Autism.Ru

 

Наша группа VK

Из опыта апробации системы абилитационной работы в школе Бороздина

Работа с детьми-инвалидами в Летней школе велась по методике, разработанной в дошкольном абилитационном центре Академгородка г. Новосибирска — “Школе Бороздина”, и под непосредственным руководством ее создателя Алексея Ивановича Бороздина. Методика основана на комплексном (полисенсорном) подходе к ребенку по трем основным направлениям, позволяющим задействовать здоровые отделы мозга и через их развитие расширить возможности пораженных отделов. Это музыка, изобразительное искусство и психология (психологическая реабилитация и общее развитие).

В Летней школе основные задачи группы состояли в следующем: положить начало работе по развитию интеллекта у детей, улучшить их психологическое состояние, и дать основные направления для дальнейшей работы с этими детьми в домашних условиях.

Занятия проводились индивидуально с каждым учеником по четырем направлениям: музыке, ИЗО, развитию координационно-двигательных навыков и общему развитию (психология). У каждого урока была своя специфика, но не было четких разграничении по видам деятельности детей и учителей. Наиболее выдержанным по форме был урок музыки (дети пели, танцевали, слушали музыку только на этом уроке). Рисованием или аппликацией занимались в основном на ИЗО, но фломастеры и лист бумаги могли возникнуть и на другом уроке. Учитель ИЗО мог переключить уставшего ребенка на игру в мяч, параллельно развивая координацию. Способ работы на уроке определялся состоянием ребенка и ситуативным ощущением, что в данный момент важнее — переключить ребенка на нужный педагогу вид деятельности или, воспользовавшись увлеченностью ребенка, поработать над интересным ему предметом. Все учителя старались, чтобы в ходе урока произошло хоть самое маленькое продвижение ребенка по одному, или нескольким из следующих направлений:

развитие речи;
развитие двигательных навыков и раскрепощение в движении;
развитие мелкой моторики и координации движений;
обогащение способов восприятия мира;
развитие музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти;
освоение разных способов изобразительной деятельности (рисование красками, карандашами, аппликация, лепка, мозаика, конструирование и др.);
развитие способности логически связывать в цепочку события (например, последовательно рассказать события по картинкам);
эмоциональное раскрепощение и социальная адаптация;
обучение общению;
включение ребенка в активное участие в творчестве и др.

Трое учителей группы были неопытны в такой работе. Дело в том, что первоначально планировалось, что в Летней школе будет работать вся команда Школы Бороздина, но приехала только Е.Л. Мартынец и только на половину смены. На проектном семинаре 28-31 июля, предшествовавшем школе, была сформирована новая команда из И.В. Мухиной, М.М. Гордон и И.В. Плахотниковой. Эти молодые специалисты работали с детьми и на практике учились сами. Конечно, у них были ошибки. Но были и успехи — успехи учеников на их уроках, а это самое главное.

Группа работала с тремя детьми-инвалидами: Левой, Витей и Наташей. Дениса, несмотря на диагноз, инвалидом назвать не поворачивается язык. Он тоже занимался в группе Бороздина, но по-другому и другим: на уроках по общему развитию — математикой и решением логических задач; на ИЗО — помимо рисования, еще и геометрией, задачами и головоломками на пространственное мышление; на уроке музыки он начал осваивать нотную грамоту; а с Е.Л. Мартынец они играли в словесные и логические игры. Рассказ об учебе Дениса в Летней школе Вы найдете в статье А.И. Бороздина и дополнениях к ней. Что же касается результатов работы с младшими ребятишками, то положительные изменения в их развитии были очевидны не только для специалистов, но и для всех, кто хоть немного общался с ними в Летней школе. К концу смены они стали заметно раскованнее и общительнее, у мальчиков расширился словарный запас. Это было для всех неожиданными, т.к. адаптационный период у таких детей длится обычно не меньше месяца. В главе помещен поурочный дневник работы группы с тремя учениками, который дает представление о динамике развития детей в ходе Летней школы. Работа с этими детьми описывается в статьях Е.Л. Мартынец и М.М. Гордон.

Закрепление полученных результатов и дальнейшее улучшение зависит во многом от родителей этих детей и их отношения к ним. В этом смысле благоприятна лишь ситуация с Левой Г.

В заключение хочется особо отметить очерк о Елене Леонидовне Мартынец, написанный Алексеем Ивановичем Бороздиным с особенной теплотой и нежностью. Этот очерк является неподражаемым произведением искусства, а посему подражать ему мы и не пытались. И хотя каждый автор, безусловно, заслуживает столь же талантливого и подробного рассказа о себе, но это, увы, не в наших силах.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK