Autism.Ru

 

Наша группа VK

Печникова Л.С.
Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса

Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 л.) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 л., посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были психически здоровы, и только в 3 случаях отмечалась наследственная отягощенность по линии ближайших родственников (дедушки, бабушки). Нас интересовала связь материнского отношения к ребенку-аутисту с наличием в семье здорового сибса. Есть ли различия между материнским отношением к здоровому и больному ребенку и сглаживает ли такая ситуация стресс матери от неполноценного общения с аутичным ребенком? В 27 случаях в семье был один ребенок и в 23 - двое, причем, из них 10 матерей имели старшего ребенка с РДА, а 13 - младшего. В исследовании использовались методики, позволяющие охарактеризовать отношение матери к больному ребенку - это Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный А.М.Эткиндом (1985) для изучения эмоциональных компонентов отношений испытуемых к самим себе, к своим детям и другим значимьм для него людям, и Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Сталиным (1988), направленный на выявление характера родительского отношения.

По данным ЦТО, матери, имеющие одного ребенка, чаще эмоционально принимают его качества (78,1%). В группе матерей, имеющих 2 детей, больного ребенка эмоционально принимают 50% матерей, а здорового - 68,75%. Внутри группы матерей, имеющих 2 детей, было выделено 2 подгруппы: 1) больной ребенок - старший (первый по рождению) и 2) больной ребенок - младший. Оказалось, что матери 2 подгруппы чаще эмоционально отвергают себя, своего больного ребенка и здорового ребенка.

Эмоциональное отвержение ребенка с РДА по методике ЦТО обнаружено всего у 3,3% матерей. По результатам Теста-опросника родительского отношения, у матерей, имеющих двоих детей, чаще встречается отвержение как ведущая позиция в отношениях с больным ребенком (66,5% против 50% в группе матерей с одним ребенком). Наличие в семье здорового сибса усугубляет эту ситуацию тем, что для второго ребенка поведение матери не является столь травмирующим, и поэтому матери отказываются менять свою изначальную жизненную установку по отношению к больному ребенку и усиливают его отвержение.

Наибольшие отличия обнаружены внутри группы матерей, имеющих двоих детей: там, где больной ребенок - младший (т.е. второй по рождению после здорового ребенка), у всех матерей (100%) ведущей позицией в отношениях с ним является отвержение. В подгруппе, где больной ребенок - старший (т.е. первый по рождению) в семье, только у 50% матерей ведущей позицией является отвержение, а в 50% наблюдается "Кооперация".

Это, видимо, связано с тем, что после стресса общения с аутичным ребенком и связанного с этим падения самооценки матери, рождается второй здоровый ребенок, семейная ситуация значительно меняется в сторону стабилизации за счет повышения уверенности в себе у матерей (с нее снимается груз собственного чувства неполноценности), что, в свою очередь, сказывается и на отношении к больному ребенку. Когда же ребенок с РДА - младший, ситуация меняется с точностью наоборот - его болезнь является сильным ударом для женщины, считающей себя успешной матерью.

Расхождение результатов по этим двум тестам, видимо, объясняется самой методической направленностью их. Так, Тест-опросник родительского отношения апеллирует в большей степени к когнитивной составляющей родительского отношения и оценке его поведения с точки зрения встроенности в социальные отношения (например: "Мой ребенок ничего не добьется в жизни", "Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый", "Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании" и т.д.). ЦТО направлен на изучение эмоциональных компонентов, чаще - бессознательных, отношений испытуемых к самим себе и ближайшему окружению.

Родительское отношение матерей детей с РДА имеет противоречивую структуру: на когнитивном уровне оценка ребенка является отвергающей или инфантилизирующей, отражает трудности матери в понимании своего ребенка, построении модели его воспитания и возможности встро-иться в социальную среду. Однако, эмоциональное отношение большинства матерей остается адекватно принимающим, позитивным.

Материнское отношение к больному ребенку зависит от порядка его рождения: в семьях, где ребенок с РДА - единственный, чаще наблюдается его эмоциональное принятие. Наименее благоприятная психологическая ситуация складывается в отношении второго по порядку рождения ребенка с РДА: у матерей чаще складывается комплекс ролевой неполноценности и невозможность гибкой адаптации к особенностям больного ребенка. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой, - приводят к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации.

Психологическая коррекция должна целенаправленно снимать состояние растерянности у матерей, мобилизовать возможности взаимодействия с ребенком, выстраивать понятную модель социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер.

 

 


 

 

 

 

 

 

TopList
Наша группа VK