Autism.Ru

 

Наша группа VK

Спиваковская А.С.
ПСИХОТЕРАПИЯ: ИГРА, ДЕТСТВО, СЕМЬЯ.

ОГЛАВЛЕНИЕ ||  1  |  2  |  3  |  4 

ИГРА КАК СРЕДСТВО ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИГРОТЕРАПИИ

Решение задач игротерапии второго этапа требовало применения иной тактики. Теперь экспериментатор, оставаясь внимательным и дружелюбным к ребенку, активно включался в его деятельность, всячески давая понять, что лучшая форма поведения в игровой комнате - это совместная игра со взрослым. Усилия экспериментатора направляются в этот момент терапии на попытку уменьшения беспорядочной двигательной активности, ликвидацию навязчивостей, ограничение эгоцентрической речевой продукции или, наоборот, на стимуляцию речевой активности. Особенно важно подчеркнуть, что формирование устойчивой совместной деятельности проводилось не в нейтральной, а в мотивированной (пусть даже патологической) игре. Предлагались привлекающие детей яркие, зажигающиеся предметы, звуковые игрушки, в игру включались глина, вода, песок. Использование этих предметов создавало условия для Обеспечения насыщенного эмоционального общения между экспериментатором и ребенком, обогащало фонд положительных переживаний. Созданию разнообразных положительных эмоций в процессе игровых занятий придавалось особое значение. Это связано с тем, что по данным изучения ранних форм общения между ребенком и взрослым (Щелованов, 1938; Кистяковская, 1970) положительные эмоции, возникающие у детей в ходе насыщенного эмоционального общения, оказывали тормозное, угнетающее воздействие на отрицательные переживания. Поэтому использование личностно-значимых, привлекательных для детей предметов, подвижные игры, свободная и дружеская атмосфера игровых занятий способствовали продуцированию у детей положительных эмоциональных переживаний, блокирующих патологически обусловленные отрицательные эмоции, позволяли преодолевать страхи. Игры с водой, песком или любимой игрушкой неизменно вызывали у больных детей повышение общего тонуса. Обогащалась эмоциональная окраска действий, на обычно амимичных лицах детей появлялась улыбка, пассивность сменялась оживлением. Часто манипулируя глиной или плоская руками в воде, дети впервые начинали пользоваться речью. И наоборот, структурированный материал при организации продуктивной деятельности значительно уменьшал расторможенность, суетливость, снижал количество аутистической, разорванной речи и удерживал ее вокруг реально производимых действий. У других детей включение личностно значимых игрушек позволяло создать устойчивую, хотя и простую сюжетную игру.

Олег Ю-ин, 6,5 года.

3-й игровой сеанс

Экспериментатор пробует организовать игру в кормление. кукол. Олег расставляет посуду на кухонном столике, за которым сидят куклы.

Э.: "Сейчас нам нужно обед приготовить и вот этих кукол кормить".

Олег "Обед готовить. А после обеда что?" Расставляет тарелки в ряд на полу.

Э.: "Ты хочешь знать, что будет после обеда?"

Олег: "Спать и мультфильмы будут". "Обед будет сейчас". Продолжает расставлять посуду, разложил 16 тарелок. "Завтраки, обед, уже обед, видишь, приготовил обед, обедать надо". Никаких реальных действий не производит, стоит и беспрерывно говорит.

Нам было известно, что Олег испытывает особое пристрастие к часам и к телефону, именно с этими предметами он охотно играл в течение нескольких лет, оставаясь безразличным ко всем другим игрушкам. Поэтому на следующем игровом сеансе ребенку были предложены большие игрушечные часы.

4-й игровой сеанс

Олег подбежал к столу, взял руками часы, поднял их, поставил на стул. Вращает стрелки и совершенно точно и правильно сообщает показания часов.

Олег: "Так полвторого, да, да, а теперь уже девять минут седьмого".

Э.: "Ох, уже время подошло, часы показывают, что пора обедать. Куклы кушать хотят, скорей корми их".

Олег достает ложку и две тарелки, ставит на стол, наливает "суп" из кастрюли, два-три раза подносит ложку ко рту куклы.

Олег: "Все! Уже спать".

Кладет куклу в кроватку, прикрывает одеяльцем. "Спите". Смотрит на часы, крутит стрелки. "Как четыре будет, я их разбужу".

Э.: "Пока спят, мы можем что-нибудь сделать".

Олег: "Эти тарелки отнести".

Ставит тарелки на стол, смотрит на часы, ставит стрелки.

Олег: "Двадцать пять минут шестого. Сейчас посуду помою". Берет губку, ставит посуду в тазик и начинает ее мыть.

Таким образом, приведенный случай показывает, как внесение в нейтральный, незначимый для ребенка сюжет привлекательной игрушки позволяет создать эпизод сюжетной игры. Речевая активность мальчика в этот период игры сочеталась с реально производимыми действиями. В игру было включено большее, чем на предыдущем сеансе, количество игрушек, действия с которыми объединялись единым замыслом.

В некоторых случаях для создания совместной с экспериментатором и целенаправленной игры эффективным было одновременное применение неструктурированного материала и личностно значимой игрушки. В этом случае песок или вода стабилизировали беспорядочную активность ребенка, а сюжет игры строился вокруг любимого ребенком предмета. В дальнейшем к игре с привлекательными игрушками подключались новые предметы, экспериментатор побуждал ребенка к действиям с ними. Таким образом расширялся диапазон предметов, с которыми дети устойчиво играли. Экспериментатор помогал детям организовать сюжетную игру, привлекал к адекватному использованию функциональных игрушек. Одновременно осуществлялся переход к более совершенным способам взаимодействия, формировались речевые контакты. В результате удавалось создать достаточно устойчивую и совместную игру с экспериментатором, а иногда и с другим ребенком.

Учитывая, что создание парной деятельности на уровне общих правил игры или единого сюжета оказывалось сначала неэффективным, мы ограничивались объединением действий детей вокруг одного предмета. Например, дети играли с одним куском, глины, с одним сосудом с водой, с мячом. В этом случае возникала необходимость, по крайней мере в действенной форме, сочетать свою активность с действиями партнера. Важное значение приобретает и выбор партнера. В наших экспериментах партнерами были здоровые дети, которые на предварительном игровом сеансе знакомились с игрушками.

Этот момент игротерапии проиллюстрируем на примере занятий с Алешей К-овым, 6 лет. В ходе восьми сеансов игры Алеши с экспериментатором, целью которых являлось продуцирование речевых контактов, в поведении мальчика появились позитивные сдвиги. Речь экспериментатора стала прерывать спонтанность Алеши, он начал прислушиваться к инструкциям, отвечал на вопросы, комментировал свои действия и иногда сам обращался к экспериментатору в речевой форме. С девятого сеанса началось формирование парной игры. Партнером Алеши был здоровый мальчик 5 лет 8 мес. Игорь И-ов.

9-й игровой сеанс

Алеша: Сразу же подбегает к воде. Наливает воду в большую кастрюлю и приносит к столу, за которым сидит экспериментатор. Ставит кастрюлю на стол. Затем берет большой кофейник, доверху наполняет водой, относит в угол, где лежит посуда. Переливает воду из кофейника в чашку.

Игорь стоит посреди комнаты, с удивлением наблюдает за Алешей: "Эй, Алеша! Что ты делаешь, воду разлил!"

Алеша, не обращая внимания на партнера, продолжает переливать воду.

Как видно из примера, поведение Алеши совершенно изолировано от влияний партнера, отсутствуют и речевые и действенные контакты. Однако здесь очень важно, что, в отличие от периода начала игровых занятий, включение в игровую ситуацию нового участника не прерывает действенной активности Алеши, он все-таки продолжает играть и активно стремится к контактам с экспериментатором.

12-й игровой сеанс

Оба мальчика играют с водой, зачерпывают кружками воду и относят каждый к своему уголку. Алеша приносит кружку к маленькому столику, на котором стоит несколько чашек, переливает воду, возвращается назад. Игорь посадил кукол за стол. Переливает воду из кружки в кастрюлю, ставит ее на плитку, делает движение, как будто зажигает спичку и включает газ. "Так, теперь, пока суп варится, руки мыть". Моет куклам руки настоящей водой, вытирает полотенцем. Затем разливает суп половником по тарелкам и ложками кормит кукол. "Так, кушай, не верти головой, а то суп прольешь", - разговаривает с куклами. Иногда смот-,рит на Алешу, изредка задает вопросы. "Ты во что играешь? Я в "дочки-матери"; Алешка, во что играешь-то?" Алеша продолжает переливать воду из кружки в маленькие кастрюльки и обратно. Периодически посматривает на Игоря. "Воду переливаю, вот что". Продолжает переливать, но спустя некоторое время говорит: "В "дочки-матери" играю". Однако продолжает все так же бесцельно переливать воду.

Таким образом, на этом сеансе впервые появились зачатки речевых контактов между детьми, однако их игра не объединялась, осталась изолированной.

14-й игровой сеанс

Экспериментатор подготовил плавающие игрушки (утки, лодочки).

Э.: "Алеша, давай пускать уточек. Пусть плавают".

Алеша: "Давай пускать, пускать. Плавают уточки, плавают". Берет самую большую утку и пускает ее в воду.

Игорь: "И я буду пускать, вот маленький утенок, маму догоняет". Бросает в таз утенка. Рукой подталкивает его и догоняет большую утку.

Алеша: "Утка убегает, она быстро плывет, быстро-быстро".

Оба мальчика вместе плещутся в воде. Речевое общение совершается не в прямой форме, а опосредствованно через игрушки. Таким образом, объединение предмета игры (общие игрушки) позволило расширить контакты между детьми, объединить деятельность.

Наибольший результат в организации парной игры был достигнут на следующем сеансе, когда игра возникла по инициативе Алеши.

15-й игровой сеанс

На этом занятии игра продолжалась с водой. Мальчики пускали бумажные и пластиковые лодки. Однако Игорю эта игра надоела, и он захотел перейти в соседнюю комнату, где лежали другие игрушки. Экспериментатор дает Алеше в руки мяч и предлагает вспомнить игру с мячом, в которую они вместе раньше играли. Алеша оживляется, кричит: "Игорь, лови, лови, Игорь!" Бросает ему мяч. Игорь подключается к игре. Бросает мяч Алеше.

Алеша: "Вот, я поймал. Лови, Игорь!"

Экспериментатор помогает мальчикам. Хочет найти мяч, который закатился под стол.

Алеша: "Я сам. Я сам". Выхватывает мяч и бросает его Игорю.

Как видно из примера, в игре с мячом у Алеши значительно повысилось речевое сопровождение игры. Он обращался к партнеру, поддерживал инициативу игры, активно устанавливал контакты.

15-й игровой сеанс (продолжение)

Алеша: "Я в лото хочу играть, хочу играть".

Достает коробку, раздает картинки Игорю, экспериментатору. - "Вот, у меня лев, а у тебя нету льва. А у меня есть".

Мальчики вместе рассматривают картинки и заполняют фишками таблицу.

Алеша: "А вот жирафа! А у тебя что есть?" - обращается к Игорю.

Игорь: "У меня петух". Ставит фишку.

Алеша смотрит на картинки Игоря: "Вот у тебя еще зайчик".

Из примера видно, что инициатива Алеши сохранилась и при переходе к другой игре, в которой поддерживались преимущественно речевые контакты. Возникла групповая деятельность, в которой дети взаимно сочетали и регулировали собственную деятельность с поведением партнера.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK