Autism.Ru

 

Наша группа VK

Лютова Е.К., Монина Г.Б.
ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3 

Особые дети: взаимодействие с аутичными детьми

Развитие речи и коммуникативных склонностей

Развитие речи ребенка осуществляется с учетом группы РДА. Так, занимаясь детьми I группы, взрослому следует особенно четко произносить все слова, при этом обратить внимание на те из них, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.

При работе с детьми II группы следует усиливать их речевую активность. Первоначально в речи можно использовать простые фразы: "Возьми конфету",затем постепенно добавлять все новые и новые слова: "Возьми со стола конфету", "Возьми с кухонного стола конфету" и т. д Занятия должны проходить в доверительной атмосфере. При обучении ребенка чтению следует использовать метод глобального чтения. Ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сразу целое слово, написанное крупно и четко, которое подкрепляется наглядным изображением.

Детей III группа следует учить диалогической речи. На первых этапах взрослый в большей мере слушает ребенка, потом начинает задавать ему вопросы. Затем ребенку предлагается продолжить рассказ, сказку или историю. При этом важно эмоционально поддерживать ребенка, не прерывать его и выслушивать до конца.

Речь детей IV группы, как правило, развивается гораздо легче, чем в 3-х предыдущих. Но работа с такими детьми требует также чуткости и внимания взрослого. Необходимо вселять уверенность в ребенка, не подвергать сказанное им постоянной критике.

В любом случае, независимо от группы аутизма, с детьми следует как можно больше говорить, а занятия лучше проводить, используя игру.

Развитие коммуникативных склонностей тоже необходимо проводить в игровой форме. Конкретные приемы работы представлены в разделе "Игры, в которые играют...",

В настоящее время, к сожалению, увеличивается число выявленных случаев аутизма как в нашей стране, так и за рубежом. Как правило, дети и взрослее, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, социальных взаимодействиях и воображения. Однако кроме детей, умеющих диагноз РДА, часто в детских садах и школах педагогам и психологам приходится работать с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические черты. Обычно такие дети встречаются среди "трудных" учащихся общеобразовательных школ. С этими детьми необходимо работать в тех направлениях я использовать те же приемы, что к при работе с детьми, имеющими диагноз РДА.

Конечно, при этой необходимо учащать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Такой подход, безусловно, требуется для всех, но для аутистов и детей с аустическими чертами это имеет первоочередное значение, т. к. им зачастую характерна неравномерность развития, Например, такой ребенок может достаточно легко осваивать программу общеобразовательной школы по русскому языку, а по математике с трудом считать до десяти, и наоборот.

Именно поэтому индивидуализация обучения - это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей - и в детском саду, и в школе. Кроме того, группа детского сада или школьный класс должны быть специально оборудованы для аутичных детей. Поскольку им сложно общаться с другими детьми на абстрактном уровне, и они даже не всегда понимают речь взрослого, инструкции следует давать, используя визуальную поддержку. С этой целью мы предлагаем размещение пиктограмм у рабочего стола, в шкафчиках раздевалки и т. д.

Для того чтобы облегчить детям ориентацию во времени, можно расположить в помещении часы, а для ориентации в пространстве - схемы и планы групп, класса, школы и т. д. Однако эти схемы будут эффективнее лишь в том случае, если педагог будет неоднократно вместе с ребенком обращаться к ним.

Аутичные дети, особенно с низким коэффициентом интеллекта с трудом обучаются в большой группе, тем более им сложно научиться использовать полученные знания и переносить их на другие виды деятельности. Именно поэтому желательно заниматься с аутичным ребенком в группе детей, численностью не превышающей 3-5 человек,

Перечисленные требования к обучению и воспитанию аутичных детей трудно выполнить в рамках общеобразовательного учреждения, специализированное заведение лишает возможности аутичных детей общаться с их здоровыми сверстниками. Однако в этом случае неоценимую помощь для аутичных детей могут оказать детские сады и школы, которые работают по программе "Сообщество". В рамках этой программы для каждого ребенка, посещающего детский сад или школьный класс, разрабатывается индивидуальный план развития, основанный на многократных наблюдениях за ребенком и диагностических обследованиях.

Развивающая среда адаптируется для каждого ребенка независимо от того, проблемный ли это ребенок или нет. Помещение всей группы или класса делится на центры активности: центр литературы, центр ИЗО, центр "Наука". И в каждом из этих центров педагог ежедневно размещает те материалы, которые, по мнению специалистов, разрабатывающих индивидуальный план для ребенка, будут способствовать его эффективному обучению. Кроме того, для каждого ребёнка, в зависимости от его возможностей, готовятся индивидуальные листы трех уровней сложности. Поработав с ними, ребенок может усвоить тему занятия или урока.

Программа "Сообщество" не использует фронтальных занятий. Дети работают либо в малых подгруппах, либо индивидуально с педагогом, что способствует более полному раскрытию потенциальных возможностей аутичного ребенка.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK