Autism.Ru

 

Наша группа VK

Жуков Д.Е.
Особенности картины мира детей с аутизмом

В данной работе приведены результаты исследований, проводившихся на базе Центра социально-психологической помощи СПб общественного фонда помощи детям с особенностями развития "Отцы и дети" в период с декабря 2001 г. по май 2002 г.

Целью исследования было выявление особенностей, присущих картине мира детей и подростков с диагнозом "ранний детский аутизм". Ранний детский аутизм - это, "…во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим".

Представляется, что описание закономерностей и характеристик, присущих картине мира детей с аутизмом, является для успешной разработки и реализации психокоррекционных программ по работе с такими детьми ценностью не меньшей, чем многочисленные труды, посвященные описанию исключительно внешних проявлений и симптомов, характерных для детей с аутизмом. Это связано с тем, что для успешной психокоррекционной работы с аутичными детьми необходимо более или менее четко представлять себе не только самого ребенка-аутиста, но и его взгляд на мир, восприятие и понимание окружающей действительности, особенности мышления.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- исследование представлений детей с аутизмом о коммуникации, взаимодействии и общении;
- исследование представлений детей с аутизмом о человеке как обитателе мира;
- исследование представлений детей с аутизмом о предметном мире;
- исследование специфики наглядно образного и логического мышления детей с аутизмом;
- исследование особенностей протекания мышления (классификация, обобщение, анализ, синтез) у детей с аутизмом.

Объектом данного исследования являлись дети и подростки с синдромом раннего детского аутизма. Количество испытуемых: 24; возраст - от 7 до 17 лет.

Предметом данного исследования являлась картина мира испытуемых.

В работе использовался метод прямого ассоциативного эксперимента, в ходе которого испытуемым предъявлялись стимулы из списка, включающего в себя 99 слов. Некоторым испытуемым предъявлялся сокращенный список слов-стимулов, что было связано с их объективно тяжелым состоянием и, следовательно, количественно ограниченной способностью к такого рода деятельности.

Обработка полученных данных проводилась с помощью контент-анализа, во-первых, и качественного анализа, во-вторых.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Наиболее значимым для детей с аутизмом является целостный образ ситуации, обстоятельств, в которых фактически проявляется, участвует явление, обозначаемое тем или иным словом.
2. Дети с аутизмом проявляют тенденцию расчленять целостное явление либо объект (но не ситуацию) на части, из которых он (объект) состоит, целостное действие - на отдельные фрагменты, отражающие его (действия) процессуальную сторону, конкретизировать понятие, включающее в себя некоторую совокупность объектов в виде отдельно взятого примера.
3. Предметный мир ребенка с аутизмом - это прежде всего то, что окружает его в отдельно взятый момент времени, статичная "картинка", частью которой является он сам.
4. Для детей с аутизмом являются непропорционально значимыми следующие категории явлений и представлений: 1) перемещения/поездки/транспорт; 2) музыка; 3) медицина; 4) продукты питания.
5. Степень осознания и понимания аутичными детьми специфики явления времени, его "течения", динамики, весьма невысока. Время ребенка-аутиста отличается от времени обычного человека так же, как отличается кинолента от альбома с фотографиями, оно предстает именно как набор статичных "картинок", образов, в которых, например, время суток неразрывно связано с сопутствующими явлениями.
6. Пространственный фактор играет для аутичных детей большую роль: во-первых, он входит во многие фреймы, связанные с различными предметами и явлениями, а во-вторых, выступает в качестве важного компонента при реализации спонтанного содержания сознания.
7. Каждый человек существует в сознании аутичного ребенка "сам по себе", обобщения не происходит, что нехарактерно для обычных людей, которые, напротив, склонны лиц, не относящихся к категории значимых, воспринимать как представителей какого-либо типа или социальной группы.
8. Для детей-аутистов характерно стремление к безопасности, являющееся, очевидно, следствием чувства незащищенности, сопровождающего аутичного ребенка в течение жизни.
9. Аутичный ребенок стремится упорядочить вокруг себя мир, воспринимаемый им как изменчивый, хаотичный и опасный.
10. Человек является для ребенка с аутизмом прежде всего или тем, кто несет в себе какую-либо эмоцию, или тем, кто вызывает эмоциональную реакцию у самого ребенка.
11. Аутичный ребенок очень сильно стремится к положительным эмоциям вследствие того, что в процессе жизни испытывает острую их нехватку.
12. Вкусовая модальность, в норме гораздо менее важная, чем остальные, играет для детей-аутистов заметную роль, - вкусовая модальность для них так же важна, как слуховая и осязательная модальности. Образно говоря, эти дети "воспринимают мир на вкус".
13. Аутичный ребенок оценивает свои ощущения как обладающие повышенной интенсивностью, окружающая действительность ощущается как давящая, агрессивная и опасная. Эта тенденция проявляется как на уровне зрительной модальности, так и на уровне модальности слуховой.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK