Autism.Ru

 

Наша группа VK

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ.

ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Самоагрессия

В соотношении "агрессия - самоагрессия" ведущей является первая. Самоагрессия, однако, тоже характерна для таких детей. Она может выражаться и в физической форме (когда ребенок кусает, расцарапывает свои руки), но чаще встречаются ее проявления в вербальном плане. Говоря о проявлениях самоагрессии в вербальном плане, мы имеем в виду не столько тот факт, что такой ребенок застревает на неприятных впечатлениях (разговоры о помойках, пожарах, болезнях), сколько то, что он ставит себя в центр воображаемой устрашающей ситуации. Он либо тот, кто принимает наказание, либо тот, кто становится жертвой стихии, либо тот, кто страдает от тяжелой болезни. Например, запрет взрослого выглядывать из окна, залезая на подоконник, ребенок встречает словами: "Пусть я упаду с высоты девятиэтажного дома и разобьюсь на мелкие кусочки". Эти тенденции усиливаются при попытках взрослого пресечь нежелательные влечения ребенка, запретить ему подобные агрессивные фантазии.

Единственный выход в устранении таких разрядов самоагрессии - не фиксировать дополнительно внимание ребенка на страшных, тяжелых впечатлениях, давать им по возможности вербальное положительное разрешение. Безусловно, подобные влечения, соответствующие проявлениям самоагрессии, следует держать все время под контролем, но не категорично запрещая их, а используя для взаимодействия с ребенком, вводя в контекст социально приемлемых и "нужных" увлечений или деятельности (так, например, если ребенок фантазирует, как он может сгореть, можно развить тему, "как замечательно стать ловким, смелым пожарником" и т. п.).

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK