ 12:30 (половина первого)

    IV. БЕЗ… МИНУТ СЛЕДУЮЩИЙ ЧАС

    А. 5 минут до часа

    _____ 3:55 или без 5 минут четыре
    _____ 8:55 или без 5 минут девять

    (Установите часовую стрелку на 9)

    Б. 10-25 минут до часа

    _____ 6:50
    _____ 2:40
    _____ 7:45
    _____ 2:35

    В. Более трудный вариант:

    Часовая стрелка впереди

    _____ 9:35
    _____ 11:40

    Стрелки на одной и той же цифре

    _____ 10:50
    _____ 7:35

    V. "ПРИМЕРНО"

    _____ 8:14 (примерно 15 минут девятого)
    _____ 3:42 (примерно без 20 минут четыре)
    ______ 11:58 (примерно двенадцать часов)

    Учите ребенка не ошибаться

    Многие дети способны правильно узнавать время, но часто, вместо того чтобы подумать, пытаются ответить побыстрее и обычно ошибаются. Главное правило, которым нужно руководствоваться, занимаясь ребенком, - не позволять ему гадать. Процедура, которую мы описываем ниже, поможет избежать неверных ответов. Если вы все делаете правильно, ребенок будет ошибаться редко. Побуждайте его не спешить и во всех случаях, когда он не знает ответа, обращаться к вам за помощью. Если надо, прибегайте к тактике отсрочки ответа: просите его подождать несколько секунд, прежде чем ответить.

    Процедура I. Обучение умению определять часы

    Установите на ваших учебных часах какой-нибудь час, например, восемь. Попросите ребенка указать на длинную, минутную стрелку. "Правильно, она на двенадцати. Это значит ровно". Затем попросите его указать на короткую, часовую стрелку. "Хорошо. Сколько сейчас на часах?" (Если нужно, ответьте сами, а потом повторите свой вопрос). "Сколько сейчас на часах?" (Если ребенок попытается угадать, попросите его немного подождать и только потом ответить.) "Правильно, сейчас восемь часов. Молодец!"

    При необходимости подскажите, указав на соответствующую цифру. Постепенно переставайте подсказывать. Можно также написать на липкой ленте слово "ровно" и приклеить это слово прямо над цифрой 12. Позже, когда он усвоит эту идею, ленту можно будет убрать. Через некоторое время отпадет необходимость и в том, чтобы ребенок указывал на длинную и короткую стрелки. Кроме того, можно будет заменить вопрос: "Сколько сейчас на часах?" вопросом: "Который час?"

  • Практикуйтесь, устанавливая на часах разное время. Сначала идите строго по циферблату, устанавливая один за другим каждый час. Позже можно будет выбирать часы в произвольном порядке.
  • Представьте, что вам надо понарошку прожить целый день, проиграйте с ребенком этот день, связывая каждый час с типичной для него деятельностью.
  • Поиграйте в игру: "Сейчас пять часов?" Пусть ребенок отвечает да или нет, и если нет, то сколько на самом деле.

    Вариант. Предложите ребенку установить какой-нибудь час и попросить вас ответить. Минутную стрелку удерживайте на 12, чтобы он мог передвигать только часовую (позже не помогайте ему даже в этом). При необходимости поначалу можно помогать ему устанавливать короткую стрелку на нужный час, затем нужно отказаться и от этого вида помощи. Учить ребенка узнавать 12 часов следует в последнюю очередь, только после того как он научится постоянно, без подсказок, определять все остальные часы. Условием перехода к процедуре II должно стать его умение узнавать все часы при вашей минимальной поддержке.

    Процедура II. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает 5,10,15, 20 и 25 минут следующего часа

    А. Определяет время, когда минутная стрелка показывает 5 минут следующего часа. Начните с определения часа. ("Который час следующий?" "Девять часов.") Затем побудите ребенка отсчитать пять рисок (до цифры "1"). После этого вы должны поместить над цифрой 1 (за пределами циферблата) маленькую цифру 5. Скажите: "Это пять минут девятого. Который теперь час?" (Подскажите ответ, помогая ребенку отсчитать минуты по минутной стрелке - пять минут - затем укажите на часовую стрелку "девятого").

    Примечание: Будьте постоянны в своих формулировках. Основная процедура обучения состоит из трех шагов:

    1. Отсчитывает минуты до того места, на которое указывает минутная (длинная) стрелка (в дальнейшем будете отсчитывать по пять минут).
    2. Определяет, что это начало следующего часа (позже ему придется решать, начало ли это следующего часа или "без" ... минут следующий час).
    3. Называет следующий час, отсчитывая его от того места, на которое указывает минутная стрелка.

    Для отработки этих шагов немного подсказывайте ребенку ответ. Например:

  • начните с 8:00. "Сейчас 8 часов. Какой час следующий?";
  • передвиньте минутную стрелку на 5 минут вперед. "Сколько минут девятого?";
  • проделайте то же, устанавливая другие часы;
  • установите часы на пять минут девятого. "Сейчас пять минут ____?" (При необходимости укажите на час.)

    Повторите процедуру с другими часами.

    Вариант: побудите ребенка установить время. Например:

  • начните с 7:00 и попросите ребенка установить на часах пять минут восьмого;
  • начните с пяти минут восьмого и попросите установить пять минут одиннадцатого.

    (В обоих случаях ребенок передвигает только одну стрелку. Для предотвращения ошибок можете придерживать другую его руку, пока в этом будет необходимость.)

    Постепенно переставайте:

  • указывать на правильное положение стрелок или отсчитывать минуты вместе с ребенком;
  • подсказывать, давая часть ответа на свой вопрос вместо ребенка;
  • предотвращать ошибочные ответы удерживанием стрелки, которую не нужно двигать;
  • переносить на последнее место отработку умения определять такое время как 5 минут второго (5 минут первого тоже может быть трудное для определения время).

    Б. Определяет время, когда минутная стрелка показывает 10, 15, 20 и 25 минут следующего часа. После того как ребенок научится определять время, когда это 5 минут следующего часа, перестаньте отсчитывать минуты по одной и начинайте отсчитывать по пять. На внешней стороне циферблата мелкими цифрами напишите 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Если хотите, напишите их на клейкой ленте, чтобы потом отклеить.

    Занимайтесь по очереди каждым из этих положений минутной стрелки, используя стратегию, изложенную выше, до тех пор, пока ребенок не научится делать этой с вашей минимальной помощью (имеются в виду редкие подсказки относительно того, какую стрелку нужно передвинуть, и подсказки, помогающие начать отсчет "пятерками").

    Побуждайте ребенка отсчитывать минуты вслух каждый раз, когда он ищет положение минутной стрелки. Пусть он начинает с цифры 1 на циферблате и указывает на последующие цифры (то есть 5, 10, 15, 20 минут девятого).

    Установите правило: "Сначала считай до длинной (минутной) стрелки". Для того чтобы ее конец больше выделялся, его можно при желании пометить цветной пленкой. Впоследствии эту пленку можно будет снять.

    Процесс обучения состоит из трех шагов. Запомните их:

    1. Отсчитывает по пять количество минут до длинной стрелки;
    2. Определяет, что это начало следующего часа;
    3. Называет час.

    Ребенок всегда будет говорить: "... минут [такого-то]". Побуждайте его отсчитывать минуты "пятерками", даже после того как он механически запомнит некоторые положения минутной стрелки. Когда вы устанавливаете время, которое ребенок должен определить, то:

  • в некоторые дни начинайте с установки определенного часа (например 8:00) и затем представляйте ребенку один за другим последующие моменты времени (5 минут девятого, 10 минут девятого, 15 минут девятого);
  • в другие дни на протяжении урока не меняйте положение минутной стрелки (установите, например, 10 минут такого-то), а меняйте положение часовой (10 минут девятого, 10 минут четвертого, 10 минут седьмого);
  • когда ребенок научится определять время при постепенном переходе от одного значения к другому и т.д., начните задавать ему разные моменты времени вперемешку (5 минут девятого, 15 минут шестого). Сначала, возможно, ему потребуется больше ваших подсказок.

    Вариант. Попросите ребенка установить для вас какое-нибудь время. Скажите ему, чтобы он выбрал такое время, которое сам умеет определять. Когда вы будете отвечать, четко продемонстрируйте ребенку весь процесс определения времени, вслух комментируя каждый из трех шагов.

    В. Когда часовая стрелка впереди. Ребенок начинает с цифры 12 и отсчитывает по пять минут, пока не доходит до места, на которое указывает минутная стрелка. Когда вы начинаете учить его определять начало следующего часа, лучше упражняться только с такими моментами времени, когда минутная стрелка оказывается на циферблате впереди часовой. Например,

    После того как ребенок научится ориентироваться в таких ситуациях, переходите к более сложной задаче - определению времени, когда впереди находится часовая стрелка. Аккуратно подсказывайте ему, когда он отсчитывает минуты, чтобы он продолжал считать и после прохождения часовой стрелки, пока не дойдет до минутной. Например,

    Время, когда обе стрелки оказываются на одной и той же цифре (10 минут третьего, 25 минут шестого), оставьте на потом. Короткую (часовую) стрелку держите ровно на цифре, обозначающей час (а не в промежутке между цифрами, как это бывает в действительности). Со временем вы сможете постепенно передвигать ее, устанавливая в любое положение между двумя цифрами.

    Помните: Нельзя позволять ребенку угадывать. Побуждайте его выполнять задание медленно и следовать процедуре отсчета минут так, чтобы не ошибиться.

    Процедура II. Обучение умению определять половину часа

    Поначалу процесс будет таким же: нужно отсчитывать по пять минут, пока не дойдете до 30 минут, на что и указывает минутная стрелка. "Сейчас 30 минут девятого".

    Когда ребенок начнет осваивать этот навык, объясните ему: "Ты можешь также сказать половина девятого". Каждый раз побуждайте его говорить "30 минут такого-то", а затем эквивалент этого выражения (или половина такого-то).

    По мере освоения этого умения ребенок может начать говорить: "Половина такого-то" каждый раз, не считая минуты. Но не удивляйтесь, если на следующий день ему опять потребуется отсчет минут. Поощряйте такой счет, так как ваша цель - научить ребенка процессу определения времени, а не просто запоминанию определенных моментов.

    Когда вы учите ребенка определять половину часа, часовую стрелку следует помещать на расстоянии четверти пути от одного часа до другого. Позже вы сможете ставить ее на середину.

    Примечание: Учите ребенка связывать разные моменты времени с событиями повседневной жизни. Проходитесь по циферблату и рассуждайте о том, что вы обычно делаете в такое-то и такое-то время.

    Процедура IV. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает, что до следующего часа остается 5, 10, 15, 20 и 25 минут

    Будьте постоянны в своих формулировках.

    Действуйте так же, как и при отработке предыдущих навыков. Здесь процесс определения времени также состоит из трех шагов.

    1. Отсчитывайте от цифры 12 по пять минут, пока не дойдете до места, на которое указывает минутная стрелка.
    2. Решите, что это: начало часа или без скольких-то минут час.
    3. Назовите час, ориентируясь на часовую стрелку.

    Теперь вам нужно будет решать, начало ли это следующего часа или без скольких-то минут час. Сначала возьмите небольшие отрезки клейкой ленты, напишите на них числа 5, 10, 15, 20 и 25 и поместите их полукругом вдоль левой стороны циферблата. Чтобы дать ребенку подсказку, можно либо заштриховать левую сторону циферблата, либо написать большими буквами справа и слева "начало часа" и "без". В начале учебного процесса можно подсказывать ему, спрашивая: "Это начало или без?" Затем побуждайте его говорить вам время. Кроме того, "начало" и "без" можно отрабатывать, даже не прося ребенка определять точное время. Превратите это в игру и проверьте, насколько легко он сможет ответить "начало" или "без", когда вы произвольно устанавливаете то начало часа, то без скольких-то минут час.

    Также как и раньше, на первых порах устанавливайте часовую стрелку так, чтобы она указывала ровно на какой-нибудь час. И так же как и в предыдущем случае, лишь потом займитесь определением времени, когда часовая стрелка оказывается впереди минутной (например, без 15 минут 11).

    После того как ребенок научится определять любой момент времени, о котором можно сказать "без... минут ...", попрактикуйтесь в определении всевозможных моментов времени в течение часа (скажем, от 8 до 9). При этом отсчитывайте минуты по пять. Когда он усвоит это умение настолько, что большинство его ответов будут правильными, уберите метки, обозначающие 10, 20 и 30 минут, а позже уберите остальные (5,15 и 25).

    Когда вы занимаетесь отработкой этого навыка, держите свои учебные часы на расстоянии около метра от ребенка, чтобы он не мог дотрагиваться до них во время отсчета минут. Затем попрактикуйтесь на домашних часах, достаточно больших и находящихся в пределах досягаемости.

    Не стоит разрешать ребенку надевать наручные часы до тех пор, пока он, в основном, не ознакомится с процедурами I - IV, то есть пока он не усвоит рассматриваемое умение настолько, что почти перестанет делать ошибки. Новые часы могут стать ему прекрасной наградой за то, что он научился говорить, который час.

    Комментарии

    Некоторые люди предпочитают учить своих детей в рассматриваемых ситуациях говорить: "35, 40, 45, и 55 минут такого-то". У этого подхода есть свои достоинства. Во-первых, тогда не играет роли, о какой половине часа идет речь, и, следовательно, от ребенка не требуется различения, где начало часа, а где без ... минут час. Во-вторых, время обозначается письменно именно в таком виде: 8:50, а не без 10 минут девять, да и цифровые электронные часы показывают время именно так. Однако наряду с достоинствами, у этого подхода есть и недостатки. Этот подход предполагает умение считать "пятерками" до 55 минут, а многим детям это трудно. Кроме того, мы привыкли, думая о времени, говорить себе: "... минут такого-то часа" и "Без ... минут такой-то час". Ребенок скорее поймет "без 10 минут девять", чем "8:50".

    Мы решили, что большинству детей больше подходит описанный выше метод. Когда ваш ребенок освоит его, вы сможете обучить его "цифровому эквиваленту" (что, к примеру, без 10 минут девять есть то же самое, что и 8:50).

    Процедура V. Обучение ребенка умению определять время, когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами

    Мы несколько раз подчеркивали, что обучение данному умению должно исключать ошибки. Но для того чтобы программа была полной, необходимо научить ребенка определять время по часам так, как они в действительности показывают его, - когда стрелки оказываются в промежутках между цифрами.

    Обучение умению считать минуты внутри пятиминутных интервалов может потребовать неоправданно больших усилий. Возможно, поэтому вы решите научить ребенка давать приблизительный ответ. Если так, то:

  • установите минутную стрелку между двумя цифрами на циферблате;
  • побудите ребенка определить, что это за цифры и какая из них ближе к стрелке;
  • когда минутная стрелка находится на расстоянии одной или двух минут от одной из цифр, научите его говорить: "Сейчас примерно..." Например, на часах 10:14. Пусть скажет: "Сейчас примерно 15 минут одиннадцатого" или, если на часах 10:11, "Сейчас примерно 10 минут одиннадцатого".

    Что нужно сказать относительно часовой стрелки? Объясните ребенку, что называть нужно всегда тот час, по направлении к которому движется часовая стрелка. Покажите ему на учебных часах, которые показывают время 15 минут третьего, что часовая стрелка миновала цифру "два" и направляется к цифре "три". Значит, это начало третьего часа. А когда часовая стрелка находится близко к цифре, значит, время - скажем, без пяти минут три. Труднее сформулировать, который час, когда минутная стрелка показывает без 25 минут сколько-то; во всех остальных случаях, часовая стрелка будет расположена близко к цифре.

    Процедура VI. Обучение умению пользоваться часами других типов и другое представление времени

    Когда ребенок научится определять по часам любое время, попрактикуйтесь с часами, на которых все цифры, кроме 3, 6, 9, и 12, прикрыты (ведь некоторые наручные и другие часы выглядят именно так!). Упражняйтесь на всех часах, которые есть в доме. Купите ребенку наручные часы и побудите его носить их. Не упускайте возможности в течение дня спросить его, который час.

    Научите его другим существующим способам называть время:

    1. Половина девятого - это то же самое, что восемь тридцать или тридцать минут девятого.
    2. Четверть - это то же самое, что 15 минут.
    3. Восемь десять - то же самое, что десять минут девятого.
    4. Позже, может быть, вы научите ребенка понимать, чему соответствуют высвечивающиеся цифры на электронных цифровых часах.

    Потом объясните ему, что такое... часов утра,… часов вечера, что такое полночь и полдень. Научите его также понимать, о каком времени идет речь, если говорится, что что-то произойдет через... минут.

    Продолжайте соотносить время с важными событиями дня. Побуждайте его говорить вам, который час, в разное время дня.

    Если в процессе обучения своего ребенка вы дошли до этого момента, ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы сформировали у него трудное и полезное умение.

    Умение обращаться с деньгами

    Приводимая ниже программа имеет в виду американскую денежную систему, но предлагаемый подход применим к денежным системам других стран. Следует только учитывать, монеты каких номиналов находятся в обращении в данной стране.

    Цель предлагаемой вам программы - выработать у ребенка базовые навыки обращения с деньгами. Для овладения этими навыками ему необходимо узнать, какие бывают монеты, научиться определять эквиваленты, считать деньги до одного доллара и давать сдачу с суммы до одного доллара. Эти навыки обеспечат крепкий фундамент для обучения более сложным действиям: как пользоваться деньгами и как вообще распоряжаться ими.

    Оценка

    Заполните форму "Оценка навыков обращения с деньгами" (стр. 230), проверив у своего ребенка уровень развития соответствующих навыков. Разделы этой формы повторяют разделы программы и в основном расположены в порядке возрастания трудности. Результаты оценки должны сказать вам, с какого места программы следует начать занятия.

    Материалы

    Было бы неплохо сразу положить в конверт по несколько кво-теров, даймов и никелей, а также побольше пенни и во время уроков держать этот конверт при себе, чтобы не пришлось каждый день собирать для занятий мелочь.*

    * Квотер - монета достоинством 25 центов (или четверть доллара); дайм - 10 центов; никель - 5 центов, пенни - 1 цент (прим. переводчика)

    Единственным дополнительным учебным пособием будет набор карточек, к которым вы будете учить ребенка подбирать монеты. Такие карточки легко сделать на основе каталожных.

    Учите ребенка не делать ошибок

    Эта программа, как и остальные программы, представленные в данной главе, предполагает исключение ошибочных ответов. Если вы проводите занятия правильно, ребенок должен ошибаться редко. Главное правило: не разрешайте ему гадать. Побуждайте его не спешить с ответом. Пусть лучше скажет: "Я не знаю", чем гадает. Научите его при необходимости обращаться к вам за помощью. Вознаграждайте за правильные ответы, независимо от того, много или мало вам пришлось помогать ему.

    Для того чтобы научиться считать, ребенку потребуется много времени. Кроме того, этот путь чреват многочисленными ошибками. Постарайтесь их избежать. Если вам кажется, что его "заносит куда-то не туда", остановите его и немного помогите или начните все сначала. На более поздних стадиях обучения, когда ребенок освоится со счетом, можно иногда устраивать проверки - не помогать находить правильный ответ, а немного помедлить: пусть ребенок сначала ошибается, а вы проверите, сумеет ли он проверить сам себя. Но вначале старайтесь помогать ему, не давая совершить ошибку.

    Оценка навыков обращения с деньгами

    1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОНЕТ

    Может назвать:

    __ пенни
    __ никель
    __ дайм
    __ квотер
    __ доллар

    II. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

    Может сказать, сколько:

    __ центов в пенни __ никелей в дайме
    __ центов в никеле __ никелей в квотере
    __ центов в дайме __ никелей/даймов в квотере
    __ центов в квотере
    __ даймов в долларе
    __ центов в долларе __ квотеров в долларе

    III. СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЦЕНТОВ

    __ Может дать от 1 до 5 центов, имея кучку пенни
    __ Может дать от 6 до 10 центов, имея кучку пенни
    __ Может дать от 6 до 10 центов, имея никель и пенни

    IV.СЧЕТ ОТ 11 ДО 25 ЦЕНТОВ

    __ Может дать от 11 до 15 центов, имея дайм, никели и пенни
    __ Может дать до 25 центов, имея даймы, никели и пенни

    V. СЧЕТ ОТ 26 ЦЕНТОВ ДО 1 ДОЛЛАРА

    __ Может дать суммы до 50 центов (имея набор монет разного достоинства)
    __ Может дать суммы до 1 доллара (имея набор монет разного достоинства)
    __ Может дать суммы свыше 1 доллара (имея набор монет и\или банкнот)

    VI. ДРУГИЕ НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С УМЕНИЕМ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

    Читает цены

    Может прочитать:

    __ 1 цент__ 39 центов
    __ 5 центов__ 85 центов
    __ 10 центов __ 10 долларов
    __ 25 центов__ 20 долларов
    __ 1 доллар __ 69 долларов

    Относительные величины (больше или меньше)

    Может сказать, что больше:

    __ никель или пенни
    __ дайм или никель
    __ квотер или дайм
    __ 39 центов или15 центов
    __ 75 центов или 29 центов
    __ 25 долларов или 15 долларов
    __ 84 доллара или79 долларов

    VI. ДАЕТ СДАЧУ

    Дает вам правильно сдачу, когда вы:

    __ чтобы заплатить 3 цента, даете ему никель
    __ чтобы заплатить 7 центов, даете дайм
    __ чтобы заплатить 20 центов, даете квотер
    __ чтобы заплатить 15 центов, даете квотер
    __ чтобы заплатить 40 центов, даете два квотера
    __ чтобы заплатить 75 центов, даете доллар
    __ чтобы заплатить 89 центов, даете доллар

    Процедура I. Идентификация монет

    Цель данного раздела - научить ребенка узнавать пенни, никель, дайм и квотер.

    Распознает. Можно обращать внимание ребенка на то, что монеты отличаются друг от друга размерами, а пенни еще и цветом. Начните всего с двух монет - квотера и пенни (они сильно отличаются друг от друга размерами и цветом, поэтому отличить их друг от друга легче всего). Положите на стол эти монеты, причем квотер ближе к ребенку, и скажите: "Это квотер (укажите), а это пенни (укажите). Покажи мне КВОТЕР!" Когда он укажет на нужную монету, побудите его повторить ее название. "Что ты мне показал? [Квотер] Правильно, квотер." Постепенно придвигайте пенни к квотеру ближе и ближе и повторяйте свой вопрос только относительно квотера. Сам же квотер пусть остается на одном и том же месте.

    После того как вы убедитесь, что ребенок научился отвечать правильно каждый раз, когда бы вы его ни спросили, поменяйте монеты местами, и продолжайте задавать один и тот же вопрос, пока он не научится всегда отвечать правильно. Затем придвиньте ближе к ребенку пенни и описанным выше способом научите находить его. Наконец, начните задавать вопросы относительно каждой из этих монет в произвольном порядке и менять их местами. Занимайтесь так до тех пор, пока ребенок не научится уверенно показывать на нужную монету каждый раз, когда вы его об этом просите.

    Затем научите его различать монеты в каждой из указанных ниже пар монет (идите по списку сверху вниз, так как он составлен из соображений постепенного усложнения задачи):

  • никель и пенни;
  • дайм и пенни;
  • квотер и дайм;
  • дайм и никель.

    Есть дети, которым можно с самого начала представлять сразу три или четыре монеты, особенно если некоторые из монет им уже знакомы. В противном случае, после того как ребенок научился различать две монеты, начинайте учить его различать три, потом четыре.

    Отработка умения различать монеты

    - Еще молока? Будь добр дать мне за это ДАЙМ! ЛеРой изучил в монеты, лежащие возле его тарелки. Он аккуратно взял в руку дайм и дал его брату.
    - Да, это дайм. Вот твое молоко. Когда после ежедневных занятий ЛеРой научился различать монеты, его брат придумал, как можно практиковаться в этом умении за столом. Каждое блюдо, которое мама давала ему в самом начале еды, он должен покупать за деньги.
    - Эй, ЛеРой, хочешь мороженое? Это будет стоить КВОТЕР!

    Называет. Теперь, когда ваш ребенок научился распознавать монеты, научите его называть их. Начните опять же с тех, которые проще отличить друг от друга (то есть с квотера и пенни), но, вместо того чтобы просить его указать на нужную монету, укажите на одну из них сами и спросите: "Что это?"

    Пройдите всю приведенную выше последовательность вариантов, усложняющихся по мере продвижения вперед. Помните, что идти вперед надо медленно, чтобы ребенок не делал (или делал очень мало) ошибок.

    После того как он научится называть монеты, когда их представляют ему по две или более, начинайте показывать ему монеты по одной и спрашивать: "Что это?" (Возможно, вам придется, по крайней мере, в начале каждого нового урока проводить проверку усвоенного материала и выкладывать на стол по несколько монет.)

    Процедура II. Эквиваленты

    Цель этого раздела программы - научить ребенка определять эквивалентные достоинства монет. Обучать этому ребенка можно одновременно с обучением счету (см. процедуры III, IV и V). Однако прохождение некоторых аспектов программы по отработке соответствующих навыков впоследствии можно будет ускорить, если сейчас вы научите ребенка следующим эквивалентам:

    Сначала

    5 пенни = 1 никель
    2 никеля = 1 дайм

    Позже

    2 дайма и 1 никель = 1 квотер
    5 никелей = 1 квотер
    2 дайма и 5 пенни = 1 квотер
    1 дайм и 3 никеля = 1 квотер

    В следующих разделах, работая над отсчетом различных сумм для сдачи, ребенок постепенно будет усваивать эти эквиваленты. Тем не менее, сейчас нашей целью будет помочь ребенку механически запомнить приведенные выше равенства.

    Для обучения первому равенству следует взять пять пенни и медленно сложить их в стопку, отсчитывая: "Один, два, три, четыре, пять пенни". Рядом с этой стопкой положите никель. Скажите ребенку: "В одном никеле пять пенни". Возьмите стопку пенни, а его попросите взять никель и затем совершите обмен. Еще раз пересчитайте пять пенни и повторите: "В одном никеле пять пенни". Совершите еще несколько обменов, побуждая его каждый раз констатировать: "В одном никеле пять пенни".

    Эта базовая процедура может использоваться для обучения ребенка прочим эквивалентам. Некоторые эквиваленты кво-теру ребенку легче будет усвоить, если предварительно он научится считать хотя бы до десяти центов.

    Процедура III. Отсчитывает суммы до 10 центов

    Ниже приводится несколько правил обучения счету денег. Ваш ребенок должен:

  • рассортировать монеты по достоинству (отдельно сложить все пенни, никели и так далее);
  • начать с монеты самого высокого достоинства (но не выше требуемой суммы);
  • по мере отсчета передвигать монеты слева направо;
  • передвигая монеты, считать вслух.

    Вы должны при необходимости подсказывать ему, считать вслух вместе с ним и, если надо, указывать на нужные монеты. По прошествии некоторого времени постепенно переставайте подсказывать.

    А. Отсчитывает суммы от 1 до 10 центов монетками по 1 центу (пенни). Очевидно, это как раз то задание, которое ваш ребенок уже умеет выполнять. Если нет, то необходимо настойчиво, переходя от простого к сложному, отрабатывать с ним это умение. ("Дай мне 1 цент!", "Дай мне 2 цента!" и т.д.) Если и это окажется для ребенка трудным, отступите еще немного назад и побудите его пересчитывать монетки, которые вы будете перед ним класть (например, вы даете ему 3 пенни и просите посчитать, сколько это).

    Б. Отсчитывает суммы от 6 до 10 центов с помощью никеля и пенни. Это будет первым заданием, когда вы будете вводить идею о необходимости начинать отсчет с монеты наивысшего достоинства (то есть, в данной ситуации, никеля). При обучении этому умению и умению отсчитывать большие суммы пользуйтесь подходом, предполагающим прохождение трех шагов:

    1. Вы кладете перед ребенком некоторую сумму денег и просите подсчитать ее. Когда он научится выполнять эту операцию без посторонней помощи, переходите к шагу 2.
    2. Побудите его отсчитать некоторую сумму денег, подобрав из имеющихся у него монет те, которые соответствуют определенной карточке. Если он с этим справился, переходите к шагу 3.
    3. Побудите его сосчитать некоторую сумму денег без подбора монет к соответствующей карточке.

    Приведем пример. Ребенок учится отсчитывать сумму в 6 центов. Положите перед ним никель и пенни (шаг 1). Указывая последовательно на каждую монету, считайте вслух вместе с ним: "Билл, начни с никеля. Сколько в никеле центов? [Пять] Хорошо, давай считать. Пять центов, шесть центов. Сколько всего? Шесть центов. Хорошо". Когда ребенок научится производить аналогичные операции, чтобы отсчитать 6 центов, 7 центов, 8 центов и 9 центов, переходите к шагу 2. Положив перед ним никели и пенни, побудите его разложить их по кучкам. Затем попросите его положить соответствующие монетки на карточку для подбора. Когда он кладет монетку на карточку, считайте вместе с ним вслух (не забывайте, что всегда первыми нужно отсчитывать монеты наивысшего достоинства).

    После того как ребенок научится подбирать к карточке суммы в 6 центов, 7 центов, 8 центов и 9 центов, переходите к шагу 3. Побуждайте ребенка отсчитывать эти суммы, не пользуясь карточками для подбора.

    Таким образом можно еще раз проверить механически усвоенную ребенком информацию, что один никель и пять центов равны одному дайму.

    Примечание: Шаг 2 может и не понадобиться в том случае, если ребенок способен почти без ошибок перейти прямо от шага 1 к шагу 3. Однако шаг 2 многим детям доставляет удовольствие, и потом это возможность закрепить знания. Позже, после того как ваш ребенок овладеет умением подсчитывать более крупные суммы денег, вы сможете исключить этот шаг из данной процедуры. Но пока мы все-таки советуем вам изготовить карточки для подбора остальных сумм. Просто перекладывайте монеты из кучки на карточки и не забывайте, что начинать всегда надо с монет наивысшего достоинства.

    Процедура IV. Отсчитывает суммы от 11 до 25 центов

    Начните занятия с сумм от 11 до 15 центов. Не забудьте, что на первых уроках следует работать с монетами, рассортированными по кучкам, в соответствии с их достоинством. Когда ребенок научится отсчитывать заданные суммы, этого можно будет не делать.

    Научите его отсчитывать 11, 12, 13 и 14 центов с помощью пенни, после того как уже отложено 10 центов (это может быть либо дайм, либо 2 никеля; желательно их чередовать). Как и уже описанные процедуры, данная процедура состоит из трех шагов. Она начинается с того, что вы отсчитываете и кладете перед ребенком каждую из этих сумм (шаг 1). Затем вы побуждаете его положить нужные монеты на карточки для подбора (шаг 2) и, наконец, просите отсчитывать нужные суммы без карточек (шаг 3).

    Объясните ребенку, что 15 центов можно набрать разными способами (никель плюс дайм, три никеля). Затем посвятите уроки работе с суммами от 16 до 20 центов; при этом сначала отсчитывайте 15 центов с помощью дайма и никеля, а затем прибавляя к 15 центам нужное количество пенни. Наконец, точно так же займитесь суммами от 21 до 25 центов. Вернитесь к рассмотрению эквивалентов квотера.

    Не забывайте побуждать ребенка передвигать монеты слева направо и считать вслух. Оказывайте любую помощь, которая может понадобиться (указывайте на монеты или считайте вместе с ним). Продвигаться вперед следует медленно, не стоит пытаться за один урок сделать слишком много. Продолжительность урока должна быть небольшой (10-20 минут).

    Процедура V. Отсчитывает суммы от 26 центов до 1 доллара

    Помните правила отсчета (надо начинать отсчет с монет наивысшего достоинства). Попрактикуйтесь сначала с 30 центами, затем с 35,40,45 и 50 центами, варьируя комбинации монет разного достоинства и соблюдая процедуру из трех шагов (сначала вы выбираете монеты, затем ребенок отсчитывает нужную сумму с помощью карточек для подбора и, наконец, считает без карточек).

    Затем попрактикуйтесь с "промежуточными" суммами (например, 33, 47 центов). После этого повторите уже известную процедуру для подсчета больших сумм (от 51 цента до 1 доллара).

    Обучая ребенка всем этим навыкам, при счете денег сначала увеличивайте искомую сумму постепенно (например, 30 центов, затем 35 центов). Давать ему задания вразброс можно будет только после того как он хорошо попрактикуется в отчете последовательно увеличивающихся сумм.

    Вариант. Мы предлагаем вам практиковаться в счете по 5,10 и 25 центов. Показать это ребенку с помощью монет можно в любой момент процесса обучения счету. Если ваш ребенок умеет писать, вы можете составлять для него задания на листочках, в которых он должен будет заполнять пропуски. Пример такого задания представлен ниже:

    Процедура VI. Другие навыки, связанные с умением считать деньги

    Когда ваш ребенок усвоит базовые навыки счета денег, вы можете сформировать у него два следующих сходных навыка.

    Читает цены. Начать учить ребенка читать цены (как бы они ни обозначались: 9 центов или $.09) можно в тот момент, когда вы приступите к процедуре III, то есть когда ребенок начнет учиться отсчитывать разные суммы денег. Некоторых детей научить отсчитывать суммы легче, если записывать числа и класть их перед ребенком в качестве зрительной подсказки.

    Детей, способных читать двузначные числа, учить читать цены будет очень легко. Что касается остальных, то сначала нужно оценить их знания, т.е. выяснить, какие числа они умеют читать, а затем обучать остальным - от меньшего к большему, начиная с самого большого числа, которое они знают. Обучать ребенка чтению цен целесообразно на занятиях с монетами.

    Позже вы сможете научить ребенка читать суммы, указанные в счетах: $1, $2, $5 и $10.

    Больше или меньше. Ребенку необходимо также научиться понимать, какая из двух сумм больше (или меньше). Ему нужно также научиться узнавать, хватит ли ему денег для покупки товаров разной стоимости (исходя из того же принципа: больше или меньше).

    Заниматься этим можно, имея дело с реальными суммами денег в монетах или анализируя написанные цифрами цены (когда ребенок научится их читать). Например, можно приготовить ему листочки с заданиями, на которых будут написаны пары чисел, чтобы он кружочками обводил в каждой паре большее число. Начните с чисел, заметно отличающихся друг от друга, например 25 центов и 3 цента. Постепенно, по мере совершенствования умения ребенка различать величины, уменьшайте разность представляемых в одной паре чисел.

    Упражнение на "больше" и "меньше". Обведи кружочком большее число.

    25 центов 3 цента      $.25*   $.03
    20 центов 5 центов    $.20     $.05

    и

    5 центов 25 центов     $.15   $.25
    5 центов 19 центов     $.15   $.19

    * $.25 означает 0,25 доллара, (прим. переводчика)

    Процедура VI. Отсчитывает сдачу

    Научиться отсчитывать сдачу труднее, чем просто отсчитывать заданную сумму денег. Начать заниматься этим можно, после того как ребенок, во-первых, научится с помощью монет разного достоинства отсчитывать суммы от 1 до 25 центов без карточек для подбора и, во-вторых, будет понимать эквиваленты. Основной вид упражнений здесь: вы даете ему некоторую сумму денег, а он дает вам сдачу. Если ребенок умеет читать цифры, то в качестве зрительной подсказки стоит использовать самодельные ценники.

    Например, вы говорите ребенку: "Я хочу купить что-то за 5 центов". Даете ему дайм. Его задача - посчитать вслух от 5 (цена товара) до 10 центов (которые вы ему дали) и, посчитав, дать вам соответствующую монету (или монеты). Таким образом, отсчет сдачи включает в себя такие же шаги, как и отсчет суммы. Ребенок считает, начиная с суммы, которую нужно заплатить, до суммы, которую ему дали. Сначала упражняйтесь с суммами, кратными пяти, так как ребенок уже механически выучил эти операции. Например:

  • вещь стоит 5 центов, а вы даете дайм;
  • вещь стоит 10 центов, а вы даете квотер;
  • вещь стоит 15 центов, а вы даете два дайма.

    Позже начните вводить промежуточные суммы. Тогда ребенок должен будет сначала находить, сколько пенни не хватает до ближайших 5 или 10 центов, а затем посчитать никели и даймы. Работайте над суммами не более 25 центов до тех пор, пока ребенок не усвоит необходимые операции.

    Комментарии

    При отсчете необходимых сумм ребенок начинал с монеты наибольшего достоинства. Порядок действий при отсчитывании сдачи, как правило, должен быть обратным: побуждайте его начинать с монеты наименьшего достоинства - считать, сколько пенни не хватает до ближайших 5 или 10 центов, затем считать, сколько остается никелей и даймов до ближайшего значения в 25 центов, затем - сколько квотеров до 1 доллара. Например, при отсчете сдачи с 1 доллара за вещь, которая стоит 0,19 доллара, ребенок должен отсчитать 1 пенни, 1 никель и 3 квотера. Усвоить эту идею поначалу очень трудно, и для того чтобы ребенок научился правильно отсчитывать сдачу, ему, вероятно, потребуется некоторое время.

    Вариант. Попросите ребенка что-нибудь купить у вас. Вы дадите ему сдачу, а он пересчитает ее, чтобы убедиться, что все в порядке. Когда он научится это делать хорошо, попробуйте однажды дать ему сдачу неправильно и проверьте, заметит ли он ошибку.

     

     


  •  

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK