Autism.Ru

 

Наша группа VK

Баянкулова С.О.
К проблеме расширения возможностей развития личности

«Чтобы не школа учила тому, что потребуется в жизни,
А жизнь требовала бы того, чему учит школа».
В. О. Ключевский.

Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективных» («необучаемых») вообще не имеют возможности получить образование. Таким образом, не выполняется положение Конвенции ООН о правах ребенка, требующих предоставления детям с отклонениями в развитии равных возможностей в получении образования.

Между тем, как не раз писал Л. С. Выготский, что стоит взглянуть на ребенка, и мы увидим, что в нем заложено гораздо больше возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление, а осуществившееся поведение есть ничтожная часть того, которое реально заключается в виде возможности. Так как развитие каждой личности таит самые непредсказуемые возможности, велика опасность ложного прогноза этого развития. А ведь именно в образовании осуществляется масштабный процесс развития личности, и именно школа является тем уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ребенка, а также помочь им найти свою дорогу в полном противоречий мире.

Среди общих проблем воспитания детей с ограниченными возможностями можно выделить две: во - первых, собственно проблему обучения и приобретения знаний, умений и навыков, и, во - вторых, проблему развития и возможности созревания личности ребенка, чему в современных программах воспитания, в основном, большого внимания не уделяется. У ребенка, имеющего какие - либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь способность к обучению. Чаще всего проблемы связаны со сложностями роста и развития личности. Ведь созревание личности для больного ребенка представляет собой более актуальную и сложную проблему, чем для нормального ребенка. Следовательно, при воспитании аномального ребенка особое внимание должно быть направлено на развитие личности в целом.

Естественно, обучение и развитие личности тесно связаны друг с другом. Только в процессе сотрудничества со взрослым, ребенок сумеет расширить свои возможности. Научные же знания, заданные в учебном материале, являются лишь средством организации умственной деятельности детей, которое позволит вырабатывать новые способы отношений /познавательных и практических / к субъективной и объективной действительности. Человек по природе наделен определенной жизненной силой, заставляющей его действовать вообще и в том числе в познавательной сфере. Понимание образования как реализации потенции, заложенной в организме природой, и предполагает, что педагогика развития должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Существенной помощью при этом является предоставление возможности ребенку с отклонениями в развитии учиться в коллективе здоровых сверстников. Такое интегрированное обучение позволит подготовить детей - инвалидов и детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе. Кроме того, его реализация позволяет охватить больше детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи.

Однако, такое обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе требует разработки специальных методик обучения и воспитания, где особым образом учитываются нарушения, которые есть у ребенка. Методики должны соответствовать специфическим возможностям и способностям ребенка, а также особому характеру трудностей его развития. Несомненно, что содержание, методы и формы работы должны быть сообразны возрастным особенностям ребенка. Так, младший возраст - это еще мир детства, сказки и мифологического восприятия мира, и поэтому язык учителя с учениками должен быть мифологическим. Через сказки, мифы и легенды идет становление личности ребенка и формирование нравственности, а также начала человеческой истории. Возможно, одни дети с отклонениями в развитии, обучаясь вместе с ровесниками, не смогут понять, что им рассказывают на уроках, другие в состоянии полностью понимать смысл сказанного. При этом вовлеченные в свободное время в игры на различные тематики, дети с ограниченными возможностями смогут пережить на собственном опыте прообразы своего развития, овладеют искусством вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого человека, осуществлять победы над собственным эгоцентризмом. При обучении и воспитании младших детей также необходимо учитывать особенности восприятия действительности, а именно преобладание образного восприятия. Они не боятся фантазировать, они могут довериться интуиции и догадке, умеют «видеть сердцем». На протяжении первых лет обучения определяющим в образовательном процессе должен быть художественный процесс. Лишь с переходом в старшие классы вводить понятийно объяснение и суждение, отталкиваясь при этом из представления А. Н. Леонтьева, что смысловые установки и личностный смысл с большим трудом передаются через слова, если эти слова не выражают отношения самого учителя к передаваемым знаниям. Для воспитания смысла крайне важно, чтобы, начиная с ранней юности, он мог с уважением следовать за окружающим его взрослыми, мог воспринимать их как пример для себя. Важно построение развивающего образа жизни. Когда дети, имеющие какие - либо нарушения, вырастают, формы и методы работы, используемые для их индивидуального развития, должны становиться еще более дифференцированными.

Обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе затрудняет реализацию одного из существенных направлений их будущей интеграции в обществе - профессиональную подготовку, поскольку массовая школа не ставит перед собой таких задач и не имеет необходимой материальной базы. Возникает необходимость специальной послешкольной профессиональной подготовки интегрированных выпускников. При решении вопроса о последовательности обучения и о выборе профессии необходимо принимать во внимание положительные возможности ребенка с целью оптимального использования его индивидуальных особенностей. Например, сверхчувствительному ребенку хорошо обучиться садоводству, детям с недостаточной визуальной координацией движений большую пользу принесет ткачество и т. д. Иными словами, ключ к воспитанию личности лежит в организации таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие личности. При обучении какому - либо ремеслу важно также приобретение общего опыта работы в течение дня, для того, чтобы иметь возможность работать на пользу другим и получению удовлетворения от проделанной работы. Таким людям необходимо время для адаптации к полному рабочему дню. В это время важно, чтобы все нарушения развития, недостатки особенностей его поведения, какими - бы патологическими они не казались, принимались бы как составная часть его человеческого существования.

Следовательно, интегративный подход необходимо осуществлять, так как он позволяет расширить возможности развития личности. Но ограниченные возможности детей, имеющие различные отклонения в развитии требуют выдвинуть следующие принципы коррекционно - развивающего обучения:
1. Принятие и самопринятие. Принятие другого таким, каков он есть означает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на собственные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от других. Принятие другого, по мнению С. Л. Рубинштейна, значит утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Это отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение.
Самопринятие личности можно определить как ощущение ценности собственной личности, чувство собственного достоинства, силы своего Я. Оно характеризуется доверием своим чувствам, верой в себя и свои возможности.
2. Педагогическая защита - принцип, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Данный принцип предполагает создание в образовательном пространстве системы мер, обеспечивающих детей собственной способности к защите себя и других. Он предполагает также соответствие и согласованность конкретных педагогических действий и психологических и социокультурных факторов развития индивида, высокую степень доверительных отношений взрослого и ребенка. Педагогическая защита направлена не на создание «тепличной» среды, изолирующей ребенка от проблем, трудностей и невзгод, а осуществляется в совместном / ребенка и взрослого / поиске конкретных способов выхода из жизненных критических ситуаций на основе стимулирования всех его способностей и развития рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
3. Взаимодействие - принцип, предполагающий согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов. Один из психологических законов, описанных С. Л. Рубинштейном, подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей. Взаимодействие есть один из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации детей. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующее на взаимопонимание, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке, а также принятии индивидуальных интересов участников взаимодействия. 4. Взаимопонимание - есть систем чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого. Причем взаимопонимание достигается лишь в такой совместной деятельности, в которой педагог опирается на любовь к детям, свое личное обаяние и индивидуальные приемы и способы обучения и воспитания, а дети свободны в реализации своих интересов и способностей, при этом прислушиваясь к советам старших. При таком подходе достигается понимание ценности личности ученика и его успеха.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в коллектив нормально развивающихся детей может быть:
а) частичная - когда отдельные дети проводят часть дня в обычных классах;
б) временная - когда специальные и массовые группы и классы объединяются для проведения различных мероприятий, соревнований, отдельных занятий;
в) комбинированная - когда ребенок обучается в классе здоровых детей, получая при этом систематическую адекватную коррекционную помощь учителя - дефектолога специального класса
г) полная - когда дети с отклонениями в развитии могут по 1-2 человека вливаться в обычные массовые школы. Коррекционную помощь в случае необходимости таким детям обычно оказывают родители, контролируемые время от времени специалистами.

Таким образом, путей совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии несколько. Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с ограниченными возможностями. Интегрированное же обучение поможет ребенку совершить в жизни самый трудный выбор - выбор быть человеком.

 

Литература

  1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1983, т. 5.
  3. Газман О.С. «Гуманизм и свобода». / Гуманизация и воспитание в современных условиях. М., 1995.
  4. Дети с отклонениями в развитии. Метод пособие / сост. Н.Д. Шматко. М., Аквариум, 1997.
  5. Кларин М.В. Инновационные модели образования в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  6. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.,1994.
  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах, М., 1983.
  8. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики. / Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика, 1986.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, М., Педагогика, 1989.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK