Autism.Ru

 

Наша группа VK

Бороздин А.И., Мартынец Е.Л., Плахотникова И.В., Мухина И.В., Гордон М.М.
Ни дня без строчки. Дневник работы группы А.И.Бороздина в Летней школе

Здесь приводится дневник работы группы с тремя учениками. Это “полевые” заметки, и серьезной литературной обработке мы их не подвергали. Поэтому заранее просим у читателя прощения за стилистические погрешности. Также не везде удалось восстановить последовательность уроков в течение дня, т.к. за время Летней школы ее несколько раз меняли.

Группа работала индивидуально с каждым из четырех ребят, имеющих инвалидность, по 35 минут (в конце смены — по 20 минут) с перерывом между уроками в 10 минут. В середине смены перемену после первой пары увеличили до 30 минут. У каждого ученика было по четыре занятия через день, начиная с 3 августа.

А.И. Бороздин вел уроки музыки. Е.Л. Мартынец работала над развитием координационно-двигательных навыков. С 9 августа ее заменила И.В. Плахотникова. И.В. Мухина вела уроки ИЗО, а М.М.Гордон занималась общим развитием этих детей.

Уроки с Левой Г.

Предварительные данные о Леве

Родился 10.06.87 г. Диагноз: синдром Дауна, олигофрения в степени легкой имбецильности.

Хроника занятий

День первый. 2 августа

Урок Мартынец Е.Л. (В дальнейшем слово "урок" опускается).
Контакт установили сразу. Мальчик общительный, доброжелательный. Сразу ухватился за конструктор, но уговорила заняться мозаикой. Хорошо различает цвета, составил картинку: корабль на реке. Играли в “подъемный кран”: 1-2, 1-3, 1-4 пальцами переносил шишки через палочку, по очереди левой и правой руками. Построили из палочек контур домика, наполняли его шишками, затем вынимали шишки и раскладывали по обе стороны домика: правой рукой — направо, левой — налево. Сам построил железную дорогу: палочки с перекладинами; и из элементов конструктора составил контур дома. Шагал пальцами через барьеры.

Бороздин А.И.
Сразу сложились нормальные отношения. Правда, на этом уроке Лева демонстрировал свои домашние заготовки. К концу урока он понял, что требуется учить новые песни. Попутно выяснилось, что у него хороший ритм и неплохая память.

Гордон М.М.
Лева легко пошел на контакт; он очень общительный и доброжелательный мальчик. С удовольствием смотрели картинки, разговаривали и рассказывали о том, что изображено на иллюстрациях. Самое главное — знакомство состоялось и добрые отношения установились. Для меня урок пролетел незаметно.

День второй. 3 августа

Бороздин А.И.
Урок был полноценный и творческий с начала до конца. Лева с удовольствием учил новые песни, выполнял ритмические упражнения. Каких-либо неудовольствий с моей стороны не было. Расстались друзьями.

Гордон М.М.
Работал Лева хорошо, начал проявлять инициативу. Сначала рассматривали картинки и говорили о том, что изображено. Лева вполне ориентируется и в мире бытовых вещей, и в мире механизмов (назвал сам воздушный шар с корзиной для людей, самолет, вертолет, машины). К концу урока Лева заинтересовался картинками-раскрасками, из трех выбрал одну, с машинкой, и раскрасил ее. При этом очень веселился по поводу того, каким цветом и как он раскрашивает. С урока ушел веселый.

Мартынец Е.Л.
На уроке активен, инициативен, сам придумывает занятия себе. Доброжелателен, все время говорит. Декламирует отрывки из “Телефона”. Опять собирали мозаику “Корабль на реке”. Из палочек собрали многоэтажный дом. Толкали мячик по дорожке, выстроенной из палочек. Затем построили контур дома и двумя пальцами собирали в него шишки. Трудно заставить выполнять нужные мне задания. Мой урок четвертый в день, к нему Лева изрядно устает.

День третий. 5 августа

Бороздин А.И.
К третьему занятию Лева совсем освоился, мы встретились как старые друзья. Повторили старые песенки (кстати, память у Левы отличная), выучили новые. Рассматривали сложные картинки, реакция отличная. Пытался маршировать. (Смущался, конечно, по-видимому это упражнение проделывал впервые в жизни.) Существенно улучшилась речь.

Мартынец Е.Л.
Пришел на урок с заявлением, что он устал. Стал собирать мозаику, хорошо собирает по цветам. Поиграли в мяч, катали и ловили одной рукой, передавали из руки в руку. Играли в ладушки по одному хлопку крест-на-крест. Собирали шишки двумя пальцами (1-2, 2-3), передавали друг другу. Под конец обнял меня, сказал, что устал и пойдет домой. В поведении — мягок, доброжелателен.

Мухина И.В.
За урок нарисовали два рисунка. Когда рисовали первый, я попросила Леву рассказать, что он рисует. Он с удовольствием называл (дом, части дома, человечек). На втором рисунке Лева сам нарисовал дорогу, дом, потом дождик и машину. За руль он посадил человечка — водителя. Кабина машины была открыта, и Лева, подумав, отметил: “Он ведь промокнет,” — и стал рисовать крышу кабины над человечком. Показал направление, куда едет машина. В конце занятия я показала Леве квадрат и попросила найти квадраты на его рисунках, что он выполнил после небольшого затруднения.

Гордон М.М.
На уроке рассматривали книжку Сутеева. Лева научился различать на картинке цыпленка и утенка, что раньше вызывало затруднения. Вместе мы пересказали по картинкам три уже знакомые сказки: “Про цыпленка и утенка”, “Кто сказал “Мяу”?” и “Кораблик”. Я произносила фразу, а Лева говорил, какому персонажу принадлежат эти слова. Выяснили вместе с ним, как “разговаривают” все животные, встреченные в сказках. Но три сказки для Левы — это слишком много, к концу урока он подустал.

День четвертый. 7 августа

Гордон М.М.
Сегодня Лева пришел на урок сонный. Работа шла трудно. Мы рассказали (просмотрели) одну знакомую сказку и одну новую. Работали очень медленно, но к концу урока Лева все же немного разошелся. Цвета на рисунке отказался называть наотрез, отказался и показывать определенный цвет. Вообще мальчик много капризничал. В объяснение можно сказать, что сегодня было как-то особенно холодно.

Бороздин А.И.
Весь урок с начала и до конца — творческий. Лева работает четко и ясно. Никаких проблем. Такое ощущение, что я у себя в Новосибирске, в своей школе...

Мухина И.В.
Мой урок для Левы был третьим за день, перед уроком был получасовой перерыв. Урок снимался на камеру. На этом занятии с самого начала Лева не захотел выполнять мои просьбы и все делал только по своей инициативе, отвечал отказом на попытки управления им с моей стороны. Сначала он сделал мозаику: небо, дорожка и на дорожке — гусь. Я попросила его назвать цвета, но он не захотел этого делать, а говорил, что забыл. Потом мы стали раскрашивать картинку из книжки-раскраски. Я спрашивала, что и где нарисовано, и он называл: “Рыбка, ведро, мальчик, девочка, стрекоза”. — В течение урока Лева иногда отвлекался на камеру и оператора.

Мартынец Е.Л.
Урок Левы был последним (четвертым) за день. Мальчик устал. Урок мало отличался от урока 5 августа, только Лева больше поддавался на мои просьбы выполнить то или иное задание. Новое: брал шишки двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5!! и передавал в другую руку, брал теми же пальцами, какими передавал шишку. Мячик одной рукой ловит и толкает легко.

День пятый. 9 августа

Плахотникова И.В.
Лева пришел на урок радостный, выполнял все упражнения, которые ему предлагались. Играл в ладушки, прямо и крест-на-крест; катал мяч попеременно левой и правой рукой; ходил через бревнышки двумя пальцами и здоровался этими пальчиками. С урока ушел в хорошем настроении.

Мухина И.В.
Активно рисовал с начала урока. К своим обычным елке, домику и столу с телевизором нарисовал самолет, вертолет и “летающий пароход” (шутка).

Бороздин А.И.
Урок прошел нормально. Присутствие новых людей не смутило Леву, а наоборот возбудило. За каждую песню или упражнение он требовал аплодисментов. От музыки лицо его проясняется, глазки становятся осмысленнее. Время урока промелькнуло незаметно, но гости, похоже, устали. Выучили новые песни, в том числе “Зовет зверей кукушка”.

Гордон М.М.
Лева пришел на урок веселый, с настроем на учебу. Сразу заинтересовался книжкой-раскраской. В ходе урока раскрасил картинку в фантастические цвета, причем явно понимая, как надо правильно. На картинке, изображающей кухню, Лева назвал много предметов, а потом назвал и раскрасил духовку. Урок затянулся, но Лева был полон энергии и заявил тоном, не терпящим возражений: “Я занимаюсь пятый урок.” Расстались довольные друг другом.

День шестой. 11 августа

Мухина И.В.
На уроке Лева был молчалив. Занимался без особого интереса. На листе, где в центре был нарисован круг, нарисовал узор, используя этот круг. Сам (даже с подсказкой) не догадался, что можно нарисовать солнышко, цветок. Потом я нарисовала их сама, и он был очень обрадован и удивлен.

Плахотникова И.В.
Лева пришел на урок усталый, не активный, но занимался старательно. Играл с мячом двумя руками и одной рукой, занимался мозаикой.

Гордон М.М.
Сегодня Лева работал очень хорошо. В начале занятий я предложила ему сделать (“как будто”) спектакль по какой-нибудь из уже знакомой ему сказок Сутеева. Лева отказался. Первую сказку мы просматривали и рассказывали вместе, причем Лева говорил много и по делу, действительно рассказывая сказку. Когда мы перешли к сказке “Кто сказал “Мяу”?”, Лева сам сказал название правильно (точнее “прочитал”; Лева очень часто “читает” заголовки — имитирует чтение, водя пальчиком вдоль строчек одновременно с произнесением фразы, которая, по его мнению, здесь написана, а ориентируется при этом на титульный рисунок; раньше он называл эту сказку “Про собаку” или “Про кошку”). Затем он самостоятельно начал рассказывать сказку по картинкам, а в середине сказки взял медвежонка и стал изображать с его помощью действия щенка. Второй медвежонок в моей руке стал изображать тех зверей, которых щенок встречал. Таким образом, “спектакль” все-таки получился.
В конце урока Лева захотел порисовать, нарисовал сложную сюжетную картинку. Основа рисунка: некто Татьяна Борисовна — постоянный персонаж Левиных рисунков — едет на телеге, очень похожей на колесницу, в которую запряжен дракон, тоже очень похоже изображенный. Затем были добавлены фантастические персонажи, которым Лева названия подобрать не смог. В конце Лева сделал реплики для героев, как в комиксах (имитация письма — тоже любимое действие Левы). Расстались в конце урока как сотрудники, пожав друг другу руки.

Бороздин А.И.
Все понимает наш Левушка! Работает четко, обучается быстро. С музыкальными темпами и динамикой нет проблем. Появился особый артистизм, когда ученик изображает то, о чем поет. Звукотворчество в норме. Работали над звуками “с” и “ш”. Радовался, когда получалось. Похоже, раньше с ним занимались “без понятия”.

День седьмой. 13 августа

Гордон М.М.
Лева работал очень хорошо, с увлечением гораздо большим даже, чем обычно. С удовольствием просматривал и “читал” новые сказки, хотя обычно новые сказки шли с трудом. Тем более удивительно, что новые сказки были длиннее прежних, и если в первых сказках текст был, фактически, подписью к картинкам, то в этих картинки отображали только часть сюжета. Поразила меня и его усидчивость, и устойчивость внимания. В книжке осталась одна, последняя, нечитанная еще сказка, которую мы на уроке прочитать не успели, и из-за этого Лева с урока уходить не хотел. Книжку захотел забрать с собой (прижал к груди и все твердил: “Моя, моя”).

Плахотникова И.В.
Лева пришел на урок в хорошем настроении. Отлично выполнял все предложенные задания: “поздоровался” 2-3-4-5 пальчиками с 1 пальчиком, играл с мячом. Комментировал все происходящее. С удовольствием сам сделал самолет из бумаги, очень обрадовался тому, что у него это получилось.

Мухина И.В.
Лева работал хорошо, с энтузиазмом выполнял задания. Логически включил две моих черты в свой рисунок.

Бороздин А.И.
Урок прошел в стиле нашей школы. Все в порядке.

День восьмой. 15 августа

Мухина И.В.
Лева сегодня работал не очень активно. Во все задания, что я ему даю, он привносит свой творческий элемент. Сегодня, когда делали аппликацию “Букет”, он “подвесил” лампу над вазой. Но в общем чувствуется, что общая активность понижена. Может быть, из-за усталости.

Гордон М.М.
Лева работал просто отлично. Посмотрели и прочитали новую большую и сложную сказку, последнюю в книге. Рассказали две знакомые. Потом рисовали. Лева раскрасил аккуратно и тщательно девочку (в конце торопился, т.к. хотел закончить до начала следующего урока — рисовал и приговаривал: “Скорей-скорей-скорей”). Надо отметить, что с каждым разом Лева раскрашивает все спокойнее, все аккуратнее и увереннее. В этот раз он почти не заезжал за линии; если бы не спешка, было бы еще лучше. Сам нашел на картинке замаскированного волка (причем я ни словом не упомянула о том, что надо или можно что-то найти) и раскрасил его голову и ухо.
Нытвенский педагог, работающий с Левой, сказала, что у Левы обнаружен дальтонизм. Вот мое мнение по этому поводу. Лева вполне различает красный и желтый цвета и называет их. С зеленым и синим цветами путается, но скорее всего в названии, а не в различении, т.к. ни на моем уроке, ни на уроке рисования он ни разу не ошибся, выбирая для неба синий цвет. Вообще с цветами отношения своеобразные: он очень любит раскрашивать картинки, перепутывая цвета, но при этом шутит по этому поводу и весело смеется. В общем, в ходе работы с мальчиком у меня появились сомнения в его дальтонизме. Если же я все-таки ошибаюсь, то значит Лева отлично приспособился к ситуации и ухитрился выучить по названию, какого цвета практически все, что его окружает. И еще: 11 августа, рисуя 12-цветными фломастерами, Лева доставал по одному из пачки, каждый фрагмент рисуя новым цветом; закончив рисовать фломастером, он его закрывал и клал обратно в пачку, а потом доставал следующий; убирал он фломастеры как придется, а где-то в середине работы фломастеры рассыпались и были собраны обратно. Так вот, в результате Лева использовал все цвета, кроме черного, и ни разу не повторился, т.е. однажды убранный фломастер он больше не использовал и не вынимал из пачки. Причем я замечала все это, никак не реагируя, а разговор шел исключительно вокруг сюжета картинки. В пачке же были такие близкие между собой цвета, как фиолетовый, синий и голубой, светло-красный и оранжевый, темный и светлый зеленые, два очень близких розовых цвета — потемнее и посветлее. (Рисунок сохранен.)
Расстались мы с Левой как друзья и сотрудники, закончившие совместную работу. Последнее время Лева начал прогрессировать с большой скоростью, с ним очень интересно было работать (каждый день сюрпризы и открытия) и, откровенно говоря, жаль с ним расставаться — много чего еще можно было бы вместе сделать. Левушка — очень творческая личность.

Плахотннкова И.В.
Лева работал хорошо, весь урок рисовал, придумывал сюжеты рисунков, много говорил, объясняя. Ушел с урока довольный.

Бороздин А.И.
Лева — вполне обучаемый ребенок. С ним можно работать. Главное, от урока остается какое-то особо приятное впечатление. Расширяется репертуар. Лева инициативен, сам иногда предлагает какой-нибудь вид работы.

День девятый. 17 августа

Бороздин А.И.
Последний урок. Лева был хорош. Беседу поддерживает на различные темы. Мы отклонились от песенок, болтаем. Марширует с упоением. А вечером я видел его на дискотеке. Это что-то! Музыка заводит его. Движения ритмичные. Он свободен и по-своему красив. Мы подарили ему красный шарик. Счастливее лица я не видел.

Гордон М.М.
На уроке просматривали полюбившиеся сказки, смотрели картинки из другой книжки (Лева принес с урока И.В.Плахотниковой вылепленные из пластилина ракету и самолет, и мы их искали на картинках). На уроке нас сфотографировали (Лева получился насупленным; вообще, я заметила, что он стесняется фотоаппарата, сразу напрягается и немного замыкается.)
А вечером мы зашли на дискотеку, упомянутую Алексеем Ивановичем.
Когда Левушке вручили шарик, он просиял. Потом, когда он уже начал играть, я подошла к нему и тихонько сказала: “Левушка, а знаешь какое самое замечательное свойство воздушных шаров?” Он остановился и тихим загадочным голосом спросил: “КАКОЕ?” Я сказала: “Самое замечательное, что они могут ЛЕТАТЬ — легко, свободно и очень красиво.” Лева ничего не ответил, но подбросил шарик высоко-высоко, почти к потолку. Наблюдая потом за его игрой, я увидела, что он старется подбросить шарик повыше и упоенно следит за его медленным полетом. Лицо было вдохновенное, казалось он сам вместе с шариком летает ЛЕГКО и СВОБОДНО.
Счастья тебе, малыш. У тебя на этой Земле есть своя миссия: учить окружающих тебя людей доброте, открытости, искренности и умению радоваться.

Уроки с Витей С.

Предварительная информация о Вите


Родился 7.10.88 г. Диагноз: олигофрения в степени выраженной дебильности, легкая имбецильностъ. Любимые занятия Вити: слушать музыку, играть.

Хроника занятий

День первый. 2 августа

Мартынец Е.Л.
Встретились радостно, на контакт пошел сразу. Сам взял мозаику, начал собирать. Вставлять мозаику может сам, но подобрать один цвет не может. Пытались ритмично, под счет, “перепрыгивать” рукой через “преграду”. Немного получалось. Шагали пальцами (2-3) через барьеры. К середине урока внимание рассеялось, пытался убежать, отодвигал все игрушки от себя. Затем из палочек строили контур дома, наполняли его шишками. Взять шишку двумя пальцами не может, сильно зажата кисть. На прощание поцеловал.

Бороздин А.И.
Придя в зал, где мы занимаемся, Витя долго озирался по сторонам, привыкая к обстановке. Я ему сразу предложил поиграть на пианино. Играл с удовольствием, но все время озирался на мать. Поняв, что к нему относятся доброжелательно, спокойно сел рядом, с интересом слушал музыку, которую я играл, пытался помочь, колотя по клавишам верхнего регистра. На неоднократные просьбы спеть простые слова, которые он умеет говорить (“мама”, “папа”), не отвечал. В конце урока стал просто выговаривать, без музыки: “папа”, “мама”, “дядя” и т.д. Я просил его сказать слово “машина”. Слово получилось не сразу: сначала вторая часть слова, затем — первая. К концу урока удалось слово соединить, выговаривал его радостно. Обнял, поцеловал. Расстались довольные друг другом.

Гордон М.М.
На урок Витя пришел возбужденный, по-деловому уселся за стол. Начали мы с ним с просмотра книг (картинок в книгах). Мальчик был лихорадочно активен, книги листал сам, резко и пропуская страницы. На одной картинке показывал не больше одного персонажа или предмета. В ходе урока в слишком быстром темпе перебрал все книжки и игрушки, потом стал смотреть по второму разу. На попытки управления процессом с моей стороны не поддавался, но и резкого сопротивления не было. В конце урока бодро ушел к следующему педагогу. На уроке Витя практически не говорил.

Мухина И.В.
Для Вити мой урок был четвертым в день. Он был заметно уставшим и сначала не хотел идти заниматься. Занятие мы с ним начали с мозаики. На мою просьбу сложить цветок или что-нибудь еще не реагировал. Брал фишки разных цветов. В рисунке мозаики я порядка не увидела.
Потом мы стали делать аппликацию: небо, землю, цветок. Цвета выбрать он не мог (или не хотел). А с цветком он довольно долго возился. Цветок был желтым, из прямоугольника, который Витя по краям порезал, пытаясь изобразить лепестки. Был доволен получившейся аппликацией и в конце занятия с удовольствием пошел показывать ее матери. Витя показал, что занятие ему понравилось, и с удовольствием согласился прийти завтра.

День второй. 3 августа

Мартынец Е.Л.
Пришел с сильным кашлем. Встретились радостно. Сам начал строить мост из палочек, отказываясь заниматься чем-либо другим. Через 15 минут закапризничал, играть отказался. Возможно, заболел. Построили “дорогу” из палочек, пускали по ней мячик. Большого интереса это не вызвало. Пригласили мать, но и при ней заниматься отказался. Ушли. Витя очень пуглив, все время озирается.

Бороздин А.И.
Этот урок был почти копией первого, даже чуть хуже. Возможно сказалась простуда.

Гордон М.М.
На урок (третий в этот день) Витя пришел более спокойный, чем прошлый раз. Я предложила посмотреть книжку “Железная дорога”. Он согласился, сам ее развернул и мы неспешно ее рассмотрели. Затем Витя взял другую книжку. В первой книге он показал мне собаку, и я попросила найти ее во второй книжке. Но Витя наткнулся на изображение машины и радостно на нее показал. “Машина” — сказал он. Дальше он начал искать разные машины в книжке, говорил: “Машина”, “паровоз”, — а также, показывая у машин на двери и окна говорил: “Открывается”. Кроме того, он много раз говорил слово, которое я так и не смогла понять. Во время этой деятельности был очень оживлен.
Вите, в отличие от Левы, книжка Сутеева не понравилась. Его интересуют разные механизмы и люди, их деятельность. К сожалению, хорошей книги с такими сюжетами у нас нет.
Когда мы пересмотрели все книги, я предложила Вите раскрасить рисунок, но он перевернул листок и решил порисовать сам. Сказал, что будет рисовать машину, начал, но ничего похожего не получилось. Урок подходил к концу, и я, проводив его на следующий урок (ИЗО), сказала Ирине, что Витя хочет рисовать машину.

Мухина И.В.
При новой встрече сразу узнал и с удовольствием пошел на занятие. Сразу потянулся к краскам. Сказал, что будет рисовать машину. Но потом просто измазал лист красной краской и прилепил сверху лист цветной бумаги. Тогда мы стали делать аппликацию машины. Витя был не очень активен, и если я за ним пристально не смотрела, сразу отвлекался. По сравнению с прошлым уроком был немного нервозен в движениях.

День третий. 5 августа

Мартынец Е.Л.
Витя отзанимался весь урок с удовольствием и вниманием. Озирался мало. Учились работать одной рукой: ловить катящийся мячик одной рукой, держа в другой палочку. Учились передавать предмет из одной руки в другую и партнеру. Руки очень слабые, но по мере выполнения упражнения толчок и удар усилились. Играли в ладушки; по одному хлопку получается, по два — нет. Повторял за мной упражнения на развитие мышц рук: руки вверх, в стороны, на голову, обнять себя. Получалось. По выстроенной из палочек дорожке катали мяч одной рукой, толкали его палочкой (хоккей с мячом). Собирали мозаику зеленого цвета, повторяя слово “зеленый”. Сам не различает цвета, давала ему каждый элемент мозаики в руки. Отмечаю у Вити качественный сдвиг в поведении.

Мухина И.В.
Сначала Витя хотел нарисовать машину. Но когда я дала ему лист — стал рисовать круги по листу. Потом потянулся к мозаике. И, как и на первом занятии, мозаика его была без смысла. Попытки управления с моей стороны им не принимались. Но потом мы стали делать аппликацию — машину. Вырезала я, и когда он узнал машину, то очень обрадовался. Когда мы закончили аппликацию, я стала рисовать ему домик с дорожкой и деревом и просила называть детали, которые я рисую; он называл: “Окно, труба, дорожка...”. Рисунок ему очень понравился, и мы закончили занятие тем, что пошли показывать его маме.

Гордон М.М.
На этот урок Витя пришел спокойный и доброжелательный. Сначала мы с ним поиграли с плюшевым тигренком: он кувыркался, садился на шпагат и т.п., сначала с моей помощью, а затем с Витиной. Затем акробатами стали два резиновых медвежонка. Сначала медвежонок в моей руке повторял движения витиного медвежонка, а потом они поменялись ролями. Витя повторял все движения четко, и только маловыраженные (например, переворот игрушки со спинки на бочок) — со второго-третьего раза. В конце урока мы играли с книжкой “Железная дорога” в игру, предложенную Витей. Мальчик как-будто сажал медвежат в поезд (ставил их за развернутой книжкой так, чтобы они выглядывали из окна, а при передвижении — удерживал их в таком положении) и катал их. Урок закончился на веселой ноте.

Бороздин А.И.
В присутствии психолога И.В.Плахотниковой Витя вел себя скованно, медленно втягиваясь в работу. Озирался по сторонам, но меньше, чем обычно, и практически весь урок был уже рабочий. Раскрепощался медленно, хотя мальчик и общительный. Похоже, дома слишком много ограничений. К концу урока разговорился. Впервые выполнял ритмические упражнения.

День четвертый. 7 августа

Мартынец Е.Л.
На уроке происходила киносъемка. Витя несколько замкнулся, но выполнил все задания, хотя и не проронил ни слова. Выполняли те же упражнения, что и 5 августа, но более уверенно. Проработал весь урок, отвлекался мало.

Гордон М.М.
На уроке Витя был немного нервным, но зато и более раскованным. Много говорил, я услышала от него много новых слов. Совершенно не стеснялся окружающих: назвав несколько предметов на картинке, Витя позвал Ирину Плахотникову, которая шла мимо, и начал показывать ей книжку и рассказывать о рисунках. Охотно отвечал на вопросы. А вот игры прошлого урока с медвежатами-акробатами повторял неохотно.

Бороздин А.И.
Пришел на урок радостный. Делал все, что я его просил. Активно говорил, как бы демонстрируя нам, что он может и хочет говорить. На инструменте показал мне, где живет медведь (низкий регистр) и где птички (верхний). Считали до двух и голосом, и на пальцах. Более раскованно двигался (марш, вальс, полька). Когда на урок забежал какой-то малыш, Витя еще свободнее стал двигаться под музыку, четко и ясно показал, как надо маршировать, плясать и танцевать. Этот урок интересен еще и тем, что Витя обращался также активно, как ко мне, так и к Роману Каменскому (педагог Летней школы), посетившему этот урок.

День пятый. 9 августа

Гордон М.М.
Сначала мы по инициативе Вити занялись повторением (пролистали знакомые книжки, поговорили о знакомых картинках) Затем мы играли: узнали, что куклу зовут Вера, “мишка” (так Витя упорно называет плюшевого тигренка) укачивал куклу; потом сделали из игрушек композицию, как для портрета. Затем Витя взял книжку-раскладушку “Дом” и, увидев открывающиеся двери, взял кукольные тапочки, и они стали топать у двери, проходить внутрь дома и выходить обратно. А затем мальчик с энтузиазмом попытался запихнуть в дверь резинового медвежонка. Я его остановила, объяснила, что дверь слишком маленькая, и предложила сделать самим домик подходящего размера с подходящей открывающейся дверью, чем мы и занялись. Сначала вместе рисовали (держась вдвоем за один фломастер, причем Витя вел себя активно, я лишь слегка направляла его руку), затем вместе вырезали (я наводила ножницы, а Витя нажимал). Затем поиграли с получившимся “домиком”. Урок прошел весело и активно, расстались на радостной ноте.

Плахотникова И.В.
Придя на урок, Витя быстро включился в работу, внимательно следил за теми упражнениями, которые предлагались: катал мяч двумя руками и каждой в отдельности, перекладывал шишки из одной руки в другую и учил лисенка “Митьку” (он сам назвал его) хлопать в ладоши. Потом Витя предложил игру в автобус и, изображая водителя, называл, что он проезжает (дом, мост). К самому концу урока стал проявлять усталость и мы переключились на игру, в которой я ему называла предметы (окно, дверь, ручка, замок), а он охотно повторял и дотрагивался до предметов. После окончания урока был уставшим.

Мухина И.В.
Сначала Витя сел за стол, но заниматься не смог, т.к. за время уроков очень утомился. Стал бегать. Я решила отпустить мальчика после нескольких неудачных попыток заняться с ним чем-нибудь.

Бороздин А.И.
Пришел радостный, улыбающийся. В процессе урока лицо его стало просто красивым. Присутствующие совсем не помешали работе, скорее наоборот. Витя оказался настоящим артистом! Как он старался, чтобы заработать аплодисменты! А когда получал их, лицо его светилось беспредельной радостью. Научился разделять слоги: “ма-ма” и др. На следующем уроке уже сможет их спеть. Выучил две песенки: “Василек” и “Ходит зайка”. Ритмические упражнения в норме. Уходя, сказал: “До свидания”, — на что В.К.Зарецкий (директор Летней школы) выпучил глаза от удивления. Остальные даже не сразу осознали, что услышали это слово.

День шестой. 11 августа

Плахотникова И.В.
На этом уроке Витя постоянно отвлекался, очень мало занимался каждым упражнением, был малоразговорчив. Во время урока разбрасывал игрушки.

Гордон М.М.
По сравнению с прошлым уроком Витя замкнулся. Говорил гораздо меньше. Первое, что сделал — взял раскраску и черный фломастер и начал закрашивать всем встречающимся персонажам глаза и рты. Потом мы смотрели книжки. Он рассказывал, что изображено на картинках, но листал книгу нервно и даже слегка агрессивно. К концу урока его внимание стало рассеиваться. Когда мы играли с игрушками, Витя вдруг взял голубой фломастер и лист бумаги и сказал, что будет рисовать мишку (резиновые медвежата, кстати, тоже голубого цвета). Но сделав 2 штриха на бумаге, Витя взял медвежонка и попытался замазать ему глаза и рот. Видимо, что-то случилось в отношениях между ним и мамой. То, что Витя сегодня демонстрировал весь урок согласно психологической традиции интерпретации рисунков означает тревожность по отношению к тому человеку, который наблюдает за ним и контролирует его, словесно на него воздействует.

Бороздин А.И.
Витя пришел на урок чем-то расстроенный. Работал вяловато, совсем не так, как в прошлый раз. Нужно спросить маму, не ругала ли она его за что-нибудь. Снова весь урок озирался по сторонам. И, кстати, слово “мама” он так и не спел. В музыкальной паузе, когда я играл менуэт Боккерини, Витя пошел танцевать по всей сцене. Было такое впечатление, что он танцует в хороводе. Когда он разучил слово “Во-ва”, и я его похвалил, Витя кинулся ко мне и прижался со слезами на глазах.

Мухина И.В.
Витя за 3 предыдущих в этот день урока немного устал. Мы делали с ним аппликацию “Букет в вазе”. Когда он работал сам, то избегал резать и, приклеив 2 листа, отложил свою работу. Я рядом делала свою аппликацию, и Витя подключился к моей работе: я вырезала, а он приклеивал. Когда мальчик показывал получившуюся аппликацию своей маме, то отметил, что вырезала я, а не он; что мы делали работу вместе.

День седьмой. 13 августа

Гордон М.М.
Витя на уроке работал, был радостным и улыбчивым, более раскованным, чем в прошлый раз. Но разбросанность и фрагментарная агрессивность сохранились. Спокойной работой он смог заниматься около 10-15 минут: мы смотрели книжки. Речевая активность стала выше и речь богаче. Потом мы переключились на игру, которая не привязывает к столу: мы играли в фотографа. Витя “фотографировал” бумажным “фотоаппаратом” медвежат и все другие игрушки. Когда урок закончился, Витя как раз усадил меня, чтобы сделать мой портрет. Услышав что уроку конец, он убежал, но потом вернулся и все-таки меня “сфотографировал” — закончил начатое.

Мухина И.В.
Витя долго не включался в урок. Потом увидел аппликацию, которую мы сделали вместе с Наташей, и захотел сделать такую же. Во время работы все время отвлекался и под конец предоставил работать мне самой, помогал только резать.

Плахотникова И.В.
Витя пришел на урок без настроения. Весь урок разбрасывал материал, отвлекался, убегал.

Бороздин А.И.
Установил на пюпитре обезьянку, маршировал, танцевал для нее. Пел мало. Настроение похоже на прошлый урок; а вчера, когда занятий не было, подбегал к нам, здоровался, разговаривал и т.д., в общем был весел. Надо поговорить с мамой.

День восьмой. 15 августа

Бороздин А.И.
Начался урок вяловато. Но постепенно все наладилось. Витя стал послушным. Выполнял все с удовольствием. А когда на урок прибежал мальчик Сережа, их нельзя было увести. Ритмические упражнения, песни, пляски... Витя в полном восторге. А как он пытался петь вместе с Сережей! Он хочет говорить!

Плахотникова И.В.
Витя пришел на урок в хорошем настроении, рассказывал то, что в данный момент делает. Рисовал, играл в ладушки, играл в мяч — одним мячом и двумя мячами. В конце занятия рассказал, что он делал накануне. Ушел радостный.

Гордон М.М.
Витя сегодня перевозбужден с самого утра. Направить его активность в рабочее русло было очень трудно. Впервые вижу, чтобы Витя бесцельно бегал по верандам, отвлекая других учеников, и к тому же не отзывался на призывы и уговоры не мешать заниматься остальным. В начале урока мы немного посмотрели картинки и поговорили о них, потом Витя попытался разыграть сценку, изображенную на картинке с помощью игрушек, но это, даже несмотря на совместные усилия, не получилось. Закончился урок игрой в мяч.

Мухина И.В.
На мой урок (последний сегодня) Витя пришел очень возбужденный Делать ничего не стад, и я его почти сразу отпустила.

День девятый. 17 августа

Бороздин А.И.
Витя пришел грустный. На уроке часто прижимался ко мне руками. Как будто чувствовал, что мы уже не встретимся. Подбежал Сережа. Маршировали, плясали, танцевали. Расстались спокойно. Увидимся ли еще? Прощай, малыш! Здоровья тебе и побольше любви от взрослых!

Гордон М.М.
На последнем уроке Витя был грустным и как-то слишком углублен в себя; иногда мне казалось, что он вообще меня не слышит, пока я до него не дотронусь. В начале урока он пошел помочь мне принести все к уроку, и, увидев на полу сделанный Денисом подъемный кран, прихватил его с собой. Сев за стол, Витя начал возить этот кран туда-сюда по столу, и занимался этим минут 10-15, причем молча. Все мои попытки встроиться в его игру закончились неудачей — Витя просто игнорировал меня и все мои действия. Потом, со вздохом и как бы говоря: “Ну что поделаешь с этой бестолковой!” — унес кран на место, но зато принес остатки металлического конструктора. Однако играть с ним по сути не стал. Схаватил мишек и пошел с задумчивым видом бродить вдоль перил. В общем, вел себя как-то странно.
Насчет Вити я хочу еще добавить, что он вместе с другими нашими учениками — Левой и Наташей — часто ходил на дискотеку и с удовольствием танцевал. Как-то раз я танцевала вместе с Витей под какую-то ритмичную мелодию. Надо сказать, он довольно чувствителен к ритму и динамичен, но движения предпочитает повторяющиеся. Я не раз замечала, что у Вити, видимо, как отголосок психического напряжения, очень скованы мышцы всего тела. С ним было бы хорошо поделать любые расслабляющие упражнения и массаж — это по обратной цепочке сняло бы часть психического перенапряжения. Но конечно, главное, что бы ему помогло — это доброжелательное внимание взрослых. Дай Бог, чтобы это появилось в его жизни.

Уроки с Наташей В.

Предварительные данные о Наташе


Наташе 5 лет, в Летнюю школу она приехала вместе с мамой из г. Сланцы Ленинградской области. Диагноз — микроцефалия, алалия (Наташа не говорит совсем).

Хроника занятий

День первый. 2 августа

Мартынец Е.Л.
На контакт пошла легко. Собирает мозаику, но не по цветам. Строили из палочек дом, наполняли его шишками, затем шишки складывали по обе стороны дома обеими руками по очереди. В середине урока закапризничала, пригласили мать. Работали втроем, передавали друг другу шишки, палочки, правой и левой руками по очереди. Не смогла передать предмет из одной руки в другую. Долго не хотела играть в “ладушки”, но потом захлопала в ладоши и естественным путем перешли на “ладушки”.

Бороздин А.И.
Сразу побежала к фортепьяно и стала играть, но недолго. Сложилось впечатление, что Наташа не может сосредоточиться на одном предмете достаточно долго, кроме игры в мяч. Трудно судить с первого урока о ребенке с таким заболеванием, особенно в условиях школы, где уроки проходят в концертном зале и девочка постоянно отвлекается на дискотечную радиоаппаратуру (на дискотеке девочка постоянно присутствует вместе с мамой), на осветительные приборы и другие предметы. Поставить более чистый эксперимент на поведение девочки на музыкальном уроке не представляется возможным в этих условиях. Для нее пианино — такой же интересный предмет, как и все остальное в концертном зале. Разумеется, если бы урок проходил в обычном классе, где нет ничего лишнего, кроме учителя и пианино, привыкание к работе происходило бы быстрее.

Мухина И.В.
Урок проходил в сложных условиях: в середине урока прибежало много детей (урок шел на веранде медпункта, детей привели в медпункт взвешиваться) и нам пришлось переходить на другое место. Сначала Наташа собирала мозаику, а потом я предложила ей заняться аппликацией. Она стала резать бумагу, клеить не захотела и управлению пе поддавалась.

Гордон М.М.
Наташа пришла скованная, без мамы сидеть не хотела. Постепенно она увлеклась занятием. Мы смотрели книжки и картинки; Наташа начала улыбаться, узнавая и показывая на картинке зверей (киску, мишку). А когда мы с ней выяснили, что на столе сидит тоже киска (плюшевый тигренок), Наташа совсем расслабилась, села без мамы. Увидев рисунок с изображением собаки, она сразу узнала ее и, оживленно жестикулируя, показала, где она в лагере такую видела.
Затем мы рисовали. В ходе этой деятельности выяснилось следующее. Во-первых, Наташа любит порядок и аккуратность. Сначала я высыпала фломастеры на стол, говоря, что так удобнее брать, но Наташа как-то недовольно насупилась и аккуратно собрала все фломастеры обратно, и в дальнейшем она доставала их только по одному. Так же аккуратно она до этого складывала картинки и сворачивала их в рулон. Во-вторых, она может довольно аккуратно раскрашивать мелкими штрихами или мелкими круговыми движениями. В-третьих, у Наташи проявился некоторый “оттенок” аутизма. Проявился так: я нарисовала лицо девочки, комментируя, что рисую (глазки, носик, ротик и т.д.), Наташа забрала у меня фломастер, убрала его на место, достала себе другой и начала закрашивать глаза, потом, поменяв фломастер, закрасила рот, потом снова глаза, и так далее, все более нервно меняя фломастеры. Успокоилась только тогда, когда замазала черным цветом все лицо, и, довольная, отодвинула рисунок. Сама Наташа нарисовала красное “солнышко” (неопределенной формы, но все же узнаваемое, потому что с лучиками) и некую фигуру, напоминающую парус (рисовать стала после того как увидела на картинке корабль).

День второй. 3 августа

Мартынец Е.Л.
На урок пришла в плохом настроении. Пришлось привлечь к играм посредника — обезьянку Читу. Чита “передавала” Наташе шишки, палочки. Наташа собирала их в домик и вынимала из домика. Соревновались, кто больше наберет шишек — Наташа или Чита? Из палочек выстроили дорогу и по ней толкали мячик. Собрала мозаику синего цвета, прямую линию. Смогла взять мячик одной рукой и передать в другую руку (несколько раз). Попытались сыграть в ладушки.

Бороздин А.И.
Урок был более сумбурный, чем вчера. Возможно, сказалась усталость первого дня. Урок закончился раньше, чем нужно. Проанализировав с педагогами группы положение, решили работать через день.

Мухина И.В.
Наташа пришла и сразу стала резать бумагу. Вокруг было много народа в начале занятия, но Наташа увлеклась и не обращала ни на кого внимания. Я уложила нарезанные ею обрывки бумаги в силуэт кораблика, но на Наташу это не произвело впечатления.

Гордон М.М.
На этот урок Наташа пришла в плохом настроении, уставшая. Не хотела снимать панамку, и при моем взгляде на нее (на лицо) она натягивала панамку на глаза. На контакт пошла с большим трудом и из контакта почти ничего не вышло. Наташа еле-еле показала на рисунке киску, что вчера сделала легко. Весь урок сидела на коленях у мамы.

День третий. 5 августа

Мартынец Е.Л.
На уроке оживленная, контактная. Каждой удачей тут же бежит делиться с мамой. Нашла запечатанный пакет с игрушкой, сама распаковала (разорвала с силой). В играх участвовал лисенок. Катали мячик одной рукой и двумя, передавали его из руки в руку и друг другу. Сказала (!): “На, дай”.

Бороздин А.И.
Сначала играла сама (на фортепьяно), потом, после нескольких пробежек по залу, взяла обезьянку и ее “руками” играла на фортепьяно, громко смеясь. После чего снова стала крушить осветительные приборы, поднимать-опускать сидения кресел, изредка возвращаясь на сцену к пианино.

Мухина И.В.
Сначала никак не могла успокоиться и убежала. Потом, вместе с мамой, мы пытались порисовать что-то, но интереса Наташа не проявила.

Гордон М.М.
Пришла на урок с охотой, не боялась, села за стол сразу, без мамы и (почти демонстративно) сняла панамку. Книжку листала агрессивно, пропуская помногу страниц. Когда с Наташей “поздоровался” плюшевый тигренок, она радостно с ним поздоровалась, а затем, вспомнив, кто играл с ней также (с помощью драматизации), убежала к Елене Леонидовне. Удалось уговорить вернуться.
Мы стали с ней рассматривать красочную книжку “Железная дорога”. Книжка последовательно (по одному вагону) раскрывается в длину и получается поезд: паровоз и три вагончика. Когда мы с Витей накануне смотрели эту книжку, мы этого ее “секрета” не открыли, просмотрев только один разворот. Так что я не знала, как раскрывается книга. И это мое незнание помогло Наташе самостоятельно сделать открытие. Каждый вагончик имел окошки, и когда книжка в сложенном виде, за окошками были видны звери-пассажиры из другого вагона. Наташа повертела книжку так и этак (но не хаотично, а медленно, как бы раздумчиво), один раз заглянула в щелочку между страницами, еще раз повертела, заглядывая в окошко на последней странице и на первой (окна находятся напротив друг друга, а звери выглядывают разные), а потом положила книжку на стол, и, взявшись за первую страницу с изображением паровоза и за край находящейся внутри страницы (оказавшейся потом последним вагоном), плавным и уверенным движением развернула весь поезд сразу. Честно говоря, меня это потрясло. Полное ощущение, что Наташа, изучая книжку со всех сторон, раздумывала и анализировала и, придя к определенному выводу, продемонстрировала мне как раскрывается книжка, пропустив промежуточные действия и уже зная заранее, что получится. Тем более, что увидев что получилось, она не удивилась, а заулыбавшись, взглянула на меня, как бы проверяя мою реакцию. Глаза сияют и взгляд осмысленный. Чудеса, просто фантастика! (Этому никто не поверит!)
Рассматривая картинки и увидев кошку, Наташа обрадовалась и произнесла несколько звуков, похожих на слово “киска”. На просьбу показать , где у плюшевого тигренка глазки, среагировала, надев панамку. (Предположение о наличии тревожности аутистического характера подтверждается на каждом уроке.)
В конце мы с Наташей рисовали киску, держась вместе за один фломастер. Я заметила, что Наташа различает цвета, но не знает их названия. Хватило наташиного внимания ровно на время урока, “поплыло” внимание за минуту до конца. Т.е. при хорошем настрое она может выдержать такое время, но не дольше.

День четвертый. 7 августа

Мартынец Е.Л.
На урок Наташа пришла в плохом настроении. Занимались прежними упражнениями: ловили мяч одной рукой, держа в другой палочки; передавали шишки из рук в руку друг другу.

Мухина И.В.
Последний в этот день урок. У Наташи хорошее настроение. Рисовать она не захотела и мы, вместе с мамой, стали клеить аппликацию “Солнышко”. Сначала Наташа только склеивала положенную деталь с листом, потом стала мазать клеем, а потом еще и вырезать. Ей это явно понравилось.

Гордон М.М.
Во время нашего с Наташей занятия на соседней веранде (то есть за углом) происходила съемка урока Е.Л.Мартынец и Вити. Наташа захотела там быть, ей не разрешили. Это событие настолько выбило девочку из колеи, что урока практически не получилось. На любую из многих испробованных мной разнообразных попыток установить контакт Наташа отвечала агрессией.

Бороздин А.И.
Впервые находилась на уроке почти до конца, сперва сидя на коленях у матери, потом сама. Играла обезьянке на фортепьяно, заглядывая ей в “лицо”. И тут впервые я увидел нормальный взгляд, полный интереса; сияющие глаза; полностью осознанные действия. Еще больше проявилась Наташа в игре с микрофоном. Она достала его на столе у радиста и совала всем нам (троим) по очереди, требуя что-нибудь спеть. Сама артисткой стать не пожелала. Обезьянке тоже совала микрофон, и с интересом ждала от куклы каких-нибудь звуков, но тщетно.

День пятый. 9 августа

Гордон М.М.
Наташа была совершенно в нерабочем состоянии. Начали смотреть картинки, но она их быстро раскидала по столу, казалось, она что-то ищет. Единственное, на что она откликнулась — это вырезать. Но действия были агрессивного характера: Наташа искромсала пол-листа бумаги, причем обрезки швыряла на пол.

Плахотникова И.В.
В начале урока Наташа выполняла предложенное ей упражнение — катание мяча двумя руками и каждой рукой отдельно. Следующее упражнение (перекладывание шишек) Наташа, проявив упрямство, выполнять отказалась, как и все последующие. К концу урока Наташа, найдя перышко, на несколько минут занялась им: дула на него и внимательно следила за его полетом. После этого она бегала и не проявляла других интересов.

Мухина И.В.
С начала урока была активно настроена, помогла мне вымыть стакан и кисточку. Затем начала рисовать. Часто улыбалась. Но потом стала выливать краски на лист просто так. Вся измазалась в краске и мы закончили занятие.

Бороздин А.И.
Наташа пришла или, вернее, приехала на маме очень сердитая. Ничего не хотела делать. Я тихонько наигрывал приятную музыку, и девочка втянулась в урок. Она развернула книжку и стала петь(!!!) зверятам. Голос тоненький, срывающийся. Впервые хлопала в ладоши. Вполне благополучный урок.

День шестой. 11 августа

Мухина И.В.
Занимались сегодня вместе с мамой. Сначала Наташа ничего не хотела делать, потом начала резать бумагу, и мы стали делать аппликацию “Букет в вазе”. Наташа сначала смотрела, потом стала мазать клеем бумагу и приклеивать на лист туда, куда ей показывали. Была довольна получившейся аппликацией, и мы закончили занятие.

Плахотникова И.В.
Наташа пришла в рабочем настроении, сразу занялась мозаикой, сделала дорожку. Затем перекладывала шишки. Когда начали катать мяч, Наташа села на стул одна, посадив маму рядом на другой стул. Катала мяч двумя руками и поочередно каждой рукой. Поиграла в “ладушки”. За несколько минут до окончания урока девочка, выказав усталость, ушла.

Гордон М.М.
В начале урока Наташа работала хорошо, активно. Рассматривая картинки в книге Сутеева, показала многих из называемых мною зверушек, нашла на нескольких иллюстрациях к сказке “Кто сказал “Мяу”?” спрятавшуюся кошку. Дважды сказала “киска” (более четко, чем раньше): первый раз — увидев на картинке; второй раз — показав котенка, изображенного на ее кофточке (причем без какого-либо побужающего действия с моей стороны). Все действия Наташа сопровождала радостной улыбкой.
Но вскоре она, видимо, просто-напросто замерзла, встала и начала, медленно пятясь вдоль стенки, отходить к веранде, где занимались Ирина Плахотникова и Витя. Мне удалось задержать ее внимание инсценировкой с игрушками, но она продолжала отодвигаться к углу дома. Агрессии у Наташи в тот момент не было и контакт не был еще потерян. И тут вмешалась рассерженная мать (настолько неожиданно, что я не успела ее остановить) и насильно посадила девочку за стол. Наташа замкнулась, у нее пошла агрессия против всего внешнего мира (матери, меня, игрушек на столе и т. д.). Она оставалась сидеть за столом, но все отпихивала, отворачивалась от меня, всем своим видом показывая недовольство. С большим трудом (только к самому концу урока) мне удалось успокоить ее и вернуть утерянный контакт. В том, что это все же удалось, виден прогресс у Наташи — недовольство и агрессия уже не всегда захлестывают ее целиком, какие-то ниточки контакта с внешним миром остаются.

Бороздин А.И.
К фортепьяно не подошла. Работала на площадке сцены клуба (таскала столы, “отламывала” у них ножки). Таскала книжку-раскладушку “Железная дорога”, изображая едущий поезд. Но все-таки поведение ее меняется к лучшему: она выдерживает урок и даже больше. Стало меньше агрессивности. Больше контакта с педагогом. (Сегодня на сцене с ней работала Ирина Плахотникова, а я создавал звуковой фон и наблюдал за Наташей со стороны.)

День седьмой. 13 августа

Бороздин А.И.
Наташа сегодня просто молодец! С самого начала все пошло хорошо. Поведение ровное. Слушает музыку, играет обезьянке и заботится о ней, танцует под музыку. Играет с книжкой, с микрофоном, но все в пределах благопристойности.

Мухина И.В.
Наташа сегодня работала очень активно, была очень разговорчива. Я вырезала, а она мазала клеем и прилепляла детали, куда ей показывали. Картинка ей очень понравилась. Она довольная пошла на следующий урок.

Плахотникова И.В.
Наташа пришла на урок, не дожидаясь конца перерыва, села самостоятельно и сразу включилась в упражнения, которые охотно выполняла. Была разговорчива, и хотя работала меньше по времени, но упражнения выполняла точно. На следующий урок побежала с радостью.

Гордон М.М.
Наташа пришла ко мне после всех остальных учителей. Сегодня она очень хорошо, на энтузиазме и интересе, работала везде, задав при этом свой темп и ритм занятий (например, мы с ней занимались от силы 10 минут). К моему уроку она уже слегка подустала, что выражалось в разбросанности, повышенной отвлекаемоемости. В течении всего занятия она постоянно срывалась с места и убегала, но потом снова сама(!) возвращалась (неподалеку от веранды стоял Алексей Иванович, и Наташа стремглав бежала к нему, раскинув руки, обнимала его, а потом бежала обратно и садилась за стол).
Настроение у Наташи отличное, такой я ее еще не видела. Все лицо — одна сплошная улыбка. Много и уверено говорила, произнося не только отдельные звуки, но и некоторые слова (“мышка”, “киска”, “мишка”, причем довольно внятно). В конце Наташа решила порисовать, начала рисовать что-то более-менее осмысленное, но закончила “калякой-малякой”.
Этот урок очень меня порадовал и удивил. Кажется, сегодня Наташа чувствует себя счастливой.

День восьмой. 15 августа

Мухина И.В.
Наташа активно работала на уроке, мы вместе делали аппликацию. Потом Наташе захотелось побегать, и мы стали играть в мяч: катали, ловили, тянулись к нему (поднятому над головой). Наташа много говорила, я услышала: “мама”, “дай”, “да”.

Гордон М.М.
Наташа работала очень хорошо и весело. Много говорила, радостно показывала на картинках зверушек. Одну сказку из книги Сутеева просмотрели почти целиком, немного не с начала, а с того места, где открыли, но зато до самого конца (!). Причем Наташа сама переворачивала страницы аккуратно по одной (!) (До сих пор обычным наташиным способом листать книги было резкое перелистывание по 5-10 страниц, а иногда и по трети книги сразу. Причем так было при любом настроении. И вдруг!).
Такое ощущение, что в Наташе открылся какой-то новый источник энергии и она пытается, но никак не может удержать этот поток — он ее просто затапливает. Говоря в пв прошлый раз об усталости девочки к последнему уроку, я имела в виду скорее утомление от этого энергетического переизбытка, который необходимо реализовывать хотя бы в физической активности. И еще очень важный момент: обычно Наташина активность всегда содержала элемент агрессивности, а за эти два последних учебных дня я не заметила и малейшего намека на какую бы то ни было агрессию, т.е. произошел не только всплеск энергии, но и качественное ее изменение. Жаль, что именно тогда, когда Наташа наконец к нам привыкла, и начал раскрываться ее потенциал (например, произошло резкое увеличение речевой активности), наша работа с ней закончилась (Наташа с мамой уехали 16 августа).

Плахотникова И.В.
Наташа самостоятельно села на место для занятий. Охотно выполняла упражнения, играла в мяч — одной рукой и двумя руками, а также двумя мячами. Составляла из мозаики дорожку. Урок был короткий.

Бороздин А.И.
Наташа привыкла к нам. Вижу уже типичную для нашей школы картину — девочка с радостью бежит на урок.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK