Autism.Ru

 

Наша группа VK

Черкасская А.А.
Занятия с аутистами в Эрмитаже

Настоящее сообщение представляет опыт работы Центра социально-психологической помощи при Санкт-Петербургском общественном фонде «Отцы и дети». Фонд основан в 1991 году как благотворительный и, начиная с моента основания, социально-психологическкя работа с детьми становится приоритетным направлением его деятельности.

Фондом разработана программа социально-психологической реабилитации детей с тяжелыми психическими заболеваниями, их интеграция в общество путем индивидуального развития положительных коммуникативных навыков и последующего включения больных детей в совместную деятельность со здоровыми сверстниками в условиях открытой социальной среды.

Другой стороной данного процесса является формирование гуманного, более терпимого отношения к людям с тяжелыми психическими заболеваниями.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами программы являются: психодиагностика нарушений развития и повдения у детей с тяжелыми психическими заболеваниями и детей с пограничными нарушениями психики; разработка индивидуальных психокоррекционных программ для каждого отдельного ребенка; расширение коммуникатиных возможностей дезадаптивных детей;формирование у дезадаптивных детей навыков самостоятельного поведения; включение дезадаптивных детей в совместную деятельность со здоровыми сверстниками; интеграция дезадаптивных детей в общество в условиях открытой социальной среды (игровая площадка, театр, музыкапарк и т.д.).

Одной из наиболее трудноадаптируемых групп детей стяжелой психической патологией являются дети с синдромом раннего детского аутизма, описание которого появилось в мировой литературе лишь окло пятидесяти лет тому назад.

Кратко аутизм можно охарактеризовать как состояние патологически глубокой погруженности в себя, ведущей к болезненному искажению восприятия окружающего мира. Следствие этого - формирование у аутичного ребенка обывательски непривычных, социально неприемлемых форм повдениея, результат - инвалидность с детства по психическим показателям. И, если для любого другого ребенка-инвалида проблема социальной адаптации носит скорее технологический характер, то в случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи с глубокими психическими отклонениями повдения в среде и практическим отсутствием положительного опыта межличностных контактов как таковых.

Структура образования, а зачастую и официальная медицина относят аутичных детей к категории «необучаемых», а потому и не способных посещать даже специализированные образовательные учреждения.

Между тем, значительная часть аутичных детей, по единодушному мнению специалистов, обладает хорошими интеллектуальнымиспособностями, успешно выявить т развить которые можно лишь при наличии многолетнего опыта индивидуальной работы с ребенком, требующей совместных усилий большого числа узких специалистов. В нашем фонде психотерапевтическую помощь получают около ста детей, степень тяжести заболеваний которых различна. С теми детьми, которые способны посещать специализированные учебные заведения, мы работаем не только в помщении Фонда, но и на спортивной площадке, в парке, театре, музее, т.е. в открытой социальной среде.

Психокоррекционная работа с детьми осуществляется с помощью следующих методов: игровая терапия, музыкотерапия, а также сотавной часит терапии искусством, названной нами музейной терапией, которая включает в себя посещение музеев и последующее рисование увиденного.

Методы терапии искусством имеют особое значение для занятий с детьми с тяжелыми психическими заболеваниями в силу того, что они: 1) ускоряют прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, невербально (особенно у аутичных детей); 2) предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере; 3) дают основания для интерпретации и диагностической работы в процессе терапии; 4) дает ребенку возможность осознать схему собственного тела, научиться управлять им; 5) позволяют работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Для детей с тяжелыми психическими заболевнаиями невербальное средство часто оказывается единственным инструментом, вскрывающим и поясняющим интенсивные чувства и убеждения; 6) помогают укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы свопадения вкусов в художественном и музыкальном творчестве членов группы могут ускорить развитие контактов и положительных чувств друг к другу; 7) усиливают ощущение собственной личностной ценности, повышают художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством оказывается выявление скрытых умений и их развитие.

Для решения данных вопросов Фонд заключил договор с Государственым Эрмитажем на провдение групповых занятий в залах музея. Занятия проводятся один раз в месяц в течение четырех лет, состав группы - 5-10 человек от 5 до 22 лет. Первые занятия начались осенью 1993 г. Группа состояла из 10 человек, среди которых были и здоровые дети. Больных детей сопровождали родители. Таким образом, решалась одна из основных задач интеграции дезадаптивных детей в открытую среду и общения со здоровыми сверстниками.

Следующим этапом было создание смешанной группы, состоящей из малышей и подростков. Это был неудачный опыт - в силу различной степени их адаптации, самоконтроля и восприятия произведений искусства. Поэтому в настоящее время сформирована более однородная группа, состоящая из подростков.

Подводя предварительные итоги, можно с уверенностью сказать, что музейная среда оказывает положительное воздействие на психику подростков. Занятия в залах музея, ведущиеся в ыорме беседы, дают им возможность почувствовать себя комфортно. Это очень важно для аутичного ребенка. Свободная беседа импонирует им, дает ощущуение собственной значимости, полноценности. Плохо приспособленные к повседнейвной жизни, часто ограниченные только своим внутренним миром, дети, постигая мир вещей (произведений прикладного искусства), слушая историю их создания, начинают понимать, что такое время, что такое прошлое и настоящее. Через рассмотрение произведений искусства, через его художественные особенности у детей пробуждается интерес к прошлому, формируется и укрепляется ассоциативное мышление.

С удовольствием дети рассматривают картины. Для наших целей особое значение получает подбор произведений искусства, т.е. общее эмоциональное содержание картины, ее эмоциональный настрой, который формируется как сюжетом, так и формально-структурными художествеными средствами. Большое впечатление на детей произвело творчество импрессионистов, что, например, вызвало толчок к собственному творчеству у Даши. После летнего отдыха она в течение месяца рисовала картины - воспоминания о прошедшем лете, о путешествии на остров Валаам; то же произошло с ней после знакомства с картинами на библейские темы. Появился альбом-галерея святых, но не как копирование увиденного, а как собственное творчество. Таким образом, можно говорить о выявлении скрытого умения рисовать. Кроме того, адаптационная сущность рисования заключается в том, что, будучи тесно связанным с такими важными функциями, как зрение, моторая координация, речь и мышление, рисование способствует координированному развитию этих функций. Рисование выполняет широкие первичные интегрированные функции, в нем реализуется потребность синтезирования своего опыта.

Следовательно, открытая музейная среда, общение с искусствоведом, ведущим занятие, установление контакта с ним, рисование в залах музея и дома являются важными факторами социальной адаптации и развития эмоциональных и интеллектуальных способностей аутичных детей.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK