Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.
Поддержка аутичных и отстающих
в развитии детей Сборник упражнений для специалистов и родителей
ОГЛАВЛЕНИЕ ||
Реестр 1 >
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Реестр 2 >
10 |
11 | Реестр 2Раздел 11 Самостоятельные записиСистематические записи о занятиях и достигнутых учебных успехах ребенка нужно проводить по многим важным причинам:
Они предоставляют гарантированную основу для оценки учебного прогресса ребенка и возникающих трудностей.
Они предоставляют основу для решения отменить задание, оставить или заменить его другим.
Они подходят как средство, для разъяснения учебной программы и темпа обучения ребенка учителям, воспитателям, родителям, практикантам и другим лицам, которые занимаются созданием индивидуальной программы совершенствования.
Записи должны вестись так, чтобы они удовлетворяли эти требования, но не перегружали того, кто ведет их. Необходимость приспособить записи к определенному ребенку и ситуации показывает, что нельзя использовать один и тот же формуляр для всех детей. Поэтому для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная схема, которая, с одной стороны, должна быть практичной в применении, а с другой стороны, содержать достаточно важной информации. Как правило, чаще всего используются формуляры, которые разработаны теми, кто их использует.
Следующие примеры иллюстрируют три типа формуляров, которые могут служить в качестве стимула для создания собственных схем записи:
Тип 1: Документация текущей учебной программы. Этот формуляр содержит: 1) что изучалось, 2) как долго, 3) какие следующие шаги были предприняты (см. табл. 1).
Тип 2: Подробное изложение учебного задания. Подробные записи полезны: 1) если упражнение состоит из многочисленных малых этапов, 2) если ребенок при изучении этих этапов имеет трудности и 3) если при овладении этими этапами необходимы настойчивость и терпение (см. табл. 2).
Тип 3: Документация спонтанных способов поведения, которые проявляются вне занятий, но имеют отношение к учебным целям. Этот вид записи особенно важен в работе с аутичными детьми, так как они часто приобретают во время структурированных ситуаций навыки, которые они вряд ли применяют спонтанно в быту. Нет смысла прививать детям навыки, которые они не используют в повседневной жизни. Поэтому очень важно помочь им, чтобы способности, приобретенные в учебных ситуациях, стали составной частью их спонтанного ежедневного поведения.
Лучший способ достичь этого состоит в том, чтобы использовать спонтанные наклонности ребенка для овладения этими навыками. Это требует внимательного наблюдения, когда и как проявляются эти спонтанные наклонности в повседневной жизни. Если записывают, что делает ребенок спонтанно, и как проявляются определенные способы поведения, то наблюдают за поведением ребенка особенно внимательно. Это то постоянное внимание, с помощью которого родители и воспитатели смогут найти пути, помогающие ребенку спонтанно использовать в быту новые навыки (см. табл. 3).
Имя: Петр
Функция |
Упражнение |
месяц |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
Имитация |
Вылепить из пластилина 3 фигурки |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
Имитация |
Подражать шумам: ложка, колокольчик,погремушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тонкая моторика |
Отвинтить крышку |
|
|
|
|
NB |
|
|
|
|
Координация глаз, и рук |
Нарисовать горизонтальные вертикальные линии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функции по уходу за собой |
Самостоятельно застегнуть три большие пуговицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальные способности |
Помочь носить предметы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание речи |
Сочетать 4 предмета с соответствующими рисунками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речь |
Помахать на прощанье (с помощью) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1. Тип 1 - Документация текущей учебной программы.
В = упражнением овладел,
S = упражнением овладел, продолжено в более сложной форме,
NB = упражнением не овладел, продолжено в измененной форме,
NB+= упражнением не овладел, прогресс очевиден,
Е= упражнением не овладел, продолжено в измененной форме,
А = упражнением не овладел, прекращено
Имя: Петр
Упражнение: одевание - брюки
Распределение упражнения на отдельные этапы |
Дата выполнения и вид помощи |
1. Взять брюки обеими руками |
15.02. DH |
2. Привести штанины в удобное положение |
15.02. DH |
3. Просунуть первую ногу |
|
4. Просунуть вторую ногу |
|
5. Подтянуть брюки до колен |
|
6. Встать, держать пояс брюк |
|
7. Подтянуть обеими руками пояс до бедер |
|
8. Подтянуть пояс обеими руками до талии |
06.02. DH 09.02. SH 15.02. SH |
Таблица 2. Тип 2 - Детальная запись учебного упражнения.
DH = выполнение учебного этапа с непосредственной помощью,
SH = выполнение учебного этапа с символической помощью (речь или жесты),
S = спонтанное решение (без помощи).
Записи показывают, что эта мама начала упражнение с последнего этапа. Этот метод известен как " реверсионный". Записи показывают далее, что ребенку на каждом отдельном этапе сначала оказывалась физическая помощь, и что на отдельных этапах она была более необходимой, чем на других
Имя : Петр
Дата |
Речевые или символические выражения |
Что имеется в виду? |
Где? |
Кому? |
15.02. |
"Книга" |
Искать книгу |
Жилая комната |
маме |
15.02. |
"Книга" |
Книга найдена |
Жилая комната |
маме |
15.02. |
"Идти" |
Открывать дверь |
Прихожая |
маме |
15.02. |
"Автомобиль" |
Видит автомобиль отца |
Дверь |
? |
15.02. |
"Вниз" |
Хочет слезть вниз |
Плечи отца |
папе |
15.02. |
"Сядь" |
Подражает маме |
За столом |
? |
15.02. |
"Отодвигает тарелку" |
Сыт |
За столом |
маме |
16.02. |
"Вверх"(подни мает руки) |
Хочет на плечи отца |
Жилая комната |
папе |
Таблица 3. Тип 3 - Записи спонтанных выражений.
Эти записи содержат важную информацию для дальнейшего планирования совершенствования. Они показывают, что Петр использует односложные предложения, что одно и то же слово имеет для него разное значение и что он хочет выражаться в разных ситуациях. Поэтому было запланировано научить его следующим словам, которые были бы для него полезны, например: "высоко", "отец", "нет" и "на".
|
|