Autism.Ru

 

Наша группа VK

Жуков Е.С.
Дети дождя

«Я хотел, чтобы я хотел жениться на принцессе,
Я хотел, чтобы ты хотел побыть со мной.
Я написал, «Лед в Арктике».
Я не в Арктике родился, а в России.
Я хотел, чтобы я хотел где-нибудь быть таким, какой я.
Я задумался.»

Алеша Галкин. 19 лет. Аутист.

Термин «аутизм» получил международную известность около пятидесяти лет назад. Приблизительно его можно объяснить как очень глубокую погруженность в собственный внутренний мир. Но иногда это может быть обострено до развития крайне тяжелых состояний психики. До сих пор среди ученых нет единого мнения о причинах этого неординарного заболевания, а следовательно нет и универсального лекарства; тем более что болезнь эта многогранная и диапазон ее внешних проявлений весьма широк.

По мнению специалистов, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге аутистов не менее 10 000 человек, причем мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. Примечательно, что в первые годы жизни явление аутизма считается тяжёлым психическим отклонением без явного нарушения интеллектуальных способностей ребёнка. Тем более что около десяти процентов аутичных людей проявляют выдающиеся способности, развитием которых серьёзно занимаются пока лишь на Западе.

Уже в достаточно раннем возрасте аутичный ребенок отличается от своих сверстников: избегает взгляда в глаза, не проявляет интереса к окружающим; его отношение к миру специфично и своеобразно. К примеру, такой ребенок может часами повторять одну и ту же фразу, бесконечно слушать определенные звуки, и вообще совершать различные, только ему понятные действия, сопровождаемые упорно повторяющейся жестикуляцией. Оторванное от реальности исполнение этих необычных ритуалов, получивших название «стереотипий», отгораживает его от внешнего мира, создавая свой собственный, особый лик мироздания.

Жизнь, привычная для нас во всех отношениях, оказывается категорически неприемлемой для аутичного человека, хотя полностью отгородиться от неё не удавалось ещё никому, кроме пресловутого Диогена. Они, кажется. видят в людях нечто помимо слов. Естественно, что аутисту в нашей суматошной жизни необходим постоянный и надёжный поводырь; на такую роль, как правило, подходит только мать - даже самая нетерпеливая и не всегда эту роль принимающая, но в силу природного инстинкта не способная отказать в помощи своему ребенку. Подчас, эта почти маниакальная привязанность аутистов к тем, кого они выбрали своими «проводниками», очень остра и глубока. Но их «боги» порой ворчливы, непонятливы и вероломны: наш грубый технократический мир исполнен рукотворного грома, пронзительного света, мучительных запахов; он архиагрессивен, требователен и непонятен аутисту... Мы слишком спешим, мы привыкли к авторитарному стилю, а у аутичного человека совершенно иной темп и способы познания жизни, поэтому ему и нужны не месяцы, а многие годы для постепенного вхождения в этот условно-нормальный мир. В случаях с аутистами мы, очевидно, имеем дело с иной знаковой системой. Перед нами существо как бы из другого времени: нам не вполне понятен его язык, а ему не вполне ясен наш. Мы же, пользуясь правом большинства, стремимся по-своему вытащить их из этой хрупкой скорлупы неконтактности.

По мнению части специалистов, одной из основных проблем аутизма является повышенная чувствительность таких людей, а их пресловутая неконтактность, часто отождествляемая с аутизмом, всего лишь природно необходимая форма защиты.

Все это создает крайне низкие возможности их приспособления к нашей жизни. Официальная медицина разводит руками, убедившись в отсутствии улучшения их состояния путём медикаментозного лечения. Структуры образования, похоже так же не способны сладить с ними, зачастую считая их «необучаемыми», а потому и не способными посещать даже специализированные детские учреждения. Результат этого - практически домашняя изоляция таких детей от общения со сверстниками и окружающими людьми. Печальная альтернатива - помещение своего родного, хотя и «особого» ребенка в дом инвалидов, то есть фатальный отказ от него.

С другой стороны, во всём мире всегда существовал некий квалифицированный потенциал профессионалов, искренне заинтересованных в применении своих знаний и возможностей за пределами рутинных кабинетов госучреждений и офисов медико-коммерческих структур. Это послужило толчком для создания профессиональных объединений в форме общественных организаций гуманистической направленности, способных существенно дополнить сложившуюся систему защиты детства.

Одной из них являтся Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети», осуществляющий социально-психологическую адаптацию «особых» детей и их интеграцию в общество. Обратной стороной этого процесса, по нашему мнению, является гуманизация общества и выработка цивилизованного, более терпимого отношения к людям с особенностями развития и поведения.

Следует отметить, что среди различных методик работы с аутичными детьми наиболее популярна поведенческая психотерапия, применяемая во многих странах. Ее привлекательность - легко достижимый результат и наглядность обучения таких детей строго определенному набору навыков. Однако столь прагматичный подход на поверку оказывается весьма несовершенным и малоубедительным ввиду невозможности предусмотреть все разнообразие жизненных ситуаций, с которыми неминуемо столкнется ребенок. На наш взгляд, гораздо важнее развивать способности таких детей к самостоятельному поведению и умению правильно реагировать на постоянно изменяющиеся условия его существования. Создавая вокруг ребенка живую, активную среду мы стараемся дать ему возможность наиболее щадящего построения отношений с пугающим внешним миром.

Для этого в процессе работы с аутичными детьми психологами фонда сформированы игровые группы, где вместе с ними занимаются их здоровые сверстники - котерапевты (помощники психологов). Вместе с этими детьми-помощниками они ходят в музеи, на выставки, и вообще пытаются максимально приблизится к тому , что им совсем незнакомо. Летом наиболее подготовленные дети из числа аутистов выезжают в лагерь реабилитационного туризма на Онеге, где они вместе со сверстниками и взрослыми совершают увлекательные пешие и водные походы. Как показывает наш пятилетний опыт работы, такая активная «терапия средой» благотворно влияет на всех участников этого процесса. Для детей-аутистов жизнь в условиях туристического лагеря максимально расширила их круг общения и представления об окружающем мире. Примечательно, что для создания наиболее естественного окружения, к работе лагеря привлекаются не только «хорошие» дети-котерапевты, но и так нелюбимые обывателем «трудные потдростки», количество которых ограничено, а поведение, естественно, подконтрольно. Благодаря этому лагерь реабилитационного туризма, существующий уже три года, стал своеобразной «микро-моделью» интегрированного общества, живущего в реальных условиях.

По мировой статистике, число аутистов достигает 15-ти на 10000 человек. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы задуматься о том, что мир должен учесть наличие в нём людей, чувствующих и воспринимающих его иначе. И, может быть, не стоит пытаться идти по пути создания «заповедников» для «особых» людей, а попытаться немного измениться самим и сделать хотя бы несколько шагов им навстречу...

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK