Немира В. Гении тоже страдают задержкой умственного развитияПомнится, что в нашумевшем фильме Барри Левинсона «Человек дождя» меня потрясла даже не игра актеров (хотя играли они здорово, особенно Дастин Хофман, исполнитель роли Реймонда Бэббитта), а загадочная болезнь, вокруг которой собственно и был построен сюжет, – аутизм. Честно говоря, раньше я об этом заболевании даже не слышал. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, начал рыться в медицинских книгах и энциклопедиях. То, что мне удалось выяснить, оказалось весьма интересным.
Аутизм (от гр. autos – сам) – психическое заболевание, при котором человек не способен к контакту с внешним миром, либо активно от него отстраняется. Интеллектуальные возможности его сохраняются, и математика может быть связующим звеном с другими людьми и жизнью. Не случайно Человек Дождя обладал поразительной способностью: он помнил все даты, мог производить в уме сложные математические вычисления и даже запоминал порядок карт в перетасованной колоде. При этом он не мог самостоятельно перейти улицу и не знал, сколько стоит билет в автобусе.
Аутизм довольно редкое заболевание и встречается один раз на 10 тысяч психических расстройств. Проявляется болезнь в раннем детстве, но столь уникальное нарушение специалисты зачастую не могут диагностировать, и определяют как другое: если повышена судорожная активность – эписиндром, если ребенок гиперактивен – шизофрения. Причины болезни до конца не выяснены. Врачи считают, что она может быть вызвана недоразвитием определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей. Еще одна возможная причина – аномальный химический состав мозга.
Около 80% из 400.000 аутистов, проживающих в США, страдают задержкой умственного развития, но показатели IQ у них нередко находятся на уровне гениев. Джоэль Смит, исполнительный директор Autism Services Association, например, уверяет, что при аутизме наблюдается резкая неравномерность развития. «Умственная отсталость, – говорит он, – обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности. А при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком». Эта болезнь не поддается излечению, но ее симптомы в той или иной степени можно подавлять. Несмотря на экстраординарные умственные способности, аутисты часто настолько не вписываются в общество, что их приходится помещать в специнтернаты.
К сожалению, для тех людей, которым в детстве поставили диагноз «аутизм», практически нет никакой альтернативы: родителям приходится либо сдавать ребенка в интернат, либо всю жизнь мучиться с ним дома, ставя крест на остальной жизни. Правда, сегодня появились реабилитационные центры, в которых аутистов по мере возможности подготавливают к нормальной жизни. Но их, к сожалению, немного.
Хотя большинство взрослых аутистов с незаурядным возможностями способны работать, им не спешат какую-либо работу предоставлять. Это происходит не только у нас в стране, но и на Западе. Доля безработных или частично безработных в мире среди взрослых аутистов достигает 85%. Но даже тех из них, кого все-таки взяли на службу, нередко увольняют. Поскольку они часто не улавливают то, что подразумевается, но не произносится вслух. Аутист склонен скорее «впасть в столбняк от напряжения», нежели выяснить, что, собственно, от него хотят. Тем не менее, среди «людей дождя» много великолепных программистов, ведь работа с компьютером – именно та область, которая зачастую их сильно привлекает. «Аутист видит в компьютере близкое существо, – считает Эми Клин, ассистент профессора по детской физиологии Йельского Центра детского развития при Медицинской школе Йельского университета. – Компьютеры бескомпромиссны и негибки, а люди, с которыми нам приходится иметь дело, отличаются теми же качествами». Аутизм ограничивает способность таких людей к общению, но вознаграждает их даром невероятной концентрации и творческой продуктивности.
Скажем прямо, немногие из аутистов, «выбились в люди». Но есть и исключения. Например, Петер Леви, программист с 27-летним стажем. Он, несмотря на то, что, по собственному выражению, «совершенно асоциален», является одним из основателей компании Accent Technologies. «Я не могу, – признается он, – угадывать намерения и настроение человека по выражению его лица или по его жестам, различать социальные оттенки... У меня не сложились взаимоотношения ни с кем из моих коллег, я определенно существо не коллективное».
Вывод можно сделать единственный: на этих людях ни в коем случае нельзя ставить крест. Они не только способны приносить пользу обществу, но и стремятся к этому. К сожалению, среди российских реймондов бэббиттов я не знаю ни одного программиста, который был бы известен. Но, может быть, они все-таки есть? Специалист по компьютерной графике Кевин Симпсон, страдающий аутизмом, говорит: «Мы отличаемся от других людей и никогда не сможем стать такими, как они. Да и не хотим. Однако мы считаем, что имеем право на уважение окружающих и место под солнцем». Пожалуй, прибавить к этому нечего.
|
|