Autism.Ru

 

Наша группа VK

Уточкина О.В.
Опыт использования шкал независимого поведения Вудкок-Джонсона

Одним из критериев эффективности психотерапии является степень улучшения социального функционирования пациента в различных сферах жизни.

У детей с тяжелыми психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом в особенности, проблемы, связанные с функционированием в социуме, проявляются особенно остро. Грубая дефицитарность общения ведет к снижению социальной адаптации и наслоению вторичных дефектов.

Для оценки динамики психологических характеристик, прежде всего социально-психологических, в процессах психотерапии психически больных детей с нарушениями общения нами были использованы шкалы Вудкок-Джонсона независимого поведения.

Шкалы Вудкок-Джонсона предназначены для формализованной экспертной оценки. Методика подразделяется на 14 субшкал, которые охватывают различные сферы социальной жизни - от простейших навыков общения до сложных рабочих навыков и форм социального взаимодействия. В каждой субшкале от 14 до 18 пунктов, каждый из которых оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от степени усвоения навыков. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 3 лет до 21 года.

Нами было обследовано 25 детей с различнымиформами нарушения общения: энцефалопатией, парааутистическими состояниями, ранним детским аутизмом и шизофренией. По возрастному составу испытуемые подразделялись на группы: дошкольный возраст (5 - 6 лет); предшкольный (7 лет); младший школьный возраст (8 - 10 лет); младший подростковый возраст (11 - 13 лет); старший подростковый возраст (14 - 15 лет) и юношеский возраст (16 - 18 лет). Контрольную группу составили 15 человек того же возраста. В качестве экспертов при оценке изменений, происходящих с ребенком, выступали 3 человека: родитель, лечащий врач-психиатр и психолог-психотерапевт. Сравнивались наличные состояния и поведение испытуемого в начале психотерапии и через один год, в катамнезе.

В результате исследования были получены разноречивые данные. Самую высокую оценку изменений давал лечащий врач, которая в некоторых случаях в 2 раза превышала родительскую оценку. Оценка психолога-психотерапевта либо приближалась к родительской, либо несколько превышала ее. Мнения экспертов совпадали в одном - изменения есть, показатели приближаются к средневозрастной норме, и, что особенно важно для рассматриваемой категории детей, изменения происходят в сфере общения.

Приведенная работа определяет, таким образом, целесообразность дальнеййших исследований по поиску факторов, влияющих на экспертную оценку при использовании шкал Вудкок-Джонсона.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK