Крангальс Э.Р., Черкасская А.А. Музыкотерапия как один из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьмиНастоящее сообщение составлено музыкотерапевтами, закончившими в 1995 году профессиональное обучение в С.-Петербургском Центре музыкальной терапии и работающими в С.-Петербургском Фонде помощи детям с особенностями развития "Отцы и Дети" (в дальнейшем Фонд). Материал не претендует на методические разработки и является своего рода анализом и обобщением как минимум шестилетнего опыта собственной работы.
На протяжении длительного периода Фонд работает над проблемой социализации дезадаптивных детей с психическими расстройствами, для которых требуются специальные условия их обучения и воспитания. Среди клиентов Фонде наиболее трудно адаптируемой группой являются дети -аутисты, социализация которых сопровождается многочисленными трудностями.
Основное направление работы Фонда - социально-психологическая реабилитация дезадаптивных детей и их интеграция в общество путем индивидуального развития положительных коммуникативных навыков каждого с последующим включением в совместную деятельность со здоровыми сверстниками в условиях открытой социальной среды. Работе с дезадаптивными детьми идет по линии физического, эмоционального и интеллектуального развития клиентов и создания оптимальных условий для их социализации.
Для реализации поставленных задач применяется комплексный метод объединения различных применяемых на практике психокоррекционных методов - игровой психотерапии, натуртерапии, музыкотерапии, арттерапии, хореотерапии, речевой психокоррекции. Использование перечисленных методов психокоррекции в комплексе способствует личностной интеграции ребенка и помогает ему наиболее эффективно решать свои проблемы в физической, познавательной и коммуникативной сферах.
Музыка в качестве терапевтического средства в интегральном процессе психотерапии обладает мощным психологическим воздействием. В музыкотерапии огромное значение имеет принцип удовольствия, обеспечивающий комфортное состояние клиентов в процессе занятий. Живая музыка, музыкальные инструменты, которые воспринимаются визуально и тактильно, обладают гораздо большим воздействием чем прослушивание музыкальных записей в домашних условиях.
Наиболее эффективно воздействие музыкотерапии на аутистов. Индивидуальные занятия обеспечивают установление и закрепление контакта, в большинстве случаев переходящего в категорию доверительного (смотрят в глаза музыкотерапевту, здороваются за руку, садятся на колени, трогают руками за лицо, улыбаются при встрече, и многое другое). В зависимости от уровня интеллектуального развития аутисты во время занятий:
- самостоятельно исследуют тембровые звучания музыкальных инструментов (клавишные, ударные, духовые), что способствует развитию их креативности;
- совместно с музыкотерапевтом выполняют движения под ритмическую музыку, при этом развивается концентрация внимания и чувство ритма, стимулируется подвижность и улучшение физического состояния;
- вовлекаются в совместную с музыкотерапевтом игру на ударных, клавишных и других инструментах в целях развития любознательности, креативности, группового взаимодействия и мелкой моторики. Исполнение музыкотерапевтом импровизированных вокализов стимулирует некоторых клиентов к совместному пению, что является первым шагом на пути к речевому диалогу.
Все это, в итоге, нацелено на дальнейший процесс адаптации к условиям игровой психотерапии, проводимой в Фонде.
Для контактных детей, страдающих задержкой умственного и физического развития, энцефалопатией, ДЦП, занятия музыкальной терапией нацелены на реабилитацию и развитие памяти, концентрацию внимания, развитие двигательных функций.
Для клиентов с агрессивной манерой поведения предлагается набор ударных - барабанов, тарелок, шумелок, интенсивная и порой хаотичная игре на которых способствует снятию у клиенте внутреннего напряжения.
Основой технологии музыкотерапевтического процесса является импровизация. Задачей музыкотерапевта является наблюдение за музыкальной и психологической реакцией клиента, оценка его реакции и сиюминутный отклик музыкой на действия ребенка. В целях обеспечения более высокой эффективности музыкотерапевтического процесса необходимо проведение. занятий двумя музыкотерапевтами. При этом один работает в непосредственном контакте с клиентом, а другой больше занят игрой на музыкальных инструментах, обеспечивая музыкальное сопровождение терапевтического , процесса. Мы используем в своей работе метод нестрогой (ненасильственной) терапии, с минимальной степенью насильственного вмешательстве музыкотерапевта в действия клиента, благодаря чему обеспечивается стабильное ощущение клиентом комфорте и интереса к занятиям, что в итоге положительным образом сказывается на результатах занятий.
Мы проводим эксперименты, целью которых является оценка возможности усиления воздействия музыкотерапевтического процесса при групповом взаимодействии клиентов и музыкотерапевтов. В процессе занятий формировались группы из 2 - 4 человек, разных по возрасту, патологии, активности, развитию. Первый опыт показал, что в группе обязательно должен быть активный лидер, которого инициируют музыкотерапевты с помощью ударных и клавишных инструментов. При этом остальные члены группы сперва пассивно повторяют действия лидера, а затем полностью включаются в процесс (наиболее ярко это прослеживается при групповой игре Я на ударных инструментах), основой которого становится не пассивное копирование действий лидера, а здоровая конкуренция, высвобождающая скрытые (зажатые) эмоции и стимулирующая творческое начало.
Теперь некоторые соображения по поводу исполняемой музыки. Оптимальным инструментом является фортепьяно, поскольку на нем в максимальной степени реализуются основные компоненты музыки - мелодия, гармония, ритм.
Опыт показывает, что для аутичных детей до 8 - 12 лет лучше играть детские шлягеры из мультфильмов ("День рождения", "Песенка черепахи", "Бременские музыканты", "Спят усталые игрушки" и т.д.). Ребенок, воспринимая знакомую мелодию, принимает это как попытку установления музыкотерапевтом диалога на знакомую тему, и чаще идет навстречу нежели при исполнении музыкотерапевтом незнакомой музыки.
Хороший прием - собрать несколько шлягеров и исполнять их в режиме "нон-стоп", чередуя одну тему за другой, повторяя их и создавая тем самым массированное воздействие на клиента, особенно вялого. Здесь немалую роль играет темп исполнения и ритмы исполняемых музыкальных отрезков.
Огромную роль в воздействии музыки играет ритм. Его требуется постоянно акцентировать, умело переводя акценты с сильной доли на малую, что само по себе будоражит клиента и вызывает у него непроизвольные телодвижения.
Гармония - это красивость исполняемой музыки. Игре примитивными мажорно-минорными трезвучиями обедняет и примитизирует мелодию, а это, в свою очередь, приводит к потере ребенком внимания к исполняемой музыки. Однажды, исполняя "В лесу родилась елочка, я несколько "перегрузил" тему гармонией. Подошел маленький клиент и сказал: "Ты играешь неправильную елочку ". Пришлось несколько упростить гармонический фон темы, после чего юный критик согласился, что эта елочка правильная. А играй я эту елочку в первозданной примитивно-канонической манере, никто бы и не отреагировал, елочка как елочка.
Позволяем себе некоторые вольности в обращении со шлягерами. Так однажды, чисто спонтанно, была несколько переделана и удлиненна концовка "Песни черепахи" путем добавления к стандарту 4-х новых тактов. Добавка оказалась удачной, т.к. поющие клиенты после нескольких исполнений модернизированной темы стали ее напевать в новом варианте. Этот факт подтверждает возможность контакта на интеллектуальном уровне, когда клиент, зная стандартную концовку, с удовольствием поет модернизированный вариант и не говорит при этом, что "черепаха неправильная".
Несколько слов о репертуаре. Блок памяти музицирующего терапевта должен содержать большое количество самых различных произведений и форм. Ограниченное количество телевизионных детских шлягеров с единой стороны способствует быстрому их узнаванию и налаживанию невербального контакта. Однако неправильно было бы думать, что сеансы музыкотерапии можно построить на одних детских шлягерах. В каждой конкретной сессии, с конкретным клиентом, адаптируясь к его сиюминутному состоянию и эмоциональному настрою, которые в процессе 45 -50 минутной сессии могут резко меняться и не одиножды, нужно чисто интуитивно предлагать различную музыку. Это может быть и Шаинский, и Чайковский, и Эллингтон, и Визе, и Бородин, и разнообразные темы отечественной и зарубежной легкой музыки, эстрадные шлягеры, романсы, , "вечно зеленые" мелодические джазовые стандарты, народные песни и просто спонтанные импровизации, построенные на произвольно выбранных нескольких опорных гармониях. Нужно уметь, следя непрерывно за реакцией клиента и внимательно слушая коррективы ассистирующего музыкою терапевта, находящегося в более тесном контакте с клиентом, мгновенно и безостановочно перестраиваться с мажоре на минор, с быстрого темпа: не медленный, с плясового ритме на балладу или медленный вальс, определяя наощупь тот оптимальный музыкальный материал, который и увлечет клиента и позволит ассистирующему музыкотерапевту включить клиенте в игру на одном из ударных или духовых инструментов, имеющихся в арсенале. Нужно уметь играть по памяти, на слух, "из-под водес", как говорят музыканты, а ноты использовать вне занятий при ознакомлении с новым репертуаром.
Итак, проанализирован опыт работы, сделаны определенные обобщения, выработаны некоторые рекомендации. Но вот появляется новый клиент - и снова приходится проникать в его внутренний мир, выявлять его проблемы и заново определять свои стратегию и тактику музыкотерапевтического воздействия применительно к данному конкретному дезадаптивному индивиду. И не случайно в американской литературе музыкотерапия именуется "методом клинической импровизации", понимая под этим определением живой сиюминутный музыкальный процесс, в котором используются многообразные возможности музыки в качестве "терапевтического посредника".
|
|