Autism.Ru

 

Наша группа VK

Старикова З.А.
Из опыта работы учителя-дефектолога в дошкольном учреждении

Ранний детский аутизм в последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен малой разрешенностью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.

Ранний детский аутизм – особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром.

Проблема обучения детей с детским аутизмом разрабатывалась отечественными учеными К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг и другими.

Два года назад в нашу коррекционную группу дошкольного учреждения поступила девочка с явными признаками раннего детского аутизма. Когда Алиса пришла к нам, ей было 6,5 лет. Девочка с трудом привыкала к новой обстановке, к расставанию с мамой. Наблюдая за поведением девочки в группе, мы отметили, что Алиса предпочитает продолжительное время сидеть одна с отсутствующим взглядом. Когда мы к ней обращались, она не реагировала на голос, не смотрела в нашу сторону, иногда наблюдалось монотонное двигательное возбуждение. Она могла, обняв взрослого, больно ударить его своей головой, рвать волосы, кричать, пищать, щипать. Беспокойно вела себя во время дневного сна, кричала. Была часто беспричинно агрессивна. Боялась остаться одна, но и общаться ни с кем не хотела. Ей было нужно, чтобы кто-то постоянно был с ней.

Игрушки её не интересовали. Если что-то попадало ей в руки, она разбирала, разбрасывала, подбрасывала. Подолгу сидела одна на ковре с безучастным видом или подолгу держала какую-нибудь нитку, веревочку, ленточку во рту, обсасывала её, а затем подбрасывала и снова тянула в рот.

Речь отсутствовала, на вмешательство взрослого реагировала криком, плачем.

Отмечалась недостаточная координация движений. Часто совершала смешные несуразные движения: подпрыгивала на носочках, при этом руки находились у лица, застывшая улыбка сопровождалась “писком”. Одеваться, принимать пищу самостоятельно девочка не могла.

Закончив обследование, мы поставили перед собой цель – привлечь внимание Алисы, заинтересовать её совместными действиями с предметами, а затем вызвать у неё желание действовать самостоятельно.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Установить эмоциональный контакт с Алисой. Дать ей почувствовать, что мы её любим, понимаем, хотим с ней играть. Установление контакта заняло у нас продолжительное время. Алиса уходила от контакта. Мы часто брали Алису за руки и вместе наблюдали за птицами, за падающим снегом, гуляющими детьми, взрослыми. У окна тут же комментировали происходящее на улице. Брали мяч и с песней “Мой весёлый звонкий мяч” привлекали её к игре с мячом. Первое время Алиса не реагировала. А потом стала с удовольствием прыгать вокруг поющего взрослого, произнося непонятные звуки.

Затем мы стали играть мячом на столе. Садили Алису напротив, катили к ней мяч, просили её поймать мяч и катить к нам. Не сразу всё получалось так, как хотелось. Теперь мы уже с девочкой не только катаем мяч друг другу по столу, но играем стоя: мы бросаем ей мяч, она ловит. Постепенно и она научилась бросать мяч взрослому.

Мы часто купали куклу в тазике с водой. Алиса поливала её водой одним-двумя движениями. Затем её руками мы укладывали куклу на полотенце и вытирали, заворачивали в одеяло и вместе укачивали, пели песенку "Баю-бай“. Нам казалось, что хотя Алисе это нравилось, иногда она выполняла всё равнодушно, а иногда улыбалась сама себе.

Садясь за стол с Алисой, мы привлекали её внимание к постройке из кубиков (поезда, пирамидка), тут же просили её поставить кубик на кубик или кубик к кубику. Она потихоньку, как будто нехотя, стала выполнять просьбы взрослых. Сейчас девочка с удовольствием составляет картинки из двух частей, пытается составить картинку из трёх частей. Рассматривая с ней картинки с животными (собака, кошка, заяц, лиса), мы просим Алису показать то или иное животное. Алиса перестала игнорировать просьбы взрослого.

Сейчас мы с Алисой вместе собираем простые узоры из мозаики. Она старается правильно подобрать вкладыши по размеру, стремится правильно выполнять инструкцию, подбирает формы к отверстиям.

Она может посмотреть в глаза, взгляд её меняется, он становится более осознанным.

Теперь мы с Алисой дружим. Она часто садится педагогу на колени, обнимает его, трется лицом – как бы хочет поцеловать.

Сейчас у нее появилось новое увлечение. Она аккуратно расстилает кукольную постель на ковре, ложится на матрац и укрывает себя одеялом. Затем снова все разбрасывает и опять расстилает, и ложится.

Когда у Алисы хорошее настроение, сидя у взрослого на коленях, она начинает проговаривать: “ам-ам”, ”гац-гац”, улыбается, иногда хохочет.

На музыкальных занятиях, демонстрируя свои фантазии, она вытанцовывает, ни на кого не обращая внимания.

Итак, шаг за шагом, мы давали понять Алисе, что ей с нами лучше, чем одной. Она это почувствовала и отвечает взаимностью.

Работа по установлению контакта дифференцировалась нами в зависимости от состояния и настроения Алисы. Постепенно продолжительность контакта удавалось увеличивать. Мы убеждались, что девочка очень ранима, непредсказуема, избирательна в симпатиях, что только понимание, ласка, терпение, заботливое отношение со стороны педагогов вызывает у неё желание общаться и действовать со взрослыми.

Наш опыт показывает, что особенно важное значение в работе с ребёнком-аутистом имеет установление эмоционального контакта, стимуляция и поддержание развития сохранных сторон его психики и преобладающих интересов.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK