Autism.Ru

 

Наша группа VK

Бороздин А.И.
Уроки музыкальной терапии в школе Бороздина

Известно, что музыкальный звук через слух проникает в потаенные глубины мозга, производя в нем сложнейший синтез раздражений, вызывая эмоциональные возбуждения, стабилизирующие старый и формирующие новый эстетический опыт.

Старый эстетический опыт... Ко мне в класс заходит существо, в полном смысле “живое растение” (по выражению некоторых врачей) и, кажется, никакого опыта там нет и быть не может: один его диагноз занимает полстраницы. Но вот я предлагаю ему спеть со мной простую песенку “как медведь”, и “живое растение” набирает побольше воздуха, надувается, становится большим и грузным и хриплым голосом пытается петь, изображая медведя. Значит, все-таки не “растение”, и предыдущий опыт есть, и опыт этот можно использовать для формирования нового!

— Ну, а как птичка летает? — спрашиваю я, и ребенок неулюже машет ручонками: значит, видел птичку.

Как мы предвзяты! Как скоры мы на вынесение окончательных приговоров! Ну подвинься поближе к этому существу, попытайся услышать его, помоги ему и будешь отблагодарен судьбой тысячу раз за свою доброту.

Легче всего услышать его через музыку. И поэтому речь у нас пойдет о музыкальной терапии.

Музыкальная терапия это прежде всего мелодия, ритм и текст.

Поскольку мы имеем дело в основном с умственно отсталыми детьми, страдающими тяжелыми поражениями центральной нервной системы, плохо, а иногда и очень плохо говорящими, большое значение придается поискам музыкального материала, на котором, как на фундаменте, будет строиться нормальная речь и будет развиваться интеллект. Эмпирическим путем, то есть путем проб и ошибок, занимаясь развитием музыкальных способностей у здоровых детей, желающих учиться музыке, я отобрал из сотен детских песен три-четыре десятка, наиболее интересных в музыкальном и познавательном смысле и расположил их по мере возрастания сложности. А начинаю я обычно с самой простой и удобной для плохо говорящих детей песенки “Василек”:

Василек, василек,
Мой любимый цветок.
Скоро ль, ты мне скажи,
Засинеешь во ржи?

Простейшая мелодия и ритмический рисунок, казалось бы, не представляют особой сложности и должны бы получиться сразу у любого ребенка. Но даже эта простая песенка является почти непреодолимым препятствием для наших детей.

Конечно, в процессе урока мы сразу выясняем, что василек — это не дом, не машина, а цветок. Люся Б. на второй урок принесла картинку с васильком, давая понять, что она уже знает, о чем песенка.

Для произнесения первого слога “ва” не требется больших усилий, он получается у ребенка или сразу или в результате не очень сложного сольфеджирования. Слог “си” посложнее, но, когда получилось “ва”, ребенок тут же пытается найти и пропеть “си”. Соединяем “ва-си”, радуемся успеху. Настоящие сложности начинаются с последнего слога “лек”. В зависимости от состояния ребенка возникают проблемы и со звуком “л” и особенно со звуком “к”. Я прощаю ребенку нечеткое окончание первого слова и мы переходим к слову “мой”. Если оно получилось сразу, следуем дальше по тексту. А дальше — слово “любимый”, а за ним — “цветок”, здесь и звук “ц, и опять ”к”...

Вот вам и “самая простая” песенка! Я уже не говорю о слове “засинеешь” — оно очень сложно для восприятия. В этом слове прежде всего речь идет о цвете. Цвет синий: мы ищем на картинках синие предметы. Находим, конечно, но ребенок еще долго будет воспринимать это слово в отрыве от цвета, и вместо “засинеешь” будет петь “засияешь” или еще что-нибудь попроще. Ведь “засинеешь” — это не “будешь более синим”, а “вырастешь, расцветешь”. Этот переход очень труден для малыша.

И так мы идем по всему тексту песни, а заканчивается она самым сложным словом “ржи”, для городского ребенка вовсе непонятном, а для наших детей и подавно, не говоря уже о его неудобопроизносимости. Проходит много времени прежде чем ребенок усвоит и произнесет это слово. Люся Б. первый слог “ва” пропела на первом уроке 1 июня 1991 года, а слово “ржи” сознательно и четко произнесла 1 июня 1992 года. К этому времени она уже сносно говорила, в ее репертуаре было около 20 других песенок, и она уже начала изучать нотную грамоту и, разумеется, узнала, что такое рожь...

Во время пропевания слов мелодия и ритм вынуждают ученика произносить слоги вовремя. Если что-то у него не получается, я стараюсь многократно четко и ясно пропеть, произнести трудное слово, слог или звук, но при этом не настаиваю на немедленном результате любой ценой, а, наметив задачу на будущее, перехожу к другому упражнению.

На первом уроке, да и на всех последующих, главное — поощрить ребенка за то, что получилось сейчас, ведь для детей, не привыкших к вниманию со стороны окружающих, к самостоятельной работе и успехам в ней, это особенно важно.

Любому ребенку для преодоления сложностей в освоении нового звука, слога или слова нужен образ ясный и понятный. К примеру, звук “к” Лиза Б. (5,5 лет) впервые произнесла в песенке про весну, где фигурирует кукушка. Изображая кукушку, Лиза почти сразу пропела “ку-ку”. Это был первый согласный звук, произнесенный ею. А на следующий урок она прибежала к нам, издалека громко и радостно крича “ку-ку”! А несколько позже она смогла произнести звук “к” и в песенке про василек. Это произошло спокойно и тогда, когда для этого была подготовлена почва, то есть, Лиза услышала свое четкое “к” в “ку-ку” и уже старалась получить его в более сложном сочетании, ведь слог “лек” куда сложнее “ку-ку”. А у Сережи К., у которого к началу наших занятий речь отсутсвовала вообще, первый согласный звук получился в сочетании “ду-ду”, и от этого “ду-ду” начала формироваться речь.

На первых уроках, когда ученик привык ко мне, я выясняю его вокальные способности и разучиваю первую песенку в удобном для него регистре и при первых малейших успехах пропевания этой песенки стараюсь пропевать ее в различных тесситурах. Саша К. пока не понимает, как спеть эту песенку тонким голосом, и я ей говорю: “Давай споем песенку про василек ”как белочка”. Белочка маленькая, красивая, голосок у нее тоненький, хвост — пушистый...” Саша задумывается, видимо, вспоминая белочку, и не без труда пробует изобразить ее тонким голосом (через несколько уроков даже попадает в тональность!). Изображая волка, Саша поет в среднем регистре, медведя — в нижнем. И так мы проходим по всему зоопарку, а заодно и звуковысотному ряду. Я решаю несколько задач: не утомляя ребенка разучиванием новой песенки, расширяю диапазон его голоса и развиваю его фантазию и музыкальный слух.

Мне нравятся сборники детских песен, где есть красочные рисунки. Между музыкальными упражнениями мы с учеником рассматриваем картинки, определяем цвет, форму, количество разных предметов, то есть начинаем обучение счету (я заметил, что на фоне музыкального урока ребенок легче обучается и счету, и чтению и музыкальной грамоте). Это заодно разнообразит урок, делает его еще более интересным и более развивающим.

Повторение

Повторение — одно из мощнейших средств развития ребенка. Дети вообще с радостью узнают знакомые песенки и с удовольствием их поют. Это их качество я использую максимально. Мы поем быстро, поем медленно, поем громко, поем тихо, поем высоко, поем низко одну и ту же песню (при этом смена упражнений, скорость этой смены полностью зависит от возможностей данного ребенка в данный момент). Ученику нравятся эти перемены, ему весело, весело и педагогу. Время урока бежит незаметно, невзирая на большую нагрузку.

Нужно иметь в виду, что переход от быстрого исполнения к медленному, от громкого — к тихому, от высокого — к низкому является сложной задачей для наших детей. Задавая это упражнение, я хорошо чувствую возможности ученика и внимательнейшим образом слежу, чтобы эта задача не была для него чрезмерно сложной. И в тоже время я должен прогнозировать его успех. То есть, здесь неуместно механическое повторение предыдущего упражнения и предыдущего урока в целом. Малейшие изменения и вариации урока также помогают развитию ребенка.

При повторении текста в знакомых песенках у ребенка быстрее развивается речь, надежнее затверживаются трудные звукосочетания, развиваются память, чувство ритма, музыкальный слух и уверенность в себе (что, может быть, самое важное для наших детей).

После успешного повторения знакомых песен ребенок с удовольствием переходит к разучиванию новых, постепенно усложняя свой репертуар.

Ритм

Одним из важнейших начал, организующих волю ребенка, является ритм, этот могучий строитель движения. Он мобилизует все имеющиеся у ученика ресурсы на выполнение поставленной задачи.

Часть урока посвящается движению под музыку. Влияние ритмического рисунка марша огромно. Вспомним, что в старой русской армии была прекрасная традиция: перед входом в расположение полка стоял оркестр и поджидал возвращающихся с трудных учений солдат. Грянувший марш вливал новые силы в изнуренных людей, и они входили в расположение своей части бодрыми и веселыми. Конечно, состояние наших детей намного сложнее состояния просто уставших солдат, но они так же, как и солдаты, будут искать в нем новые силы на пути к выздоровлению.

Я играю марш и смотрю, как ритм этого марша вынуждает ребенка двигаться и нужно быть большим оптимистом, чтобы поверить, что когда-нибудь это неуклюжее существо попадет ногой в такт, изображая марширующего солдата. Но проходит год-другой, и тот же ученик под тот же марш уверенно шагает, пусть несколько хуже кремлевских курсантов, но достаточно хорошо, чтобы потом шагать в свою школу.

Продолжая аналогию с русской армией, вспомним, что офицер должен был уметь танцевать на балу вальсы, польки, кадрили и мазурки.

После марша я играю вальс, польку, мазурку, и смотрю, как ребенок подыскивает характерные движения и под эту музыку. Удивительно, но уже через несколько уроков ученик находит нужные движения сам!

Не обходимся мы на уроке и без прохлопывания ритмических рисунков. Начинаем, естественно, с простейших, так как некоторые из наших учеников даже просто хлопать в ладоши не умеют. Я хлопаю один раз и прошу: “сделай как я”. Не сразу, но один удар получается. Я хлопаю два раза, а ученик — один. Я хлопаю три раза, а ученик — один. Некоторые дети наоборот, на один удар начинают безостановочно хлопать. Но через несколько уроков мы начинаем лучше понимать друг друга. Кроме всего прочего, у малыша начинает вырабатываться координация движений. С этого упражнения легко начать обучение счету. Это упражнение не занимает на уроке много времени, всего пару минут, но вкупе с другими упражнениями приносит большую пользу.

Что-то на уроке не получается сразу — не расстраивайтесь: получится потом, но главная задача урока будет выполнена, если ребенок уйдет после него счастливым. Поэтому еще раз скажу — не стоит добиваться окончательных результатов всех упражнений любыми средствами и сейчас (это может привести к необратимому), наберитесь спокойствия и терпения и, поспешая медленно, как говорили древние, идите к цели.

А цель, по большому счету, — собирание личности.

Постепенно репертуар ученика расширяется, упражнения усложняются и работа с ребенком начинает походить и походит на уроки с обычными детьми.

У нас все педагоги работают с учеником индивидуально. Просто невозможно объединить детей со столь различными диагнозами хотя бы в небольшую группу. Но если необходимо для более динамичного развития детей и для этого имеются объективные условия, я объединяю двух учеников. Например, Марина Н. отставала в музыкальном развитии, но преуспевала в живописи и отличалась энергичным характером, тогда как Люся Б. была более музыкальна, но заторможена в остальном. В результате объединения этих двух подружек (а занимались они вдвоем на протяжении целого года) они показали поразительные результаты. Кроме общего ускоренного развития, дети преображаются и социально: на уроке музыки Люся была лидером, а на двух других — Марина. Надо было видеть, как неуклюжая Люся преувеличенно четко пропевает по нотам глуховатой Марине — “ре-бемоль, ре-бекар”, и та старательно повторяет, а на уроках живописи и общего развития — наоборот, Марина, ярко лидируя, тянет за собой Люсю. В результате обе получают так необходимые им уроки лидерства и уверенности в себе...

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK