Autism.Ru

 

Наша группа VK

Мартынец Е.Л.
Уроки Фортепиано

Как я оказалась в Школе Бороздина?

Да как-то и естественно, и неожиданно одновременно. К тому времени я уже проработала в музыкальной школе семнадцать лет и все эти годы была концертмейстером в классе Алексея Ивановича. (Он преподает у нас виолончель).

Многие таланты водились за Алексеем Ивановичем и, вроде бы трудно придумать новые. Но как-то он рассказал мне о новой своей затее — школе для детей-инвалидов. Школа начала работать в декабре 1991-го года, а с сентября 92-го он позвал меня туда преподавать фортепиано. Честно говоря, всерьез это предложение я не восприняла и тут же о нем забыла. Но в начале сентября все же оказалась на организационном собрании. Пошла я туда с большой долей иронии, немного из любопытства, отчасти из-за того, что школа находилась в двух шагах от моего дома. Больших надежд на эту школу тогда я не возлагала.

И вот мы, преподаватели, сидим за столом, а напротив нас — мамы с детьми. Боже мой! Как продукту нашего общества и времени, мне было бы легче делать вид, что такого явления в нашей жизни, как инвалиды, просто не существует. Ну как бы не замечаешь ты этого, не попадаются они тебе на жизненном пути. Ей-Богу, тяжело смотреть в глаза этим детям и их матерям, ведь они сразу и безоговорочно верят в тебя, верят, что раз ты здесь, с ними, то именно ты и совершишь чудо. И становится просто невозможно отказаться и отвернуться от них. Да и неловко как-то перед ними, что у тебя, с твоей точки зрения, все на месте.

Вот таким образом я и оказалась среди педагогов этой школы.

Мне сразу дали пятерых ребятишек. Абсолютно у всех нарушение координации движений, суставные и мышечные проблемы, плюс проблемы психологические. И вот наощупь, шаг за шагом мы стали двигаться к намеченной цели. День за днем, год за годом... Одни дети заканчивали мой курс, другие приходили. Так в трудах и обретениях пролетели четыре года, за которые удалось накопить кое-какой опыт. Вот им-то я и попытаюсь поделиться.

Как я уже сказала, занятия на фортепиано с детьми в школе Бороздина я веду четвертый год, но стройную систему, методику занятий, описать трудно, так как с каждым ребенком идешь своим путем, очень индивидуально, наощупь. Но кое-какие общие положения вывести можно.

Много лет я преподаю фортепиано в музыкальной школе, поэтому при работе с детьми в Школе Бороздина, конечно же, отталкиваюсь от своего профессионального опыта, использую знания, почерпнутые из книг А.А.Шмидт-Шкловской, А.Артоболевской, Л.Боренбойма и др. Но все педагогические наработки и приемы приходится переводить в другую плоскость, на иной уровень восприятия и иную двигательную оснащенность.

Какие же задачи стоят передо мной при обучении детей в Школе Бороздина? Круг проблем можно разделить на следующие:

1) научить работать крупные мышцы руки, плечо;
2) координировать движения правой и левой рук;
3) разрабатывать пальцы, “слепить” кисть;
4) и, конечно же, учить общению, учить разговаривать словами и музыкальными звуками.

Некоторые дети ко мне приходят примерно через год занятий в Школе, некоторые — уже зная нотную грамоту. Диагноз мне неизвестен, да я в нем и не разберусь. Что ребенок может-не может, должен-не должен, я тоже не знаю. Знаю одно: я должна научить его играть на фортепиано.

Первое и главное условие — установить с ребенком контакт, почувствовать полное доверие и расположение друг к другу. Слова, интонации, прикосновения — все идет на “строительство моста дружбы”.

Разговариваем о кошках-собачках, любимых книжках, мультиках, подружках, бантиках. Круг ваших вопросов должен захватывать весь мир интересов ребенка. Не сюсюкать, не жалеть его, а искренне интересоваться им, как личностью. Вот пришел ко мне на урок мальчик Саша четырнадцати лет, пришел в первый раз. Замкнут, стесняется, сел ко мне чуть ли не спиной, боком к фортепиано, что-то бубнит в ответ на вопросы. “Достучаться” не могу. А живет он далеко от места занятий, за 30 км. И тут я стала его спрашивать, как же он добирается сюда к нам, на каких автобусах, метро, с какими пересадками, устает ли, замерзает ли, сколько времени тратит на дорогу? Саше этот разговор оказался очень близок, он почувствовал, что интересен кому-то как личность, что ему сопереживают. После этого разговора контакт был установлен.

Еще пример: открытый урок в Красноярске, куда мы ездили по приглашению местных психологов делиться опытом. Незнакомая девочка, маленькая, жизнерадостная. Похоже, ко всем остальным и без того тяжелым диагнозам надо прибавить еще и заболевание суставов. Знакомимся, и я предлагаю ей “помаршировать” на клавиатуре, то есть двумя руками по очереди, в темпе шага, нажимать две одинаковые ноты (“соль”—”соль”) через октаву. Я ей в это время играю марш, то-есть девочка “шагает” под музыку руками. Но нам никак не удается “шагать” вместе, то она убегает, то отстает, то “шагает” неровно. Я ей говорю:

— Света, я в вашем городе в первый раз, ничего не знаю, могу заблудиться и потеряться. Вот мы с тобой вместе пошли на прогулку, а ты от меня убегаешь, я осталась одна и не знаю, куда идти. Пожалуйста, не оставляй меня, давай шагать вместе.”

И Света стала прислушиваться к моей игре и старалась “идти в ногу”. Дело пошло. Света почувствовала себя “старшей”, “нужной”, если взрослый человек просит ее о помощи.

Второй важный этап, который длится на протяжении всего времени занятий — заставить ребенка поверить в свои силы, поверить в себя.

Но не надо опускаться до жалости и сочувствия к ученику, а заниматься с ним с требовательной любовью. Не замыкаться в кругу его проблем, а “вытаскивать” ребенка из них в свой мир. И главное, не бояться самому потребовать от ребенка “невыполнимого”.

Постоянно слышу от ученика вопль:

— Не могу!
— Я не знаю такого слова: “не могу”, давай еще раз попробуем!

И вот уже ручка ребенка умеет “вставать” на второй палец, затем научилась “вставать” на третий, а перешагнуть с третьего на второй — опять:

— Не могу!

Сначала шагаем принудительно, то-есть я беру эти два пальчика и переставляю, сначала по столу или крышке фортепиано, затем по клавишам, что гораздо труднее, так как клавиши “проваливаются”, и опора “уходит” вниз. Эта работа продолжается значительное время, но мышцы начинают привыкать, “запоминать” движения и ощущения. И в один прекрасный день ребенок сам делает “первые шаги”. И постепенно, урок за уроком, ребенок “расцветает”. Все, о чем было сказано выше, эмоциональная сторона занятий. Но есть еще сторона и техническая.

Приведу в пример Наташу К. Приходит девочка с явными нарушениями костно-мышечной системы (взгляд непрофессионала), все суставы выворочены наизнанку (я имею в виду руки), мышцы очень слабые, правая рука практически не работает. Клавишу может нажать, только стукнув всей рукой. Диагноз, поставленный на втором году жизни: ДЦП, правосторонний гемопорез, контрактура правой руки и ноги (полностью).

Работать начинаем сразу в нескольких направлениях: активизация работы крупных мышц, так как руки, в основном, безвольно висят вдоль туловища; координация движений плюс ритмическая организация всех движений, то есть воспитание чувства ритма. Оговорюсь сразу, что чисто пианистические задачи являются у нас второостепенными, а задачи музыкальные — сугубо прозаическими (исходя из музыкальных способностей ребенка) и изменяются по мере совершенствования двигательных навыков. Развитие двигательных навыков — это самое главное.

Вот основные упражнения, необходимые для этого.

1. Упражнение “Мельница” (для плечевого сустава). Вытянуть руку вперед и делать круговые движения всей рукой, от плеча, сбоку туловица. Махи вперед, затем назад, будто “плывешь на спине”. Те же самые движения повторить перед собой.
2. “Мельница” для локтевого сустава. Это упражнение не очень легкое для детей с вялыми мышцами, так как необходимо держать руку на весу, отведя ее в сторону, поэтому для начала можно выполнять простые сгибания руки в локте.
3. “Мельница” в кистевом суставе.
4. Можно использовать любые бытовые движения: достать с полки книгу, поставить на полку книгу, потрясти коврик, протереть пыль, и т. д.

Для развития координации хорошо поиграть в “Ладушки”, начиная с простых движений и постепенно усложняя их. При этом сразу приучаю ученика все движения делать ритмично, под счет. Игра в “Ладушки” имеет несколько вариантов (строго под счет):

а) хлопок в ладоши — хлопок с партнером: “раз” — “ладоши”, “два” — с партнером, “три” — ладоши, “четыре” — с партнером; “раз-два” — ладоши, “три-четыре” — с партнером; “раз-два-три” — в ладоши, “четыре” — с партнером и наоборот; можно считать до “шести” и разнообразить варианты хлопков;
б) хлопок в ладоши — хлопок по коленям; два хлопка в ладоши — два по коленям; три хлопка в ладоши — три по коленям; три хлопка в ладоши — один по коленям;
в) хлопок в ладоши — стук по клавиатуре (в различных ритмических сочетаниях);
г) “раз” — ладоши, “два” — колени, “три” — ладоши, “четыре” — клавиатура (это упражнение также можно ритмически разнообразить).

Еще можно шагать “по ступенькам”: сначала двумя руками вместе, а затем по очереди, как бы приставным шагом: “раз” — колени, “два” — клавиатура, “три” — пюпитр, “четыре” — верхняя крышка пианино. И так же под счет в обратном порядке спускаться. Ритмические фигуры можно усложнять. Особенно, когда играем марш. Ребенку показывают две клавиши, через октаву, по которым он должен ровно “шагать” под музыку марша, который играет педагог. Если ребенку сразу трудно ориентироваться на клавиатуре, то переносим “ходьбу” на стол. Ручки “топают” по столу сначала “ровным шагом”. Потом я говорю:

— Представь, что твоя левая (или правая) рука — это твоя бабушка, она идет тяжело и медленно, а другая рука — это ты, идешь быстро и весело. И пока бабушка сделает один шаг, ты прошла уже два (три, четыре) шага. Давай, попробуем.

Ритмические варианты тут могут быть разнообразными. В дальнейшем подключаем клавиатуру, просто, как плоскость, а затем уже и две клавиши. Таким образом воспитывается внимание, умение работать в разных уровнях и ритмическая организация.

Но это работа всей рукой, где более крепкие мышцы, где помогают мышцы спины. А как же подобраться к пальчикам, которые торчат в разные стороны, как веер, и совершенно не слушаются? Для начала пытаюсь раскрепостить и организовать ладонь, параллельно играя одним пальцем знакомые мелодии и песенки: “Василек”, “Ку-ку” и прочие. Песенки играем в разных регистрах, правой и левой рукой по очереди. Так привыкаем к клавиатуре во всем ее объеме. Пытаемя определить, в каком месте клавиатуры “живут” зайчики, мишки, птички, как они передвигаются. Для организации кисти ищем движения, воображая различные ситуации: “Возьми яблоко”, “Поймай мячик”, “Погладь кошечку” и т. д.

Нужно отметить, что дети могут положить ладонь на колено, и ладонь повторит его округлые очертания. Они могут показать, как держат яблоко в руке, но стоит прикоснуться пальцу к клавише, и рука “рассыпается”, пальцы вновь беспомощно будут торчать в разные стороны. Но не надо опускать руки. У Наташи К. только на четвертый год занятий кисть стала принимать округлую форму. В декабре 1995-го года в Муниципальном детском психоневрологическом центре при обследовании Наташи отметили: тональная динамика, значительно улучшились движения в правых конечностях, особенно в кисти.

Следующее упражнение, формирующее нормальную кисть, я бы назвала так: “Здравствуй, первый пальчик!” Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы. Для формирования свода ладони очень хороша игра “Колокола”. Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это не спеша и в разных регистрах. Освоив эти движения (а процесс это долгий, и тянется он, как правило, многие месяцы), переходим к “ходьбе” двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4) по столу, чтобы ощутить под пальцами опору для суставов, а затем и на клавиатуре. На этом этапе можно поиграть в “разговоры” с учителем. Придумываем двусложные слова и поем их, обыгрывая два любых звука. Учитель: “Кис-ка” (скажем, соль-фа), ребенок: “Мур-ка”, учитель: “Пе-сик”, ребенок: “Бо-бик”, учитель: “Мя-чик”, ребенок: “Си-ний”. Затем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами играем гаммы по белым клавишам. Играем non «egato, затем стараемся перейти к игре «egato. Играем гаммы до-мажор и ля-минор, то есть только по белым клавишам, каждой рукой отдельно и затем двумя руками расходящиеся гаммы. Детям они очень нравятся. Пальцы путаются, хотят влезть вне очереди, но глаза и голова контролируют ситуацию!

Освоив игру двумя пальцами, переходим к игре «egato тремя пальцами: 4-3-2, при этом параллельно учимся крепко стоять на 1-5 пальцах, “строим домик, ворота”, это сооружение назвать можно как угодно. Постепенно к 4-3-2 пальцам прибавляем 5 и 1 пальцы. Так осваивается игра «egato пятью пальцами. Ко всем этим упражнениям лучше сразу подставлять слова. Для упражнений из двух звуков: “ма-ма”, “ко-тик” и т. д. Для трехзвучных: “сол-ныш-ко”, “де-воч-ка”, “лас-точ-ка”. Хорошо составлять диалоги: левая рука в нижнем регистре “маминым или папиным голосом” спрашивает: “Как дела?”, а правая в верхнем регистре “голосом ребенка” отвечает: “Хо-ро-шо!”. Далее варианты: “Что ты ел?” — “Эс-ки-мо!” — “Где ты был?” — “Да-ле-ко!” и т. д. Гаммы можно играть под стихи. Например, “На-ша Та-ня гром-ко пла-чет, у-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик”. Таким образом ребенок играет не сухое упражнение, а песенку, а песенки можно петь медленно и быстро, таким образом снимается страх перед быстрым темпом. Заодно формируется речь. Хорошее упражнение “Кукушка”. Сначала “кукует” одна рука без перерыва (левая и правая по очереди). Затем подключается голос. Играем в одном темпе, ритмично, без остановок, например, правая рука играет “соль-ми”, голос — “ку-ку”, левая рука — “соль-ми”, голос — “ку-ку”. Затем вместо “ку-ку” играем “соль-ми”. И все полученные на упражнениях навыки используются в пьесах. Затем переходим к игре гамм обычной аппликатурой, одной рукой и двумя — расходящиеся.

Переходим к пьесам. Лучше начинать со знакомых песенок, но уже различной аппликатурой и штрихами. Например, “Василек” (фа-фа-ми-ре-ре-до) играем 3-2 и 4-3-2-1 пальцами non «egato, «egato, staccato. Играем отдельно правой и левой руками. Затем придумываем аккомпанемент: правая рука играет мелодию, а левая — ноту “до” (половинками, четвертями). Так играем все знакомые песенки, по нотам и по слуху. Затем уже переходим к простейшему нотному тексту.

Пьесы сначала играем одной рукой, двумя руками по очереди. Переход к игре двумя руками одновременно достаточно сложен. Сначала выбираю пьесу, где аккомпанирующая рука играла бы только сильные доли и отбиваем их на коленке, в то время как другая рука играет мелодию. Научившись таким образом координировать движения, переносим руку на клавиатуру. Затем находим пьесу, где в аккомпанирующем голосе две доли и так далее.

Летом 1996 г. нашу Школу Бороздина пригласили поработать в Первой Летней школе для детей с особенностями развития и инвалидностью, организованную Институтом педагогических инноваций РАО в Нытвенском районе Пермской области. Поехать смогли только мы с Алексеем Ивановичем. В Летней школе собрались педагоги-инноваторы из многих городов России от Красноярска до Санкт-Петербурга, работающие с коррекционными классами. Школа проводилась на территории оздоровительного лагеря им Ю.А.Гагарина, расположенного в сосновом бору на берегу Камы, на недосягаемом расстоянии от ближайшего населенного пункта. Место это красоты необыкновенной. Золотистые корабельные сосны своими высокими кронами вонзаются в пронзительно синее небо с облаками фантастичекой формы и цвета. Чистый, почти белый песок, изумительно чистый воздух, которым невозможно надышаться “досыта” — все это отрывает тебя от повседневной суеты, очищает и возвышает мысли и дух. И, видимо, в создании атмосферы, которая царила в школе, атмосферы высокого творческого духа, доброжелательности, любви, немалую роль сыграла окружавшая лагерь природа.

Наша группа, в которую вошли два психолога из Москвы, Маргарита Гордон и Ирина Мухина, молодые, симпатичные, неравнодушные девушки, должна была заниматься с четырьмя детьми-инвалидами. Дети оказались очень тяжелыми, кроме одного мальчика, Дениса, которому диагноз “олигофрения в степени дебильности” был явно притянут за уши. Остальные дети имели следующие диагнозы:

Лева Г., 8 лет — болезнь Дауна, олигофрения в степени имбецильности;
Витя С., 7 лет — олигофрения в степени выраженной дебильности, легкая имбецильность;
Наташа, 5 лет — гидроцефалия и еще целый букет.

Работа Школы планировалась на 18 дней. Перед началом работы, еще до встречи с детьми, у всех нас брали интервью. Меня спросили, каких результатов я жду от работы в Летней школе, на что я ответила, что 18 дней — это слишком малый срок, чтобы ждать реальных результатов, чуда не будет, мы только сможем наметить пути работы с этими детьми. Действительно, неизвестно, как ребенок поведет себя, может быть, он все 18 дней будет привыкать к новым людям, к новой обстановке, может, например, просидеть все занятия под столом. Может случиться все, что угодно, так что говорить о чем-либо заранее очень сложно.

Режим работы наша группа заимствовала из работы Школы Бороздина: занятия индивидуальные, по 30 минут, каждый ребенок посещает 4 занятия у четырех преподавателей, с получасовым перерывом между 2 и 3 уроками. Сначала мы планировали заниматься с детьми каждый день, но на второй день занятий стало понятно, что дети не успели отдохнуть, “переварить” полученные впечатления и информацию, они капризначали, отказывалесь выполнять задания. Таким образом дети сами продиктовали режим работы: через день.

Надо сказать, что условия работы оказались экзотическими — на открытой веранде медпункта лагеря, в сосновом бору. Хорошо, что веранда опоясывала медпункт с трех сторон, поэтому Рита, Ира и я смогли занять по одной стороне, поставили столы, стулья и таким образом смогли подготовиться к работе.

Занятия проходили на открытом воздухе, а погода нас баловала не всегда: часто лили дожди и было просто холодно. А.И.Бороздин работал в клубе (там стояло фортепиано). Поскольку все занятия проводились в одно время, а второго фортепиано не было, то мне пришлось перестаиваться на ходу и заниматься не совсем привычным делом. Но главную линию своих занятий я решила сохранить: воспитание чувства ритма и организация двигательных навыков. Использовать пришлось подручные материалы: сосновые шишки, веточки, палочки. Были и игрушки: мозаика, мячик, лисенок, который участвовал в играх как посредник.

И вот начались занятия. Дети оказались открытыми, доверчивыми, контакт установился сразу. Пришлось придумать упражнения для развития ритмического и мышечного чувства с использованием подручных материалов.

1. Беру сосновую шишку (она очень хороша для развития тактильных ощущений), передаю ребенку. Сначала он берет шишку двумя руками, неловко. Но нужно, чтобы ребенок взял шишку одной рукой. Для выполнения такого задания вторую руку надо чем-то занять, дать подержать игрушку, карандаш. После того, как ребенок научился брать одной рукой осознанно, не изолируя вторую руку — упражнение усложняем: ребенок должен взять шишку одной рукой, передать в другую и этой рукой отдать шишку мне. Все движения стараемся выполнять ритмично, под счет. По мере освоения этого упражнения (а на это может уйти не одно занятие) задача усложняется: шишку нужно брать двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5), передавать в другую руку, которая тоже берет двумя пальцами, а затем уже мне. Надо помнить, что эти дети нездоровы и на занятии могут закапризничать. Тогда в игру вступает лисенок. Он вместо учителя “берет” шишку своими лапками. Этот новый поворот сюжета детям нравится, они оживляются и работать начинают с новыми силами. Учитель должен быть неистощим на выдумки, готов к любому повороту событий на занятиях. Если ребенок не может выполнить какое-то задание — не надо настаивать: отступитесь, займитесь другими вещами, время от времени возвращаясь к нерешенной проблеме, — со временем все получится.
2. Из веточек-палочек сторим контур дома — стены, крыша. С двух сторон от дома кладем по нескольку шишек и начинаем их складывать в домик: “раз” — левая рука берет шишку 1-2 пальцами и переносит в домик, как подъемный кран, опуская на счет “два”, “три” — правая рука делает те же движения, “четыре” — опускает шишку в домик. И так до тех пор, пока все шишки не окажутся в домике. (Этим упражнением развиваем мелкую моторику, точность движений, координацию, глазомер и ритмическое чувство. Все следующие упражнения служат этим же целям.) Затем домик “разгружаем” по этой же схеме. По очереди работаем всеми пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Когда это упражнение освоено, мы его усложняем: руки двигаются крест-накрест: правая рука берет шишки слева, а левая — справа, и обе кладут их в домик. Разгружаем домик также движением крест-накрест.
3. После того, как ребенок научился брать шишку двумя пальцами, переходим к более мелким движениям: собираем мозаику. Детали мозаики очень мелкие, поэтому нужны достаточно точные движения, чтобы ее взять и поставить в отверстие. Попутно стараемся решать и другие задачи: собирать мозаику только одного цвета, стараться создать какой-нибудь рисунок. Лева, например, любил составлять такой сюжет: по синему морю плывет белый пароход с трубой и над ним светит желтое солнце.
4. Строим из палочек дорогу от одного конца стола до другого, т.е. выкладываем палочки двумя рядами на расстоянии прблизительно 20 см друг от друга. И по этой дороге катаем мячик. Мы с ребенком сидим напротив друг друга, с разных концов дорожки, на счет “раз” я толкаю мячик партнеру, он ловит его двумя руками; “два” — толкает мне, стараясь не выходить за пределы дорожки. Получается не сразу, но навыки постепенно приобретаются, вырабатывается точность движения, глазомер, распределяется сила толчка, чтобы мячик не вылетел за пределы веранды.
Следующий этап. Ребенок ловит мяч одной рукой, т.е. останавливает его, придавив рукой сверху, передает в левую руку и толкает мяч мне ею. Можно взять в руки палочку и работать ею как клюшкой.
Все время занятий необходимо разговаривать с ребенком: “На, Витя, возьми шишку. Пожалуйста, Витя, лови мячик. Молодец, Витя! Спасибо, Витя! Дай мне, Витя, пожалуйста, шишку. Ах, как у тебя хорошо получилось!”. Похвала поддерживает, поощряет ребенка, дает стимул к дальнейшим действиям, он старается выполнять задания как можно лучше, пытается что-то сказать в ответ. Наташа (гидроцефалия), которая вообще не говорила, на третьем уроке сказала “на”, “дай”.
5. Выкладываю из палочек “забор”, т.е. палочки лежат на расстоянии 12-15 см друг от друга. Задача: “перепрыгивать” ребром ладони через палочки, не задевая их, опуская руку точно в середине между ними. Несколько раз ребенок “прыгает” вперед и назад, не спеша, мышцы руки запоминают ощущения: расстояние, высоту, длину “прыжка”. Потом я прошу ребенка закрыть глаза и повторить прыжки вслепую. Таким образом заставляем работать мышечную, моторную память.
6. Раскладываю палочки на более близком расстоянии друг от друга (3-4 см) с тем, чтобы через них могли перешагивать пальцы. Начинаем шагать 2-3 пальцами, сначала с открытым глазами, затем — с закрытыми. Затем можно попробовать “шагать” другими парами пальцев: 2-4, 1-2, 3-4, что гораздо сложнее, но попытаться можно.
Оба упражнения можно выполнять и в более подвижном темпе.

К сожалению, из Летней школы мне пришлось уехать дней на 10 раньше, поэтому полной картины тех изменений, которые произошли в наших реюятишках, у меня нет, я могу судить о них только по отзывам педагогов Школы, которые А.И.Бороздин записал на диктофон, и по его рассказам. Судя по ним, изменения произошли значительные: дети стали общительными, перестали дичиться, с упоением танцевали на дискотеках и притом ритмично. Дети “расцвели”. То, что я заметила сама: улучшилась двигательная активность пальцев, координация движений, речь.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK