Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика
ОГЛАВЛЕНИЕ ||
Введение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Словарь терминов Глава 4Важность ранней диагностики аутизмаИсследования оценки эффективности применения программ ранней коррекции подтвердили значительные Достижения в улучшении поведения и когнитивного функционирования детей с аутизмом (Dzingalasevic, Ferrante, 1996). В результате ранней идентификации и раннего вмешательства отмечаются сокращения аутистической симптоматики, улучшение развития, академического и интеллектуального функционирования, улучшение общения со сверстниками (Stone, Hogan, 1993). В условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей могут обучаться в общеобразовательной школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства. И наоборот, при отсутствии своевременной диагностики и адекватной психологической коррекции значительная часть таких детей становятся необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе (Лебединская, Никольская, 1991).
К сожалению, коррекционная работа редко начинается до 3-х летнего возраста, потому что, как правило, аутизм редко диагностируется до 3-хлет. Это приводит к потере времени и уменьшает шансы выравнивания ребенка.
Трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:
- наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптоматика выражена слабо, в скрытой форме;
- часто педиатры, детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития; их неосведомленность ("перерастет") часто мешает родителям, которые замечают "необычность" своего ребенка, получить необходимую адекватную помощь специалистов;
- сами родители иногда не замечают (или не хотят замечать) ранние проявления патологии, особенно, если это первый ребенок.
Исследователи пытаются помочь врачам и родителям в ранней диагностике аутизма, чтобы предоставить возможность начать коррекционную работу с ребенком за несколько месяцев, или даже лет, до проявления яркой симптоматики аутизма, тем самым, уменьшить количество "необучаемых", "неконтактных" детей.
В последние годы проводятся интенсивные исследования по разработке диагностических карт обследования детей раннего возраста, которые способствуют не только ранней диагностике, но и выбору методов психолого-педагогической коррекции. Так, в России разработана диагностическая карта для детей до 2-х летнего возраста при предположении у них аутизма (Лебединская, Никольская, 1991), фиксирующая особенности развития аутичного ребенка до 2-х летнего возраста в следующих сферах: вегетативно-инстинктивная сфера, аффективная сфера, сфера влечений, сфера общения, восприятие, моторика, интеллектуальное развитие, речь, игра, навыки социального поведения, психосоматические корреляции.
Английские исследователи разработали Диагностическую Карту Аутизма для Малышей (CHAT - Baron-Cohen et al, 1992) для диагностики аутизма у детей в возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых действиях:
- "Протодекларативное указание" - указательный жест на предмет с целью привлечения внимания другого человека к этому предмету, не для того, чтобы получить этот предмет, а просто показать свой интерес к нему;
- "Управление взглядом" - направление взгляда туда же, куда смотрит взрослый;
- "Игра понарошку".
Испанские исследователи составили специальную шкалу для определения аутизма у детей, оценивающую развитие ребенка с рождения до 6 месяцев, предназначенную для использования при осмотре детей в возрасте 7-10 дней, затем 1 месяца, 2 месяцев, 3,5, 7,9, 12, 15, 18, 24 месяцев и 3,4,5 и 6 лет.
Большое внимание разработке подобных диагностических карт уделяется и в других странах. В Украине подобная работа пока не проводилась.
ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ
- Аутизм - спектральное нарушение.
- Симптомы аутизма изменяются с возрастом и уровнем интеллектуального развития ребенка.
- Эмпирический подход (МКБ-10, ДСС-IV).
- Тщательное изучение истории развития ребенка.
- Учет индивидуальных различий выраженности симптомов и накладывающейся симптоматики других возможных нарушений.
- Важность ранней диагностики. Использование диагностических карт обследования детей раннего возраста
- Тесное сотрудничество специалистов с родителями.
ОБЛАСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ
- Органические нарушения, лабораторные обследования, история развития ребенка.
- Интеллектуальное развитие:
- вербальное
- невербальное
- социальной адаптации
- Психологическое обследование
|
|