Autism.Ru

 

Наша группа VK

Бороздин А.И.
Мартынец Елена Леонидовна. Психолого-педагогический портрет в интерьере Школы

В декабре 1956 года в одном из новосибирских роддомов на свет появился прелестный младенец. Девочка. Родители, не долго думая, нарекли его Еленой. И правильно сделали, потому что невозможно представить Елену Леонидовну с другим именем. Да и фамилия у нее была приятная — Епишева. Это потом она стала Мартынец...

Леночка росла чудным ребенком. К сожалению, в те времена не было подходящей бытовой техники, и мы не можем посмотреть видеозаписи с се невинными проказами и прелестным лепетом, а родители вряд ли могут просветить нас на этот счет. Так что я увидел Леночку уже семи лет от роду, рано утром, только что умытую и причесанную, с новыми лентами на голове и со сбитыми коленками, когда ее привели 1 сентября 1962 года на приемные экзамены в музыкальную школу, в которую я только что поступил работать...

Летели годы. И вот Лена уже выпускница нашей школы, а вот уже и музыкальное училище заканчивает, а вот она уже моя коллега: учится на четвертом курсе и работает педагогом в нашей школе.

Училище она оканчивает блестяще, выходит замуж и, как я уже говорил, из Епишевой становится Мартынец.

Я не знаю впечатлений Леночки обо мне в школьные годы, так как наши пути практически не пересекались (и это удивительно, так как я играл в классе аккомпанемента на виолончели почти всем пианистам нашей школы), да и вряд ли какие-либо впечатления у нее были, а вот после окончания училища Елена Леонидовна поступила ко мне в класс концертмейстером, и с той поры наши пути пошли параллельно, как рельсы скоростной магистрали.

Где мы только не бывали, где и с кем мы только не играли! Концерты, сотни различных концертов, съемки на ЦТ, на местном ТВ, на радио, конкурсы и гастроли слились с тьмою уроков в какую-то разноцветную ленту, которая так сладостно обвивает душу настоящего педагога и артиста и которой нет конца и края. Между этими событиями мелькали и другие события, как-то: рождение детей, болезни детей, талончики к зубному врачу, стояния за колбасой, получение квартир, доставания финских сапог... Но эти события как-то блекнут сейчас, безжалостно стираются из памяти, освобождая место для новых музыкальных и иных впечатлений, так необходимых нам для продолжения интереса к жизни.

А жизнь подбрасывала все новые поленья в и без того раскаленную печь событий. В 1991 году я открыл Школу для развития интеллекта у детей с поражениями нервной системы. Это открытие взволновало общественность нашего Академгородка, и сильно взволновало. Пошли, как водится, разговоры. Ну, прежде всего, говорили о больших деньгах. А некоторые, самые умные, разумеется, вертели указательным пальцем у виска. Да многое говорили, пока не стало всем ясно, что ни денег, ни чего-либо еще необычного у этой Школы нет, а есть работа, которой восхищаются специалисты, посвятившие свою жизнь проблемам обреченных детей.

И вот наступил момент, когда я пригласил Елену Мартынец в мою Школу. Пригласил я ее к одной девочке, с которой мы довольно быстро решили психологические проблемы (с интеллектом у нее как раз все было в порядке), но девочка эта не захотела от нас уходить. Мама ее была лишена родительских прав, и девочка жила, да и сейчас живет, с бабушкой. Вот тогда я и решил организовать класс фортепиано для тех наших выпускников, у которых возникли проблемы с уходом от нас. Так сказать, мягкое шлюзование. Елена посмотрела на меня удивленно, но на родительское собрание пришла. И осталась. И так случилось, что самая первая работа ее оказалась и самой сложной.

У девочки, а зовут ее Наташа, было очень тяжелое заболевание. Вот диагноз, поставленный ей в двухлетнем возрасте: ДЦП, правосторонний гемипарез, контрактура правой руки и ноги (полностью). Для врача это очень понятно: правая рука и нога длиннее левой руки и ноги. К тому же они, правые, плохо двигаются. Пальцы правой руки изуродованы страшно, какое уж тут фортепиано! И вот я знакомлю их, а у самого — мурашки по телу: что подумает обо мне Елена Леонидовна, классная пианистка, работающая с отборными детьми, увидя эту руку, в своем ли я уме?! Но она спокойно подошла к Наташе, осмотрела ее и увела в класс. Я все еще ждал чего-нибудь необычайного, вроде страшного раската грома, после которого наша уютная Земля расколется на мелкие кусочки... Но ничего этого не произошло. Через полчаса мои милые дамы вышли из класса, вышли вполне довольные друг другом.

И потекли дни, недели, месяцы и годы. И вот декабрь 1995 года (к этому времени Елена Леонидовна проработала с Наташей немногим более трех лет). Наташа проходит новое обследование в муниципальном детском психоневрологическом центре. Диагноз: тональная динамика, значительно улучшились движения в правых конечностях, особенно в кисти. Это значит, что руки Наташи работают нормально! Она учится в Православной гимназии, и хорошо учится. У нее очень хорошие отношения с одноклассниками; к тому же она просто красива, как и ее учительница по фортепиано. Кстати, они и теперь еще продолжают заниматься. Наташа сейчас играет на ф-но примерно по четвертому классу ДМШ.

Конечно, за эти четыре с половиной года работы в Школе у Елены Леонидовны прошли обучение немало учеников с проблемами психомоторного развития. Она стала признанным специалистом в области развития крупных и мелких мышц с помощью игры на фортепиано. Но ребенок во время занятий получает и массу как бы побочных положительных эмоций от каждодневного общения с прекрасным человеком, так неожиданно полюбившим отверженных самой жизнью существ, получает такой мощный жизненный импульс, который помогает выбраться к людям даже тем, кому медицина отказала в помощи.

Когда я предложил Елене Леонидовне поехать в Пермь, она, к моему удивлению (не скрою, да и чего скрывать!), довольно быстро согласилась. А когда узнала, что можно ехать и с сыном, совсем развеселилась. Немного, правда, повредничала в самой Нытве, так как ей предстояло заниматься не своим обычным делом, а заменить попавшего в аварию другого нашего педагога, В.А.Лебедева, но уверенно провела эту непростую работу. Я не буду писать о том, что все видели (мы работали на веранде медпункта). Все наши подопечные (а это четверо детишек с довольно-таки тяжелыми заболеваниями), менялись на глазах, менялись в лучшую сторону. И Елена Леонидовна прекрасно вела свою часть уроков. А когда наступило время ее отъезда, она подготовила себе достойную замену.

Вспоминаю ночной просмотр записи открытого урока Елены Леонидовны. Это, конечно, типичный урок нашей Школы, но как виртуозно она его проводила! Мы сидели затаив дыхание на протяжении всего показа; но вот урок уже и закончился, а в классе тишина... А потом аплодисменты. Аплодисменты выдающихся российских педагогов! Это ли не признание высшего мастерства! Я был так взволнован, что на свой открытый урок почти и не смотрел. Семинар Елены Леонидовны прошел так же хорошо. Жаль, конечно, что она провела в Летней школе лишь неделю. Но и за это непродолжительное время ее успели полюбить и оценить практически все педагоги школы. А вечер, когда мы провожали Елену Леонидовну, оказался самым чудесным и трогательным из всех вечеров, хотя все они тоже были в своем роде незабываемы.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK