Autism.Ru

 

Наша группа VK

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е.
Проблемы детей одаренных в области ИТ// Аутизм

Наряду с диссинхронией психического развития или зависимостью от Интернета одаренные в сфере применения ИТ дети и подростки могут оказаться подверженными некоторым другим опасностям негативного личностного развития. К примеру, могут быть названы опасности, связанные с возникновением, развитием или усилением аутизма. Под аутизмом в психологии понимается погружение в собственные переживания и фантазии - включая страхи и тревогу, стереотипность форм поведения, "построение" вымышленного мира наряду с отгороженностью от внешнего мира и от социального мира, погружение в этот мир фантазий и частичная либо - в крайних формах - полная потеря эмоциональной связи с окружающими людьми. Классическое психологическое описание аутистической формы мышления принадлежит Э.Блейлеру (1926). В настоящее время конструируется русскоязычный веб-сайт по раннему детскому аутизму (librautism.by.ru).

В отличие от опасности развития тех или иных форм зависимости от Интернета, аутизм по большей части развивается вне сферы применения ИТ и независимо от них. Тем не менее имеются существенные основания признать, что современные ИТ могут в определенной степени способствовать стремлению детей и подростков избавить себя от трудностей понимания и осмысления окружающей предметной и социальной действительности и оперирования с этой действительностью, активного либо хотя бы пассивного взаимодействия с составляющими ее элементами.

Это тем более вероятно, что альтернатива становится все более доступной и в чем-то заманчивой. Под альтернативой следует в данном случае понимать эскапистскую возможность ухода в мир "компьютерных грез". Если попытаться конкретизировать данное красивое и при этом довольно бессодержательное выражение, то необходимо вспомнить, что посредством применения ИТ, и в частности Интернета удовлетворяются такие человеческие потребности, как потребность в общении, познании, игре и развлечении, самореализации и др. (Арестова и др., 2000; Бабаева, Войскунский, Смыслова, 2000). Кроме того, некоторую часть убежденных адептов новых информационных (в особенности - сетевых) технологий объединяет специфическая субкультура, или "идиокультура" андерграунда (Бабаева, Войскунский, Смыслова, 2000; Коул, 1997; Turkle, 1984, 1995) - нередко ее именуют движением (или контркультурой) киберпанков.

С довольно хаотичными исходными положениями этого добровольно-маргинального движения, активно отрицающего ряд основополагающих принципов современной (западной) цивилизации, можно ознакомиться, например, на одном из "культовых" сайтов (www.cyberpunk.ru) или в многочисленных публикациях - среди последних, т.е. наиболее свежих изданий можно было бы назвать книгу Д.Кавалларо "Киберпанк и киберкультура" (Cavallaro, 2000). При всех ответвлениях контркультуры киберпанков объединяющим моментом может, по-видимому, служить перенос в киберпространство "тусовочного" принципа совместного времяпрепровождения. Последнее может принимать разные формы. Для одаренных детей и подростков могут оказаться привлекательными групповые обсуждения в рамках работы над интересующими их техническими или гуманитарными проектами, подготовка документации вместе с программой действий (часто - принципиально сетевых) и объединение сторонников разнообразных политических группировок и микродвижений, сбор информации путем поиска компетентных в некотором вопросе людей и консультирования с ними, обсуждение новых продуктов индустрии ИТ либо морально-этических проблем и т.д.

Итак, принадлежность к киберпанковой контркультуре может с ненулевой вероятностью послужить объяснением альтернативной тенденции "ухода в мир компьютерных грез". Наряду с этим эскапистским целям могут служить и реально служат такие распространенные сетевые действия, как "уход", или "погружение" в "социальную виртуальную реальность" групповых ролевых игр MUD/MOO со сказочными сюжетами и с отчасти вымышленными персонажами, в конструирование по индивидуальному "проекту" своего рода "воздушных замков", или залов и комнат в замках "киберпространства", в опосредствованное Интернетом оживленное общение с собеседниками, многие из которых отчасти или, возможно, полностью ирреальны (то-есть, вполне вероятно, презентируют себя "с точностью до наоборот" либо по принципу "кривого зеркала" - фальшивым, неполным, социально желательным, монструозным или, наконец, попросту игривым образом).

Подобные альтернативы, как это нетрудно вывести из вышеприведенных описаний, представляют собой определенный шаг в направлении аутизации. Психологам известно, что ни ребенку, ни взрослому человеку оперирование исключительно знаковыми моделями не может заменить реального опыта практических действий с материальными предметами, формирующихся при этом проприоцептивных ощущений. Так, Н.Форман и П.Вилсон цитируют в этой связи следующие слова другого автора (а именно, S.R.Ellis): "Большая часть нашего чувства физической реальности есть скорее следствие внутренних процессов, чем процесса, который развивается только на основе непосредственно получаемой нами сенсорной информации" (Форман, Вилсон, 1998, с. 252).

При всей своей насыщенности этикетными правилами социального взаимодействия "киберпространство" - более просто устроенный мир по сравнению с реальностью. "Бегство" в него означает неготовность ориентироваться в более сложном и более важном мире реальных ощущений. Отечественные специалисты В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов усматривают в этом достаточно серьезную проблему. Они отмечают: "Особенно опасна компьютерная асоциализация общения в детском возрасте, так как она может искусственно спровоцировать продление естественного детского аутизма и создавать дополнительные трудности включения ребенка в социум" (Зинченко, Моргунов, 1994, с. 36).

Опасность развития детского аутизма в ходе применения ИТ достаточно хорошо известна. К примеру, эта проблема подчеркивается в Информационном письме Минобразования РФ № 42/3 от 12.09.95 "Об информационной культуре в семейном образовании". В нем констатируется, что широко доступные детям ИТ - прежде всего электронные и компьютерные игры, программные комплексы и т.п. - способствуют уходу детей и подростков от окружающей действительности, т.е. аутизации. К этому следовало бы добавить малоизвестные к моменту подготовки Информационного письма, однако популярные ныне сервисы типа перекачки музыкальных файлов или общения в реальном времени (чатов). Кроме того, в Информационном письме отмечается сужение интересов поглощенных ИТ детей за счет ранней специализации, фиксации интересов исключительно на новинках ИТ, следования моде в этой области. В рассматриваемом Информационном письме формулируются необходимые действия, которые следует предпринять в рамках программы борьбы с аутизацией.

Из сказанного в данном разделе ни в коем случае не следует делать вывод, согласно которому аутизация должна быть признана неизбежным следствием применения ИТ детьми и подростками, в том числе одаренными. Прежде всего, возможные негативные эффекты использования ИТ из числа перечисленных выше, и среди них аутизм могут быть нейтрализованы или существенно ослаблены за счет учета психологических знаний о специфике и конкретных механизмах воздействия ИТ на психическое развитие, за счет выработки и реализации соответствующих психологических рекомендаций. Например, для противодействия аутистическим тенденциям могут быть использованы некоторые рассмотренные выше психотерапевтические рекомендации (адресованные как детям, так и взрослым), предлагаемые К.Янг, Д.Гринфилдом и другими специалистами по изучению феномена "зависимости от Интернета" и оказанию психологической помощи т.н. "Интернет-аддиктам". В качестве предварительного условия следует подчеркнуть, что такого рода универсальные рекомендации должны быть предварительно адаптированы с целью применения их для оказания помощи именно одаренным детям и подросткам.

Не представляет сомнения, что аутизация способна заблокировать развитие и проявление у детей и подростков даже самых выдающихся способностей или направить реализацию их в сторону, далекую от социально значимых и социально одобряемых достижений. В этой связи необходимо подчеркнуть, что современные ИТ способны не только усиливать детский аутизм, но и способствовать борьбе с психическими отклонениями и/или заболеваниями детей и подростков.

Одно из первых исследований такого рода было проведено П.Циммерманом: страдающие различными психическими заболеваниями подростки (средний возраст 16 лет) общались между собой в режиме электронных конференций (Zimmerman, 1987). Каждый сеанс общения занимал 30 минут, конференции проходили дважды в неделю на протяжении почти целого года. Вербальные характеристики такого режима взаимодействия сравнивались с показателями традиционного режима общения тех же испытуемых во время систематических групповых встреч. Сообщается, что в ходе опосредствованного компьютером общения подростки выражали менее выраженные напряженность и негативизм, чаще выражали собственные чувства и позитивные отношения, в том числе в межличностной сфере. По объему словаря и по индексу эгоцентричности (частоте употребления личных местоимений) общение посредством компьютера оказалось ближе к показателям нормы, чем общение во время групповых встреч. П.Циммерман приходит к выводу, согласно которому опосредствованное компьютером общение представляет собой перспективное и еще недостаточно испытанное специалистами средство терапии страдающих психическими заболеваниями подростков.

Вышеуказанное исследование было проведено сравнительно давно; за протекшие годы область ИТ обогатилась множеством высокотехнологичных орудий, которые все более активно используются для терапии психических заболеваний. К примеру, для избавления от аутизма в настоящее время делаются активные попытки применить системы мультимедиа или системы виртуальной реальности. "По иронии судьбы, некоторая необычность или отчуждение от реальности, присущая ВР (виртуальной реальности - Авторы.) средам, широко используется в терапевтических целях" (Форман, Вильсон, 1998, с. 263).

Так, посредством дозированного предъявления виртуальных объектов и помещения в виртуальные среды проводится терапия, нацеленная на избавление от разнообразных фобий - боязни высоты, страха пребывания в толпе или в замкнутом пространстве и т.п. (Форман, Вильсон, 1998; North et al., 1996). Подобные терапевтические действия, как сообщается, во многих случаях оказываются эффективными. Современные ИТ применяются и для компенсации нехватки социальных контактов у инвалидов - и детей, и взрослых (это одно из наиболее активно развивающихся направлений практической работы по внедрению элементов ИТ в практику). А поскольку среди детей-инвалидов немало одаренных, то можно полагать, что ИТ оказывают поддержку потенциальным аутистам из числа инвалидов.

Сообщается и о попытках избавления школьников от т.н. "селективного мутизма" - тяжелой формы нарушения социальной функции речи. Суть заболевания ясна из следующей цитаты: "Дети, обычно использующие дома речь, соответствующую их возрасту, но отказывающиеся говорить в школе, могут быть включены в виртуальную версию их школы, находясь при этом у себя дома, что, возможно, создаст переход от первоначально жесткой речевой селективности к ее уменьшению впоследствии" (Форман, Вильсон, 1998, с. 264). Имеются также некоторые предварительные данные, согласно которым страдающие от аутизма дети проявляют определенную готовность пользоваться системами виртуальной реальности (т.е. специальными шлемами с телемониторами для каждого глаза - проецированием изображений на мониторы управляет специальная компьютерная программа в режиме реального времени) для улучшения ориентировки в знакомой им среде (Strickland, 1996).

Вряд ли, однако, стоит рассматривать ИТ в качестве панацеи от всех связанных с аутизмом бед и в качестве основного средства борьбы с этим явлением. Сложнейшая область психологической теории и практики, связанная с аутизмом, до сих пор изобилует "белыми пятнами". Так, следует упомянуть проведенное в Швеции исследование по обучению детей навыкам чтения и устной речи с помощью мультимедийной интерактивной программы для компьютера (Heimann e.a., 1995). В исследовании принялии участие 30 детей: 11 аутистов (средний возраст 9 лет и 4 месяца), 9 детей, страдающих заболеваниями разнообразной этиологии (средний возраст 13 лет и 1 месяц) и 10 нормальных дошкольников (средний возраст 6 лет и 4 месяца). При несовпадении календарного возраста уровень развития детей во всех трех группах был близок иварьировал от 5 лет и 8 месяцев до 6 лет и 9 месяцев. Все 30 детей прошли обучение чтению и устной речи посредством мультимедийной программы дополнительно к регулярным школьным занятиям.

Наиболее любопытные результаты состоят в следующем. В группе страдающих аутизмом детей контрольные показатели и по тестам чтения, и по фонологическим тестам проявили тенденцию к заметному повышению в процессе компьютерного обучения, однако данный эффект не был устойчивым и не имел продолжения после завершения процесса обучения. Такой же, однако менее заметно выраженный эффект наблюдался в другой группе детей с заболеваниями, в то время как характеризующие контрольную группу здоровых детей показатели устойчиво повышались независимо от дополнительного компьютерного обучения. Наблюдение за поведением детей в ходе дополнительного обучения показало, что мультимедийная компьютерная программа способствовала возникновению у детей-аутистов мотивирующего эффекта, чем, возможно, и объяснялось появление недолговечного подъема показателей устной и письменной речи. В качестве вывода предлагается более дифференцированно планировать сеансы работы детей-аутистов с обучающей компьютерной программой, что может привести, согласно высказанному предположению, к более продолжительному позитивному эффекту.

Таким образом, имеются определенные основания для констатации вывода, согласно которому современные ИТ не следует рассматривать исключительно в качестве угрозы аутизации одаренных детей и подростков. С одной стороны, бесконтрольное использование Интернета и других систем ИТ может способствовать усилению и прогрессированию свойственной детям-аутистам погруженности в собственные мысли и фантазии, их отгороженности от реального мира и склонности к построению индивидуальных образов реальности (которые можно было бы назвать "виртуальными мирами"). С другой стороны, в самих ИТ заложены перспективные возможности достаточно эффективно бороться с аутизацией, и эти возможности необходимо активно и широко использовать в практике обучения и психического развития одаренных детей и подростков.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK