Autism.Ru

 

Наша группа VK

Печникова Л.С.
Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Актуальность. Данное исследование посвящено изучению личностных особенностей матерей и их родительских установок по отношению к детям, больным ранним детским аутизмом (РДА).

В настоящее время считается общепризнанным фактом, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика.

Начиная с ранних исследований РДА (L. Kanner, 1949), роли матери уделялось особое внимание. В отечественных и зарубежных исследованиях ведущая роль в формировании синдрома РДА отводится особым характерологическим чертам матерей - холодности, "доминантности", парализующим аффективную сферу ребенка и вызывающим у детей особое состояние "аутистического барьера" (L. Kanner, 1949).

В последние годы высказывается мнение (M. Shopler и др.), что такие черты матери возникают вторично, так как аутичный ребенок, с рождения не проявляющий инстинктивной привязанности к матери, не "запускает" у нее специфической материнской программы.

Однако, вопрос о психологических факторах и механизмах, формирующих материнское отношение к детям с РДА, и его влияния на ребенка с РДА все еще остается недостаточно изученным и потому высоко актуальным.

Наряду с этим в отечественной психологии отсутствуют исследования, в которых материнское отношение к детям-аутистам .изучалось бы в контексте всей сложной семейной системы. Таким образом, применение семейного подхода к изучению РДА представляет собой новую и актуальную задачу.

Актуальность исследуемой темы определяется в первую очередь настоятельной необходимостью научного обоснования и методической разработки средств и способов психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку.

Разработка коррекционных программ немыслима без включения в коррекционный процесс семьи ребенка, прежде всего - матери. Поэтому необходимо изучение системы семейных отношений при РДА.

Объект исследования: матери детей с РДА, посещающие специальную группу по коррекции раннего детского аутизма при Институте Коррекционной Педагогики РАО.

Предмет исследования: психологические факторы, формирующие материнское отношение к детям с РДА.

Гипотеза исследования: в основу диссертационного исследования были положены следующие теоретические соображения: 1. Синдром детского аутизма не является результатом ранних стрессов в семьях и изначально искаженных личностных особенностей матерей и родительских установок. 2. Материнское отношение при РДА является результатом взаимоотношения coциально-психологических факторов существования семьи и сложной патологии ребенка.

Цель исследования: экспериментально-психологический анализ материнского отношения при РДА в контексте целостного семейного подхода.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить особенности личности и актуальное эмоциональное состояние матерей детей с РДА.
2. Выявить специфику материнского отношения к ребенку с РДА в семьях с различным семейно-социальным статусом.
3. Проанализировать связь личностных особенностей матерей и материнского отношения со степенью тяжести РДА ребенка.
4. Изучить типы материнского отношения к детям с РДА, проявляющиеся в процессе коррекции.

Научная новизна: Впервые в отечественной клинической психологии проведено изучение личностных особенностей матерей детей с РДА и описана специфика материнского отношения к больным детям, характеризующаяся сочетанием когнитивного отвержения и эмоционального принятия. Осуществлен целостный подход к изучению психологических закономерностей, формирующих материнское отношение к детям с РДА, при котором учитывались 5 детерминант родительского отношения, выделенных А.Я. Варгой (1986): I) особенности личности матери; 2) клинико-психологические особенности ребенка; 3) социо-культурные и семейные традиции оформления родительского поведения; 4) этологический фактор раннего контакта с матерью; 5) особенности общения взрослых членов семьи между собой.

В исследовании оспаривается взгляд, согласно которому личностные особенности матерей и их негативное отношение к детям с РДА являются основополагающими факторами патогенеза РДА. Показано, что материнское отношение к детям с РДА проходит свой особый путь формирования и представляет собой результат различных по психологическим механизмам реакций матерей на патологию психической деятельности ребенка, таких как эмоциональное принятие-неприятие больного ребенка, когнитивная оценка его возможностей, а также социальная оценка перспектив его развития.

Описан специфический синдром "растерянности", являющийся основой формирования различных типов материнского отношения при РДА.

Составлен комплекс методов и разработан вариант кластерного анализа для изучения типов материнского отношения и личностных особенностей матерей детей с РДА.

Исследование вносит вклад в психологическое изучение синдрома РДА, представляет собой оригинальное применение системного семейного подхода и формулирует психологические рекомендации для осуществления коррекционной работы с родителями и детьми с РДА.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1. При всех типах материнского отношения, независимо от степени тяжести РДА ребенка, а также в семьях с различным семейно-социальным статусом общим для всех обследованных матерей является наличие особого аффективно-эмоционального комплекса переживаний, названного в работе "синдромом растерянности", что позволяет сформулировать основное требование к коррекционной работе, а именно - обеспечение всемерной эмоциональной поддержки матерей и разработка специальных обучающих программ для них.
2. Специфические психологические особенности материнского отношения в зависимости от семейно-социального статуса позволяют дифференцировать коррекционные программы работы с матерями, воспитывающими одного ребенка, нескольких детей, в полных и неполных семьях.
3. Поскольку материнское отношение остается относительно независимым от степени тяжести РДА ребенка, возможно формирование совместных коррекционных групп детей и родителей.
4. Коррекционная работа с аутичными детьми требует включения матери с целью адекватизации образа ребенка и ожиданий матери в отношении дальнейшей его социализации.

Внедрение. Полученные в исследовании данные используются в практике диагностической и коррекционной работы у родителями и детьми с РДА группы коррекции детского аутизма при Институте Коррекционной Педагогики.

Результаты исследования используются также в курсе "Психология аномального ребенка", который читается для студентов кафедры клинической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и в спецпрактикуме по этой же дисциплине.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отношение матерей к детям с РДА имеет противоречивую структуру: на когнитивном уровне оценка ребенка может быть отвергающей, а эмоциональное отношение остается принимающим, позитивным.
2. Паттерн личностных особенностей матерей детей с РДА характеризуется высоким уровнем тревожности с реакциями ухода от фрустрации, эмоциональной неустойчивостью в сочетании с ригидностью аффекта, повышенной чувствительностью к социальным критериям и оценкам. Хотя описанные личностные особенности матерей и создают несколько повышенную аффективную среду для ребенка с РДА, однако они ни в коей мере не могут рассматриваться в качестве определяющего патогенетического фактора РДА.
3. Факторами, формирующими материнское отношение к ребенку с РДА, являются: социальный статус матерей (полная - неполная семья, мать работает - не работает), социально-психологический статус семьи (порядок рождения ребенка с РДА, количество детей в семье). Степень тяжести РДА не оказывает значимого влияния на формирование материнского отношения.
4. При организации семейной психологической коррекции детей с РДА необходимо осуществлять всемерную эмоциональную поддержку матерей, что продиктовано личностными особенностями матерей, их актуальным эмоциональным состоянием и описанным в работе синдромом "растерянности". Дифференцированный коррекционный подход должен основываться на выявленных в диссертации факторах, формирующих материнское отношение, эффективная реконструкция материнского отношения должна осуществляться при учете всего социально-психологического контекста семьи, должна способствовать созданию адекватных социальных ожиданий матерей в отношении ребенка, мобилизовать возможности семьи в воспитании больного ребенка.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Основные результаты были доложены на Международной научно-практической конференции памяти Клары Самуиловны Лебединской (Москва, 1995), проходившей в НИИ коррекционной педагогики РАО. По материалам диссертации опубликовано две работы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 183 наименования, из них на иностранных языках. Текст диссертации изложен на страницах. Работа содержит 14 таблиц, 7 графиков и 13 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, гипотезы и задачи исследования, подчеркивается новизна полученных данных, их теоретическое и практическое значение.

В главе 1 "Роль родительского отношения в происхождении и течении раннего детского аутизма (РДА)" рассматриваются основные подходы к РДА.

Ранний детский аутизм (РДА) рассматривается как один из наиболее тяжелых видов эмоциональной патологии. Общепринятыми клиническими категориями этого синдрома являются нарушения эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, стереотипность поведения, боязнь изменчивости среды, а также своеобразное речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций (В.В. Лебединский и др., 1990; В.В. Лебединский, О.С. Никольская, 1981).

Несмотря на определенные различия клинической картины аутизма в зависимости от его этиологии и патогенеза, он имеет выраженные клинические особенности, такие как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991). Наличие такого четкого стержня в синдроме определило многочисленные попытки разных авторов выделить основную причину, благодаря которой разворачивается картина заболевания.

Долгое время господствовала психогенетическая теория детского аутизма, которая в качестве основного фактора, запускающего симптомы аутизма, выдвигала определенные психологические особенности родителей (M.Klein, L.Kanner, V.Goldfarb и др.); ранний психологический стресс (B.Rank, Rutteberg и др.), а также специфическую патологию родительско-детских отношений (G.Bosch).

Наиболее разработанная психогенная психоаналитическая концепция принадлежит B.Bettelheim (1967). По его мнению, патологическое формирование личности ребенка происходит в условиях подавления его психической активности и аффективной сферы "авторитарной" матерью.

Однако, многочисленные современные данные о связи раннего аутизма с генетическими и органическими факторами заставили обратиться к возможным патофизиологическим причинам его происхождения:

энергетически-аффективно-инстинктивной недостаточности (С.С.Мнухин), "нарушение уровня бодрствования" (B.Rimland), "слабом Я" и нарушении сознания и активности" (I.Lutz) и т.п.

20 лет лабораторных физиологических и психологических исследований позволили обнаружить более конкретные трудности аутичных детей в восприятии, построении собственной картины мира, освоении языка и интеллектуальном развитии.

Особую группу представляют исследования в русле этологического подхода в ряде работ E.A.Tinbergen, N.Tinbergen, M.Kolvin. Эти работы дают характеристику поведения аутичного ребенка в социальной ситуации вообще и ставят под сомнение первичность психотравмирующего фактора. Они пришли к мнению, что неадекватные семейные отношения могут возникнуть вторично в результате неправильного поведения аномального ребенка.

Таким образом, сторонники биогенетического направления очерчивают трудности развития, стоящие за эмоциональной патологией, такие как низкий энергетический потенциал, особенности восприятия, сенсомоторного взаимодействия, речи, интеллектуальной деятельности; а работы экологического направления ищут более адекватные приемы вступления в контакт с аутичным ребенком.

Опираясь на клинические и психологические работы отечественных автор (в и собственный экспериментальный и психолого-педагогический опыт, В.В. Лебединский с сотрудниками предложил рабочую гипотезу, позволяющую объединить все эти подходы в единую систему (1981; 1995).

Первичная биологическая недостаточность создает основную тенденцию определяющую дальнейший ход развития при РДА. Исходная энергетическая недостаточность, слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщаемость любой целенаправленной активности, в том числе и речевой, слишком низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным тоном ощущений - все это создает хроническую ситуацию дискомфорта и толкает ребенка на ригидное сохранение привычного статуса и внешней щадящей обстановки.

В.В. Лебединский видит основную задачу в изучении механизма формирования вторичных нарушений, что позволяет рассматривать клиническую картину через призму психического дизонтогенеза, в котором развитие идет по пути приспособления к биологической неполноценности, к действию фактора болезни как к внешним условиям. Он отмечает, что "в результате биологического дефекта в первую очередь страдает развитие тех сторон психики, которые формируются в активных социальных контактах" (1981).

Таким образом, биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям.

При анализе литературы по вопросу "Детерминанты родительского отношения при РДА" мы пользовались классификацией, предложенной А.Я. Варгой (1986), которая выделила 5 детерминант родительского отношения к ребенку: 1) особенности личности родителя; 2) клинико-психологические особенности ребенка; 3) социо-культурные и семейные традиции оформления родительского поведения; 4) этологический фактор раннего контакта с матерью; 5) особенности общения взрослых членов семьи между собой.

Опираясь на анализ литературы, посвященный роли семейных факторов и родительского отношения в происхождении и течении РДА, были сделаны следующие предположения:

1. В настоящее время нет никаких оснований утверждать, что аутизм развивается в результате психологического стресса (в сочетании с биологическим дефицитом). В пользу этого говорит отсутствие у родителей аутичных детей каких-либо выраженных личностных отклонений (или нарушений психического здоровья), а также то, что большинство аутичных детей не страдают от ранних стрессов и изначально искаженных родительских установок.
2. К числу основных детерминант, определяющих родительское отношение при РДА, можно отнести клинико-психологические особенности ребенка и социо-культурные традиции, закрепленные в виде основных ценностей и социальных установок родителей. Этот факт необходимо учитывать при проведении "терапии среды" аутичного ребенка, которая требует соединения осознания реальных возможностей ребенка и изменений социальных установок родителей.

В главе 2 дается общая характеристика группы обследованных и описание методов исследования. В течение 1988-1993 гг. было обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с РДА (в возрасте от 4 до 14 лет), посещающих специальную группу по коррекции раннего детского аутизма при Институте Коррекционной Педагогики РАО.

Поскольку нас интересовала зависимость родительского отношения не только от личностных особенностей матерей, но и связь его с семейно-социальной структурой семьи, а также с клинико-психологическими особенностями ребенка, при проведении исследования учитывались следующие параметры: 1) полная - неполная семья; 2) работает - не работает мать; 3) наличие здорового сибса в семье; 4) степень тяжести РДА ребенка; 5) посещение занятий в группе коррекции РДА.

B соответствии с целью и задачами исследования был выбран комплекс методик, включающий, во-первых, методы, направленные на выявление личностных особенностей и актуального эмоционального состояния матерей детей с РДА (опросник ММРI в модификации Ф.Б. Березина и Цветовой Тест Люшера), и, во-вторых, методики, позволяющие охарактеризовать их отношение к больному ребенку (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина (1988) и Цветовой Тест Отношений А.М. Эткинда, 1988). Кроме того, для получения дополнительных сведений о характере матери и его изменениях в связи с взаимодействием с больным ребенком использовалась направленная клиническая беседа.

Обработка данных MMPI заключалась в: 1) анализе индивидуальных данных каждого испытуемого; 2) построении средних профилей для групп по указанным выше параметрам; 3) проведении кластерного анализа по массиву данных ММРI с целью выявления наличия устойчивых групп в зависимости от личностных особенностей испытуемых.

В главе 3 представлены результаты исследования личностных особенностей и актуального эмоционального состояния матерей детей с РДА (MMPI, Цветовой тест Люшера) в целом по группе, а также проведен сравнительный анализ по выделенным 5-ти параметрам семейно-социального статуса матерей.

Анализ индивидуальных профилей MMPI матерей аутичных детей, а также усредненный профиль группы выявил ряд характерных особенностей:
- эмоциональную неустойчивость в сочетании с выраженной ригидностью аффекта (подъемы по 6-ой и 4-ой шкалам);
- склонность к аутизации и формированию компенсаторной реакции в виде "ухода" от фрустрирующей ситуации с отрицанием существующей проблемы (подъемы по 8-ой и 3-ей шкалам);
- наличие внутренней напряженности и общего недовольства ситуацией (повышение F-шкалы).

Необходимо отметить, что общее повышение профилей MMPI, а также подъемы на отдельных шкалах находятся в пределах нормативных характеристик и поэтому не являются признаками устойчивой патологии. Все эти особенности могут являться результатом длительного эмоционального напряжения, способного вызвать личностные изменения.

С целью выявления актуального эмоционального состояния на момент обследования нами применялся Цветовой тест Люшера. Было установлено, что большинство матерей (87,9%) ощущают стресс от неудовлетворенности эмоциональными отношениями со значимыми людьми (отвержение синего цвета). В 34,1% случаев они испытывают разочарование от неисполнения их ожиданий и не видят возможности для формирования новых целей (отвержение желтого цвета). У части матерей (24,8%) выявляются признаки физиологического и нервного истощения, а также наличие потребности в защите от возбуждающих факторов (отвержение красного цвета). О наличии эмоциональной неустойчивости, связанной с неудовлетворенностью сложившимися отношениями, и фрустрированной потребности в независимости говорят наиболее часто встречающиеся пары отвергаемых цветов (71 - черный, синий; 74 - черный, желтый). В целом, тревога, порожденная существующей ситуацией, наблюдается у 96,7% матерей. При этом часто (76,9%) используются неадекватные способы компенсации. Средние ранговые показатели указывают на предпочтение, отдаваемое зеленому и фиолетовому цветам. По данным Л.Н. Собчик (1990), сдвиг фиолетового цвета в начало ряда свидетельствует об адаптивности на грани срыва, которая может быть связана с длительным эмоциональным напряжением и отражает существующие трудности приспособления к социальной среде со склонностью "уходить" от неприятных переживаний в мир фантазий. Л.Н. Собчик считает, что подобный выбор свойственен личностям с акцентуацией характера по истерическому типу и позитивно коррелирует с профилем MMPI, имеющем подъемы по 3-ей, 4-ой и 8-ой шкалам. Зеленый цвет на первых позициях характерен для лиц, отличающихся упорством и настойчивостью, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности. Предпочтение зеленого цвета коррелирует с подъемами по 6-ой, 0-ой и 8-ой шкалам MMPI.

В целом, предпочитаемые выборы цветов по Люшеру сочетаются с данными MMPI и подтверждают общие тенденции группы матерей детей с РДА, Характеризующиеся: 1) эмоциональной неустойчивостью в сочетании с ригидностью аффекта; 2) высоким уровнем тревоги; 3) склонностью к формированию компенсаторной реакции в виде "ухода" от фрустрирующей ситуации с отрицанием существующей проблемы; 4) тенденцией к формированию субъективных, надуманных концепций и оценок существующей ситуации; 5) повышенной чувствительностью к социальным критериям и внешним оценкам их действий и личности.

Кластерный анализ, проведенный на массиве данных MMPI, позволил выделить 3 группы матерей: в 1-ой группе агрессивность и эгоцентричность затрудняют правильную ориентацию таких личностей в ближайшем окружении (наличие пиков по 8-3 шкалам, повышение по 6-4 шкалам, предпочтение зеленого цвета по Люшеру). 2-ая и 3-я группы характеризуются большей социальной интроверсией, причем, если у 2-ой группы на базе аффективной ригидности часто возникает беспокойство за состояние физического здоровья (пики по 3-1 шкалам и 9-6 шкалам, предпочтение фиолетового и зеленого цветов по Люшеру), то у матерей 3-ей группы реакции тревоги при межличностных контактах не соматизируются, а приводят к развитию депрессивных реакций (пики по 8-2 шкалам, предпочтение фиолетового цвета по Люшеру). В целом, во всех трех группах выявляется тенденция к выраженной ригидности аффекта, которая приводит к ощущению разрыва межличностных связей.

Сравнительный анализ личностных особенностей матерей с различным семейно-социальным статусом проводился по 5-ти параметрам (см. гл. 2).

При сравнении групп матерей из полной и неполной семьи статистически значимых различий по MMPI и тесту Люшера не выявлен. При рассмотрении показателей интенсивности тревоги выявляется тенденция к ее усилению у матерей из полных семей с часто неадекватной ее компенсацией.

При сравнении средних профилей MMPI и показателей теста Люшера значимых различий между группами работающих и неработающих матерей не выявлено; у неработающих матерей черты женственности больше выявлены (шкала 5 MMPI). При рассмотрении показателей интенсивности тревоги выявляется тенденция к ее усилению у неработающих матерей.

При сравнении средних профилей MMPI и результатов теста Люшера групп матерей, имеющих одного или двух детей, статистически значимых различий не выявлено.

При исследовании связи личностных особенностей матерей со степенью тяжести РДА ребенка и проведением коррекционных мероприятий показано: при сравнении средних профилей MMPI и результатов теста Люшера групп матерей детей с легкой и тяжелой степенью тяжести РДА ребенка статистически значимых различий не выявлено. Можно отметить меньшую демонстративность характера у матерей, имеющих детей с легкой степенью тяжести РДА. Показатели интенсивности тревоги усиливаются у матерей, имеющих детей с легкой степенью РДА.

При сравнении профилей MMPI групп матерей, чьи дети посещают группу коррекции, и матерей, не посещающих коррекционную группу, выявились статистически значимые различия между значениями по 1-ой и 3-ей шкалам MMPI: так, у матерей, чьи дети посещали группу коррекции, более выражены демонстративные черты характера и беспокойство за состояние своего здоровья. Результаты теста Люшера показали, что матери, дети которых не посещают группу коррекции, чаще отвергают желтый цвет, что указывает на снижение фона настроения и трудности спонтанной самореализации. Матери, дети которых посещают группу, чаще отвергают синий цвет, что указывает на наличие фрустрированной потребности в

теплых межличностных отношениях и зависимость от объекта глубокой привязанности.

В главе 4 представлены результаты исследования родительского отношения матерей детей с РДА (ЦТО, тест-опросник родительского отношения, беседа).

но результатам исследования матерей детей с РДА с помощью методики ЦТО анализировалось отношение (цветовое ассоциирование) матери к себе, больному ребенку, здоровому ребенку и мужу. Паттерн цветовых ассоциаций в целом по группе указывает, что эмоционально принимает себя 52,8% матерей; 23,1% - амбивалентно к себе относится и 23,1% ч эмоционально отвергают себя.

Принимают качества своего аутичного ребенка 62,7% матерей, 33,3% -амбивалентно к нему относится и 3,3% его отвергают.

Эмоционально принимают своего здорового ребенка 68,75% матерей, 25% - амбивалентно к нему относится и 6,25% его отвергают.

32% матерей принимают качества своего мужа, 20% - амбивалентно к нему относятся и 48% эмоционально его отвергают. Следует отметить, что 52% матерей ассоциируют своих мужей с темными тонами (коричневый, серый, черный), что свидетельствует о пассивном отношении к мужу, которь и связывается в основном с негативными переживаниями.

По данным теста-опроспика родительского отношения, у 49,7% матерей ведущей позицией в отношениях с ребенком-аутистом является отвержение. При такой позиции мать по большей части испытывает досаду, раздражение, обиду по отношению к ребенку; она не доверяет ребенку и не уважает его. У 35,5% матерей в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным. Мать ему не доверяет, досадует на его неуспешность и неумелость. У 7,1% матерей в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. При таком отношении мать требует) от ребенка безоговорочного послушания; старается навязать во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. 7,1% матерей заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему ("Кооперация").

Симбиотических отношений с ребенком не обнаружено ни в одном случае.

Во время клинической беседы все матери отмечают изменения своего состояния и характера по мере развития аутизма у ребенка, а именно: сужение круга общения, усиление общего беспокойства и тревоги в связи с растущим непониманием поведения ребенка и природы его заболевания.

С целью выяснения зависимости материнского отношения к себе, своему аутичному ребенку, здоровому ребенку и мужу от паттерна устойчивых личностных черт, выделенных на основании кластерного анализа данных MMPI (см. гл. 3), мы провели корреляционный анализ. Оказалось, что во всех 3-х группах (1-я - более активные матери; 2-я - матери со склонностью к вытеснению неприятных переживаний с образованием соматических симптомов; 3-я - матери, склонные к депрессивным реакциям) отношение к больному ребенку, по данным ЦТО, одинаково (60% эмоционально принимают качества своего больного ребенка и 40% амбивалентно к нему относятся). Одинаково и отношение к мужу - более 50% матерей эмоционально отвергают своего мужа.

В 1-ой группе, по данным ЦТО, 50% матерей эмоционально отвергают своего здорового ребенка при более благополучном отношении к себе (20% матерей эмоционально отвергают свои качества), а ведущей позицией в родительском отношении к аутичному ребенку чаще является его инфантилизация (тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина), 80% матерей ассоциируют своего больного ребенка с желтым цветом, что свидетельствует о том, что с ним связаны надежды и ожидание счастья в будущем.

Во 2-ой группе при более благоприятном отношении к себе (по ЦТО, 72% матерей эмоционально принимают себя) возрастает отвержение своего больного ребенка (по тесту-опроснику родительского отношения). Процент принятия себя и здорового ребенка примерно одинаков.

В 3-ей группе, где процент отвержения себя самый высокий (60%), все матеря эмоционально принимают своего здорового ребенка (то есть, чем хуже она относится к себе, тем лучше к здоровому ребенку; на отношении к больному ребенку это не сказывается). Так же, как и во 2-ой группе, у более половины матерей (60%) ведущей позицией в родительском отношении является отвержение.

(Далее анализируется родительское отношение матерей с различным семейно-социальным статусом.

Сравнивая группы матерей полной и неполной семьи, можно сказать, что различие в этих двух группах выявлено в большем отвержении себя и больного ребенка в неполной семье (по ЦТО). В неполной семье чаще встречается отвержение как ведущая позиция в отношениях с больным ребенком. Отношение к здоровому ребенку, напротив, лучше в неполной семье.

При сравнении групп работающих и неработающих матерей отмечается несколько большее эмоциональное отвержение себя у неработающих матерей. Больного ребенка чаще эмоционально отвергают работающие матери, а здорового ребенка они чаще эмоционально принимают (по ЦТО). В родительском отношении у работающих матерей чаще встречается отвержение как ведущая позиция в отношении к больному ребенку, но у них же встречается и "Кооперация", чего нет в другой группе.

Сравнительный анализ групп матерей, имеющих одного ребенка или двух детей показал, что матери, имеющие одного ребенка, чаще эмоционально его принимают. Отвержение как ведущая родительская позиция (тест-опросник родительского отношения) в отношениях с больным ребенком чаще встречается в группе матерей, имеющих 2-х детей. Следует отметить, что в подгруппе, где больной ребенок - младший (то есть второй по рождению после здорового ребенка), у всех матерей ведущей позицией в отношениях с ним является отвержение (против 50% в подгруппе, где больной ребенок - старший).

Сравнивая результаты родительского отношения в зависимости от степени тяжести аутизма ребенка (легкая - тяжелая), значимых различий, по данным ЦТО, в отношениях к больному ребенку не выявлено. Несколько хуже относятся к своему здоровому ребенку матери детей с тяжелой степенью тяжести РДА, но лучше - к мужу. По тесту-опроснику родительского отношения в группе матерей детей с легкой степенью тяжести РДА ведущей позицией в отношениях с больным ребенком чаще является его инфантилизация, а в группе матерей детей с тяжелой степенью тяжести РДА - отвержение. Однако, в последней группе встречается и "Кооперация", чего нет в первой.

Результаты сравнения групп матерей, дети которых посещали группу коррекции, и матерей, чьи дети не посещали коррекционную группу, показали, что матери детей, посещающих группу коррекции, намного лучше относятся к себе, своему больному ребенку и здоровому ребенку, но хуже - к мужу (по ЦТО). По данным теста-опросника родительского отношения, у матерей, чьи дети не посещали группу коррекции, чаще ведущей позицией в отношениях с больным ребенком является отвержение, но встречается и "Кооперация", чего нет в другой группе.

В главе 5 проводится обсуждение результатов. Анализируются полученные результаты исследования типа родительского отношения матерей к аутичным детям, а также рассматривается, какие психологические и социальные факторы оказывают наибольшее влияние на его формирование.

Результаты теста-опросника родительского отношения показали, что у 49,7% матерей аутичных детей ведущей позицией в отношениях с больным ребенком является отвержение. Однако, данные ЦТО не дают возможности сделать вывод о наличии эмоционального отвержения аутичного ребенка: только 3,3% матерей его отвергают. Подобное расхождение результатов, полученных по этим двум тестам, видимо, объясняется самой методической направленностью их. Так, тест-опросник родительского отношения аппеллирует в большей степени к когнитивной составляющей родительского отношения и оценке его поведения с точки зрения встроенности в социальные отношения. А Цветовой тест отношений направлен на изучение эмоциональных компонентов, чаще - бессознательных, отношений испытуемых к самим себе и ближайшему окружению. Таким образом, можно видеть, что у матерей аутичных детей практически при отсутствии сильно выраженного эмоционального отвержения аутичного ребенка наблюдается негативная когнитивная оценка его способностей и поведения.

Проведенное исследование только частично подтверждает мнение о "холодности" матерей детей-аутистов (Eisenberg & Kanner, 1956). Было установлено, что все обследованные матери испытывают стресс от неудовлетворения эмоциональной потребности, несоответствия жизненной ситуации их ожиданиям и стремятся преодолеть эти условия либо с помощью активного сопротивления окружающим, либо пассивным уходом от решения жизненных проблем (тест Люшера). В числе характерных личностных особенностей матерей детей с РДА (MMPI) надо отметить выраженную ригидность аффекта, которая сопровождается длительным переживанием собственных успехов, повышенным себялюбием и недовольством, с их точки зрения, недостатком признания со стороны окружающих. Сочетание сензитивности с тенденцией к самоутверждению порождает подозрительность, критическое отношение к окружающему, настороженность, упрямство, а нередко и агрессивность. Часто отмечаются трудности социальной адаптации и возникновение стойкой недоброжелательности по отношению к окружающим со склонностью к упорным возражениям и агрессивным реакциям, которые интенсивнее всего проявляются, естественно, в семье.

Проведенный на основе массива данных MMPI кластерный анализ позволил выделить 3 группы матерей, различия между которыми состоят в следующем: более активные матери (1-я группа) склонны инфатилизировать своего больного ребенка и отказывать ему даже в том, что он умеет делать. Для матерей 2-й группы ребенок с РДА является слишком тревожащим и утомительным объектом. Отношение же матерей 3-й группы (со склонностью к депрессивным реакциям) разнос: здесь и стремление чрезмерно контролировать ребенка, и отрицание его возможностей достичь успеха, и оценка его как "Маленького неудачника".

Сравнивая группы работающих и неработающих матерей, можно отметить несколько большее эмоциональное отвержение себя, снижение самооценки и усиление женских черт характера у неработающих матерей. Больного ребенка чаще эмоционально отвергают работающие матери а здорового они чаще эмоционально принимают (по ЦТО). В родительском отношении у работающих матерей чаще встречается отвержение как ведущая позиция во взаимодействии с больным ребенком, но у них же встречается и "Кооперация".

При сравнении личностных особенностей групп матерей из полной и неполной семьи значимых различий по MMPI и тесту Люшера не выявлено. Матери из неполных семей отдают большее предпочтение фиолетовому цвету, что свидетельствует о трудностях адаптации. Тенденция к усилению интенсивности тревоги наблюдается у матерей из полных семей с часто неадекватной ее компенсацией.

По данным ЦТО, матери из неполной семьи чаще отвергают себя и своего больного ребенка при 100% принятии здорового ребенка; в полной же семье ухудшается отношение к здоровому ребенку.

В родительском отношении различия заключаются в том, что в неполной семье чаще встречается отвержение как ведущая позиция в отношении к больному ребенку.

Таким образом, эмоциональное отвержение больного ребенка может нарастать при повышении социальной нагрузки у работающих матерей и матерей-одиночек.

При анализе средних профилей MMPI групп матерей с одним ребенком или с двумя детьми статистически значимых различий не выявлено. Несколько меньше выражены демонстративные черты характера у матерей, имеющих двоих детей. Результаты теста Люшера показали, что в группе матерей, имеющих одного ребенка, предпочитаемый цвет - фиолетовый, а в группе с двумя детьми к началу ряда сдвигается чаще зеленый цвет.

Было выявлено, что в семьях с двумя детьми отношение к ребенку с РДА более принимающее в случае, когда он - старший. Это, видимо, связано с тем, что после стресса общения с аутичным ребенком и связанного с этим падения самооценки матери, рождается второй здоровый ребенок, семейная ситуация значительно меняется в сторону стабилизации за счет повышения уверенности в себе у матерей (с нее снимается груз собственного чувства неполноценности), что в свою очередь сказывается и на отношении к больному ребенку. Когда же ребенок с РДА - младший, ситуация меняется с точностью наоборот - его болезнь является сильным ударом для женщины, считающей себя успешной матерью.

Проведенное исследование не выявило какого-либо однозначно преобладающего типа родительского отношения у матерей к детям с РДА, что соотносится с мнением ряда авторов (Kasanan et.al., 1934; Rank, 1955; Bowen et.,al" 1959; Creak & Ini, 1960; Meyer & Goldfarb, 1961; Goldfarb, 1967; Tustin, 1995).

Семейная атмосфера связана с родительской растерянностью и характеризуется родительской нерешительностью, а иногда как бы психической "парализацией" перед сложной патологией ребенка, связанной с непониманием части родителей, как удовлетворить потребности ребенка.

(Особенности патологии ребенка с РДА таковы, что матери часто не осознают болезни ребенка, обусловленной изначально серьезной органической дефицитарностью, и принимают на себя вину за его поведение и невозможность наладить оптимальный контакт с ребенком. Это мнение подтверждают и данные ряда авторов (Pitfield and Oppenheim, 1964; Holroyd and McArthur, 1976), проводивших сравнительное исследование типов родительского отношения и обнаруживших, что матери аутичных детей имели более негативную установку к своим детям, чем матери детей с синдромом Дауна. Подобный результат указывает на то, что когда мать четко представляет себе степень заболевания ребенка и даже его неизлечимость, ей легче приспособиться к его потребностям и выстроить его поведение. В случаях же с аутичными детьми матери часто не понимают характера заболевания и прогноза его развития, а следовательно и не видят перспектив взаимодействия с ребенком. Подобное отсутствие понимания, что ребенок болен, а не просто имеет некоторые отклонения в повелении, вносит свою лепту в самообвинение матерей и еще больше вгоняет их в состояние "растерянности".

В заключения отмечается, что проведенное исследование опровергает сложившееся мнение об эмоциональной "холодности" матерей детей с РДА. Скорее, наоборот: ее личностные особенности создают чрезмерно интенсивную аффективную среду, которая, видимо, и фиксирует, усугубляет аутистический барьер у ребенка, у которого, как правило, с рождения наблюдается аффективная гиперсензитивность, повышенная тревожность, готовность к страхам. Не исключено, что перенасыщенная аффективная среда является мощным декомпенсирующим фактором для этих детей.

Исследование позволяет предположить, что в формировании синдрома РДА определенную роль играют сочетание специфической врожденной аффективной дефицитарности ребенка с особыми интенсивными эмоциональными проявлениями матери.

Наличие в семье здорового сибса усугубляет эту ситуацию тем, что для второго ребенка поведение матери не является столь травмирующим, и поэтому матери отказываются менять свою изначальную жизненную установку по отношению к больному ребенку и усиливают его отвержение.

Можно сказать, что ребенок с РДА своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери, которая, осуществляя его связь с внешним миром, должна не столько стремиться вовлечь его в активную социальную деятельность, сколько стараться снизить интенсивность окружающей среды. Она должна стать своеобразным "буфером" между ребенком и средой.

Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой, - приводят к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации.

Полученные данные указывают на необходимость ранней психе логической коррекции отношения матери к ребенку с РДА, направленной, в частности, на выработку у нее механизмов адекватного аффективного реагирования.

ВЫВОДЫ

1. Родительское отношение матерей детей с РДА имеет противоречивую структуру: на когнитивном уровне оценка ребенка является отвергающей или инфантилязирующей, отражает трудности матери в понимании своего ребенка, построении модели его воспитания и возможности встроиться в социальную среду. Однако, эмоциональное отношение большинства матерей остается адекватно принимающим, позитивным.

2. У всех матерей отмечаются определенные личностные особенности: высокий уровень тревоги с реакцией ухода от фрустрации, эмоциональная неустойчивость в сочетании с ригидностью аффекта, повышенная чувствительность к социальным критериям и внешним оценкам их действий и личности, что создает повышенную аффективную среду для аутичного ребенка. Паттерн личностных особенностей матерей не выходит за рамки нормы, не коррелирует со степенью тяжести аутизма у ребенка; таким образом, он не может рассматриваться в качестве определяющего патогенетического фактора РДА.

3. Социальный статус матерей оказывает влияние на отношение к ребенку. Так, матери с большей социальной нагрузкой (работающие или из неполной семьи) чаще отвергают больного ребенка и чаще принимают здорового ребенка.

4. Материнское отношение к больному ребенку зависит от порядка его рождения: в семьях, где ребенок с РДА - единственный, чаще наблюдается его эмоциональное принятие. Наименее благоприятная психологическая ситуация складывается в отношении второго по порядку рождения ребенка с РДА: у матерей чаще складывается комплекс ролевой неполноценности и невозможность гибкой адаптации к особенностям больного ребенка.

5. Степень тяжести аутизма ребенка существенно не влияет на материнское отношение (данные ЦТО не выявили значимых различий). Различия наблюдаются в когнитивной оценке способностей и поведения ребенка (так, по данным теста-опросника родительского отношения, тяжелая степень РДА ребенка чаще вызывает у матерей отвержение, в то время как легкая степень повышает у них уровень тревоги и склонность инфантилизировать ребенка).

6. Проведение коррекционных мероприятий улучшает показатели принятия ребенка матерями. Психологическая коррекция должна целенаправленно снимать состояние растерянности у матерей, мобилизовать возможности взаимодействия с ребенком, выстраивать понятную модель социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер.

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. К проблеме "мать-ребенок" при раннем детском аутизме. //Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Тезисы докладов Ш съезда неврологов, нейрохирургов и психиатров Эстонской ССР. Том П. - Таллинн, 1989.-С. 172-173.

2. Особенности взаимодействия матери с ребенком, больным ранним детским аутизмом (РДА). //Материалы международной научно-практической конференции памяти К.С. Лебединской. - Москва, 1995. - С. 100-102.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK