Autism.Ru

 

Наша группа VK

Соколова Н.
Секрет "Человека дождя"

Число детей, у которых диагностируется аутизм и синдром Аспергера, резко возрастает. В чем причина?

Двенадцатилетний Миша И. живет с родителями и сестрой. Он прилежный ученик, увлекается математикой и астрономией, а кроме этого, видеоиграми и игрушками-трансформерами. Он обожает их и может подолгу играть с ними.

Но не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Временами Мишино увлечение игрушками становится настолько сильным, что когда он не находит их, то отождествляет себя с игрушкой, которая может превращаться из грузовика в робота или из машинки в котенка. Он входит в роль и абстрагируется от действительности, не реагирует на присутствие людей и окружающую обстановку, будь то в парке, на спортивной площадке или в классной комнате...

Аутичный ребенок. Какой он?

Трагедия ребенка-аута в его неспособности быть таким, как все.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) - это особая форма недоразвития психики ребенка, которая в науке трактуется как искаженное психическое развитие.

У 15% детей с синдромом РДА интеллект не нарушен, у некоторых из них IQ (коэффициент интеллекта) превышает среднестатистическую норму. Однако большая часть детей-аутов, к сожалению, умственно отсталая.

Синдром РДА проявляется уже в детском возрасте и продолжает развиваться в течение жизни. Характерные особенности аутистов - трудности в общении с людьми, в социальной адаптации, больной не способен понимать чувства других.

Статистика не радует

По статистике, до недавнего времени случаи аутизма были достаточно редкими - всего лишь 3-6 на 10 тысяч детей, причем среди мальчиков встречались в 3 раза чаще, чем среди девочек. Однако за последнее десятилетие уровень заболеваемости намного вырос, и сегодня аутизмом болен 1 ребенок из 150. Аутизм встречается в 5 раз чаще, чем синдром Дауна.

В связи с этим интерес к проблеме чрезвычайно возрос, и многие ученые во всех странах мира обратились к исследованию аутизма.

Гипотезы происхождения синдрома РДА

Гипотеза 1.

Аутизм обусловлен особенностями центральной нервной системы.

Комментарий психолога: особенности нервной системы во многом определяют поведение человека. Даже в пределах нормы люди с разными типами ЦНС ведут себя по-разному (холерики и меланхолики, интроверты и экстраверты). Кстати, поведение интроверта (самоуглубленного человека) может в деталях напоминать поведением аутиста. Зайдя в комнату, где находятся два ребенка, аутист и интроверт, вы не сможете определить, кто из них болен, пока не войдете в контакт с ними.

Вероятность синдрома увеличивается при органическом поражении ЦНС, которое может быть обусловлено патологией беременности и родов.

Гипотеза 2.

Причина заболевания кроется в генах.

Комментарий психолога: исследования показывают, что у близких родственников аутистов часто проявляются некоторые симптомы этого недуга. Сестра может иметь склонность к странным повторяющимся действиям или быть чрезмерно робкой; у брата могут быть речевые затруднения и проблемы в социальной адаптации. Таким образом, если один из однояйцовых близнецов - аутист, в 60% случаев другой также будет страдать этим заболеванием, и более чем в 75% случаев близнец без аутизма будет проявлять схожие черты.

Гипотеза 3.

Дети не рождаются аутистами, а становятся ими из-за холодных, бесчувственных и слишком "правильных" матерей.

Комментарий психолога: развитие аутизма у ребенка действительно гораздо чаще наблюдается в семьях, где нарушен контакт в системе "мама-ребенок".

Однако эту гипотезу можно опровергнуть по результатам многочисленных наблюдений за матерями с детьми, страдающими аутизмом, а также по результатам исследований органических и генетических факторов.

Аутизм в Голливуде

Характерный тип аутичной личности показан в фильме "Человек дождя". Дастин Хоффман, исполнитель главной роли, в течение года жил среди аутистов и наблюдал за ними в одной из клиник Калифорнии. В результате он блестяще справился с ролью, демонстрируя типичные проявления синдрома: стереотипное мышление (покупал одежду только в одном магазине, непременно должен был в одно и то же время смотреть новости по телевизору); эмоциональную холодность (родной брат так и остался для него чужим человеком); равнодушие к окружающим, их мыслям и чувствам; внутреннее одиночество.

Аутизм в жизни

История первая. Андрей К. (13 лет) с детства избегал смотреть в глаза людям. До трех лет не разговаривал. Вскоре мальчику был поставлен диагноз "аутизм" профессором Лебединской (Москва). Синдром РДА у мальчика отягощен умственной отсталостью.

С 9 лет Андрей находится под наблюдением специалистов в Центре реабилитации детей-инвалидов. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, стремления к контактам с детьми нет. Концентрация внимания низкая: ребенок часто отвлекается от занятий. Ни с того ни с сего может начать безудержно крутиться, исполняя одному ему понятный танец.

Андрей посещает Центр 3 раза в неделю. В эти дни он требует, чтобы ему надевали одну и ту же рубашку в "клетку".

В Центре у него был свой стол для занятий. Однажды, придя туда в незапланированный день и обнаружив, что за его столом сидит девочка, разразился гневными слезами и вел себя весьма агрессивно.

Мама ребенка делает все возможное, чтобы помочь сыну. Пожалуй, не было ни одного семинара или научной конференции по проблеме аутизма, которых бы она не посетила. Регулярно консультируется со специалистами и принимает участие в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка.

В результате за последний год наметился явный прогресс в поведении Андрея. Он стал проявлять интерес к детям и взрослым, и однажды очень удивил всех, когда зашел к заведующей и поинтересовался ее здоровьем.

История вторая. Роман Ч. (19 лет) до трех лет вообще не разговаривал. Однажды отчаявшийся папа посадил Рому на колени, стал трясти и спрашивать: "Когда же ты наконец заговоришь?" А мальчик вдруг спокойно ответил: "А о чем надо говорить?"

В яслях вел себя странно: не отзывался на имя, не играл с детьми, предпочитая одиночество, боялся незнакомых людей. Своеобразно принимал пищу - мог съедать рыбу с костями. Воспитатели и няни считали его не совсем нормальным, совершенно естественной реакцией взрослых стало желание изолировать мальчика от других детей. И лишь настойчивость родителей воспрепятствовала этому.

Когда Роме было четыре года, семья поехала отдыхать на море. В спешке они забыли дома игрушки, пришлось приобрести объемную азбуку. Ребенок научился самостоятельно складывать слова и обнаружил удивительно богатый словарный запас.

Однако диагноз "аутизм" был поставлен Роману в возрасте 5 лет.

Серьезные проблемы у мальчика и родителей начались с поступлением в школу. Поведение Ромы оставалось нестандартным, вычурным. Это будоражило одноклассников. Его даже били за то, что он не такой, как все.

Родители перевели ребенка в лицей "Логос". Там ситуация улучшилась. Обнаружилась высокая познавательная активность мальчика, которую родители пытались "гасить", опасаясь, что это отразится на его нервной системе. А мальчик между тем занимал первые места на всех возможных олимпиадах по математике, физике, химии, причем решал задачи столь нестандартным способом, что ставил в тупик преподавателей.

Памятью обладал поистине уникальной. Кроме всего прочего, еще с детства Рома проявил музыкальную одаренность. Обладая абсолютным музыкальным слухом, он играет на фортепиано и без всяких нот исполняет произведения Моцарта и Бетховена.

Сегодня Рома - студент университета. Проявление болезни выражается в постоянной погруженности в себя. Несколько нескладен, скуп в движениях, стесняется своей неуклюжести. В одежде предпочитает классический стиль, не признает джинсы, летняя одежда Ромы исключительно белого цвета.

По настоянию родителей общается с сокурсниками, хотя предпочитает работу с научной литературой, словарями и энциклопедиями. Деликатен, доброжелателен. Родители считают, что юноша не приспособлен к жизни в социуме. Даже для посторонних очевидны странности в поведении Ромы.

В помощь родителям

Если ваш ребенок отличается от сверстников и вы наблюдаете в его поведении характерные симптомы, не спешите делать выводы. Это могут быть лишь возрастные проявления или личностные особенности. Но если вашему ребенку поставлен диагноз аутизм или синдром Аспергера (легкая форма аутизма), не отчаивайтесь - постарайтесь принять этот факт и научитесь жить с ним.

Симптомы аутизма

(Наблюдаются с рождения)

Если ребенок...

Особенности развития речи:

- не "гулит" до 1 года (гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;
- не владеет речью;
- не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;
- говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены - напоминает "деревянную" речь, как у робота);
- повторяет личные местоимения так же, как слышит;
- повторяет одни и те же фразы.

Невербальная коммуникация:

- не указывает на предметы до года;
- не применяет жестов;
- говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);
- не проявляет интерес к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим;
- не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).

Восприятие:

- не отзывается, когда вы зовете его по имени;
- не понимает речи (воспринимает ее как шум);
- никак не реагируют на громкие звуки, производя впечатление глухого;
- очень чувствителен к определенным звукам, например, зажимает уши, услышав лай собаки;
- не узнает себя в зеркале.

Другие особенности поведения:

- не может сосредоточиться на предмете или ваших словах (очень короткий период удерживания внимания);
- в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения, например, вертит руками, раскачивается туда и обратно;
- периодически испытывает сильные приступы гнева;
- подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;
- сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий;

то существует большая вероятность, что у ребенка - синдром РДА.

Примечание:

некоторые дети-ауты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи - метафоры.

Признаки симптома Аспергера

Заболевание обычно диагностируется в возрасте 6 лет и старше:

- сложность в приобретении друзей;
- трудности в общении при помощи невербальных знаков, таких, как выражение лица;
- непонимание того, что другие могут иметь мысли и чувства, отличающиеся от их собственных;
- навязчивое сосредоточение на узких интересах, например, пересказ расписания движения поездов;
- неразвитость моторики;
- негибкость к изменению привычного распорядка дня, особенно, когда оно происходит спонтанно;
- механическая, почти как у робота, интонация речи.

!!! Перечисленные выше симптомы вы можете обнаружить даже в поведении "нормальных" детей. Однако в поведении людей с синдромами аутизма и Аспергера эти проявления повторяются настойчиво, постоянно, непроизвольно и болезненно.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы, отведите ребенка к педиатру для проведения экспертизы на предмет аутизма или синдрома Аспергера. Оценку состояния должна провести целая группа специалистов.

Если диагноз определен, вам следует обратиться в специализированные центры, работающие с аутичными детьми, для систематической коррекционной работы и получения психологической поддержки. В центрах существуют психотерапевтические занятия с членами семьи, дающие родителям возможность ознакомиться с психологическими особенностями ребенка, получить индивидуальные программы воспитания и обучения ребенка в домашних условиях.

Кроме того, родителей обучают методам взаимодействия с ребенком. Примером может служить "холдинг-терапия" - венгерская методика, принятая во всем мире. Суть ее состоит в том, что мать или другой близкий человек в течение часа прижимают ребенка к груди, иногда привязывают и стараются установить контакт глаз. К сожалению, есть случаи абсолютного непринятия матери даже в грудном возрасте.

В описанных выше случаях синдрома РДА роль родителей трудно переоценить. Аутичным детям необходима психолого-педагогическая коррекция при непосредственном участии родителей.

На сегодняшний день нет средств, которые бы полностью вылечили ребенка с диагнозом "аутизм", но существует ряд профилактических мер, которые могут смягчить течение болезни.

Методы корекции

Медикаментозная терапия может ослабить некоторые симптомы. В качестве поддерживающей терапии врач назначает лекарственные препараты, в основном ноотропы и транквилизаторы.

Диетотерапия. Исключение из рациона определенных продуктов, например, молочных, помогает некоторым детям.

Речевая терапия. Занимайтесь с ребенком, развивайте речь, отрабатывайте интонации. Это поможет в снятии языковых трудностей и барьеров общения.

Трудотерапия. Пусть ваш ребенок рисует, делает поделки из природного материала или бумаги - это развивает моторные функции и чувствительность.

Психотерапия улучшает познавательные способности и сглаживает ненормальное поведение (например, агрессивность). Очень хорошо использовать эмоционально развивающие игры, например, игрушку "Том-паровозик". (Том изображен в ярких тонах и говорит ласковым голосом. Этот персонаж трогает детей, страдающих аутизмом больше, чем другие герои мультфильмов. Лицо Тома демонстрирует различные эмоции так выразительно, что дети-ауты способны их воспринять. Специалисты считают, что этот герой пробуждает у детей волю к овладению речью, эмоциями, стимулирует воображение.

Для многих Том становится настоящим другом.)

По статистике, 40% людей с синдромом РДА можно вернуть в общество. Так что, дорогие родители, не теряйте надежды!

Полезные сайты (англоязычные)

1. On-line поддержка и информация для людей с синдромом Аспергера http://www.aspergersyndrome.org/

2. Международная ассоциация аутизма в Европе http://www.autismeurope.arc.be/

3. Всемирное общество аутизма http://www.worldautism.org/

4. Национальное общество аутизма Великобритании http://www.nas.org.ru/

Автор благодарит Марину ВЕСЕЛОВСКУЮ и Наталью КЛОЧКО за помощь в подготовке материала.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK