Autism.Ru

 

Наша группа VK

Дименштейн Р.П., Герасименко О.А.
О перспективах интегративных процессов в дезинтегрирующей среде

Прежде чем рассматривать интеграционные и дезинтеграционные процессы в действии обозначим основные понятия, используемые нами, и определим их смысл.

Абилитация (вместо обычно употребляемого термина "реабилитация" — возвращение некогда утраченных возможностей) — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т. е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Например, обучение ребенка бытовым навыкам, чтобы он не был обузой для семьи; работа логопеда; обучение игре в футбол, чтобы во дворе его приняли в команду.

Адаптация — собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе.

Интеграция — это интеграция сообщества Это процесс, в рамках которого данное сообщество реализует максимальный социальный потенциал каждого индивида этого сообщества. Таким образом проблема интеграции не может быть решена снаружи, эта проблема может решаться только изнутри самим сообществом. Рассмотрим тот же простой пример: ребенка замечают, приглашают в команду, а потом постепенно обнаруживается, что он замечательный вратарь, и его ставят на это место — реализована его максимальная социальная потенция и это явный пример интеграции в детском коллективе.

Не может такого быть, что кто-то кого-то интегрирует, что "Мы его подготовили, а после этого мы его туда-то включили". Это не интеграция. Под словами "Мы интегрировали ребенка туда-то" подразумевается, на самом деле, связка "абилитация + адаптация".

Интеграция — это взаимная адаптация индивида и общества Друг к Другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

Абилитация, адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.

Существующее положение: дезинтеграционный процесс в действии

Границы между нормой и аномалией за последние тридцать лет постепенно размылись. Образовался огромный пограничный слой. Число людей со стертыми и невыраженными проблемами постоянно возрастает. В этих условиях особенно заметны результаты непрекращающегося действия дезинтегрирующих факторов.
1. Наука работает на безумную дифференциацию, пытаясь все более тонко отделить разные виды нарушений. Вся дефектология до настоящего времени направлена на сегрегацию, разнесение детей по полочкам.
2. Учителя не решают собственно педагогических задач, а решают чисто образовательные задачи. Они просто много задают и отбраковывают слабых.
3. Психолого-медико-педагогические комиссии с удовольствием загоняют детей в ловушки, из которых никто не вырывается: интернаты системы собеса, вспомогательные школы, классы выравнивания, коррекционные классы. Многие уже обратили внимание на то, что любой класс выравнивания, любой коррекционный класс или вспомогательная школа и т.п. — никогда и никого не выпускают вверх. Понижение идет постоянно, а повышения по этой лестнице, которая выстроена сейчас в системе, нет вообще. Все вниз и вниз, вплоть до клейма "необучаемый", когда уже никто не имеет права этого ребенка учить.
4. Широко распространена разрушительная -диагностика без последующей коррекции. Страшно клеймо, особенно поставленное чрезмерно рано. Ужасна по своим последствиям плохая диагностика: в нашу эпоху отчуждения и разобщения, когда мир раскололся на миллионы экранов телевизоров и компьютеров, когда людей объединяют только общие TV—программы и газеты, какой-нибудь специалист, видящий ребенка в первый раз, берется за полчаса преодолеть пропасть разобщения и узнать всю "правду" о ребенке.
5. Резко ограничивает развитие детей зазор в образовательных стандартах. Зазор между общеобразовательным и вспомогательным стандартом огромен. У ребенка нет возможностей двигаться вверх постепенно. По-настоящему вариативные программы отсутствуют.

Отметим, что в специализированных школах в лучшем случае достигается абилитация, а не интеграция, а чаще всего — просто приспособление путем тренировки.

Сложившиеся формы помощи детям с нарушениями развития и большинство соответствующих служб и учреждений устроены таким образом, что естественным, обычным и нормальным является постепенное ухудшение состояния детей, которым оказывается помощь. Большое количество высококвалифицированных специалистов, настоящих мастеров своего дела, не спасает положения. Их усилия не соединяются по-настоящему в эффективное воздействие, а разделены и действуют разнонаправленно, вызывая лишь временные и частичные улучшения состояния.

Основная часть детей до настоящего времени охвачена именно такими формами помощи; профессиональный потенциал основной части специалистов теряется, непродуктивно поглощаемый неэффективными способами использования их работы.

Таким образом, вся социальная и образовательная система России работает на понижение личностного, познавательного и социального статуса субъекта. При постоянно растущем количестве детей с нарушениями различной степени тяжести их движения вниз ведет все общество к деградации. Вопрос помощи этим детям — вопрос выживания сообщества.

Особенности интегративного процесса

Для того, чтобы интегрировать, надо самому быть членом сообщества. Попробуйте пристроить ребенка на футбольную площадку, если его не хотят принимать. Вы не сможете сделать этого снаружи. Интеграция возможна только изнутри. Вам придется сначала научиться играть с этими ребятами самому, и только после этого, как член сообщества, Вы сможете пригласить ребенка, одиноко стоящего в стороне. Поэтому в интеграционном учреждении не может быть плохих отношений. Ни между сотрудниками, ни между сотрудниками и детьми. Иначе сообщество гарантированно развалится. Причем речь идет об отношениях более глубоких, чем отношения в плоскости симпатии—антипатии. Мы имеем в виду эмпатию, причем шире, чем распространенной понимание эмпатии как терапевтического приема. Для интеграционного сообщества эмпатия — это норма отношений. Часто ребенок не может почувствовать себя равным другому, не может уподобиться другому. Он сидит в "норке", из которой никого не видно, и кто-то должен придти и увидеть его там. В Центре лечебной педагогики именно лечебный педагог — тот человек, который найдет эту норку, который заглянет в нее и пригласит ребенка в большой мир. Это и есть искусство уподобления, то характерное искусство, которым владеет лечебный педагог. И он—то и является основным интегратором данного сообщества взрослых и детей. Он не интегрирует снаружи, он является равным членом этого сообщества. Просто у него очень большой интеграционный потенциал, он уподобляет себя любому и ведет дело к тому, что все дети постепенно начинают воспринимать друг друга и взаимодействовать друг с другом, и тогда уже можно говорить о том, что сообщество интегрируется. С этой точки зрения хорошим учителем следует считать не хорошего предметника, а учителя, который любому ребенку объяснит все что угодно и сможет работать с классом, в котором одновременно есть дети очень сильные и дети очень слабые. К вопросу о целях В рамках учреждения, которое ставит перед собой интеграционные задачи, ребенком должен быть набран социальный потенциал, который и определит в дальнейшем масштабы мира, в котором человек сможет адаптироваться. Люди живут в разных мирах. Кто-то живет только в лечебном заведении, кто-то — в своей семье и на работе. Насколько сильно мы сможем ребенка социально "разогнать", настолько большим окажется потом мир, когда он в него выйдет. Обычная школа посильно решает ту же задачу — вывести человека путем образования в как можно больший мир. И любое образовательное учреждение, в том числе интеграционное, занято тем же самым.

Поэтому очень важно не привязывать детей к себе навсегда, а наоборот, отпускать их, предварительно как следует "разогнав". В определенный момент надо сделать над собой усилие: ребенок должен проследовать на следующую ступень. Это может быть нелегко и для взрослого и для ребенка, но очень важно сделать это вовремя: ведь наша цель — развить ребенка к переходу в следующий, более крупный и разнообразный мир.

Образовательное учреждение как интеграционное подпространство

На каждом уровне интеграции сначала преобладают центростремительные силы, а затем центробежные, отторгающие этого ребенка. Эта социальная динамика реализуется следующим образом. Внутри организации есть какое-то количество разных групп. Они решают разные задачи и устроены по-разному. Это группы индивидуальных занятий, микрогруппы, более крупные расширенные группы и так далее,— некоторая цепочка, которая ведет в интеграционный детский сад или в интеграционную школу.

Для каждого ребенка содружеством специалистов строится маршрут. Например, ребенок ни с кем не общается, находится в очень тяжелом состоянии. С ним сначала занимаются индивидуально, после этого становится возможным перевести его в микрогруппу, потом эти формы изменяются и постепенно он оказывается среди практически здоровых сверстников, например, в интеграционном детском саду, или выходит в мир. Большое количество детей в Центре лечебной педагогики прошли именно такой маршрут. Ярким примером служат дети, прошедшие путь от "собесовского" состояния, когда родителям предлагали сдать их в интернат, до общеобразовательной школы.

Так может быть выстроен некоторый фрагмент интеграционного пространства, в рамках которого набирается социальная динамика. Важно только, чтобы никакая ступень не становилась ловушкой.

Разнообразие образовательных форм как необходимое условие построения интеграционного пространства.

Мы рассмотрели сложно устроенное пространство внутри интегративной организации, но принципиальное значение имеет и разнообразие социальных и образовательных форм вовне. Позабылась бы проблема школ и классов "для дураков", как они сейчас называются в народе, если бы просто было очень много разных классов и школ, все с какой-нибудь своей спецификой. Если бы все было очень разнообразно, то проблема разделения на "нормальных" и "ненормальных" стерлась бы. Это было бы намного лучше и больше соответствовало бы существующему положению вещей, когда граница между ними настолько размыта.

Разнообразие образовательных форм и нацеленность на повышение образовательного уровня ребенка — вот то, к чему следует стремиться. Только это позволит гибко выстраивать индивидуализированные траектории развития. Поэтому так важно появление каждой новой организации, которая работает с детьми по-новому или по—старому, но в каком-то собственном стиле.

Об интеграции специалистов

Несомненно, что такие вещи, как выстраивание маршрута, точное определение того момента, когда должно кончиться одно и начаться другое, определение всего комплекса абилитационных воздействий на ребенка в данный момент предполагают точное знание и точную интуицию. Поэтому для интеграционного учреждения принципиально необходимо точное взаимодействие профессионалов: они должны очень точно взаимодействовать в работе с каждым конкретным ребенком. Самая сложная проблема в этом — интеграция профессионального знания. Интеграция профессионалов — это разговор на нетривиальном, но при этом понятном языке. Интеграция профессионалов — это продуктивная совместная работа с ребенком, не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое системное воздействие, выработанное совместными усилиями профессионалов разных профилей, которые научились обсуждать ребенка на одном языке, которые признают только динамическую, длительную диагностику. Это совершенно особая ситуация, когда с доктором можно говорить о развитии ребенка, и доктор может говорить с педагогом о том, чем ему дальше имеет смысл заняться.

О перспективах

В условиях, когда подавляющая часть детской популяции имеет те или иные нарушения развития, центр тяжести неминуемо будет смещаться в направлении более эффективных интегративных образовательных форм. Внимательный читатель, вероятно, заметил, что в тексте идет речь о двух сторонах процесса интеграции. С одной стороны — возникают образовательные учреждения, каждое из которых можно рассматривать как фрагмент интегративного пространства. Их будет становиться все больше, они будут улучшать свою работу и налаживать взаимодействие. Появляются люди, которые уже сумели понять, что такое интеграция для детей с проблемами, т.е. для тех детей, для которых она не происходит сама собой и становится самостоятельной задачей. Эти люди понимают, к чему следует стремиться, какие задачи решать, умеют для каждого ребенка видеть возможную траекторию, простраивать оптимальный маршрут, динамически "нанизывать" на нить его развития в нужный момент и в нужных сочетаниях различные виды и формы занятий, учреждения, специалистов, те или иные события и еще много всего таким образом, чтобы никакое звено не закрывало ребенку путь в обычную жизнь, а становилась ступенькой к дальнейшему расширению возможностей и повышению его образовательного уровня. Таким образом интеграционное пространство — это пространство образовательных форм, которые сами являются его подпространствами, и разнообразия возможных маршрутов движения в этом пространстве. Отметим, что интеграция конкретного ребенка возможна только тогда, когда есть человек, который постоянно думает именно о нем, внимательно и точно выстраивает для него индивидуальную траекторию. С другой стороны — продолжают функционировать практически все ранее существовавшие учреждения. Что будет происходить с этими учреждениями? Может ли и каким образом быть продуктивно использован накопленный в них немалый профессиональный и организационный потенциал?

Интеграционное пространство, которое формируется и расширяется рядом с ними. непременно будет обращаться к их возможностям. Маршруты каких-то детей пройдут через эти учреждения: занятия с некоторыми специалистами и отдельные формы работы могут быть включены на определенных этапах в индивидуальные маршруты конкретных детей, для которых это представится полезным. Условиями включения того или иного конкретного специалиста из существующей системы в единое интеграционное поле являются, во-первых, его достаточный профессиональный уровень, т.е. наличие потенциала абилитации и, во-вторых, возможность в достаточной степени интегрироваться с ним профессионально (см. часть "Об интеграции специалистов").

Рост интеграционной среды в настоящее время возможен и происходит изнутри, "снизу", на основе активности заинтересованных специалистов и просто неравнодушных людей. Интеграционное пространство, взаимодействуя со всеми существующими абилитационными и образовательными возможностями, учится адекватно использовать их в интеграционных процессах. Что же касается самих по себе дезинтегрирующих механизмов,— они могут быть трансформированы только сверху. Мы можем только надеяться, что они смогут быть трансформированы, что этот механизм сломается или станет работать по-другому: например, ПМПК в случаях сомнения будет не понижать образовательный уровень и статус ребенка, а стараться его хотя бы сохранить, оставить на прежнем уровне. Интегративное пространство покушается не на сами дезинтегрирующие механизмы, а на охваченное ими пространство. Мы надеемся, что пространство действия этих механизмов будет постепенно уменьшаться, а блокировавшийся ими положительный потенциал будет использоваться на благо интеграции.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK