Autism.Ru

 

Наша группа VK

Е.И.М.
Исповедь матери аутичного ребенка, или внутренняя феноменология первой сессии холдинговой терапии

Там милого сына цветут васильковые очи…
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном,
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь.
А. Ахматова

Мне тоже страшно и невыносимо больно. Но надо войти в эту дверь ради своего единственного сына. Поскольку свои жесткие, даже жестокие, уроки я (профессиональный психолог) уже получила, оставлю за рамками этого описания классический вопрос "как сапожник остался без сапог?". Испытывая те же трудности, что и другие "обнажающиеся", для начала честно обозначу свой главный мотив - это, конечно же, собственная психотерапия. И уже, во-вторых, учитывая небольшое количество публикаций о холдинге в отечественной печати, надеюсь, что коллегам, работающим с аутичными детьми и их семьями, мой опыт может показаться интересным.

Общая характеристика моего ребенка.

Мальчик, 3 года 3 месяца. Физически здоров, подвижен, хорошо координирован. Говорит мало и малопонятно. Приведу отзывы о нем окружающих: миленький, смышленый, сообразительный, себе на уме, вылитый папа, потешный (об активной и живой мимике), метеорит, или "средство для похудения", человек настроения.

Беременность и роды проходили без осложнений. Родился здоровым. В 2,5 месяца появился комплекс оживления в развернутой форме. Мы почти все время проводили вместе, сын любил быть у меня на руках или в рюкзаке. Хорошо гулил и лепетал в присутствии "своих" взрослых. Пошел в 10 месяцев. К году говорил облегченные слова, выполнял мои простые поручения. Со второго месяца жизни проявилась одна отличительная особенность, очень для меня утомительная. Сын оказался малоспящим ребенком. В общей сложности спал до 9 часов в сутки, причем спокойно только первые 30 минут. Во время бодрствования был активным, веселым, любознательным. Другие сравнивали его с "пылесосом", так жадно он ловил все происходящее вокруг.

Мальчик всегда предпочитал общаться с более старшими детьми, к малышам был равнодушен. Своего двоюродного пятилетнего брата просто обожает, буквально смотрит ему в рот, подражает. Любил и любит, когда к нам приходят гости, хотя ему требуется некоторое время для адаптации (от 20 минут до 1-2 часов, в зависимости от того кто пришел). Ведет себя доброжелательно, пытается "по-хозяйски" обхаживать. Сам тоже любит ходить по гостям. Отличная память: даже через несколько месяцев помнит, где в чужой квартире лежит заинтересовавший его предмет, где дверь в туалет и т.п.

В детский сад начал ходить с 2,5 лет. Период адаптации занял примерно 2 недели и прошел довольно спокойно: без явных изменений поведения, капризов, энурезов и т.п. Воспитатели его характеризуют как очень подвижного, но в целом дисциплинированного ребенка. Соблюдает режимные моменты, в основном подчиняется групповым правилам, сформированы необходимые навыки самообслуживания (сам ест, ходит в туалет, моет руки, обувается и др.). отзываются о нем как о нежном мальчике: любит посидеть на руках, может подойти обнять, поцеловать.

Воспитатели указывают на следующие особенности сына:

1. Говорит плохо, невнятно, категорически отказывается повторять.
2. Задания на занятиях, если они не связаны с речью, выполняет быстро и правильно. После чего начинает либо бегать по группе, либо требует, чтобы воспитатель был возле него. Не принимает помощи взрослого в рисовании, лепке и т.д.
3. Предпочитает играть в одиночку, особенно в настольные игры типа мозаики, конструктора. На улице играет с другими детьми, но в основном не по собственной инициативе.
4. Непредсказуем. Через полгода посещения им сада воспитатели отметили, что могут представить реакции всех детей на определенные ситуации, а сын всегда реагирует по разному.

Первые тревожные признаки были мною замечены около двух лет. Примерно в 1 год и 10 месяцев мальчик буквально с лету выучил все буквы (а немного позже и цифры) и очень уж ими радовался, узнавая на стенах домов, на плакатах. С этого же времени стала заметной и остановка в речевом развитии. Постепенно он все меньше говорил, новые слова вообще не хотел повторять. Если я ему пела или читала, часто просто закрывал мне рот рукой. К 3 годам стала сильно выраженной моторная алалия6 сын понимает речь хорошо (когда слышит), но высказывается короткими и малопонятными предложениями, набор которых стереотипен и ограничен рамками ежедневных бытовых ситуаций ("дай пить", "хочу булку" и т.п.). спонтанная речь практически отсутствовала.

Примерно в 2 года и 3 месяца стала сильно заметной кинестетическая стереотипия: кручение левой рукой (а при сильном возбуждении и двумя руками) или каким-либо предметом; малыш полюбил смотреть на вертящиеся объекты: колеса проезжающего велосипеда, барабан стиральной машины.

К 3 годам стала отчетливо выраженной неравномерность в поведении и умственной деятельности: периоды, когда он внимателен и целенаправлен, сменяются периодами полного игнорирования и неподчинения. Еще одной ярко выступившей особенностью поведения сына стали попытки мной руководить. Такое агрессивное и негативное отношение к матери появляется только в присутствии незнакомых людей. Аутоагрессии никогда не наблюдалось.

Диагноз: аутизм.

Предполагаемая причина. Прекрасно знаю что в настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии аутизма. Но в своем случае все же больше склонна считать происхождение заболевания психогенным, а именно следствием эмоциональной травмы (примерно в 1 год и 7 месяцев). Я прекрасно помню этот случай, и если он и не был травмой для ребенка, то он точно был травмой для меня, и после нее началось мое собственное эмоциональное разрушение.

Диагноз мной был принят сразу, поскольку совпадал с моим собственным (хотя и была надежда, что я ошибаюсь). То есть тяжелая внутренняя работа по переориентации со здорового ребенка на ребенка с особенностями развития была к этому времени уже проделана. Есть еще одно очень важное обстоятельство, на которое необходимо указать до описания самого холдинга. В силу сложившихся причин терапией приходилось заниматься в одиночестве, без поддержки отца ребенка или других членов семьи.

1 сеанс.

Проходил в присутствии психолога и длился 40 минут. Из них 30 минут - это время плача, крика и попыток вырваться. Но мне было легко его держать, хотя мои ласки были несколько зажатыми,. А прикосновения нервными из-за некоторой неловкости в выражении чувств в присутствии постороннего человека. И к концу сеанса сын расслабился, и мы смогли посмотреть друг другу в глаза.

Я осознала, как давно я не видела своего малыша. Конечно, видела - и долго, и близко, но последнее время между нами всегда было некое "дело": причесаться, искупаться,. Почитать и т.п. Я давно не видела просто своего самого любимого и дорогого человека.

После сеанса у меня возникло чувство облегчения и ощущение некоего возврата в наше счастливое младенчество.

2 сеанс.

Также проходил в присутствии коллеги и продолжался примерно столько же времени. Было значительно легче, сын уже не так сильно сопротивлялся. Контакт глазами, хотя и кратковременный, удавалось установить несколько раз в начале и в конце сеанса. На стадии расслабления мы прекрасно порисовали друг другу по лицу, вместе рассказали несколько стихотворений, которые я ему часто читала в первые годы жизни.

3 сеанс.

Проводила я сама. Я уже значительно свободнее могла выражать свои чувства: и положительные, и негативные. В начале сеанса сопротивления не было, сын сам принял нужное положение. Контакт глаз возник в самом начале. Но у меня было ощущение, что он смотрит сквозь меня, что он не здесь, не со мной, что слишком послушен, что просто притворяется, чтобы меня перехитрить. И действительно, хотя периодически он смотрел (точнее, посматривал) мне в глаза, не хотел делать то, что я предлагала. Примерно на 20 минуте мне удалось его расшевелить и заставить сопротивляться. Все выглядело, как и на первом сеансе: никакого содержания, только чередование силы и нежности. Только через час мой мальчик сдался расслабился и уснул.

У меня такое ощущение, что мы с ним стали заново открывать друг друга, по иному с интересом смотреть друг на друга.

4-6 сеансы.

Внешне они проходили значительно спокойнее. Уже не было столько крика и физической силы. Но если движения за мной он повторял, то слова не хотел. Появилась новая форма сопротивления: сын теперь не столько вырывается всем телом, сколько демонстративно молчит. Опять пришлось просто физически бороться с этим вытянутым языком и сжатым ртом. Конечно же мне удалось его одолеть. В конце сеанса он активно повторял за мной движения, слова, делал логопедические упражнения.

В спонтанной речи появилось местоимение "я": "я упал", "я съел" и т.п. До этого малыш называл себя по имени. Еще достижение: попросил на улице у незнакомого большого мальчика водяной пистолет, немного им поиграл и по моей просьбе вернул.

Теперь мы долго и по-разному играем в мяч, бадминтон и другие подвижные игры. Я его веду за собой! Мы счастливо смеемся.

Воспитатели отметили, что после ужина ребенок стал смотреть в окно и ждать маму.

7-10 сеансы.

Становится все меньше физического сопротивления и все больше содержательного, целенаправленного общения. Контакт глазами уже удается устанавливать гораздо чаще, и он более длительный. Сопротивление теперь проявляется в середине сеанса: сын потеет, пытается "пободаться", при этом постоянно смотрит в глаза. Ощущение, что он "борется глазами", поскольку больше нечем.

Я рассказывала о близкой поездке на море и о том, каким оно бывает, как мы хорошо и интересно проведем время. Вспоминаем то, что случилось за день. Конечно, в основном говорю я, но сын тоже уже пытается вступить в диалог.

Утром залез на меня, лег, стал имитировать сеанс: "лежи", "руки", "смотри в глазки", "поедем на море"…

Те простые формулы руководства с моей стороны, которые уже выработались в процессе сеансов, становятся своеобразным кодом при его непослушании. Иногда достаточно один раз повторить, глядя в глаза, и капризы прекращаются.

11 сеанс.

У нас регресс. После поездки с папой в парк был перевозбужден, ничего не слышал, разбрасывал книги и игрушки. Сеанс проходил экстренно и не в то время, к которому мы уже привыкли. Было также трудно, как и в первый раз. Сопротивлялся по-разному: и вырывался, и кричал, и бодался, и кусался. Удалось успокоить и добиться взгляда в глаза только минут через 30. немного посчитали, потом несколько раз (по его просьбе) прочитали-рассказали любимый им рассказ В. Сутеева. Планировали поездку на море.

Когда забирали из детского садика, сам первый мне сказал: "Я смотрю в глазки" и посмотрел. Пытался рассказать о том, с кем из детей играл. Долго и внимательно (минут 5-7) следил со мной за следом самолета в небе. Потом рассматривали облака и придумывали на что они похожи.

12 сеанс.

Опять новое сопротивление - с самого начала и при контакте глаз. Я бы назвала это борьбой-игрой, при которой он пытается освободиться и физически (но достаточно мягко), и сопровождает это речью: "Это моя рука, это моя нога" и т.п. Держу силой с повторением "наших формул". Сын смотрит в глаза, одновременно смеется и плачет. Подчинился минут через 10. дальше было содержательное занятие.

13-15 сеансы.

Внешне уже выглядели как обычные занятия матери с обычным ребенком. Только несколько раз приходилось мягко брать в руки лицо сына и повторять "наши формулы". Этого было уже достаточно для сохранения контакта.

Изменения, которые наблюдались через 2 недели холдинговой терапии.

Сын стал более внимательным чаще смотрит в глаза. По времени мы общаемся примерно столько, сколько и раньше, но уже качественно совершенно по-иному. Если раньше у меня было чувство, что почти все (разговоры, чтение, конструирование, рисование) практически впустую, то теперь уже заметны те новые способы и приемы, которым сын научился у меня. Старается повторять слова, больше появилось спонтанной речи. Иногда говорит о своих чувствах: "боюсь абаку (собаку)", "мне больно". Воспитатели в саду отмечают, что он стал больше играть с детьми, причем по собственной инициативе, довольно спокойно дает поиграть своими игрушками. Вообще, окружающие говорят, что мальчик стал спокойнее и послушнее, более разговорчивым.

Думаю, что холдинг помог сыну по новому определить и свои, и мои границы, почувствовать и мою силу, и мою любовь, снова начать мне доверять. Но, наверно, в еще большей степени холдинг помог мне самой. Постепенно начавшийся после той травмы перенос негативных чувств с мужа на сына и, соответственно, моя собственная закрытость перед ними двумя, были мною осознаны уже давно. И у меня хватило мужества это отследить и признать себе, что любовь к сыну, отравленная виной перед ним, переросла больше в долженствование, а невыполненная материнская задача защитить собственного ребенка - в опеку и потакание. Но если раньше я понимала это только головой, то холдинг помог пережить это всем существом. Я смогла выплакать свою вину перед сыном, очиститься от горечи, переплавить накопившуюся боль и злость на себя в собственную, уже созидательную силу.

Я прекрасно понимаю, что это только начало долгого и трудного пути развития, требующего от меня постоянной бдительности. Но чувствую, что те барьеры, которые полтора года назад возникли между мной сыном, почти разрушены. Теперь наши отношения ничем и никем не отравлены, мы уже можем радоваться друг другу и жизни в целом, общаемся более честно и искренне, надеюсь - уже навсегда.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK