Autism.Ru

 

Наша группа VK

Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей
Сборник упражнений для специалистов и родителей

ОГЛАВЛЕНИЕ ||   Реестр 1 > 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |   Реестр 2 > 10 | 11 |

Реестр 2

Раздел 10 Особенности поведения

Мы обнаружили пять наиболее часто встречающиеся категорий особенного поведения аутичных детей и детей с другими подобными нарушениями развития:

1) поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове;
2) агрессивное поведение: биение или оплевывание;
3) прекращение деятельности через бросание предметов, крик или уход из-за стола;
4) постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов;
5) дефицит поведения: неконтролированное поведение, недостаток спонтанности, нежелание физического контакта, краткая продолжительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.

В этом разделе изложены мероприятия, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с проблематичными способами поведения отдельных детей. Имеются два типа мероприятий, которые могут быть необходимыми в рамках целенаправленной программы совершенствования:

1) такие, при которых проблематичное поведение проявляется в отдельных местах программы совершенствования;
2) такие, при которых проблематичное поведение делает бесполезным любой вид направленного процесса и несовместимо с приобретением новых навыков.

В первом случае лучшими мероприятиями являются такие, которые можно ввести в структуру задания. Первоочередные цели программы совершенствования не подвергаются ими сомнению, а контроль за поведением ребенка остается подчиненным аспектом программы. При сложных нарушениях поведения, которые ставят под вопрос прогресс в совершенствовании, поведение нужно взять под контроль, прежде чем начать выполнение упражнений. В этих случаях направленное выполнение упражнений должно следовать за работой над улучшением поведения. Только когда направленное совершенствование и изучение новых навыков становятся невозможными, изменение поведения становится первоочередным предметом дальнейшего действия.

Как показал опыт, педагоги и родители, приобретая все больший опыт, могут взять под контроль ряд отклонений в поведении своих аутичных детей, выполняя различные упражнения. По этой причине граница между обоими видами нарушений поведения не всегда ясна. Однако при составлении программы полезно иметь в виду эти различия, содержащие аспекты изменения поведения.

Так как первая серия следующих примеров (V-1-13) является разделом из программы совершенствования конкретно определенных детей. Вы имеете данные о биографическом описании и об анализе поведения, которое нужно изменить. Важнейшие биографические данные объединены под названием "характерные черты", но это не означает, что изложенные мероприятия применимы лишь к ребенку с этой характеристикой. Эта информация дается скорее для того, чтобы показать, как мы относимся к нарушениям поведения в рамках одного занятия.

Другими существенными моментами в планировании мероприятий по устранению нарушений поведения являются:

  • значение, которое придается проблемам воспитания родителями и педагогами;
  • ситуации, в которой оно проявляется;
  • безуспешные попытки взять поведение под контроль.
  • Эта базовая информация для выбора учебной цели и стратегии вмешательства дана под названием "Анализ". Этим подробным изложениям следует серия кратких примеров возможных мероприятий (V-14-29), которые должны предоставить читателю широкий спектр методик по влиянию на нарушения поведения. Все описанные здесь методики можно с успехом применять лишь тогда, когда они будут точно соизмерены с особенностями ребенка и ситуации.

    Этот раздел не представляет собой ни полный каталог особенностей поведения аутистичных детей, ни полный список возможных мероприятий.

    V-1. Поведение, приносящее повреждения самому ребенку

    Проблема: Кусание своей руки

    Характерные черты: Дима, 8 лет, уровень развития примерно 4-5 - летнего ребенка, коммуникативные способности ребенка примерно 2 лет. Его рука изуродована в результате длительной привычки кусать себе руку, когда его побуждают к какому-нибудь действию или при переходе от одного действия к другому.

    Анализ: Кусание - это способ, которым Дима сообщает о стрессе. Этим он добивается того, что окружающие дают ему то, что он хочет иметь, или они отказываются от своих требований. Восприятие боли у него недостаточно сильное, чтобы препятствовать повреждению его руки. Ему нужен другой путь, чтобы сигнализировать о стрессе. Вы должны распознать это сообщение и найти компромисс (например, оказать большую поддержку, сократить задание, заменить ему то, что он не может сделать и т.д.).

    Учебная цель: Дима должен научиться сообщать о своем неудовольствии способом, который делает кусание излишним.

    Мероприятие: Внимательно наблюдайте за Димой во время занятия, чтобы Вы могли вмешаться прежде, чем он начнет кусать. Быстро схватите его руку, когда он несет ее ко рту, отведите ее под стол и скажите: "Руку вниз!". Потребуйте, чтобы он Вам подражал. Покачайте головой и скажите: "Нет, не работать!" или "Нет, хочу конфету!" - в зависимости от того, какое у него настроение. Когда он подражает, согласитесь и скажите: "Хорошо, Дима, я помогу тебе" или "Хорошо, Дима, еще раз и я дам тебе конфету".

    V-2. Поведение, приносящее повреждения самому ребенку

    Проблема: Биение по голове

    Характерные черты: Анна - ловкая, живая 4-летняя девочка. Ее общее развитие как у 2,5-летнего ребенка, но говорит она менее 5 слов. Она осознанно воспринимает другого человека и может оценить его реакцию на ее поведение. Ее настроение колеблется самым непредсказуемым образом. Уже в течение года она бьется головой о стенку, если она возбуждена вмешательством в ее игру или без очевидной причины. Это поведение очень беспокоит ее родителей, но не наносит очевидных физических повреждений. Ни наказания, ни поощрения не оказывают на ее поведение ни малейшего влияния.

    Анализ: Биением о стенку Анна привлекает к себе внимание других. Она не заботится о том, идет речь о гневе или наказании, или об озабоченности или расположении. Она знает, что удары головой приводят к тому, что требования снимают и она делает, что хочет.

    Учебная цель: Биение головой нужно пресекать реакцией неприятия, т.е. не обращаться к ней сразу же и не снимать требования

    Мероприятие: Поставьте стол и стул Анны во время занятия так, чтобы она не могла достать головой до стены. Когда она начинает биться головой о поверхность стола, отодвигайте к себе учебный материал и отворачивайтесь от нее. Посчитайте до десяти, повернитесь опять к ней и верните ей материал. Сначала помогите ей. Похвалите, если она продолжает упражнение. Каждый раз реагируйте подобным образом, если она бьется головой, но не прерывайте задания, пока не окончите его. Вы можете сократить упражнение, если Анна в этот день особенно возбудима, но следите за тем, чтобы она самостоятельно сделала последний шаг и чтобы знала, что из-за биения головой занятие не прервалось. Повторяйте это в течение двух недель и ведите таблицу, где отмечайте, как часто она бьется головой. Важно уделять ей много внимания и часто хвалить, если она не бьется головой.

    Дата
    Игра
    Отметки, сколько раз отворачивался взрослый,
    когда ребенок бился головой
    20.01
    Игра в диски
    ІІІ

    Таблица случаев биения головой

    V-3. Агрессивность

    Проблема: Оплевывание других людей

    Характерные черты: Сергей - 13-летний мальчик с умственным развитием 3-летнего ребенка. С некоторого времени плюет в лицо младшему брату, иногда другим детям и при случае незнакомым взрослым, кроме родителей. Все попытки отучить его были безуспешны. Пытались говорить ему "нельзя", отсылали в его комнату, давали пощечину или разрешали младшему брату стукнуть его в отместку. Сергей не понимает ни уговоров, ни угроз о последующих выводах. Плюет он без всякого повода.

    Анализ: Мы не знаем, почему Сергей плюет на своего брата и других лиц, но тот факт, что он не делает этого со знакомыми взрослыми, показывает, что он может подавить в себе это поведение, если видит в этом необходимость. Наказание, которое Вы применяли, не является достаточно неприятным и не связано непосредственно с плеванием. Поэтому Сергей не в состоянии установить связь между плеванием и Вашей реакцией.

    Учебная цель: Сергей должен отучиться от плевания на других лиц

    Мероприятие: Попросите брата Сергея Андрея принять с Вами участие в игре с Сергеем, которая не трудна для него (например, рисование кругов, раскладывание картинок лото). Организуйте это общее занятие так, чтобы каждый выполнял задание по очереди. Посадите Андрея рядом с Сергеем так, чтобы он имел возможность плюнуть. Каждый раз, когда Сергей плюет, всовывайте ему на мгновение в рот кончик платка, смоченный в растворе табака. Затем возвращайтесь к игре. Заносите в таблицу каждый случай плевания. Таблицу ведите минимум неделю. Когда плевание во время игры находится под контролем, поступайте подобным образом и в случаях, когда Сергей плюет на взрослых. (Обычно в этих случаях используют уксус, мы, однако, предлагаем раствор табака, так как Сергей уксус любит. Вы должны четко следить, чтобы раствор попадал только в рот, а не на другие части тела.)

    П - плевание
    Т - табачный раствор

    Понедельник
    Вторник
    Среда
    Четверг
    Пятница
    Суббота
    Воскресенье
    П - Т
    П
    П - Т
    П - Т
               

    Таблица случаев плевания на других лиц

    V-4. Агрессивность

    Проблема: Бьет взрослого по лицу

    Характерные черты: Петр - 4-летний мальчик, уровень развития примерно 18 месяцев. Он не понимает ни речи, ни жестов. Привык бить других людей по лицу. Это проявляется тогда, когда от него требуют во время занятий быть внимательным или что-то сделать.

    Анализ: Своим ударом Петр выражает неудовольствие ситуацией. Это его реакция на повышенное требование. Так как коммуникация является важнейшей учебной целью для Петра, давайте не будем отнимать у него возможность выражать свои чувства, а покажем ему другой путь, чтобы заявить о себе. Если он будет в состоянии проявить свои потребности, то ему не нужно будет больше бить.

    Учебная цель: Петр должен научиться показывать жестом, что он устал или перетрудился, и что ему нужен перерыв.

    Мероприятие: Всегда, когда Петр хочет ударить Вас во время занятия, задержите его руку и скажите спокойно, но твердо: "Не бить!". Научите его другому знаку для прекращения действия (например, горизонтальные, направленные в стороны движения обеих рук ладонями вниз). Если он делает такой знак, то похвалите его, и пускай он делает некоторое время, что хочет. Затем продолжайте занятие, но выберите действие, которым он хорошо владеет. Оказывайте ему достаточно помощи и часто хвалите его. Пусть он дает знак о перерыве тогда, когда Вы заметите, что он хочет Вас ударить. Позвольте ему прервать упражнение на короткое время, после того как он сделает этот знак, чтобы он видел, что Вы его понимаете. Когда Петр научится объясняться во время занятий за столом таким образом, научите его использовать этот знак в других ежедневных ситуациях, когда он чувствует себя переутомленным.

    V-5. Прерывание деятельности

    Проблема: Бросание предметов

    Характерные черты: Роман - 4-летний мальчик с умственной отсталостью средней степени, не разговаривает. Занятия дома и в садике становятся все труднее, так как он часто бросает на пол учебный материал. Это поведение стало также тяжестью для всей семьи, так как он бросает всевозможные предметы домашнего хозяйства. Проявляется это чаще всего тогда, когда ему дают задания, которые не нравятся, или когда он не получает то, что хочет. В прошлом был использован целый ряд мер, но все без успеха: призывы, игнорирование, приказы поднять предметы, изменение занятий и удары по руке, когда он что-то бросает. Во время двигательной терапии в садике заметили, что он не переносит физических ограничений.

    Анализ: Бросая предметы, Роман успешно контролирует свое окружение. Он может в любой момент прервать задание и помешать Вам привить ему новые навыки. Это поведение опасно для него и для других, так как он не может оценить, что ценно, разбиваемо или опасно. Он не научится подавлять это поведение, если не поймет, что это влечет за собой неприятные последствия. Такими неприятными последствиями могли бы быть для Романа физические ограничения.

    Учебная цель: Отучить от бросания предметов во время занятий.

    Мероприятие: Сконцентрируйтесь в течение последующих двух недель на том, чтобы отучить Романа от бросания предметов во время занятий. Вне занятий сделайте следующее:

  • уберите все ценные предметы за пределы его досягаемости;
  • держите его в поле зрения и уделяйте ему внимание, прежде чем он возьмет предмет, чтобы его бросить;
  • не обращайте внимания, если он действительно что-то бросит.
  • На занятиях поступайте следующим образом: давайте ему только легкие задания. Каждый раз, когда Роман что-то бросит (кубик, палочку, кольцо и т.п.), реагируйте немедленно, говоря ему твердым тоном: "Не бросать!". Затем возьмите его руки, опустите их вниз и крепко прижмите к его телу. Поверните свою голову в сторону и считайте до 30. Затем отпустите его руки, повернитесь опять к нему и дайте ему в руку следующий предмет, с которым он должен работать. Заносите каждый случай бросания предмета в таблицу. Не вставайте, чтобы поднять брошенный предмет. Имейте достаточно материала, чтобы закончить упражнение, не поднимаясь. Поступайте таким образом всегда, когда он что-то бросит. Когда он не бросает предметы, дайте ему что-нибудь, например изюм, и похвалите его словами: "Хорошо сделано!". Улыбнитесь ему и поаплодируйте.

    Дата
    Деятельность
    Частота бросаний
    Частота поощрений за неиспользованный бросок (изюминки)
    20.01
    Доска с 2-мя отверстиями
     
    1111111

    Таблица бросков

    V-6. Прерывание деятельности

    Проблема: Крик и плач при малейших требованиях

    Характерные черты: Ольга - 6-летняя девочка в границах умственной отсталости. На все поручения, которые ей даются, она реагирует твердым сопротивлением и кричит: "Нет, нет, не хочу!". Или начинает плакать. Это продолжается до тех пор, пока не вмешаются родители. Она сопротивляется идти с мамой за покупками, затем она плачет, так как ее оставляют дома, потом она не хочет садиться в автомобиль и т.д. Простейшие жизненно важные требования вызывают у нее одинаковую реакцию. Ее родители испытали самые разнообразные формы поощрения: похвалу, сладости, любимое занятие или оставляли ее в покое. Ничто не помогало. Они озабочены и разочарованы отрицательной реакцией Ольги при попытке помочь ей, а им хотелось бы, чтобы она делала все, и чтобы ее не нужно было наказывать.

    Анализ: Сопротивление Ольги не имеет ничего общего со степенью трудности требования, а лишь с требованием освоить новое действие или привычку. У нее нет достаточно четкого представления о том, что она собственно хочет, кроме того, что она хочет сохранить контроль над ситуацией. Обещания на будущее недостаточно привлекательны, чтобы преодолеть сиюминутное нежелание, которое связано с изменением ее поведения. Ее родители не хотели бы оказывать принуждение.

    Учебная цель: Устранение плача и крика во время требований

    Мероприятие: Во время следующих двух недель ведите таблицу о криках и плаче, чтобы установить, имеют ли воздействие на нее следующие мероприятия:

  • игнорируйте крик и плач;
  • оказывайте ей много поддержки, осторожно ведя ее руками и прикасаясь к ним;
  • положите небольшое вознаграждение в поле ее зрения, которое она получит, как только выполнит задание.
  • Два раза в день садитесь с Ольгой за стол и давайте ей небольшое задание, при выполнении которого не нужно разговаривать (сортирование, сочетание, рисование и т.п.). Положите поблизости вознаграждение и объясните, что она его получит, как только закончит упражнение. Игнорируйте любой протест и сразу же начинайте упражнение, сами делайте первый этап. Помогите ей при выполнении следующего. Не давайте речевых указаний, а улыбайтесь, когда она работает. Не обращайте внимания на ее выражения, а часто оказывайте ей поддержку, беря ее руку, если она прекращает деятельность. Как только она закончит задание, похлопайте ее по плечу, улыбнитесь, дайте ей поощрение. Запишите в таблицу, как она отреагировала.

    Дата
    Деятельность
    Частота случаев оказания помощи
    Уровень крика (без /легкий/ средний / сильный)
    20.01
    Сортирование
    111111
    Средний

    Таблица учета крика

    V-7. Прерывание деятельности

    Проблема: Вскакивание из-за стола во время приема пищи

    Характерные черты: Саше 4,5 года. Он ловкий в движениях и чрезвычайно активный мальчик. Он понимает других лиц, если они говорят с ним короткими предложениями, но он отвлекается и неспокоен, чтобы понимать речевые объяснения. Прием пищи семьей постоянно прерывается из-за поведения Саши. Он берет еду с тарелок других, вскакивает из-за стола и убегает, чтобы тут же вернуться и опять взять что-нибудь из другой тарелки. Родители и били, и ругали, и пытались привязать его к стулу. Последнее мероприятие вызвало ужасный взрыв бешенства.

    Анализ: Во время приема пищи Саша создает постоянное напряжение или тем, что постоянно нужно считаться с его выходками, или тем, что нужно прерывать прием пищи, чтобы позаботиться о нем. Он находится в центре внимания и он, видимо, одинаково воспринимает положительное или отрицательное внимание. Чтобы разбить этот замкнутый круг, необходимо, чтобы Вы уделяли ему внимание только тогда, когда он ведет себя правильно, и чтобы Вы убирали от него пищу, если он не сидит за столом или ест из чужой тарелки.

    Учебная цель: Саша должен научиться сидеть за столом во время приема пищи

    Мероприятие: Важнейшим моментом, о котором Вы постоянно должны думать, является то, что Вы поощряете примерное поведение вниманием и похвалой, а непримерное поведение не поощряете вниманием любого вида. Посадите Сашу за стол так, чтобы он со своего места мог дотянуться только до своей тарелки. Если он встает, то игнорируйте это полностью. Не зовите его и не смотрите ему вслед. Когда он вернется и сядет, посмотрите на него, улыбнитесь и скажите: "Хорошо, мы сидим и обедаем". Если он попытается взять что-нибудь из тарелки, не садясь, то не говорите с ним. Вместо этого поставьте его тарелку в центр стола и не давайте ему ее, пока он не сядет на свой стул. Когда семья пообедает, примерно через 20 минут уберите все остатки. Не давайте Саше больше ничего есть, разрешается только десерт. Чтобы это мероприятие имело успех, Саша должен ждать до следующего приема пищи, даже если он еще голоден. Ведите записи о том, как часто он уходит из-за стола во время приема пищи.

    Дата
    Прием пищи
    Частота вскакивания из-за стола
    Десерт, поданный позже
    20.01
    завтрак
    111
    Яблоко

    Таблица вставания из-за стола

    V-8. Стереотипы

    Проблема: Взятие в рот несъедобных предметов.

    Характерные черты: Оксана, довольно пассивная 8-летняя девочка, интеллектуально слегка недоразвита, но имеет хорошую память о повторяющихся действиях, сама научилась читать, способность, которая значительно превосходит все остальные. В понимании речи она значительно отстала по сравнению с умением читать. Когда она смотрит телевизор, это ее любимое занятие, она отрывает клочки бумаги, пленки, кнопки и т.п. и жует их. Выходя на улицу, она берет в рот палочки, цветы, листья. Прием пищи в семье нарушается тем, что она берет из стакана кусочки льда и жует его. Оксана очень волнуется, когда ей мешают заниматься этим. Отучить ее от этой привычки было невозможно. Ее били, ругали, закрывали в комнате, хвалили, когда она не брала ничего в рот, но все безуспешно. Оксана понимает, о чем идет речь, вынимает предметы изо рта, если это от нее требуется, но сразу же забывает, если смотрит телевизор или выходит играть на улицу.

    Анализ: Оксана может не брать предметы в рот, если ей об этом напоминают, но без такого напоминания она не замечает, что делает. Эта привычка опасна, так как в рот ребенок может взять ядовитые ягоды или средства борьбы с вредителями в саду. Оксане нужно что-то, что напоминало бы ей правило "Не брать в рот!", Когда матери нет дома. Полезной может стать ее способность читать.

    Учебная цель: Оксана должна научиться подавить в себе привычку брать предметы в рот без напоминания матери.

    Мероприятие: Начнем с того, что научим Оксану читать "Правила" и тем самым используем их, чтобы взять под контроль ее импульсы. Если она однажды поймет, что может читать правила, а не брать информацию с Ваших слов, то можно использовать этот метод в большом количестве разных ситуаций.

    1-й этап: Когда Вы занимаетесь с ней, поставьте бокал с кубиками льда и ложкой в пределах ее досягаемости. Перед стаканом поставьте табличку с надписью "Бери лед ложкой!" Как только она это забудет и положит лед пальцами в рот, ничего не говорите, а быстро уберите стакан и высыпьте лед. Покажите на табличку и велите ей прочитать ее. Объясните ей: "Ты забыла правило. Попробуем позже еще раз". Через 5-10 минут дайте ей новый шанс.
    2-й этап: Во время занятия положите в пределах ее досягаемости предметы, которые она любит брать в рот. Поставьте табличку с надписью "В рот не брать!" Скажите ей, что она получит жевательную резинку, если 10 минут будет придерживаться правила. Не напоминайте ей больше словами, если она забудет правило, а уберите жвачку.
    3-й этап: Под телевизором прикрепите табличку с надписью "Ничего не брать в рот!" Ничего не говорите. Наблюдайте за ней и каждый раз выключайте телевизор, если она забывает правило и берет что-то в рот. Покажите на табличку и покачайте головой. Не ругайтесь и не пытайтесь успокоить ее словами, когда она заволнуется и будет злиться.

    V-9. Стереотипы

    Проблема: Стереотипный вопрос "Который час?" задаваемый несмотря на ситуацию без внимания к ответу.

    Характерные черты: Олег, толстый, пассивный 10-летний мальчик со средней степенью умственной отсталости. Он чрезвычайно интересуется днями рождения, телефонными номерами, номерами автомобилей и указателями времени, имеет на это отличную память. Вопрос о времени он задает чаще всего. Он спрашивает о времени, даже когда стоит перед часами и сам может все хорошо видеть. Попытки отучить его от этого состояли в том, чтобы отвечать на его вопросы, не слышать их, отворачиваться от него, уходить из комнаты или говорить ему, чтобы он успокоился.

    Анализ: Проведенные мероприятия были не эффективны, видимо, потому, что Олег не задавал настоящих вопросов. Он уже знал ответ. Он только выражает постоянную мысль, а ответ взрослых или его отсутствие не имеет для него никакого значения. Просьбой "успокоиться" от него требуют больше самоконтроля, чем он может иметь. Самоконтроль можно привить лучше с помощью конкретных правил, как, например, "закрой рот", четкий знак для напоминания и конкретное поощрение за соблюдением правила.

    Учебная цель: Устранить стереотипные вопросы во время совместной работы

    Мероприятие: Сначала научите Олега закрывать рот во время определенного занятия. Дайте ему задание, при выполнении которого ему не нужно говорить, и которое не очень трудное, например, сочетать с числом соответствующее количество кубиков. Положите рядом с чашкой шесть монет. Каждый раз, когда он правильно упорядочит число, похвалите его и положите одну монету в чашку. Как только он спросит: "Который час?", скажите: "Закрой рот!", покачайте головой и сожмите губы. Возьмите из чашки монету и сделайте разочарованный вид. Сделайте знак, чтобы он продолжал работу, хвалите и поощряйте его далее, если он выполняет ее правильно. Каждый раз, когда он задает свой традиционный вопрос, забирайте монету. Если он смотрит на часы и делает попытку повторить вопрос, то предостерегающе поднимите палец, покажите на монету и сожмите губы. Когда он закончит задание и все монеты будут в чашке, сами спросите Олега, который час, и пусть он Вам ответит. Затем научите его, что есть случаи, когда этот вопрос уместен, а когда его задавать не следует.

    V-10. Дефицит поведения

    Проблема: Краткий период внимательности, плохой импульсивный контроль

    Характерные черты: Павел - чрезвычайно живой 4-летний ребенок, который еще не разговаривает и его неязыковые способности соответствуют уровню развития двух лет. Он импульсивный, отвлекающийся, не может усидеть за обедом, купанием, в туалете и при одевании. Он в состоянии, если внимательно отнесется, понимать простые требования, сопровождаемые жестами. Такие моменты редки. Попытки взять его под контроль состояли в том, что его ругали или били. Родители заметили, что он не понимает, что сделал неправильно, и становится еще более неспокойным, если его наказывают. Им нравится его веселый нрав, и родители не хотели бы отнять это у него, они также не хотят применять лекарства, чтобы не погасить его активность.

    Анализ: Удлинение периода внимательности Павла, то есть периода времени, за который он выполняет одно действие, прежде чем отвлечься, является необходимой предпосылкой для прогресса в сфере языка и жизненно важных навыков, а также для посещения дошкольного учреждения. Наилучшей возможностью, когда он может научиться улучшить свою внимательность и контролировать свою импульсивность, дают краткие и четко структурированные занятия, на которых он точно знает, что должен делать и что будет после этого. Четко осязаемая организация игры "сначала работать, затем играть" показывает ему различия между ситуацией, в которой он может делать, что хочет, и ситуацией, в которой он должен держать под контролем свою активность.

    Учебная цель: Удлинить с 2 до 15 секунд период, когда Павел сидит и концентрирует внимание над выполнением задания

    Мероприятия: Оборудуйте рабочее место так, чтобы Павел мог точно видеть, где он должен работать и где может играть. Начните с простого занятия, которым Павел хорошо владеет (например, складывание картинки из 4-х частей). Положите составленную картинку на стол и возьмите одну часть, чтобы Павел опять ее вставил. Позовите его к столу, помогите сесть и попросите его вставить часть картинки. Похвалите его и дайте изюм. Затем отпустите его поиграть. Через 20 секунд позовите его и велите повторить задание. Похвалите и поощрите его опять, наконец, отпустите играть. Когда Павел привыкнет к этому процессу (примерно через 60 повторений), удлините задание, заставляя его вставить две части картинки. Учите его вставлять все части картинки, каждый раз хвалите и поощряйте его, а потом отпускайте гулять. Таким образом Вы можете продлить время, когда он работает, прежде чем Павел опять встанет. Не удлиняйте задание, пока он не будет справляться с короткими заданиями без помощи.

    V-11. Дефицит поведения

    Проблема: Недостаток инициативы начать следующее задание, выполнив первое.

    Характерные черты: Борис - 14-летний мальчик с явной умственной отсталостью. На занятии он научился работать над данным заданием, но он не способен отложить уже сделанную работу и начать следующую, если учитель ему не даст знак, не укажет на следующее задание или не напомнит, что нужно делать дальше. Борис хорошо понимает течение дня в школе. Другие ученики в классе работают самостоятельно и не нуждаются в напоминании, чтобы приступить к следующему заданию, закончив предыдущее. Без напоминания учителя Борис просто тихо сидит, смотрит на учителя, но не пытается делать что-нибудь или просто обратиться к учителю.

    Анализ: Борис чрезвычайно зависим от указаний учителя и его недостаточная инициатива усиливается каждый раз, когда ему напоминают. Способность спонтанно перейти от одного действия к другому является важной предпосылкой для посещения в будущем мастерской. Учителя могут создать "монетную систему", благодаря которой Борис сможет работать дальше, без помощи со стороны.

    Учебная цель: Отложить выполненную работу, приняться за следующую, не получая на это особые указания и не находясь под наблюдением учителя.

    Мероприятие: Введите для Бориса "монетную систему", по которой он вначале каждый раз получает монету, если он добровольно кладет в сторону выполненную работу и берет новую, не получая распоряжения или знака учителя. Сначала можете подать ему непрямой знак, говоря со всей группой, не глядя при этом на Бориса: "Подумай, все ученики откладывают в сторону готовую работу сами". Поставьте ему на стол копилку и каждый раз, когда он начинает что-то новое без подсказки опускайте одну монетку и хвалите его. Сначала можете давать ему 10-минутный перерыв за каждые три монеты. Когда он начнет чаще работать по своей инициативе, можете увеличить количество монет, которыми он "зарабатывает" свое свободное время.

    V-12. Дефицит поведения

    Проблема: Недостаточный интерес или удовольствие от физического контакта.

    Характерные черты: Виктору 20 месяцев, у него ряд отклонений в поведении аутичного характера. Одним из них является непреходящая реакция на попытки других лиц установить с ним физический контакт в форме ласк, утешений или простого поднимания и опускания. Он не проявляет никакой потребности в физическом контакте, и, когда взрослые хотят подойти к нему с любовью, он не реагирует и быстро убегает. Виктор любит бегать и махать в воздухе ниткой, охотно ест.

    Анализ: Сейчас Виктор не воспринимает физический контакт как что-то приятное. Поэтому должна быть создана связь между физическим контактом и чем-то другим, что ему уже приятно.

    Учебная цель: Виктор должен научиться подходить к другому лицу и устанавливать с ним физический контакт, чтобы получить что-то приятное.

    Мероприятие: Когда Вы играете с Виктором на полу, возьмите что-нибудь в руку, что он особенно любит (например, нитку или изюм) и привлеките к этому его внимание. Когда он подойдет к Вам, лягте на спину и положите себе предмет на грудь так, чтобы Виктор должен был бы взобраться к Вам на грудь и взять предмет. Когда он возьмет предмет, погладьте его. Если Вы сидите с ним на диване, то покажите ему изюм и спрячьте его в карман. Виктор должен забраться к Вам на колени, чтобы найти его в кармане. Вы можете также положить нитку себе на волосы или шею, чтобы он подошел к Вам совсем близко и коснулся Вашего лица, чтобы взять ее. Каждый раз прикасайтесь к нему, поглаживая и пошлепывая его, и пусть он Вас коснется, если хочет. Цель - связать физический контакт с приятным переживанием.

    V-13. Дефицит поведения

    Проблема: Ребенок хватает предложенный материал, не услышав указания или не подумав о путях решения

    Характерные черты: Антон - 6-летний мальчик, умственный уровень развития примерно равен его возрасту, но имеет явное отставание в развитии речи - как в понимании, так и в использовании языка. Будучи ребенком, который охотно рисует все, что может, Антон начинает обычно работать преждевременно, не послушав и не подумав. Даже когда его заставляют держать руки под столом, когда ему дают указания, он не сосредотачивает на сказанном все свое внимание и недостаточно продумывает, прежде чем начать работать. Из-за этого изнурительного поведения успех языковой терапии ставится под сомнение, а также дома возникают трудности, когда он получает указания.

    Анализ: Мотивация Антона успешно работать отлична, но он не осознает необходимости внимательно слушать, обрабатывать информацию и планировать путь решения, прежде чем начать его выполнять. Требования подождать, послушать и подумать не улучшили его самоконтроль. Ему нужен опыт, что каждый раз что-то не удается, если он не слушает и не думает. Этот опыт может привести к тому, что он будет лучше управлять своим вниманием.

    Учебная цель: Ждать, слушать и думать, прежде чем взять предмет.

    Мероприятие: Возьмите 4 бумажных стакана и наклейте на дно каждого картинку, обозначающую действие, которое Вы проходите на уроке языка (например, мальчик, который бежит, собака, которая лает). Поверните стаканчики и поставьте их в ряд. Положите под один монету, чтобы Антон не видел. Скажите ему, где лежит монета, описывая соответствующую картинку ("собака лает"). Когда он поднимет нужный стакан, получит монету. Если поднимает по очереди, то не получает ничего. Скажите, что он может попробовать еще. Продолжайте таким образом, пока он не получит 5 монет. Не требуйте, чтобы он слушал или ожидал. Речь идет о том, чтобы он сам понял необходимость, если хочет найти монету.

    Короткие примеры терапии поведения

    Предлагаемые мероприятия привели к успеху в работе с ребенком, для которого они были разработаны. Далее мы описываем проблематичное поведение, над которым нужно работать, мероприятия, примененные в работе по совершенствованию, и причины того, почему они привели к успеху.

    V-14. Поведение, приносящее себе повреждения

    Поведение: Бьется головой о стол

    Мероприятие: Алексей бьется головой, когда разъярен. Иногда он злится на учебный материал, который лежит на столе, иногда на то, что Вы придумали новую игру или изменили привычный распорядок материала. Иногда мы просто не знали, почему он приходит в ярость. Во всяком случае Вы должны прервать биение головой, чтобы он себе не навредил. Во время занятия сядьте рядом с ним. Как только он наклонится вперед и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2-5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда Алексей бьется головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находится в опрокинутом положении.

    Причина успеха: В то время, когда стул был опрокинут, Алексей не мог достать головой стола, благодаря чему биение было прервано. Ему вообще не понравилось, когда он потерял равновесие, что для него очень неприятный опыт. После многократных повторений он заметил, что стул тогда опрокидывается, когда он хочет биться головой. Вскоре он начал подавлять в себе этот импульс. Все это произошло без словесных указаний, так как Алексей еще не разговаривает.

    V-15. Поведение, приносящее себе повреждения

    Поведение: Бить по собственному лицу

    Мероприятие: Когда Лена бьет себя по лицу - это признак ярости. Так как она не разговаривает, Вы можете только догадываться, что приносит ей неприятное ощущение. Во всяком случае лицо ее становится красным, а биением она доставляет себе дополнительные страдания. Как только она начнет бить себя, возьмите ее руки, приложите к ее щекам и скажите: "Не бить!". Оставьте ее затем и помогите ей лучше справиться с заданием.

    Причина успеха: Когда Вы держите ее лицо, Вы препятствуете ей бить себя дальше. Громкое "Не бить!" сбило Лену с толку и послужило также тому, чтобы прервать это поведение. Помощь, последовавшая сразу после этого, при выполнении задания поддержала альтернативное поведение, которое несовместимо с дальнейшим битьем.

    V-16. Агрессия

    Поведение: Кусание других лиц

    Мероприятие: Если Анатолий вдруг укусит Вас или кого-то другого, то сразу же встаньте, поднимите его вверх (держа под мышками) и отнесите его на другой стул, который стоит в углу комнаты. Посадите его быстро и уверенно на стул лицом к стене. Затем уйдите от него, ничего не говоря. Игнорируйте его крик. Вернитесь к нему через 10-15 секунд и подведите его к столу, чтобы продолжить работу, как будто ничего не случилось. Думайте о том, что Анатолий может не понять Ваших слов и что Ваши ругательства, уговоры или удары не принесут успеха.

    Причины успеха: Хотя это не приносит ему боль, он не хочет, чтобы его подбрасывали вверх и уносили прочь. После нескольких повторений он был в состоянии понять, что это произошло из-за того, что он кусал людей. Из-за короткого периода внимательности было важно оставлять его на стуле не более 10-15 секунд, иначе он забыл бы, почему он там сидит. Постоянный перенос его в другое место после каждого укуса оказался существенным для успеха этого мероприятия.

    V-17. Агрессия

    Поведение: Тянуть за волосы

    Мероприятие: Волосы, особенно длинные, очаровывают Артема. Он, видимо, и не замечает, что делает больно тому, кого он тянет за волосы. Помогите ему с помощью следующих мероприятий отучиться таскать за волосы людей:

    1. Дайте ему для этого меньше возможности, связав свои волосы сзади, когда работаете с ним.
    2. Будьте особенно внимательны, когда он сидит у Вас на коленях или за Вами, и держите его руку на расстоянии от Ваших волос.
    3. Научите его играть в "ладушки" или погладить Вашу руку, что будет лучшим способом установить с Вами физический контакт.

    Причины успеха: Артема очень привлекают волосы и он волнуется, чтобы держать свои импульсы под контролем. Но когда волосы были далеко от него, он не делал попыток достичь их. В то же время он испытал радость от контакта и научился благодаря совместному похлопыванию в ладоши, поглаживанию и щекотанию входить в контакт со взрослыми.

    V-18. Прерывание деятельности

    Поведение: Дурачество

    Мероприятие: Игнорируйте нелепые выражения Григория, его дурашливые жесты и гримасы. Делайте вид, что Вы их просто не воспринимаете. Продолжайте упражнение, но повторяйте свои указания в упрощенной форме. Используйте лишь одно или два слова, жестами делайте другие указания и направьте его движения в правильное направление, помогая ему рукой. Похвалите его, как только он начнет работать, но оставайтесь невозмутимыми.

    Причины успеха: Григорий дурачится тогда, когда устает, или не знает, что делать дальше. Как только указания упростились и ему была оказана помощь, он почувствовал себя лучше и далее не волновался. Сохранение спокойствия и игнорирование дурачества лишили подкрепления это поведение.

    V-19. Прерывание деятельности

    Поведение: Дразнить (например, прятать учебный материал).

    Мероприятие: Если Коля начинает дразнить Вас, пряча, например, учебный материал под стол, вместо того чтобы использовать его по назначению, он как будто бы провоцирует Вас подраться с ним, поругаться или забрать материал, то отклонитесь сразу же назад и положите руки на колени. Скажите затем ему, что Вы намерены делать с ним после занятия: "После поиграем с мячом". Покажите на место в комнате, где Вы намерены с ним играть. Затем спокойно повторите свое указание, которое он до этого не выполнил: "Положи автомобиль под коробку!". Подождите пару секунд и дайте ему следующий стимул, показывая ему правильное положение и повторяя: "Под коробку!".

    Причины успеха: У Коли были трудности в ситуациях, в которых он не знал, что будет дальше. Он чувствовал себя очень неуютно. Он начинал дразнить обычно тогда, когда упражнение было почти закончено. Когда ему говорили, что будет дальше, его поведение становилось лучше.

    V-20. Прерывание деятельности

    Поведение: Нытье и плач, чтобы выразить свои потребности.

    Мероприятие: Если Михаил ноет и плачет, чтобы ему дали какой-то предмет, то потребуйте указать на него, потрогать его или сказать слово (если он это слово знает). Если Вы знаете, что ему нужно, то научите его указывать на предмет или брать его рукой. Если он использует эти формы коммуникации, то дайте ему предмет на несколько секунд. Если он не сообщает Вам каким-то образом, что ему нужно, то отвернитесь от него на 10 секунд. Затем повернитесь к нему опять и помогите ему еще раз указать на предмет. Нет необходимости говорить ему, чтобы он молчал, если этот предмет он найдет сам.

    Причины успеха: Миша познакомился с новым способом объявлять о своих желаниях, в то же время взрослый не реагировал больше на то, как Михаил выражал свои желания раньше.

    V-21. Прерывание деятельности

    Поведение: Частые вскакивания из-за стола

    Мероприятие: Поставьте стол и стул Руслана так, чтобы он сидел повернувшись спиной в угол комнаты. Усадите его на стул, привязав его к нему ремнем. Сразу же дайте ему учебный материал. Похвалите его, если он начнет им заниматься. Если он начнет кричать или придет в ярость, то поверните его стул так, чтобы он смотрел в угол, пока не успокоится, но не больше, чем на минуту. Затем поверните его обратно и дайте ему что-то съедобное в качестве поощрения, как только он начнет выполнять упражнение осознанно. Как только Руслан привыкнет сидеть во время занятий за столом, не приходя в ярость и не сопротивляясь, отпустите ремень, но не отстегивайте его.

    Причины успеха: Пристегнутый ремень постоянно напоминает Руслану, что он должен сидеть на месте. Он мешает его быстрым импульсивным движениям. Поворот к стене показал ему, что яростью он ничего не может изменить и не достигнет этим особого расположения. Ему легче было сидеть, когда он получал для работы легкие упражнения. Ремень не убирали, когда он стал чрезмерным физическим препятствием. Он и дальше служил ясным знаком того, что Руслан во время упражнений должен сидеть за столом.

    V-22. Прерывание деятельности

    Поведение: Частые громкие шумы или крики, имеющие самостимулирующий характер.

    Мероприятие: Владимир - большой (18 лет) юноша, который не понимает длинных речевых выражений. Он может научиться контролировать свои самостимулирующие шумы, если он узнает, что будут неприятные последствия. Носите всегда с собой деревянный шпатель, каким пользуется врач, один конец которого обернут клейкой лентой. Каждый раз, когда Владимир издает такие шумы, всуньте ему шпатель в рот и скажите: "Ни звука!". Если он поймет, что это происходит всегда, когда он шумит, то будет достаточно, чтобы Вы поднимали шпатель лишь для предупреждения, чтобы прервать его.

    Причины успеха: Владимиру не нравилось, когда ему засовывали в рот шпатель, но он не сопротивлялся этому. Шпатель привлекал его внимание к источнику шума, его рту. Шумы прекращались сразу же, как только шпатель касался его рта. Родители и учителя проводили это мероприятие в течение двух недель. Владимир стал благодаря этому умнее и не шумел, когда кто-то из них находился с ним в комнате.

    V-23. Стереотипы

    Поведение: Продолжительное произнесение звуков

    Мероприятие: Как только Константин начинает произносить неприятные звуки, приложите палец к своим губам и сделайте "тсс..." Помогите ему сделать то же самое. Следите, чтобы он прижимал пальцы плотно к своим губам. Если он продолжает издавать звуки, как только Вы отпустите его руку, то накройте его голову на несколько секунд большим бумажным кульком так, чтобы он покрывал плечи. Поднимите его снова и продолжайте общее упражнение. Если он опять произносит звуки, то предостерегите его своим "тсс", жестом и, если необходимо, накройте его голову снова кульком. Пусть он останется на нем на этот раз несколько дольше, но не больше 15-20 секунд.

    Причины успеха: Так как кулек был достаточно большим, чтобы пропускать достаточно света и воздуха, он увеличивал силу шума, поэтому Константин более осознанно воспринял свои звуки. Одновременно он не мог ничего видеть и наблюдать, как реагировали взрослые на его шум. Ему эта процедура не нравилась, и скоро он научился подавлять желание шуметь, если видел бумажный кулек. Кулек оставался на его голове непродолжительное время, чтобы он не забывал, почему он на нем, и чтобы не обратился к другим самостимулирующим способам поведения.

    V-24. Стереотипы

    Поведение: Чрезмерная привязанность к предметам. Ребенок кричит, когда у него забирают маленькую цепочку.

    Мероприятие: Вы должны периодически забирать у Юлии цепочку, чтобы она могла использовать для работы обе руки. Делайте это постепенно:

  • Пусть Юлия держит цепочку в левой руке, в то время когда она втыкает штекер в доску с отверстиями.
  • Положите цепочку на пальцы левой руки, в то время когда она держит этой рукой доску.
  • Положите ей цепочку на запястье левой руки.
  • Закрепите цепочку на левом запястье в виде браслета, прежде чем начать упражняться с доской.
  • Закрепляйте цепочку всегда в виде браслета, прежде чем начать любые упражнения за столом.
  • Причины успеха: Перенося постепенно цепочку из руки на место, где она должна быть, Юлю убедили, что цепочку у нее не отберут. Поэтому она не стала паниковать. Она смогла спокойно выполнить упражнение и скоро не обращала внимание на цепочку.

    V-25. Стереотипы

    Поведение: Чрезмерная привязанность к предмету. Ребенок не расстается с маленьким красным автомобилем.

    Мероприятие: Поставьте на стол возле Ивана красный поднос или положите красный лист бумаги и банку с мыльными пузырями. Затем постепенно научите оставлять автомобиль на красном поле, прежде чем начать выдувать пузыри.

  • Мягко подведите его руку с автомобилем к красному полю и держите ее там, в то время когда Вы выдуваете пузыри, которые он разбивает другой рукой.
  • Отпустите его руку, когда он другой рукой держит палочку с мыльной пеной, а вы выдуваете пузыри.
  • Немного отодвиньте поднос так, чтобы он стоял на расстоянии примерно 10 см от прежнего места, в то время когда Вы и далее выдуваете пузыри.
  • Отодвиньте поднос с автомобилем на 20 см, чтобы он стоял вне рабочего места. Дайте Ивану краткое задание и, как только он его выполнит, верните ему автомобиль. Вы можете попросить, чтобы он сам поставил автомобиль на красное поле и чтобы он стоял там во время выполнения всего задания.
  • Причины успеха: Так как во время выполнения упражнения автомобилю было предписано специальное место, Иван знал, где он находится. Он не волновался, так как был уверен, что получит автомобиль обратно.

    V-26. Стереотипы

    Поведение: Цепляется за взрослых как маленький ребенок. Ребенок чрезмерно долго цепляется за шею матери, болтает ногами, если его хотят ссадить, и отказывается ходить.

    Мероприятие: Павел слишком большой, чтобы держать и носить его на руках, как младенца, но все равно Вы хотели бы показать ему свое расположение. Так как он ведет себя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки. Вы должны быть тем, кто эти изменения должен внести. Это Вы можете сделать следующим образом:

  • Откажитесь от того, чтобы держать и носить его, как младенца.
  • Обучите его игре, во время которой нужен нежный контакт.
  • Если он, например, расставит руки, чтобы его взяли, то сядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем отпустите его и научите его игре "ладушки". Пойте с ним, улыбайтесь, хвалите и обнимайте его. Дайте ему его любимую игрушку и останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если он все еще не хочет идти, то прервите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь еще раз. Побудите его идти с Вами, указав на его любимую игрушку или вознаграждение, к которому Вы идете. Сначала Павел этому не обрадуется, но если Вы будете последовательны, он научится изменять правила.

    Причины успеха: Хотя Павел несколько дней протестовал, ему понравилась игра "ладушки" и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть со своей игрушкой, после того как мама ушла. Он был готов идти рядом с ней, если он видел то, что он хотел иметь. Его младенческое цепляние основывалось частично на старой привычке и частично на неспособности заняться чем-то другим.

    V-27. Дефицит поведения

    Поведение: Неспособность смотреть на человека, разговаривая с ним.

    Мероприятие: Сначала научите Игоря, чтобы он во время речевых упражнений (ответы по картинке на вопросы "что, кто, где") смотрел на Вас. Покажите ему картинку и спросите: "Скажи, Игорь, кто играет с мячом?". Затем закройте картинку, чтобы он больше не мог смотреть, и повторите: "Скажи мне!". Если он при ответе смотрит вниз или в сторону, повторите: "Скажи мне!". И осторожно поверните его голову в Вашем направлении. Хвалить и поощрять не нужно, пока он не посмотрит на Вас. Всегда, когда Игорь обращается к Вам ("Можно пойти поиграть?", "Я хочу еще..."), не реагируйте, если он не смотрит на Вас. Напомните ему о новых правилах, касаясь его щеки, если он не понимает, почему Вы не отвечаете на его вопрос.

    Причины успеха: Накрывание картинки прервало обычную тенденцию Игоря смотреть вниз. Задержка похвалы или поощрения дала ему стимул развить новую привычку смотреть, разговаривая с людьми. Повторяемая тренировка во время структурированных заданий помогла ему приспособиться к этой привычке. Позже новое поведение можно будет ожидать от него и в быту.

    V-28. Дефицит поведения

    Поведение: Импульсивное хватание предметов

    Мероприятие: Держите материал так, чтобы на столе не было излишества предметов, которые Роман может взять. Оставьте в поле досягаемости только два сортировальных блюда. В руке держите что-нибудь съедобное для поощрения: орех или изюм. Повторите следующие этапы, пока упражнение не закончится.

  • Скажите: "Руки под стол!" - и ждите, пока Роман не уберет их со стола, успокоится и посмотрит на Вас.
  • Положите один из предметов для сортировки на стол и скажите: "Положи его сюда!". Если он положит его в нужное блюдо, задержите его руку и скажите: "Сделано отлично!" и "Руки под стол!".
  • Когда обе руки опять лежат на коленях, дайте ему вознаграждение.
  • Причины успеха: Роман научился контролировать свои руки, так как ему точно сказали, что он должен ими делать. Он также ничего не получил для поощрения, пока не взял под контроль свои руки. Когда он этому научился, достаточно лишь требования "руки под стол!", чтобы прервать его импульсивное хватание предметов.

    V-29. Дефицит поведения

    Поведение: Недостаточная инициатива: ребенок пассивно ждет стимула извне.

    Мероприятие: Поставьте банку с мыльной пеной рядом с собой и дайте Анне блюдо с двумя бусинками и шнурок. Помогите ей нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизывать вторую и скажите, когда она нанизывает: "Готово!". Уберите бусинки, дайте ей мыльную пену и пусть она выдувает пузыри. Затем дайте ей еще две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: "Сначала сделать, а затем дуть пузыри!". Если она нанижет две бусины без помощи, то на следующий раз дайте ей три и не помогайте.

    Причина успеха: Начав с очень короткого и простого занятия, Анна скоро узнала, что она может получить свою любимую игрушку без особых трудностей. Она привыкла быть активной, так как помощь, к которой она привыкла, отсутствовала и так как она не получила игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной.

     

     


     

     

     

     

     

     

    TopList
    Наша группа VK