Autism.Ru

 

Наша группа VK

Гилберг К., Питерс Т.
АУТИЗМ: МЕДИЦИНСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Аутизм как нарушение развития
Таблица основных этапов развития

История научных исследований по проблеме аутизма претерпела значительные изменения за последние 20 лет. Вначале (в то время, когда аутизм рассматривался как психоз) ориентация была строго направлена на психопатологию.

Особое внимание уделялось характеристикам аутистических людей, их странного, хаотичного поведения. Заголовки ранних книг по аутизму могут служить этому иллюстрацией ("Fremde unter uns" ("Чужой среди нас"), "De lege vesting", "Аутсайдер"). Но люди в какой-то мере всегда боятся того, что представляется им "непохожим", непонятным, и такое отношение автоматически ведет к сегрегации.

Постепенно значительное внимание переместилось к точке зрения о том, что аутистические люди, конечно, имеют набор специфических расстройств, но многое из их поведения, однако, может рассматриваться в рамках нормального развития.

Исследователи в данный момент более склоняются к рассмотрению этой проблемы с точки зрения развития (международные классификационные системы были также пересмотрены, и сейчас аутизм относится к нарушениям в развитии, а не к психическим болезням, как это было ранее): отправной точкой стало сравнение развития аутистических с развитием нормальных детей (Шоплер и Рейчлер, 1979; Шоплер, Рэйчлер и Лэнсинг, 1981;Питере, 1984).

Дальнейшее наблюдение, которое было сделано на этом этапе, заключается в том, что так называемые умственно отсталые люди будут, например, иметь трудности в понимании значений картин и объектов. Они, однако, не должны сразу же быть отнесены к аутистам. Большое отличие в том, что аутисты не могут понять символического уровня, соответствующего их интеллектуальному возрасту. Или, другими словами, является нормой то, что в возрасте 16 месяцев дети не понимают слова, в 8 месяцев -не понимают рисунков, в 4 месяца не понимают символического значения объектов.

Человек с аутизмом, однако, имеет отличающийся профиль развития, и как результат этого - более "расщепленный" тип личности ("шизофрения", "расщепление личности", можно сказать, что эти термины не относятся к абсолютно другому психиатрическому синдрому). И именно в этой триаде: коммуникация, социальное взаимодействие и воображение, где этот схизис находит наиболее сильное проявление.

Аутистические люди, однако, отстают в определенных областях развития. Для демонстрации этого в определенной и понятной манере описание раннего развития трех вышеуказанных навыков у детей с аутизмом расположено вместе с описанием нормального развития этой триады признаков.

Таблица 1

Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизм

Речь и коммуникация
Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
2 Издавание гласных звуков, гуление  
6 "Диалоги" в виде издавания гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. Плач тяжело интерпретировать.
8 Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты. Ограниченные или необычные гуления (такие как визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения.
12 Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение. Язык более часто используется для комментирования окружающей среды. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
18 Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Перенесение значений слов (напр., "папа" - обращение ко всем мужчинам). Использование языка для комментариев, прошения объектов и совершения действий. Привлечение внимания. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация.
36 Словарный запас около 100 слов.
Многие грамматические морфемы (мн.ч. прош.вр. предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. Возрастает использование языка для обозначения "там и тогда".
Задает много вопросов главным образом для продолжения разговора чем для получения информации.
Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохой ритм, интонация. Бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
48 Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. Будет спрашивать объяснения высказываний. Приспосабливает уровень языка в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя). Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ передач. Произносит просьбы.
60 Использует больший комплекс структур. В основном владеет грамматическими структурам и Способен оценивать предложения как грамматические / неграмматические структуры и делать исправления. Развивает понимание шуток и сарказмов узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия. Редко задает вопросы, если они появляются то носят повторяющийся характер. Нарушен тон и ритм речи.
Социальные взаимодействия
Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
2 Поворачивает голову и глаза на звук Улыбается при общении.  
6 Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки Повторяет действия, имитируя взрослого. Менее активен и требователен, чем нормальный ребенок Небольшое количество детей очень возбудимы Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальных проявлений.
8 Отличает родителей от незнакомых людей Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми Игры в прятки ('ку-ку") и др. похожего типа сценария. Показывает объекты взрослым Машет на прощание Плачет или ползет за мамой после того как она уходит. Ребенка трудно успокоить если он огорчен Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие Около 1/3 детей любят внимание но мало выражают интереса к другим.
12 Ребенок чаще инициирует игры Ведущая в той же мере как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми. Контактность обычно уменьшается как только ребенок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.
18 Появляется что-то похожее на игру показывает предлагает, берет игрушки Игра с самим собой или параллельная остаются более типичными.  
24 Появляются эпизоды похожие на игру Среди большой моторной активности проявляется похожая на игровую деятельность (напр. игры типа Догони и дотронься в большей степени чем общая игра с игрушками). Обычно отличает родителей от других. небольшой привязанности не выражает Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.
36 Обучаются взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства Любит смешить других Хочет сделать что-то хорошее родителям. Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значении наказания.
48 Распределяет роли со сверстниками в социодраматической игре Предпочитает друзей по игре Взаимодействует со сверстниками вербально иногда физически Исключает нежелательных детей из игры. Не способен понять правила игры.
60 Использует больший комплекс структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения - как грамматические/неграмматические структуры и делать исправления. Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания Присутствует эхолалия. Редко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер. Нарушен тон и ритм речи.
Развитие воображения
Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
6 Недифференцированные действия с одним объектом  
8 Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов Использование 2-х объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым). Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.
12 Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов). Приемлемо использует 2 или более объектов.  
18 Частые символические действия (воображают разговор по телефону процесс питья и т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка. Активная роль в деятельности похожей на игру.
24 Часто использует правила игры применительно к куклам игрушечным животным взрослым (напр., кормит куклу). Выполняет действия похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит белье). Развиваются несколько последовательных воображаемых действий (накормить куклу, укачать ее и уложить в постель). Воображаемая игра проводится в движение с помощью игровых предметов. Небольшая любознательность/исследование окружающей среды Необычное использование игрушек-волчков щелчков и расположение объектов по линии.
36 Перепланировка символической игры - объявление о попытке и поиске нужных предметов. Замена одного объекта другим (напр. кубиком заменяется машина). Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (напр. куклы поднимают свою собственную кружку). Часто произносит названия объектов. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет и т.д. Многие обладают хорошими способностями в зрительных/моторных манипуляциях таких как в головоломке "Собери картинку из частей"
48 Социодраматическая игра творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета в котором нуждается (напр воображает наливание из несуществующего чайника) Темы реальной жизни и фантазии могут играть важное значение в течение продолжительного времени. Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы и др. в основном ребенок выступает в качестве ведущего лица Символическая игра, если такая есть в наличии, ограничена до простейшей, повторяющейся схемы. По мере того, как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени не занимаясь игровой деятельностью Многие не комбинируют игрушки в игре.
60 Речь очень важна при представлении темы распределении ролей и разыгрывании драмы. Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры.

Внимание!
Таблица данных развития детей с аутизмом не может рассматриваться слишком буквально. Во-первых, ранние стадии аутизма полностью не изучены. Во-вторых, очень важны индивидуальные особенности. В результате этого, часть родителей не распознают некоторые особенности развития детей, указанные в таблице.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK